Дело № 2-60/12 РЕШЕНИЕ (заочное) ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г. Канск Красноярского края 26 января 2012 года Канский районный суд Красноярского края в составе председательствующего - судьи Беликова С.В., при секретаре - Лукзен О.В. с участием: - прокурора - заместителя Канского межрайпрокурора Плотникова В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Канского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Сотниковского сельсовета о признании незаконным бездействия по неисполнению обязанности по разработке проекта организации дорожного движения на территории населенного пункта село Сотниково и согласованию данного проекта с уполномоченным органом, возложении обязанности разработать и направить на согласование в Отдел госинспекции безопасности дорожного движения Межмуниципального отдела МВД России "Канский" проект организации дорожного движения на территории населенного пункта село Сотниково в четырехмесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу, УСТАНОВИЛ: Канский межрайонный прокурор обратился в суд с иском к администрации Сотниковского сельсовета, в котором просит признать незаконным бездействие по неисполнению обязанности по разработке проекта организации дорожного движения на территории населенного пункта село Сотниково и согласованию данного проекта с уполномоченным органом - Государственной инспекцией безопасности дорожного движения МВД России, обязать разработать и направить на согласование в Отдел госинспекции безопасности дорожного движения Межмуниципального отдела МВД России "Канский" проект организации дорожного движения на территории населенного пункта село Сотниково в четырехмесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу. Требования мотивированы тем, что Канской межрайонной прокуратурой в ноябре 2011 года была проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления требований законодательства в сфере дорожной деятельности, в ходе которой были установлены нарушения, а именно администрацией Сотниковского сельсовета надлежащим образом не выполняются требования федерального законодательства части организации дорожного движения на территории с. Сотниково. В нарушение требований ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ", ФЗ "О безопасности дорожного движения", Указа Президента РФ от 15.06.1998 № 711 "О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения", Устава муниципального образования Сотниковский сельсовет до настоящего времени в ОГИБДД МО МВД России "Канский" администрацией Сотниковского сельсовета не представлен на согласование проект организации дорожного движения на территории с. Сотниково, который должен содержать элементы обустройства автомобильных дорог в указанном населенном пункте: дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные переходы, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие, предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса. Результатом указанного бездействия администрации Сотниковского сельсовета является то, что в настоящее время дорожное движение на территории населенного пункта надлежащим образом не организовано, дорожные знаки (как и иные элементы обустройства автомобильных дорог) устанавливаются произвольно либо вообще не установлены в тех местах, где требуется их установка в соответствии с особенностями дорожного движения и состоянием автомобильной дороги. Неисполнение органом местного самоуправления своих обязанностей по осуществлению дорожной деятельности в части содержания автомобильных дорог, которое должно осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, представляет реальную угрозу жизни и здоровью граждан - участников дорожного движения на территории населенного пункта. В судебном заседании прокурор поддержал заявление по изложенным в нем доводам. Представитель ответчика в судебное заседание не явился, возражений на иск не представил, не просил дело рассмотреть в его отсутствие, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом. В связи с чем, судом вынесено определение о рассмотрении дела в порядке заочного производства. Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, что не препятствует рассмотрению дела. Заслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. В соответствии с ч. 2 ст. 1 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" местное самоуправление в РФ - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций. К вопросам местного значения поселения в соответствии с п. 5 ч. 14 названного Закона относятся, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ. Согласно ст. 50 Закона, в собственности поселений могут находиться, в том числе, и автомобильные дороги местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог. Пункт 9 ст. 5 ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения может утверждаться органом местного самоуправления поселения. В соответствии со ст. 13 ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в том числе, осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, информационное обеспечение пользователей автомобильными дорогами общего пользования местного значения. Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами РФ, нормативными правовыми актами субъектов РФ и муниципальными правовыми актами (ст. 17 Закона). Согласно ст. 6 ФЗ "О безопасности дорожного движения", к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. В силу ст. 21 "О безопасности дорожного движения" мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения его безопасности и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, в ведении которых находятся автомобильные дороги. Разработка и проведение указанных мероприятий осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации на основе проектов, схем и иной документации, утверждаемых в установленном порядке. Согласно п. 8.8 Приказа МВД РФ от 08.06.1990 №410 "О совершенствовании нормативно-правового регулирования деятельности службы дорожной инспекции и организации движения государственной инспекции безопасности дорожного движения министерства внутренних дел РФ" в целях совершенствования условий дорожного движения проекты организации движения разрабатываются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, в ведении которых находятся автомобильные дороги. В соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 7 Устава Сотниковского сельсовета Канского района к вопросам местного значения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельсовета, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ. Судом установлено, что в нарушение вышеназванных норм администрацией Сотниковского сельсовета Канского до настоящего времени не разработан и не представлен на согласование в ОГИБДД МО МВД России "Канский" проект организации дорожного движения на территории села Сотниково Канского района, то есть документ, содержащий сведения о дорожных знаках, дорожных ограждениях, светофорах и других устройствах для регулирования дорожного движения, местах отдыха, остановочных пунктах, пунктах весового и габаритного контроля транспортных средств, пунктов взимания платы, о стоянках транспортных средств, сооружениях, предназначенных для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуарах, других предназначенных для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружениях, за исключение объектов дорожного сервиса. Приведенные обстоятельства подтверждаются доводами иска, Уставом Сотниковского сельсовета Канского района, сообщением начальника отдела ГИБДД Межмуниципального отдела МВД России "Канский" от 23.11.2011. Неисполнение органом местного самоуправления своих обязанностей по осуществлению дорожной деятельности в части содержания автомобильных дорог, которое должно осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, является бездействием, которое представляет реальную угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц. Таким образом, на администрацию Сотниковского сельсовета подлежит возложению обязанность устранить допущенные нарушения законодательства в области безопасности дорожного движения. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, РЕШИЛ: Исковые требования Канского межрайонного прокурора к администрации Сотниковского сельсовета Канского района Красноярского края удовлетворить. Признать бездействие администрации Сотниковского сельсовета Канского района Красноярского края, выразившееся в неисполнении обязанности по разработке проекта организации дорожного движения на территории населенного пункта село Сотниково и согласованию данного проекта с уполномоченным органом - Отделом госинспекции безопасности дорожного движения Межмуниципального отдела МВД России "Канский", незаконным. Обязать администрацию Сотниковского сельсовета Канского района Красноярского края разработать и направить на согласование в Отдел госинспекции безопасности дорожного движения Межмуниципального отдела МВД России "Канский" проект организации дорожного движения на территории населенного пункта село Сотниково в четырехмесячный срок со дня вступления настоящего решения в законную силу. Ответчик вправе в течение семи дней со дня получения копии решения подать в Канский районный суд заявление об отмене настоящего решения. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Канский районный суд в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления. Председательствующий С.В. Беликов Составлено в окончательной форме 02 февраля 2012 года