Решение об устранении нарушений санитарного законодательства



                                                    Р Е Ш Е Н И Е                                   дело № 2-86/2012

                                          ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ                                                                     

27 февраля 2012 года                                                                                                     гор. Канск      

Канский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Гришаниной Н.В. при секретаре Смагиной С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Канске к Муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения «Чечеульская участковая больница» об устранении нарушений санитарного законодательства, о признании бездействия, выраженного в неисполнении предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно- эпидемиологический надзор незаконным и возложении обязанности по выполнению требований санитарного законодательства

УСТАНОВИЛ:

Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Канске обратился в суд иском к Муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения «Чечеульская участковая больница», мотивируя тем, что в ходе проведения мероприятий по надзору были выявлены нарушения действующего санитарно-эпидемиологического законодательства. С целью устранения выявленных нарушений юридическому лицу было выдано предписание должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор № 54 от 25 января 2011 года со сроком исполнения до 18 января 2012 года. По истечении установленного срока, при проведении внеплановой проверки юридического лица МБУЗ «Чечеульская участковая больница» по месту нахождения Бережковского фельдшерско-акушерского пункта по адресу: Красноярский край, Канский район, с.Бережки ул. Новая д.4, выявлено неисполнение предписания в части обеспечения наличия санитарно - эпидемиологического заключения о соответствии Бережковского ФАПа МБУЗ « Чечеульская участковая больница» санитарным правилам для медицинской деятельности, т. е. не устранено нарушение требований п.1.2 главы V1 СанПиН 2.1.3.2630-10 « Санитано - эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»;

По факту невыполнения предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический контроль составлен протокол об административном правонарушении № 19 от 19.01.2012 года по ч. 1 ст. 19.5 КоAП РФ и направлен по подведомственности мировому судье Канского района.

Просит признать бездействие ответчика по исполнению предписания незаконным и обязать устранить установленные нарушения санитарного законодательства в срок до 03 декабря 2012 года.

В судебное заседание представитель территориального отдела Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Канске не явился. В письменном ходатайстве, начальник территориального отдела Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Канске Н.П. Безгодов просит дело рассмотреть в отсутствии представителя Роспотребнадзора, иск поддержал в полном объеме.

Главный врач МБУЗ « Чечеульская участковая больница»- Шматова Т.И. иск признала частично. Не признала требование в части признания бездействия юридического лица незаконным, поскольку считает, что неисполнение предписания в части получения санитарно- эпидемиологического заключения связано с тем, что данное заключение может быть получено только после устранения всех замечаний со стороны Роспотребнадзора и нецелесообразно получать заключение по каждому ФАПу отдельно из-за больших финансовых затрат. В 2011 года финансирование больницы, в том числе и ФАПов, происходило согласно утвержденной управлением здравоохранения Администрации Канского района смете, в которой не были предусмотрены расходы на устранение нарушений санитарного законодательства. Она обращалась в Управление здравоохранения Администрации Канского района, которое в свою очередь обращалось в Министерство здравоохранения Красноярского края о потребностях в финансовых средствах для устранения замечаний, предписаний надзорных органов в учреждениях здравоохранения Канского района, куда вошли и потребности Чечеульской больницы и всех ФАПов. Выделение средств предполагается в 2012 году. В остальной части иск признала.

Выслушав участников судебного заседания и исследовав материалы дела: распоряжение о проведении мероприятия по надзору от 20.12.2010 г. № 808 и распоряжение о внесении изменений в распоряжение от 29.12.2010 года №845; копию предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор от 25.01.2011года № 54; копию уведомления о проведении проверки (внеплановой); копию распоряжения о проведении внеплановой выездной проверка юридического лица от 20.12.2011 г. № 632; копию протокола об административном правонарушении от 19.01.2012года №19; копию акта проверки от 19.01.2012 г. № 40; копию приказа (распоряжение) МУ «Управления здравоохранение администрации Канского района» о назначении исполняющим обязанности главного врача от 30.12.2011 г. № 1150; копию свидетельства о внесении записи в Единый госреестр юридических лиц; копию свидетельства о постановке на учет организации в налоговом органе; Устав МБУЗ «Чечеульская участковая больница»; постановление об административном правонарушении от 11.03.2012 года, которым производство по делу об административной правонарушении в отношении МБУЗ «Чечеульская участковая больница» по протоколу об административном правонарушении №19 от 19.01.2012 года прекращено, суд считает заявленный иск подлежащим удовлетворению частично по следующим основаниям.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

