Дело № 2-107/12 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации. 30 марта 2012 года. г. Канск Судья Канского районного суда Красноярского края Арефьев В.Н., при секретаре Рыковой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску территориального отдела в г. Канске Управления Федеральной службы по надзору в сфере зашиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю к Открытому акционерному обществу «Филимоновский молочно-консервный комбинат» о признании незаконным бездействия и об обязании устранить нарушения санитарного законодательства, УСТАНОВИЛ: 05.08.2011 года в отношении ОАО «ФМКК» составлен протокол об административном правонарушении № 695 за нарушения санитарного законодательства. Для устранения выявленных нарушений юридическому лицу выдано предписание должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, № 577 от 09.08.2011 года со сроком исполнения до 01.12.2011 года. По истечении установленного срока при проведении в соответствии с распоряжением № 599 от 08.12.2011 г. внеплановой проверки в ОАО «ФМКК» выявлено неисполнение в установленный срок законного предписания должностного лица уполномоченного осуществлять государственный санитарный эпидемиологический надзор, а именно не выполнены следующие пункты предписания: - пункт 2 не выполнен -не обеспечено проведение по мере необходимости и не реже двух раз в год покраски, побелки стен и потолков в производственных и подсобных помещениях, т.е. не устранено нарушение требований п. 5.11 СанПиН 2.3.4.551-96 «Производство молока и молочных продуктов», ст. 11 Федерального Закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»,; - пункт 3не выполнен - не восстановлена целостность плитки на стенах, полу, ступенях - в весовой приемного отделения, в гардеробных, молокохранилище, в цехе производства сухого молока, отделении приготовления моющих и дезинфицирующих средств, в сепараторном отделении, ремонт пола не проведен, т.е. не устранено нарушение требований п. 5.9, 5.13 СанПиН 2.3.4.551-96 «Производство молока и молочных продуктов», ст. 11 Федерального Закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; - пункт4 не выполнен - педальные бачки с крышкамидля сборамусора не установленывпроизводственных помещениях, т.е. не устранено нарушение требований п. 5.16 СанПиН 2.3.4.551-96 «Производство молока и молочных продуктов», ст. 11 Федерального Закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; - пункт 5 не выполнен - в части обеспечения соблюдения номенклатуры, объема и периодичности проведения производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в соответствии с разработанной программой производственного контроля (с предоставлением протоколов лабораторных исследований и испытаний), не представлены документы подтверждающие проведение производственного лабораторного контроля, т.е. не устранено нарушение требований ст. 21 Федерального закона от 12.06.2008 г. № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочные продукты», п. 2.5 СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно- противоэпидемических (профилактических) мероприятий»; - пункт 7 не выполнен - не представлены личные медицинские книжки установленного образца на 23 работников, занятых на производстве молока и молочных продуктов,т.е. не устранено нарушение требований ст. 22 (3) Федерального закона от 12.06.2008 г. № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочные продукты»; - пункт 8 не выполнен - допущены к работе лица, не прошедшие периодические медицинские осмотры и гигиеническую подготовку и аттестацию, т.е. не устранено нарушение требований ст. 22 (2), ст. 23 Федерального закона от 12.06.2008 г. № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочные продукты»,ст. 34, 36 Федерального Закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 23 Федерального Закона от 01.01.2000 г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов, СП 3.1.1.1117-02 «Профилактика острых инфекционных заболеваний», п.7.1 СП 3.1/3.2.1379-03 «Профилактика инфекционных заболеваний»; - пункт 10 не выполнен в части обеспечения организации и осуществления мероприятий по проведению производственного контроля за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно - противоэпидемических (профилактических) мероприятий при осуществлении деятельности, поскольку не устранены нарушения, изложенные в п.п. 1-9 предписания, т.е. не устранено нарушение требований ст. 11, 32 Федерального Закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 21 Федерального закона от 12.06.2008 г. № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочные продукты», п.