Р Е Ш Е Н И Е дело№2-82/2012 Именем Российской Федерации 23 марта 2012 года гор. Канск Канский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Гришаниной Н.В., при секретаре Смагиной С.В., с участием представителя истца- Саленко С.Н., представителя ответчика -Редколес Д.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Канске к Муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения « Чечеульская участковая больница» об устранении нарушений санитарного законодательства, о признании бездействия, выраженного в неисполнении предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно- эпидемиологический надзор незаконным и возложении обязанности по выполнению требований санитарного законодательства УСТАНОВИЛ: Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Канске обратился в суд иском к Муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения «Чечеульская участковая больница», мотивируя тем, что в ходе проведения в январе 2011 года плановой выездной проверки было установлено несоблюдение учреждением санитарного законодательства. С целью устранения выявленных нарушений, юридическому лицу было выдано предписание должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор № 12 от 14 января 2011 года со сроком исполнения до 12 января 2012 года. По истечении установленного срока, при проведении внеплановой проверки юридического лица МБУЗ «Чечеульская участковая больница», выявлено неисполнение в установленный в предписании срок пункта 2, в части обеспечения МБУЗ «Чечеульская участковая больница» соответствующего сбора медицинских отходов: класса А -неопасные (отходы подобные бытовым), класса Б - рискованные (потенциально инфицированные) в емкости с легко различимыми отличиями, обеспечения стойками (тележками) - выполнен частично, не выполнен в части обеспечения стойками (тележками) - МБУЗ «Чечеульская участковая больница» не обеспечена стойками (тележками), т. е. не устранено нарушение требований п.п. 4.1, 7.7, 7.9 СанПиН 2.1.7.728-99 «Правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений» в новой редакции данные требования изложены в п.п. 3.4, 4.6, 4.12 СанПиН 2.1.7.2790-10 «Санитарно - эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами»; пункт 5, в части обеспечения включения МБУЗ «Чечеульская участковая больница» в инструкцию по правилам сбора, хранения и удаления образующихся медицинских отходов в структурных подразделениях: Крутогорском ФАПе, Левобережном ФАПе, Бережковском ФАПе, Красномаяковском ФАПе, Терском ФАПе, Сухореченском ФАПе, Комаровском ФАПе, Бошняковском ФАПе, Петрушковском ФАПе, Зеленолужском ФАПе, Новопутинском ФАПе, Краснополянском ФАПе, Большеуринском ФАПе, Малоуринском ФАПе, Дороженском ФАПе, Малопродинском ФАПе - не выполнен, в инструкцию по правилам сбора, хранения и удаления образующихся медицинских отходов не включены структурные подразделения: Крутогорский ФАП, Левобережный ФАП, Бережковский ФАП, Красномаяковский ФАП, Терский ФАП, Сухореченский ФАП, Комаровский ФАП, Бошняковский ФАП, Петрушковский ФАП, Зеленолужский ФАП, Новопутинский ФАП, Краснополянский ФАП, Большеуринский ФАП, Малоуринский ФАП, Дороженский ФАП, Малопродинский ФАП, т. е. не устранено нарушение требований п. 4.4., раздела 9 СанПиН 2.1.7.728-99 «Правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений» в новой редакции данные требования изложены в п. п.3.2, 3.7 СанПиН 2.1.7.2790-10 «Санитарно - эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами»; пункт 6, в части обеспечения согласования МБУЗ «Чечеульская участковая больница» классов опасности образуемых отходов производства с учреждением, осуществляющим государственный санитарно-эпидемиологический контроль - не выполнен, класс опасности образуемых отходов производства в МБУЗ «Чечеульская участковая больница» не согласован с учреждением, осуществляющим государственный санитарно-эпидемиологический контроль. Указанные факты подтверждаются актом проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица № 9 от 13 января 2012 года В связи с неисполнением предписания, территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю просит признать бездействие ответчика - муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Чечеульская участковая больница», выраженное в неисполнении предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор № 12 от 14 января 2011г. незаконным, и обязать муниципальное бюджетное учреждения здравоохранения «Чечеульская участковая больница», устранить допущенные нарушения до 01 августа 2012 года. В судебное заседание представитель территориального отдела Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Канске Саленко С.Н. иск поддержала и пояснила обстоятельства его возникновения. Представитель ответчика- главный врач МБУЗ « Чечеульская участковая больница» Т.И. Шматова в судебное заседание не явилась. Ранее в судебном заседании 20.02.2012 года Т.И. Шматова иск признала частично, пояснив, что для исполнения предписания были приняты все меры, но из-за отсутствия бюджетного финансирования не имелось возможности выполнить предписание в полной мере в связи с чем, не признает иск в части признания бездействия МБУЗ «Чечеульская участковая больница» незаконным. Пункт 5 предписания о включении в инструкцию по правилам сбора, хранения и удаления медицинских отходов структурных подразделений - ФАПов в настоящее время исполнен, все ФАПы включены в инструкцию. Пункт 6 предписания исполнить не представилось возможным, поскольку больница в своей деятельности руководствуется СанПиНом 2.1.7.728-99 «Правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно- профилактических учреждениях». После получения предписания они пытались провести согласование с учреждением государственного санитарно-эпидемиологического контроля, но им в этом было отказано, поскольку данный СанПиН такого согласования не требует. Пункт 2 предписания не исполнен лишь в части обеспечения лечебного учреждения стойками (тележками) для сбора медицинских отходов. Для их приобретения оформлена заявка в Управление здравоохранения администрации Канского района о выделении средств. В 2012 году тележки будут приобретены. Представитель МБУЗ « Чечеульская участковая больница» Редколес Д.