Решение об устранении нарушений санитарного законодательства



                                                               Р Е Ш Е Н И Е                                           дело№2-149/2012

                                                   Именем Российской Федерации                                    

03 апреля 2012 года                                                                                                       гор. Канск      

Канский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Гришаниной Н.В., при секретаре Попик С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Канске к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Амонашевская основная общеобразовательная школа» об устранении нарушений санитарного законодательства

УСТАНОВИЛ:

Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Канске обратился в суд с иском к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Амонашеская основная общеобразовательная школа» о признании бездействия незаконным и возложении обязанностей по устранению до 26 февраля 2013 года нарушений санитарного законодательства, мотивируя тем, что в ходе проведения в школе феврале 2011 года мероприятий по надзору были выявлены нарушения действующего санитарно-эпидемиологического законодательства. С целью устранения выявленных нарушений юридическому лицу было выдано предписание должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор № 154 от 22 февраля 2011 года со сроком исполнения до 01 февраля 2012 года. По истечении установленного срока, при проведении внеплановой проверки юридического лица МБОУ «Амонашенская основная общеобразовательная школа» выявлено, что часть нарушений по предписанию не устранены, в частности:

      - не исполнен пункт 3 Предписания: не устранено нарушение п. 2.3.17 СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» (по требованиям, вступившим в законную силу с 01.09.2011 года - п. 4.14 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно -эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях), а именно: в части оборудования при спортивном зале раздевальных для мальчиков и девочек, снарядной;

    - не исполнен пункт 4 Предписания: не устранено нарушение п. 2.3.23 СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» (по требованиям, вступившим в законную силу с 01.09.2011 года - п. 12.12 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях), а именно: в части создания условий для обработки и хранения уборочного инвентаря, приготовления дезинфицирующих растворов;

    - не исполнен пункт 11 Предписания: не устранено нарушение п. 2.7.5 СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» (по требованиям, вступившим в законную силу с 01.09.2011 года - п. 8.1 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях), а именно: в части обеспечения учебных помещений начальных классов, кабинета физики, химии, мастерской трудового обучения, помещения для приема пищи холодным и горячем водоснабжением;

    - не исполнен пункт 14 Предписания: не устранено нарушение п. 2.6. СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» (по требованиям, вступившим в законную силу с 01.09.2011 года - п. 3.1 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях), а именно: в части недопущения нахождения деревьев со стороны кабинетов рисования - информатики и математики - физики ближе 15 м от здания;

    - не исполнен пункт 15 Предписания: не устранено нарушение п. 2.4.8 СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения: общеобразовательных учреждениях» (по требованиям, вступившим в законную силу с 01.09.2011 года - п. 4.28 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения е общеобразовательных учреждениях), а именно: в части обеспечения стен учебных помещений гладкой поверхностью;

     - не исполнен пункт 16 Предписания: не устранено нарушение п. 2.4.9 СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» (по требованиям, вступившим в законную силу с 01.09.2011 года - п. 4.29 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях), а именно: в части обеспечения полов в учебных помещениях без щелей;

    - не исполнен пункт 20 Предписания: не устранено нарушение п. 2.4.9 СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» (по требованиям, вступившим в законную силу с 01.09.2011 года - п. 8.1. п. 8.5 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях), а именно: в части оборудования здания общеобразовательного учреждение канализацией и водостоками в соответствии с требованиями к общественным зданиям и сооружениям;

     - не исполнен пункт 21 Предписания: не устранено нарушение п. 4.1 (таблица) СанПиН 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников», а именно: в части обеспечения учреждения доброкачественной питьевой водой (приведение питьевой воды в соответствие с санитарными требованиями по санитарно-химическим показателям);

    - не исполнен пункт 22 Предписания: не устранено нарушение п. 2.8. СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» (по требованиям, вступившим в законную силу с 01.09.2011 года - п. 4.17 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях), а именно: в части организации горячего питания для учащихся;

    - не исполнен пункт 23 Предписания: не устранено нарушение п. 11.2 СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования», а именно: в части оборудования помещения для приема пищи с наличием необходимых зон и минимальным набором оборудования (электроплита с духовкой и вытяжным шкафом над ней, холодильник, электронагреватель, 2-х секционная мойка для мытья посуды, раковиной для рук персонала);

    - не исполнен пункт 24 Предписания: не устранено нарушение п. 2.7.5 СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» (по требованиям, вступившим в законную силу с 01.09.2011 года - п. 4.17 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях), а именно: в части обеспечения комнаты прима пищи раковиной для мытья рук учащихся с подводкой холодной и горячей воды и канализацией;

    - не исполнен пункт 25 Предписания: не устранено нарушение п. 2.6.2 СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» (по требованиям, вступившим в законную силу с 01.09.2011 года - п. 7.2.4 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях), а именно: в части обеспечения достаточных уровни искусственной освещенности в кабинете математики на рабочей поверхности (фактически 74-84 лк., при норме 300-500 лк.).