п. 1.5, 2.4, 2.5, 2.7 СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно- противоэпидемических (профилактических) мероприятий». Указанные факты подтверждаются актом проверки № 42 от 20 января 2012 года. По факту невыполнения в установленный срок законного предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор от 09.08.2011года № 577 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, № 25 от 20 января 2012 года. Данный протокол направлен по подведомственности мировому судье судебного участка № 41 в Канском районе. Постановлением мирового судьи судебного участка № 41 от 28.02.2012 года Открытое акционерное общество «Филимоновский молочно-консервный комбинат» признано виновным по ч.1 ст. 19.5 КоАП и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 10000 рублей. Таким образом, выявлены сохраняющиеся нарушения санитарного законодательства, не обеспечивающие безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в результате чего нарушаются права и интересы неопределенного круга лиц. Управление Роспотребнадзора обратилось в суд с исковым заявлением к ОАО «ФМКК» с требованием о признании незаконным его бездействия, выразившегося в неисполнении предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять государственно - эпидемиологический надзор, № 577 от 09.08.2011 года и обязании устранить указанные в предписании нарушения в срок до 30.04.2012 года. В судебное заседание представитель истца направил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, просил срок устранения нарушений установить не позднее 01.07.2012 года. Представитель ответчика Кузнецов А. с иском согласился в полном объеме. Заслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела: распоряжение о проведении выездной проверки юридического лица № 3245 от 10.06.2011 года, распоряжение о внесении дополнений в распоряжение № 3245, уведомление, протокол об административном правонарушении № 695 от 05.08.2011 года, предписание должностного лица № 577 от 09.08.2011 года, распоряжение о проведении внеплановой проверки юридического лица № 599 от 08.12.2011 года, уведомление о проверке, протокол об административном правонарушении № 25 от 20.01.2012 года, акт проверки № 42, свидетельство о внесении записи в Единый госреестр, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе юридического лица, определение Арбитражного суда Красноярского края о продлении срока конкурсного производства от 10.05.2011, Устав Открытого акционерного общества «Филимоновский молочно-консервный комбинат», постановление мирового судьи судебного участка № 41 в Канском районе Красноярского края от 28.02.2012 года), суд считает, что исковое заявление обоснованно и подлежит удовлетворению по следующим основаниям: Согласно ст. 4 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 19.07.2011, с изм. от 07.12.2011) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Отношения относительно выполнения санитарно-эпидемиологических требований обеспечения безопасности среды обитания для здоровья человека и отношения по организации и проведению санитарно-противоэпидемических мероприятий являются основными в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Согласно ст.42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. При этом, в соответствии со ст.1 Федерального закона №52-ФЗ от 30.03.1999 г. среда обитания характеризуется как совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющая условия жизнедеятельности человека. В силу ст. 2 Федерального закона № 52-ФЗ санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством: профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности; лицензирования видов деятельности, представляющих потенциальную опасность для человека. Согласно ст. 8 данного закона граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. В соответствии со ст. 11 Федерального Закона № 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: -выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; -разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; -обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; -осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; -проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания; -своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения; -осуществлять гигиеническое обучение работников. Таким образом, не соблюдая требования санитарного законодательства при осуществлении деятельности в молочно-консервном комбинате при переработке молок и изготовлении молочной продукции, ОАО «ФМКК» нарушает права граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Поскольку определить круг лиц, которым действиями ответчика по нарушению права на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека, может быть причинен вред, не представляется возможным, как в настоящее время, так и в будущем, данный круг является неопределенным. В соответствии с тем, что в данном случае нарушаются интересы неопределенного круга лиц на охрану здоровья и благоприятную среду обитания, а этот факт не является экономическим спором, а так же то, что неопределенный круг лиц не является субъектом спора, определенным ст.27 АПК РФ, разрешение которых отнесено к подведомственности арбитражных судов, рассмотрение данного дела подлежит в суде общей юрисдикции. В соответствии с ч. 2 ст. 4 ГПК РФ в случаях, предусмотренных кодексом и другими федеральными законами гражданское дело может быть возбуждено по заявлению лица, выступающего от своего имени в защиту неопределенного круга лиц. Статья 46 ГПК РФ предоставляет органам