Решение об устранении нарушений санитарного законодательства



Дело № 2-109/12

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации.

10 апреля 2012 года.                                                                                                            г. Канск

Судья Канского районного суда Красноярского края Арефьев В.Н., при секретаре Рыковой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску территориального отдела в г. Канске Управления Федеральной службы по надзору в сфере зашиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю к Муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения «Чечеульская участковая больница» о признании незаконным бездействия и об обязании устранить нарушения санитарного законодательства в Терском ФАПе,

УСТАНОВИЛ:

25.01.2011 года в отношении МБУЗ «Чечеульская участковая больница» составлен протокол об административном правонарушении № 54 за нарушения санитарного законодательства. Для устранения выявленных нарушений юридическому лицу выдано предписание должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор № 56 от 25.01.2011 года со сроком исполнения до 13.01.2012 года. По истечении установленного срока при проведении в соответствии с распоряжением № 634 от 20.12.2011 г. внеплановой проверки в МБУЗ «Чечеульская участковая больница» выявлено неисполнение в установленный срок законного предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарный эпидемиологический надзор - не выполнены следующие пункты предписания:

- пункт 1 -не представлено санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарных правил, заявленных на лицензирование видов медицинской деятельности, работ и услуг Терского ФАПа МБУЗ «Чечеульская участковая больница», т.е. не устранено нарушение требований п. 1.2 главы VI СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»;

- пункт 3 - не обеспечена отделка поверхности стен, потолков кабинетов, помещений Терского ФАПа материалами, легкодоступными для влажной уборки и устойчивыми при использовании моющих и дезинфицирующих средств, т.е. не устранено нарушение требований п.п. 4.1, 4.2, 4.3 главы VI СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»;

- пункт 4 - медицинский (прививочный) кабинет Терского ФАПа не обеспеченгорячим водоснабжением от местного источника (электронагревательными устройствами проточного или накопительного действия), т.е. не устранено нарушение требований п. 5.2 главы VI СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»;

- пункт 5 - в прививочном кабинете Терского ФАПа не обеспечена подводка горячей воды к умывальнику для мытья рук медицинского персонала и не оборудована специальная раковина (или 2-секционная раковина) для проведения обработки инструментов, т.е. не устранено нарушение требований п.5.3 главы VI СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность».

Указанные факты подтверждаются актом проверки № 17 от 16 января 2012 года. По факту невыполнения в установленный срок законного предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор от 25 января 2011 года № 56 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, № 5 от 16 января 2012 года. Данный протокол направлен по подведомственности мировому судье судебного участка № 137 в Канском районе.Постановлением от 11.03.2012 года прекращено производство по административному делу в отношении Чечеульской участковой больницы.

Таким образом выявлены сохраняющиеся нарушения санитарного законодательства, не обеспечивающие безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в результате чего нарушаются права и интересы неопределенного круга лиц.

Управление Роспотребнадзора обратилось в суд с исковым заявлением к МБУЗ «Чечеульская участковая больница» с требованием о признании незаконным его бездействия, выразившегося в неисполнении предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять государственно - эпидемиологический надзор, № 56 от 25.01.2011 года и обязании устранить указанные в предписании нарушения в Терском ФАПе в срок до 03.12.2012 года.

В судебное заседание представитель истца направил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, просил срок устранения нарушений установить не позднее 03.12.2012 года.

Представитель ответчика Редколес Д.В. с иском согласился только в части обязания устранить нарушения, пояснил, что указанные недостатки в основном явились следствием того, что надо очень много денег и времени, а финансирование медицины в 2011 году в Канском районе отсутствовало, поэтому предписание исполнить не удалось по независящим обстоятельствам.

Заслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела: распоряжение о проведении выездной проверки юридического лица № 808 от 20.12.2010 года, распоряжение о внесении изменений в распоряжение № 808, уведомление, протокол об административном правонарушении № 54 от 25.01.2011 года, предписание должностного лица № 56 от 25.01.2011 года, распоряжение о проведении внеплановой проверки юридического лица № 634 от 20.12.2011 года, уведомление о проверке, протокол об административном правонарушении № 5 от 16.01.2012 года, акт проверки № 17, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе юридического лица, свидетельство о внесении записи в Единый госреестр, Устав МБУЗ «Чечеульская участковая больница», постановление мирового судьи судебного участка № 137 в Канском районе Красноярского края от 11.03.2012 года о прекращении производства по делу, письмо о необходимости финансирования, суд считает, что исковое заявление обоснованно частично и подлежит удовлетворению в в этой части по следующим основаниям:

Согласно ст. 4 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 19.07.2011, с изм. от 07.12.2011) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения") настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Отношения относительно выполнения санитарно-эпидемиологических требований обеспечения безопасности среды обитания для здоровья человека и отношения по организации и проведению санитарно-противоэпидемических мероприятий являются основными в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.      

Согласно ст.42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. При этом, в соответствии со ст.1 Федерального закона №52-ФЗ от 30.03.1999 г. среда обитания характеризуется как совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющая условия жизнедеятельности человека.

В силу ст. 2 Федерального закона № 52-ФЗ санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством:

профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения;

выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил, как составной части осуществляемой ими деятельности;

лицензирования видов деятельности, представляющих потенциальную опасность для человека;

Согласно ст. 8 данного закона граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В соответствии со ст. 11 Федерального Закона № 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны:

-выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;

-разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия;

-обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению;

-осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции;

-проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания;

-своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения;

-осуществлять гигиеническое обучение работников.

