Дело № 2-108/2012 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации. 25 апреля 2012 года. г. Канск Канский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Арефьева В.Н., при секретаре Рыковой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Канского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Астафьевская средняя общеобразовательная школа» и Администрации Канского района о понуждении к устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства, УСТАНОВИЛ: Канская межрайонная прокуратура провела проверку в образовательных учреждениях Канского района, в ходе которой в Муниципальном бюджетном образовательном учреждении «Астафьевская средняя общеобразовательная школа» по адресу: с. Астафьевка, ул. Пионерская, 10, выявлены следующие нарушения: По результатам проверки составлено экспертное заключение № 342 от 31.05.2011 года. До настоящего времени нарушения не устранены, требования санитарно-эпидемиологического законодательства не выполнены. В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор обратился в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, поскольку Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Астафьевская средняя общеобразовательная школа» является учреждением с массовым пребыванием как взрослых, так и детей. В судебном заседании прокурор Плотников В.В. поддержал требования, изложенные в исковом заявлении с учетом увеличения исковых требований, указав на обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, пояснил, что нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства на таких значимых объектах, как школы, приводит к неблагоприятным последствиям. Представитель ответчика МБОУ «Астафьевская СОШ» Зайнулина Т.В. иск признала частично и пояснила, что на сегодняшний день многие из заявленных прокурором требований уже выполнены, школа построена в 1963 году - это двухэтажное кирпичное здание, высота каждого этажа составляет 3.3 метра. Высота спортзала составляет 4.5 метров. В 1995 году к школе сделали пристройку. Прежде чем что-то перестраивать, необходимо определить, что обойдется дешевле - перестройку в спортзале делать или рядом выстроить отдельно спортзал, а это помещение сделать актовым залом школы. Представитель ответчика Администрации Канского района Гантимурова Е.А. пояснила, что все вопросы упираются в отсутствие должного финансирования. Чтобы действительно установить, что будет выгоднее в материальном плане, необходимо попробовать найти специалиста, который составит ориентировочную смету. На эту школу уже дали согласие на сумму 1220000 рублей, но это целевое финансирование - на водоотвод. Бюджет составляется один раз в год, в течение года его можно корректировать. Руководитель учреждения - в данном случае директор школы, падает смету на утверждение специалисту в администрацию. Учредитель обязан решать все вопросы. Бюджет высокодотационный, постоянно идет переписка между руководителем учреждения и учредителем, между учредителем и Краевыми органами. Согласно представленных расчетов стоимость работ будет настолько значительна, что придется сворачивать все финансирование образования в Канском районе, при том, что там есть объекты и нужды, которые нельзя не решать, то есть более неотложные. Это придется начинать с изыскательских работ, для решения вопроса, возможно ли вообще повышение стены на полтора метра, выдержит ли фундамент, нет ли грунтовых вод и еще очень много таких вопросов. В случае положительного заключения, надо будет полностью разбирать уже существующий спортзал, снимать потолок, кровлю, на которую в 2011 году было потрачено 1220000 рублей, наращивать стены и заново делать потолок и кровлю. Дешевле выходит по деньгам вообще построить новый спортзал. Свидетель Горнова А.В. пояснила в судебном заседании, что работает инженером в Управлении образования Администрации Канского района, готовила документы для судебного заседания, в которых видно, что поднять потолок в спортзале школы на 1.5 метра будет очень затратно по деньгам и времени, и возможно окажется вообще не исполнимо. Вначале необходимо будет провести изыскательские работы, чтобы уяснить ряд вопросов - выдержат ли стены и фундамент дополнительную нагрузку, не будут ли мешать подземные воды и так далее. При положительном заключении необходимо будет практически разобрать спортзал до голых стен, поднять их на полтора метра и заново выполнить потолок, кровлю, на которую в прошлом году уже ушло 1220000 рублей и естественно провести все отделочные работы внутри спортзала, так как там будет все разрушено при проведении работ. Сумма в денежном выражении в итоге будет такой, что выгоднее построить новый спортзал на новом месте. Заслушав процессуального истца - прокурора Плотникова В.В., представителей ответчиков, свидетеля, исследовав материалы дела: Устав МБОУ «Астафьевская СОШ», свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе юридического лица, экспертное заключение филиала Федерального государственного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае» в городе Канске от 31.05.2011. № 342, ходатайство об увеличении исковых требований, локальный сметный расчет на капитальный ремонт кровли и отмостков МБОУ «Астафьевская СОШ», который дает размер расходов только на ремонт кровли, фотографии спортзала школы - вид снаружи и внутри, на которых видно удовлетворительное состояние спортзала, следы проведения ремонта кровли, письмо директора ООО «Красноярскпроектстрой», из которого виден перечень необходимых работ в случае увеличения высоты потолка спортзала, суд считает, что иск обоснован частично и подлежит удовлетворению в части по следующим основаниям: Как видно из материалов дела, в образовательном учреждении «Астафьевская СОШ» выявлен ряд серьезных нарушений норм и правил санитарно-эпидемиологического законодательства, которые могут повлечь неблагоприятные последствия. Образовательным является учреждение согласно ст. 12 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании", осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. В соответствии со ст. 35 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом соответствующего образовательного учреждения. Учредителем МБОУ «Астафьевская средняя общеобразовательная школа» является согласно Уставу муниципальное образование Канский район. Функции и полномочия Учредителя выполняет администрация Канского района. К полномочиям органов местного самоуправления согласно ст.31 Закона РФ «Об образовании» по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: 1) организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; 2) организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования; 3) создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений; 4) обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий; 5) учет детей, подлежащих обучению в образовательных учреждениях, реализующих основные общеобразовательные программы, закрепление определенной территории муниципальных районов, городских округов за конкретным муниципальным образовательным учреждением. В тоже время согласно п. 1.7 Устава школа является юридическим лицом, может иметь самостоятельный баланс, имеет лицевые счета в территориальном органе краевого или федерального казначейства. Имеет в оперативном управлении обособленное имущество. Отвечает по