В соответствии с ч.1 ст.2 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999 г., настоящим законом регулируются отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией РФ прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Отношения относительно выполнения санитарно-эпидемиологических требований обеспечения безопасности среды обитания для здоровья человека и отношения по организации и проведению санитарно-противоэпидемических мероприятий являются основными в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Объектом права граждан на благоприятную среду обитания является благоприятная среда обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Согласно ст.42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. При этом, в соответствии со ст. 1 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года среда обитания характеризуется как совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющая условия жизнедеятельности человека. В силу ч. 1 ст. 4 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения определено одним из основных условий реализации предусмотренного Конституцией РФ права граждан на благоприятную окружающую среду. Следовательно, благоприятная окружающая среда понятийно входит в благоприятную среду обитания в той мере, насколько это связано с жизненными условиями человека.

В силу ст. 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Статьей 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что юридические лица обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также предписаний должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Согласно ст. 52 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» должностные лица, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, обязаны своевременно и в полной мере исполнять предусмотренные статьей 50, настоящего Федерального закона полномочия на предупреждение, обнаружение и пресечение нарушения санитарного законодательства, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, что означает обязанность использовать весь комплекс предоставленных полномочий.

В соответствии со ст. 51 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» главные государственные санитарные врачи наделены полномочием предъявлять иски в суд в случае нарушения санитарного законодательства для устранения, несмотря на ранее принятые меры, сохраняющихся нарушений санитарного законодательства.

В соответствии со ст. 51 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» главные государственные санитарные врачи наделены полномочием, предъявлять иски в суд в случае нарушения санитарного законодательства, для устранения, несмотря на ранее принятые меры, сохраняющихся нарушений санитарного законодательства.

Из материалов дела следует, что при проведении проверки в МБУЗ «Чечеульская участковая больница» в Бережковском ФАПе в январе 2011 года было выявлено нарушение санитарно- эпидемиологического законодательства, об устранении которого 25.01.2011 года было вынесено предписание, установлен срок для устранения нарушений до 18.01.2012 года. При проведении проверки исполнения предписания установлено, что из четырех пунктов не исполнен пункт предписания в части получения санитарно- эпидемиологического заключения о соответствии Бережковского ФАПа санитарным правилам согласно заявленным на лицензирование видам медицинской деятельности.

Как пояснила главный врач МБУЗ « Чечеульская участковая больница»Шматова Т.И., причиной неисполнения предписания в полной мере явилось отсутствие бюджетного финансирования лечебного учреждения в 2011 году. Учитывая, что Роспотребнадзором было выдано несколько предписаний по устранению различных нарушений санитарного законодательства как по самой больнице, так и по ФАПам, все необходимые расходы на их устранение были подсчитаны и оформлены в виде заявки в Управление здравоохранения администрации Канского района, поскольку больница является бюджетным учреждением, однако на их устранение больнице средства в 2011 году выделены не были. Собственных финансовых средств у больницы нет. Выделение средств запланировано на 2012 год, часть из которых пойдет на устранение нарушений санитарного законодательства, выявленных Роспотребнадзором. Все пункты предписания, касающиеся Бережковского ФАПа исполнены, кроме получения санитарно- эпидемиологического заключения о соответствии Бережковского ФАПа санитарным правилам для медицинской деятельности. Но до конца 2012 года и этот недостаток будет устранен.

Оценивая в совокупности исследованные в суде доказательства, представленные сторонами, суд находит, что отсутствуют доказательства, подтверждающие бездействие юридического лица, что является основанием в отказе в удовлетворении иска в этой части.

Что касается требований в части возложения обязанности устранить нарушение санитарного законодательства, то данное требование суд считает обоснованным и подлежащим удовлетворению.            

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию в федеральный бюджет государственная пошлина, которую суд, в связи с ходатайством ответчика снижает до 400 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить частично.

Обязать Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения «Чечеульская участковая больница» устранить до 03.12.2012 года:

- нарушение требования п.1.2 главы V1 СанПиН 2.1.3.2630-10 - получить санитарно- эпидемиологическое заключение о соответствии Бережковского Фельдшерско -акушерского пункта МБУЗ «Чечеульская участковая больница», расположенного в с. Бережки ул. ул. Новая д.4, Канского района, санитарным правилам, согласно заявленным на лицензирование видам медицинской деятельности, работ и услуг.

В остальной части иска отказать.

Взыскать с Муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Чечеульская участковая больница» в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 400 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Канский районный суд в месячный срок со дня вынесения.

             Председательствующий                                            Н.В.Гришанина.