По факту невыполнения предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор составлен протокол об административном правонарушении № 114 от 21 февраля 2012 года по ч. 1 ст. 19.5 КоAП и направлен по подведомственности мировому судье Канского района.

Представитель истца Саленко С.Н. в судебном заседании требования поддержала, пояснив обстоятельства их возникновения.

Представитель ответчика- директор МБОУ « Амонашенская ООШ» Рвачева С.В. иск признала частично. Не признала в части признания незаконным бездействие, пояснив суду, что неисполнение предписание произошло только лишь из-за отсутствия должного финансирования школы со стороны управления образования администрации Канского района. Собственных финансовых средств школа не имеет. Распределителем средств является управление образования администрации Канского района, куда она после получения предписания неоднократно обращалась как устно, так и письменно о необходимости выделения средств для исполнения предписания. Всего предписание содержит 26 пунктов, срок исполнения которых 01.02.2012 года. Были исполнены 14 пунктов, оставшиеся 12 пунктов предписания не были исполнены в связи с тем, что их исполнение возможно только при капитальном ремонте школы, который запланирован на 2012-2014 годы.

Представитель третьего лица - Администрации Канского района Будаев А.В. находит требование Роспотребнадзора о возложении обязанности устранить нарушения санитарного законодательства подлежащими удовлетворению, однако срок исполнения просит установить до февраля 2014 года, поскольку февраль 2013 года считает нереальным сроком из-за того, что программа капитального ремонта школы рассчитана с 2012 по 2014 годы. В 2012 году в бюджете выделены средства только лишь на проектно- сметную документацию по капитальному ремонту школы. Основные же работы запланированы на 2013-2014 годы. Считает, что отсутствуют основания для признания незаконным бездействия школы, в лице её директора по устранению нарушений, так как все зависит от финансирования школы со стороны администрации Канского района, которая в 2011 году, по объективным причинам не могла в полной мере финансировать потребности школы.

Выслушав представителя истца, представителя ответчика и третьего лица, исследовав материалы дела: копию предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор от 22.02.2011 года № 154 (л.д22); копию распоряжения о проведении внеплановой выездной проверка юридического лица от 24.01.2012 г. №53 (л.д.24-25); копию протокола осмотра помещений от 09.02.2012 г. (л.д.28-29); копию протокола измерение физических факторов от 09.02.2012 г. №45 (л.д.30-32); копию протокола лабораторных испытаний № 204-28 от 15.02.2012 года( л.д.33); экспертное заключение №59 от 16.02.2012 года ( л.д.34-36); протокол об административном правонарушении от 21.02.2012 № 114 (л.д.38-39); копию акта проверки от 21.02.2012 г. № 167 (л.д.40-42); копию выписки из приказа о назначении Рвачевой С.В. директором МОУ « Амонашенская основная общеобразовательная школа» ( л.д.45); копии свидетельства о внесении записи в Единый госреестр юридических лиц и постановке на учет организации в налоговом органе ( л.д.46,47); выписка из Устава МБОУ « Амонашенская основная общеобразовательная школа»( л.д.48-49); постановление об административном правонарушении от 15.03.2012 года года, которым производство по делу об административном правонарушении по ч.1 ст.19.5 КоАП РФ МБОУ « Амонашенская основная общеобразовательная школа» прекращено в связи с отсутствие состава административного правонарушения, суд полагает, что требования подлежат удовлетворению частично.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

В соответствии с ч.1 ст.2 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999 г., настоящим законом регулируются отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией РФ прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Отношения относительно выполнения санитарно-эпидемиологических требований обеспечения безопасности среды обитания для здоровья человека и отношения по организации и проведению санитарно-противоэпидемических мероприятий являются основными в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Объектом права граждан на благоприятную среду обитания является благоприятная среда обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Согласно ст.42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. При этом, в соответствии со ст. 1 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года среда обитания характеризуется как совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющая условия жизнедеятельности человека. В силу ч. 1 ст. 4 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения определено одним из основных условий реализации предусмотренного Конституцией РФ права граждан на благоприятную окружающую среду. Следовательно, благоприятная окружающая среда понятийно входит в благоприятную среду обитания в той мере, насколько это связано с жизненными условиями человека.

Статьей 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что юридические лица обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также предписаний должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Согласно ст. 52 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» должностные лица, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, обязаны своевременно и в полной мере исполнять предусмотренные статьей 50, настоящего Федерального закона полномочия на предупреждение, обнаружение и пресечение нарушения санитарного законодательства, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, что означает обязанность использовать весь комплекс предоставленных полномочий.

В соответствии со ст. 51 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» главные государственные санитарные врачи наделены полномочием предъявлять иски в суд в случае нарушения санитарного законодательства для устранения, несмотря на ранее принятые меры, сохраняющихся нарушений санитарного законодательства.

В силу ст.12 ГК РФ предусмотрен способ защиты гражданских прав в том числе и присуждение к исполнению обязанности в натуре.

