Решение об устранении нарушений санитарного законодательства



                                                               Р Е Ш Е Н И Е                                      дело № 2-199/2012

                                                Именем Российской Федерации                                           

15 мая 2012 года                                                                                                                 г. Канск      

Канский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Гришаниной Н.В., при секретаре Смагиной С.В., с участием главного врача МБУЗ «Браженская участковая больница» Левкиной Т.С., заведующего Верх-Амонашенской амбулатории Астапова Е.В., представителя МБУЗ « Браженская участковая больница» - Редколеса Д.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Канске к Муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения «Браженская участковая больница» об устранении нарушений санитарного законодательства

                                                                 УСТАНОВИЛ:

Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Канске обратился в суд иском к Муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения «Браженская участковая больница» об устранении нарушений санитарного законодательства, мотивируя тем, что в ходе проведения в июле 2011 года плановой выездной проверки было установлено несоблюдение учреждением санитарного законодательства. С целью устранения выявленных нарушений, юридическому лицу было выдано предписание должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор №529 от 22 июля 2011 года со сроком исполнения до 16 марта 2012 года. По истечении установленного срока, при проведении внеплановой проверки юридического лица МБУЗ «Браженская участковая больница» по месту осуществления деятельности Верх-Амонашенской амбулатории МБУЗ « Браженская участковая больница» в с. Верх-Амонаш, ул. Центральная д.2 «г», выявлено неисполнение в установленный в предписании срок 11 пунктов из 26, а именно пунктов 2,4,7,8,9,10,18,21,22,23 и 24.

В связи с неисполнением предписания, территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю просит признать бездействие ответчика - муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Браженская участковая больница», выраженное в неисполнении предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор № 529 от 22 июля 2011г. незаконным, и обязать муниципальное бюджетное учреждения здравоохранения «Браженская участковая больница», устранить допущенное нарушение до 01 октября 2012 года.

В судебное заседание представитель территориального отдела Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Канске не явился. В письменном ходатайстве, и.о.начальника территориального отдела Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Канске О.А.Тертычная просит дело рассмотреть в отсутствие представителя Роспотребнадзора.

Главный врач МБУЗ «Браженская участковая больница» Левкина Т.С. иск в части бездействия не признала, пояснив, что всего предписание содержало 26 пунктов, 15 из которых было выполнено к указанному сроку. Неисполнение же предписания в остальной части, в частности обеспечения профилактического флюорографического осмотра населения произошло по объективной причине, из-за отсутствия возможности у населения приехать в г. Канск, поскольку флюорографической установки в Верх -Амонашенской амбулатории нет. До 01 октября 2012 года все оставшиеся пункты предписания будут исполнены.

Представитель ответчика- Редколес Д.В. иск в части признания бездействия незаконным не признал, пояснил суду, что руководителем лечебного учреждения принимались меры к исполнению требований Роспотребнадзора, большая часть которых была выполнена.

Заведующий Верх-Амонашенской амбулаторией Астапов Е.В. также в части бездействия иск не признал, пояснил, что в настоящее время пункт предписания №2, относительно подачи экстренного извещения в филиал ФБУЗ « Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае» в г.Канске в случае выявления лица с инфекционным заболеванием исполнен. Также исполнены пункты 8 и 9, имеются журналы с результатами наблюдения за детьми и обслуживающим персоналом ДОУ « Верх-Амонашенский детский сад», также выполнены: пункт 21 - в амбулатории имеется аптечка, укомплектованная средствами неотложной и противошоковой терапии, а также экстренной профилактики ВИЧ- инфекции и парентеральных гепатитов; пункт 22 - составлен оперативный план проведения первичных противоэпидемиологических мероприятий; пункт 23 - в амбулатории укомплектована укладка для забора материала от больного с подозрением на холеру; пункт 24 - создан запас антибактериальных препаратов для экстренной профилактики холеры. Остальные пункты предписания - 4, 7 и 18 будут исполнены до 01 октября 2012 года.

Выслушав участников судебного заседания и исследовав материалы дела: копию распоряжения о проведении плановой выездной проверки МБУЗ « Браженская участковая больница» от 10.06.2011 г. № 3246; предписание должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор от 22.07.2011г. № 529; распоряжение о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица от 22.02.2012 г. № 118; протокол осмотра помещений Верх-Амонашеснкой амбулатории от 19.03.2012 года; Акт проверки №259 от 28.03.2012 года; свидетельство о внесении записи в Единый госреестр юридических лиц и свидетельство о постановке на учет организации в налоговом органе; Устав МБУЗ « Браженская участковая больница»; Акт проверки Верх-Амонашщенской амбулатории на предмет выполнения требований предписания на момент рассмотрения иска; суд считает что заявленный иск подлежит удовлетворению частично по следующим основаниям:

В соответствии со ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

В соответствии с ч.1 ст.2 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999 г., настоящим законом регулируются отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией РФ прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Отношения относительно выполнения санитарно-эпидемиологических требований обеспечения безопасности среды обитания для здоровья человека и отношения по организации и проведению санитарно-противоэпидемических мероприятий являются основными в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Объектом права граждан на благоприятную среду обитания является благоприятная среда обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Согласно ст.42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. При этом, в соответствии со ст. 1 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года среда обитания характеризуется как совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющая условия жизнедеятельности человека. В силу ч. 1 ст. 4 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения определено одним из основных условий реализации предусмотренного Конституцией РФ права граждан на благоприятную окружающую среду. Следовательно, благоприятная окружающая среда понятийно входит в благоприятную среду обитания в той мере, насколько это связано с жизненными условиями человека.