государственной власти право обращения в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Согласно ст. 52 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» должностные лица, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, обязаны своевременно и в полной мере исполнять предусмотренные статьями 50, 51 настоящего Федерального закона полномочия на предупреждение, обнаружение и пресечение нарушения санитарного законодательства, обеспечение санитарно-эидемиологического благополучия населения, что означает обязанность использования всего комплекса предоставленных полномочий, в том числе и обращение в суд для устранения сохраняющихся нарушений санитарного законодательства. В соответствии со ст. 51 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» главные государственные санитарные врачи наделены полномочием предъявлять иски в суд в случае нарушения санитарного законодательства. В силу ст. 12 ГК РФ предусмотрен способ защиты гражданских прав, в том числе: присуждение к исполнению обязанности в натуре, а так же иными способами, предусмотренными законом. В силу ст. 150 ГК РФ жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999 года, суд РЕШИЛ: Исковое заявление территориального отдела в г. Канске Управления Федеральной службы по надзору в сфере зашиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю удовлетворить - признать бездействие ответчика - Открытого акционерного общества «Филимоновский молочно-консервный комбинат», выразившееся в неисполнении предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять государственно - эпидемиологический надзор, № 577 от 08.08.2011 года. Обязать ответчика Открытое акционерное общество «Филимоновский молочно-консервный комбинат», расположенное по адресу: 663620, Красноярский край, Канский район, с. Филимоново, ул. Трактовая, 30, устранить: - нарушение требований п. 5.11 СанПиН 2.3.4.551-96 «Производство молока и молочных продуктов», ст. 11 Федерального Закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» -обеспечить проведение по мере необходимости и не реже двух раз в год покраски, побелки стен и потолков в производственных и подсобных помещениях; - нарушение требований п. 5.9, 5.13 СанПиН 2.3.4.551-96 «Производство молока и молочных продуктов», ст. 11 Федерального Закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» -восстановить целостность плитки на стенах, полу, ступенях - в весовой приемного отделения, в гардеробных, молокохранилище, в цехе производства сухого молока, отделении приготовления моющих и дезинфицирующих средств, в сепараторном отделении; - нарушение требований п. 5.16 СанПиН 2.3.4.551-96 «Производство молока и молочных продуктов», ст. 11 Федерального Закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» - установить впроизводственных помещениях педальные бачки с крышкамидля сборамусора; - нарушение требований ст. 21 Федерального закона от 12.06.2008 г. № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочные продукты», п. 2.5 СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно- противоэпидемических (профилактических) мероприятий» - обеспечить соблюдение номенклатуры, объема и периодичности проведения производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в соответствии с разработанной программой производственного контроля; - нарушение требований ст. 22 (3) Федерального закона от 12.06.2008 г. № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочные продукты» - обеспечить наличие личных медицинских книжек установленного образца на всех работников, занятых на производстве молока и молочных продуктов; - нарушение требований ст. 22 (2), ст. 23 Федерального закона от 12.06.2008 г. № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочные продукты»,ст. 34, 36 Федерального Закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 23 Федерального Закона от 01.01.2000 г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов, СП 3.1.1.1117-02 «Профилактика острых инфекционных заболеваний», п.7.1 СП 3.1/3.2.1379-03 «Профилактика инфекционных заболеваний» - не допускать к работе лиц, не прошедших периодические медицинские осмотры, гигиеническую подготовку и аттестацию; - нарушение требований ст. 11, 32 Федерального Закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 21 Федерального закона от 12.06.2008 г. № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочные продукты», п.п. 1.5, 2.4, 2.5, 2.7 СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно- противоэпидемических (профилактических) мероприятий»- обеспечить организации и осуществления мероприятий по проведению производственного контроля за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно - противоэпидемических (профилактических) мероприятий при осуществлении деятельности Взыскать с Открытого акционерного общества «Филимоновский молочно-консервный комбинат» в доход государства расходы по госпошлине в размере 4000 (четыре тысячи) рублей. Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Канский районный суд в течение месяца со дня оглашения. Судья Канского районного суда В.Н.Арефьев