    При рассмотрении дела в суде установлено, что при проведении проверки в феврале 2011 года в МБОУ «Амонашенская основная общеобразовательная школа» был выявлен ряд нарушений санитарно- эпидемиологического законодательства, об устранении которых выдано предписание № 154 от 22.02.2011 года со сроком исполнения - 01.02.2012 года. При проведении проверки по контролю за исполнением вышеуказанного предписания, установлено, что предписание исполнено частично. Из 26 пунктов предписания не исполненными остались 12 пунктов, что свидетельствует о сохраняющемся нарушении санитарного законодательства, создающего угрозу здоровья детей в образовательном учреждении и нарушающее права и интересы неопределенного круга лиц.

Выясняя причину неисполнения предписания в полном объеме, установлено, что неисполненными остались те нарушения, на устранение которых требуется наибольшее капитальное вложение средств и которые не могут быть исполнены без кардинальной реконструкции здания школы, поскольку здание школа 1961 года постройки. Учитывает суд и то обстоятельство, что в течение установленного срока, 14 пунктов предписания были исполнены, что составляет большую часть заявленных Роспотребнадзором требований.

Анализируя и оценивая все обстоятельства по делу, доказательства, представленные сторонами, суд не находит убедительных доказательств бездействия юридического лица по исполнению предписания. Данный вывод суда подтверждается и постановлением мирового судьи судебного участка №41 в Канском районе от 15.03.2012 года, вступившим в законную силу 27.03.2012 года, которым производство по делу об административном правонарушении по ч.1 ст.19.5 КоАП РФ в отношении МБОУ « Амонашенская основная общеобразовательная школа» прекращено, за отсутствием состава административного правонарушения.

    Что же касается возложения обязанности об устранении нарушений санитарного законодательства, то данное требование обоснованно и подлежит удовлетворению в полной мере. При определении срока исполнения обязанностей по устранению нарушений, то суд учитывая все обстоятельства по делу, объем заявленных требований, требующих большого объема работы по их исполнению, затрат как финансовых так и временных, финансовое положение муниципального образования «Канский район», полагает необходимым установить срок исполнения- до 01 декабря 2013 года.

          В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию в федеральный бюджет государственная пошлина, которую суд, в связи с ходатайством ответчика снижает до 400 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

     Исковые требования территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Канске удовлетворить частично:

     Обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Амонашенская основная общеобразовательная школа» устранить до 01 декабря 2013 года:

     - нарушение требований п. 4.14 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», а именно: оборудовать при спортивном зале раздевальные для мальчиков и девочек, снарядной;

    - нарушение требований п. 12.12 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», а именно: создать условия для обработки и хранения уборочного инвентаря, приготовления дезинфицирующих растворов;

    - нарушение требований п. 8.1 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», а именно: обеспечить учебные помещения начальных классов, кабинета физики, химии, мастерской трудового обучения, помещения для приема пищи холодным и горячем водоснабжением;

    - нарушение требований п. 3.1 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», а именно: недопущения нахождения деревьев со стороны кабинетов рисования - информатики и математики- физики ближе 15 м. от здания;

    - нарушение требований п. 4.28 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», а именно: обеспечить стены учебных помещений гладкой поверхностью;

    - нарушение требований п. 4.29 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», а именно: обеспечить пол в учебных помещениях без щелей;

    - нарушение требований п. 8.1. п. 8.5 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», а именно: оборудовать здания общеобразовательного учреждение канализацией и водостоками в соответствии с требованиями к общественным зданиям и сооружения;

    - нарушение требований п. 4.1 (таблица) СанПиН 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников», а именно: обеспечить учреждения доброкачественной питьевой водой (приведение питьевой воды в соответствие с санитарными требованиями по санитарно-химическим показателям);

    - нарушение требований п. 4.17 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», а именно: организовать горячее питания для учащихся;

    - нарушение требований п. 11.2 СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарное эпидемиологические требования к организации питания обучающихся й общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования», а именно: оборудовать помещения для приема пищи с наличием необходимых зон и минимальным набором оборудования (электроплита с духовкой и вытяжным шкафом над ней, холодильник, электронагреватель, 2-секционная мойка для мытья посуды, раковиной для рук персонала);

    - нарушение требований п. 3.4, п. 11.2 СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования», а именно: обеспечить комнату прима пище раковиной для мытья рук учащихся с подводкой холодной и горячей воды и канализацией;

    - нарушение требований п. 7.2.4 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (по требованиям, вступившим в законную силу с 01.09.2011года - п. 4.2 СанПиН 2.2.1.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещенных зданий», а именно: обеспечить достаточные уровни искусственной освещенности в кабинете математики на рабочей поверхности (норма 300-500 лк.);

    В остальной части иска отказать.

Взыскать с Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Амонашенская основная общеобразовательная школа» в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 400 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Канский районный суд в месячный срок со дня вынесения.

                       Судья-                                          Н.В.Гришанина.