В.. требования в части возложения обязанности по устранению нарушения санитарного законодательства признал, требование о признании бездействия незаконным не признал, пояснив суду, что основной причиной неисполнения предписания явилось отсутствие должного финансирования больницы. Заявки о выделении денег на устранение выявленных нарушений санитарного законодательства направлялись и в администрацию Канского района, и в Министерство здравоохранения Красноярского края. Собственных средств у больницы нет. Выслушав участников судебного заседания и исследовав материалы дела: копию распоряжения о проведении плановой выездной проверки МБУЗ « Чечеульская участковая больница» от 20.12.2010 г. № 808; распоряжение от 29.12.2010 года №845о внесении изменений и дополнении в распоряжение №808 от 20.12.2010 года; предписание должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, от 14.01.2011г. № 12; уведомление о проведении 13.01.2012 года проверки (внеплановой); распоряжение о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица от 20.12.2011 г. № 642; Акт проверки №9 от 13.01.2012 года; свидетельство о внесении записи в Единый госреестр юридических лиц и свидетельство о постановке на учет организации в налоговом органе; Устав МБУЗ «Чечеульская участковая больница»; письменное обращение начальника МУ « Управления здравоохранения Канского района» в Министерство здравоохранения Красноярского края от 25.08.2011 года о потребности в финансовых средствах для устранения замечаний и предписаний надзорных органов; смету доходов и расходов на 2011 год МБУЗ « Чечеульская участковая больница» и ФАПы, согласно которой в 2011 году денежные средства на проведение текущего ремонта в МБУЗ «Чечеульская участковая больница» не запланированы; письменное ходатайство главного врача Т.И. Шматовой в Управление здравоохранения Администрации Канского района от 14.04.2011 года о выделении денежных средств для устранения нарушений санитарного законодательства; суд считает заявленный иск подлежащим удовлетворению частично по следующим основаниям. В соответствии со ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. В соответствии с ч.1 ст.2 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999 г., настоящим законом регулируются отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией РФ прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Отношения относительно выполнения санитарно-эпидемиологических требований обеспечения безопасности среды обитания для здоровья человека и отношения по организации и проведению санитарно-противоэпидемических мероприятий являются основными в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Объектом права граждан на благоприятную среду обитания является благоприятная среда обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Согласно ст.42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. При этом, в соответствии со ст. 1 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года среда обитания характеризуется как совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющая условия жизнедеятельности человека. В силу ч. 1 ст. 4 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения определено одним из основных условий реализации предусмотренного Конституцией РФ права граждан на благоприятную окружающую среду. Следовательно, благоприятная окружающая среда понятийно входит в благоприятную среду обитания в той мере, насколько это связано с жизненными условиями человека. В силу ст.8 Федерального закона «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года, граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Статьей 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что юридические лица обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Согласно ст. 52 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» должностные лица, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, обязаны своевременно и в полной мере исполнять предусмотренные статьей 50, настоящего Федерального закона полномочия на предупреждение, обнаружение и пресечение нарушения санитарного законодательства, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, что означает обязанность использовать весь комплекс предоставленных полномочий. В соответствии со ст. 51 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» главные государственные санитарные врачи наделены полномочием предъявлять иски в суд в случае нарушения санитарного законодательства для устранения, несмотря на ранее принятые меры, сохраняющихся нарушений санитарного законодательства. Из материалов дела следует, что при проведении проверки в МБУЗ «Чечеульская участковая больница» в январе 2011 года было выявлено нарушение санитарно- эпидемиологического законодательства, об устранении которого 14.01.2011 года было вынесено предписание, установлен срок для устранения нарушений до 12.01.2012 года. При проведении проверки исполнения предписания установлено, что предписание исполнено частично. Из шести пунктов предписание не исполнены были два пункта полностью и один пункт частично. Согласование классов опасности отходов, как установлено в суде, исполнить ответчик пытался, но при обращении в учреждение государственного санитарно- эпидемиологического контроля ему в этом было отказано, поскольку больница не является производством и в своей деятельности руководствуется СанПиНом 2.1.7.728-99, который не требует согласования классов опасности отходов. В связи с чем, вины больницы в неисполнении данного пункта предписания суд не усматривает. Что касается неисполнения предписания в части обеспечения больницы стойками (тележками) для медицинских отходов и включении структурных подразделений больницы - ФАПов в инструкцию по правилам сбора, хранения и удаления образующихся медицинских отходов, то анализируя и оценивая представленные сторонами доказательства, учитывая, что в настоящее время все ФАПы включены в инструкцию по правилам сбора, хранения и удаления медицинских отходов, а на приобретение стоек (тележек) оформлена заявка о выделении денежных средств и их приобретение запланировано на 2012 год, суд не усматривает бездействия со стороны больницы. Относительно требования о возложении обязанности устранения нарушений санитарно- эпидемиологического законодательства, то данное требование суд удовлетворяет в части возложения обязанности по обеспечению больницы стойками (тележками) для сбора медицинских отходов. Срок для устранения нарушений, суд устанавливает до 01.08.2012 года. В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию в федеральный бюджет государственная пошлина, которую суд, в связи с ходатайством ответчика снижает до 400 рублей. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования удовлетворить частично. Обязать Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения «Чечеульская участковая больница» устранить до 01 августа 2012 года: - нарушения п.п. 5.2.2, 5.3.3., 5.3.8, 7.3. СанПиН 2.1.7.728-99 в новой редакции данные требования изложены в п.п. 3.4, 4.6, 4.12 СанПиН 2.1.7.2790-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами» - обеспечить МБУЗ «Чечеульская участковая больница» стойками (тележками); В остальной части иска отказать. Взыскать с Муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Чечеульская участковая больница» в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 400 (четыреста) рублей. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Канский районный суд в месячный срок со дня принятия. Судья- Н.В.Гришанина.