Таким образом, не соблюдая требования санитарного законодательства по профилактике заболеваний, МБУЗ «Чечеульская участковая больница» нарушает права граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду: отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам, заявленных на лицензирование видов медицинской деятельности, работ и услуг Терского ФАПа, не обеспечена отделка поверхности стен, потолков кабинетов, помещений Терского ФАПа материалами легкодоступными для влажной уборки и устойчивыми при использовании моющих и дезинфицирующих средств, медицинский (прививочный) кабинет Терского ФАПа не обеспеченгорячим водоснабжением от местного источника (электронагревательными устройствами проточного или накопительного действия), в прививочном кабинете Терского ФАПа не обеспечена подводка горячей воды к умывальнику для мытья рук медицинского персонала и не оборудована специальная раковина (или 2-секционная раковина) для проведения обработки инструментов. Все данные требования предусмотрены СанПиНом 2.1.3.2630-10.

Поскольку определить круг лиц, которым действиями ответчика по нарушению права на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека, может быть причинен вред, не представляется возможным, как в настоящее время, так и в будущем, данный круг является неопределенным.

В соответствии с тем, что в данном случае нарушаются интересы неопределенного круга лиц на охрану здоровья и благоприятную среду обитания, а этот факт не является экономическим спором, а так же то, что неопределенный круг лиц не является субъектом спора, определенным ст.27 АПК РФ, разрешение которых отнесено к подведомственности арбитражных судов, рассмотрение данного дела подлежит в суде общей юрисдикции.

В соответствии с ч. 2 ст. 4 ГПК РФ в случаях, предусмотренных кодексом и другими федеральными законами гражданское дело может быть возбуждено по заявлению лица, выступающего от своего имени в защиту неопределенного круга лиц.

Статья 46 ГПК РФ предоставляет органам государственной власти право обращения в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Согласно ст. 52 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» должностные лица, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, обязаны своевременно и в полной мере исполнять предусмотренные статьями 50, 51 настоящего Федерального закона полномочия на предупреждение, обнаружение и пресечение нарушения санитарного законодательства, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, что означает обязанность использования всего комплекса предоставленных полномочий, в том числе и обращение в суд для устранения сохраняющихся нарушений санитарного законодательства.

     В соответствии со ст. 51 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» главные государственные санитарные врачи наделены полномочием предъявлять иски в суд в случае нарушения санитарного законодательства.

В ходе судебного разбирательства бесспорно установлено, что бездействие со стороны ответчика отсутствует, поскольку ответчиком после получения предписания производились достаточные в своей совокупности действия к устранение недостатков, которые не привели к полному их устранению по причине наличия причин, от воли ответчика независящих. Это подтверждается как материалами дела, так и показаниями представителя ответчика, который в судебном заседании привел веские доказательства того, что принимал достаточные в своей совокупности меры для устранения недостатков в указанный в предписании срок.

В части требований об устранении недостатков суд считает необходимыми их удовлетворить по указанным выше обстоятельствам - а именно, что обнаруженные и не устраненные недостатки, выявленные в ходе проверки и указанные в предписании, неисполненные в указанный срок, нарушают права неопределенного круга лиц на здоровье и благоприятную окружающую среду.

В силу ст. 12 ГК РФ предусмотрен способ защиты гражданских прав, в том числе: присуждение к исполнению обязанности в натуре, а так же иными способами, предусмотренными законом.

В силу ст. 150 ГК РФ жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке.

Решая вопрос о взыскании государственной пошлины в случае, если заявитель освобожден от её уплаты, суд учитывает, что Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранение «Чечеульская участковая больница» финансовых средств в достаточном количестве не имеет, что позволяет суду уменьшить размер взыскиваемой с него государственной пошлины.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999 года, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявлениетерриториального отдела в г. Канске Управления Федеральной службы по надзору в сфере зашиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю удовлетворить частично - обязать Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранение «Чечеульская участковая больница», расположенное по адресу: 663631, Красноярский край, Канский район, с. Чечеул, ул. Кооперативная, 14, устранить в Терском ФАПе, расположенном по адресу: 663622 Канский район, д.Терское, ул.Центральная, д.4:

- нарушение требований п. 1.2 главы VI СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» - обеспечить наличие санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам, заявленных на лицензирование видов медицинской деятельности, работ и услуг Терского ФАПа МБУЗ «Чечеульская участковая больница»;

- нарушение требований п.п. 4.1, 4.2, 4.3 главы VI СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» - обеспечить отделку поверхности стен, потолков кабинетов, помещений Терского ФАПа материалами легкодоступными для влажной уборки и устойчивыми при использовании моющих и дезинфицирующих средств;

- нарушение требований п. 5.2 главы VI СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» - обеспечить медицинский (прививочный) кабинет Терского ФАПа горячим водоснабжением от местного источника (электронагревательными устройствами проточного или накопительного действия);

- нарушение требований п.5.3 главы VI СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»обеспечить в прививочном кабинете Терского ФАПа подводку горячей воды к умывальнику для мытья рук медицинского персонала и оборудоватьспециальной раковиной (или 2-секционной раковиной) для проведения обработки инструментов,

в срок до 03.12.2012 года.

Взыскать с Муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Чечеульская участковая больница» в доход государства расходы по госпошлине в размере 400 (четыреста) рублей.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Канский районный суд в течение месяца со дня оглашения.

Судья Канского районного суда                           В.Н.Арефьев