В силу ст.8 Федерального закона «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года, граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Статьей 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что юридические лица обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Согласно ст. 52 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» должностные лица, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, обязаны своевременно и в полной мере исполнять предусмотренные статьей 50, настоящего Федерального закона полномочия на предупреждение, обнаружение и пресечение нарушения санитарного законодательства, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, что означает обязанность использовать весь комплекс предоставленных полномочий.

В соответствии со ст. 51 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» главные государственные санитарные врачи наделены полномочием предъявлять иски в суд в случае нарушения санитарного законодательства для устранения, несмотря на ранее принятые меры, сохраняющихся нарушений санитарного законодательства.

Из материалов дела следует, что при проведении проверки в МБУЗ «Браженская участковая больница» в июле 2011 года, по месту нахождения Верх-Амонашенской амбулатории было выявлено нарушение санитарно- эпидемиологического законодательства, об устранении которого 22.07.2011 года было выдано предписание № 529, установлен срок для устранения нарушений до 16.03.2012 года. При проведении проверки исполнения предписания установлено, что предписание исполнено частично.

Как установлено в суде, причиной неисполнения пункта предписания (п.4), касающегося профилактического флюорографического осмотра населения произошлоиз-за отсутствия возможности у населения приехать в г. Канск, поскольку флюорографической установки в амбулатории нет. По пункту 7, принимаются меры к обеспечению амбулатории емкостей для сбора биологического материала, по пункту 18 также принимаются меры к обеспечению амбулатории термоиндикаторами. Данные недостатки будут устранены до 01.10.2012 года. Остальные требования Роспотребнадзора выполнены.

Анализируя и оценивая установленные в суде обстоятельства, суд считает, что по делу отсутствуют доказательства для признания бездействия истца незаконным. Наоборот, в ходе рассмотрения дела установлено, что из 26 пунктов предписания истцом на момент проверки Роспотребнадзором, исполненными были 15 пунктов, а из 11-ти неисполненных пунктов предписания, на момент рассмотрения иска в суде, неисполненными остались три пункта, и то по уважительной причине, в связи с чем, суд отказывает в удовлетворении части иска о признании незаконным бездействие лечебного учреждения.

Что касается требования о возложении обязанности устранения нарушений санитарно- эпидемиологического законодательства, которые оказались неисполненными на момент рассмотрения дела в суде, то данное требование суд удовлетворяет, поскольку оно законно и обоснованно. Срок исполнения возложенных судом обязанностей суд, учитывая все обстоятельства по делу, устанавливает до 01 октября 2012 года.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию в федеральный бюджет государственная пошлина, которую суд, в связи с ходатайством ответчика снижает до 400 рублей.       

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю удовлетворить частично.

Обязать МБУЗ «Браженская участковая больница» устранить до 01 октября 2012 года в Верх-Амонашенской амбулатории:

- нарушения п.п. 3.4, 3.6 СП 3.1.1.1295-03 «Профилактика туберкулеза в части организации профилактических медицинских (флюорографических) осмотров населения на туберкулез не реже 1 раза в 2 года - обеспечить организацию профилактических медицинских (флюорографических) осмотров населения с. Верх-Амонаш на туберкулез не реже 1 раза в 2 года;

- нарушения п.п. 4.3.1, 4.3.2 СП 3.1.1.1117-02 «Профилактика кишечных инфекций», п.п. 11.1, 11.2, 11.3, 11.4, 11.5, 11.6 СП 3.1/3.2.1379-02 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней» в части проведения клинической дифференциальной диагностики заболевания, протекающего с симптомами характерными для острого кишечного заболевания, проведения сбора биологического материала, эпидемиологического анамнеза - по месту осуществления деятельности Верх-Амонашенской амбулатории обеспечить проведение клинической дифференциальной диагностики заболевания, протекающего с симптомами характерными для острого кишечного заболевания, проведение сбора биологического материала, эпидемиологического анамнеза;

- нарушения п.п. 3.2, 3.4 СП 3.3.2.1120-02 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям транспортирования, хранению и отпуску гражданам медицинских иммунобиологических препаратов используемых для иммунопрофилактики, аптечными учреждениями и учреждениями здравоохранения», п. 6.9.3 СП 3.3.2.1248-03 «Условия транспортирования и хранения медицинских иммунобиологических препаратов» в части проведения контроля температурного режима при транспортировании и хранении медицинских иммунобиологических препаратов (нет термоидикаторов) - обеспечить проведение контроля температурного режима при транспортировании и хранении медицинских иммунобиологических препаратов (наличие термоидикаторов) в Верх-Амонашенской амбулатории.

Взыскать с Муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Браженская участковая больница» в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 400 (четыреста) рублей.

      

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Канский районный суд в месячный срок со дня принятия.

                                              Судья-                Н.В.Гришанина.