своим обязательством всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом…. Из п. 1.8 Устава следует, что школа, являясь бюджетным учреждением, имеет лицевой счет и может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Согласно ст.51 Закона «Об образовании» от 10.07.1992 года № 3266-1 образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Согласно ст. 4 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Отношения относительно выполнения санитарно-эпидемиологических требований обеспечения безопасности среды обитания для здоровья человека и отношения по организации и проведению санитарно-противоэпидемических мероприятий являются основными в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. В силу ст. 2 Федерального закона № 52-ФЗ санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством: профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности; лицензирования видов деятельности, представляющих потенциальную опасность для человека. Согласно ст.42 Конституции РФ и ст. 8 Федерального закона № 52-ФЗ граждане имеют право на благоприятную окружающую среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. В соответствии со ст. 11 Федерального Закона № 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: -выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; -разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; -обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; -осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; -проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания; -своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения; -осуществлять гигиеническое обучение работников. Статьей 28 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" регламентировано, что в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства. Из вышеперечисленных норм следует, что обязанность по соблюдению требований санитарно-эпидемиологического законодательства возложена на юридическое лицо МБОУ «Астафьевская средняя общеобразовательная школа», которое должно руководствоваться санитарными правилами и нормативами, поскольку их соблюдение направлено на охрану здоровья детей и создание благоприятных условий для их развития при осуществлении деятельности по их обучению в указанном учреждении, что является основной целью МБОУ, определенной п.2.2 Устава. Пунктом 11 ч.1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что к вопросам местного значения муниципального района в числе прочего относится организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организация отдыха детей в каникулярное время. Согласно п. 3 ч. 1 ст. 17 данного Федерального закона N 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают таким полномочием как создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями,… Из чего следует, что финансирование мероприятий, направленных на соблюдение требований санитарно-эпидемиологического законодательства МБОУ должно осуществляться органом местного самоуправления - администрацией Канского района. Статья 2 Конституции РФ гласит, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Статья 12 ГК РФ предусматривает, что защита гражданских прав осуществляется путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Нарушение санитарных правил представляет непосредственную угрозу жизни и здоровью учащихся, педагогов, других работников. На основании изложенного, обязание ответчиков исполнить в интересах неопределенного круга лиц нормы федерального законодательства может быть обеспечено судебным решением. Требования прокурора, а также постановленное по ним решение суда, не ущемляют самостоятельность органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения, а направлены на понуждение их в судебном порядке исполнить возложенные законом обязанности. В тоже время, рассматривая требования прокурора в части увеличения высоты стен спортзала с 4.5 метров до 6 метров, суд не может согласиться с ними по следующим основаниям: Как установлено в судебном заседании, школа построена в 1963 году, неоднократно на протяжении этих лет проверялась различными органами и получала положительные заключения. Высота существующего спортзала составляет 4.5 метров против необходимых 6 метров. В результате исследования представленных ответчиками документов, показаний свидетеля, установлено, что в 2011 году производился ремонт кровли спортзала и затрачено 1220000 рублей. Увеличение высоты спортзала возможно только после проведения комплекса работ в таком объеме, как в денежном выражении, так и строительном, что ставит под вопрос саму целесообразность их проведения. Бюджет Канского района является дотационным, выделяемые на образование суммы имеют целевое назначение, любое их перераспределение в направлении оплаты работ по увеличению высоты потолка в спортзале указанной школы неминуемо приведет к урезанию расходов на иные, более неотложные нужды образования в Канском районе. Как видно из представленных фотографий, спортзал достаточно благоустроен применительно к образовательному учреждению с учетом количества учеников и года постройки. Ставить вопрос об увеличении высоты потолка возможно только при наличии не только достаточного финансирования, но и положительного заключения о возможности вообще проведения таких работ. Такого положительного заключения прокуратурой не представлено. Решая вопрос о взыскании судебных расходов, суд исходит из того, что согласно п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются. Учитывая, что взыскание должно производиться в равных долях, госпошлину следует взыскать со второго ответчика, не освобожденного от его уплаты, в сумме 2000 рублей. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999 года, суд РЕШИЛ: Исковое заявление Канского межрайонного прокурора удовлетворить частично: обязать Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Астафьевская средняя общеобразовательная школа», с. Астафьевка, ул. Пионерская, 10 в срок 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу устранить нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства: - в соответствии с п. 3.9 СанПиН 2.4.2.2821-10, п. 3.3 СанПиН 2.4.1.2660-10. территорию школы обеспечить наружным искусственным освещением. В удовлетворении исковых требований в части приведения спортивного зала в соответствие п. 4.13 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», регламентирующей высоту потолков не менее 6 метров - отказать. Обязать Администрацию Канского района Красноярского края выделить денежные средства Муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Астафьевская средняя общеобразовательная школа» на устранение нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства, указанных выше в резолютивной части решения в трехмесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу в размере, согласно представленному Муниципальным бюджетным образовательным учреждением «Астафьевская средняя общеобразовательная школа» расчету затрат на проведение работ. Взыскать с Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Астафьевская средняя общеобразовательная школа» в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 2000 (две тысячи) рублей. Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Канский районный суд в течение месяца со дня оглашения. Судья В.Н. Арефьев