Решение о признании незаконным бездействия муниципального образования



Дело № 2-278/12

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Канск Красноярского края             21 августа 2012 года

Канский районный суд Красноярского края в составе председательствующего - судьи Беликова С.В.,

при секретаре - Лукзен О.В.

с участием:

- прокурора - пом. Канского межрайпрокурора Кожакина Д.А.,

- представителей ответчика - Кипеля Н.Ж., Заметиной Е.В.,

- представителя третьего лица администрации Канского района - Самсонова Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Канского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Терского сельсовета Канского района о признании незаконным бездействия, связанного с непринятием котельных, водопроводных сетей, теплотрассы в муниципальную собственность, возложении обязанности в двухмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу подать заявление с необходимыми документами в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о постановке на учет указанных объектов в качестве бесхозяйных объектов недвижимости, совершить необходимые действия по принятию указанных сетей в муниципальную собственность,

УСТАНОВИЛ:

Канский межрайонный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к муниципальному образованию Терский сельсовет, в лице администрации Терского сельсовета, в котором просит признать незаконным бездействие администрации Терского сельсовета, связанное с непринятием в муниципальную собственность:

- котельных, расположенных по адресам Канский район, п. Красный Маяк, ул. Советской, 30, и ул. Животноводов, 9/3;

- водопроводных сетей, обеспечивающих жилые дома, административные здания, объекты социальной инфраструктуры по ул. Центральной - ул. Детской в п. Бошняково Канского района;

- водопроводных сетей, обеспечивающих холодной водой жилые дома, административные здания, объекты социальной инфраструктуры, расположенные по ул. Степной, ул. Новостройки, ул. 8 Марта, ул. Победы, ул. Трактовой, ул. Советской, пер. Школьному, пер. Кооперативному в п. Красный Маяк Канского района;

- теплотрассы, обеспечивающие теплоносителем жилые дома, административные здания, объекты социальной инфраструктуры в п. Красный Маяк Канского района,

обязать администрацию Терского сельсовета подать заявление со всеми необходимыми документами в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о постановке на учет в качестве бесхозяйных указанных объектов недвижимости, а также совершить все необходимые действия по принятию в муниципальную собственность вышеуказанных сетей.

Ходатайством от 10.08.2012 прокурор уточнил требования и просит обязать ответчика подать заявление в регистрирующий орган в двухмесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу.

Требования мотивированы тем, что Канской межрайонной прокуратурой проведена проверка по жалобе заместителя председателя Канского районного Совета депутатов по факту отсутствия собственника у вышеназванных объектов недвижимости, которые являются таковыми в силу ст. 130 ГК РФ. Поселок Красный Маяк и поселок Бошняково входят в состав Терского сельсовета. По сведениям, полученным из администрации Терского сельсовета, названные объекты недвижимости в реестре муниципальной собственности отсутствуют. МКУ "Комитет по управлению муниципальным имуществом Канского района" сообщил, что данные объекты в муниципальной собственности также не значатся. Согласно данным ФГУП "Ростехинвентаризация Федеральное БТИ" эти объекты на техническом учете не состоят, право собственности не зарегистрировано. Приведенные обстоятельства свидетельствуют о том, что данные объекты недвижимости являются бесхозяйными. Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления" относит к вопросам местного значения содержание муниципального жилищного фонда, организацию в границах поселений электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведение, снабжение населения топливом. В соответствии со ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. Иные участники гражданского оборота, имеющие право на подачу такого заявления, законодателем не указаны. Невыполнение действий по постановке вышеназванных объектов на учет как бесхозяйных препятствует дальнейшему определению их балансовой принадлежности и надлежащему содержанию, что создает угрозу их повреждения вследствие естественного износа и приведет к невозможности получения гражданами коммунальных ресурсов.

Определениями суда от 01.08.2012 ответчик муниципальное образование Терский сельсовет заменен на администрацию Терского сельсовета и к участию в деле привлечено ОАО "Племзавод "Красный Маяк" в качестве третьего лица на стороне ответчика.

Определением суда от 09.08.2012 к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.

Третьим лицом ОАО "Племзавод "Красный Маяк" представлены в суд письменные объяснения и дополнения к ним, в которых указано, что общество прекратило дальнейшую эксплуатацию спорных котельных и сетей тепло- водоснабжения, а также предоставление населению и объектам социально-культурного назначения услуг по тепловодоснабжению, поскольку на протяжении последних лет ОАО "Племзавод "Красный Маяк" при осуществлении указанной деятельности несло значительные убытки: в 2007 году - 1636975 рублей, в 2008 году - 1298460 рублей, в 2009 году - 1823181 рубль, в 2010 году - 1694777 рублей, в 2011 году - 1947276 рублей. Правительство Красноярского края не производит обществу возмещения понесенных убытков, как другим предприятиям ЖКХ края. Котельные, сети тепловодоснабжения на территории п. Красный Маяк и п. Бошняково не стоят на балансе ОАО "Племзавод "Красный Маяк" и при акционировании в стоимость акций не включались. Лицензии на оказание услуг по тепловодоснабжению общество не имеет. В обществе отсутствуют правоустанавливающие документы на котельные, теплотрассы, водопровод в указанных населенных пунктах. В видах экономической деятельности общества отсутствуют распределение воды, распределение пара, горячей воды, тепловой энергии. На 2012 год обществом были заключены договоры на предоставление холодного водоснабжения, отопления с рядом организаций и индивидуальных предпринимателей. Договоры были расторгнуты с 01.06.2012. (л.д.          ).

Третьим лицом администрацией Канского района в суд представлен отзыв на иск, в котором администрация просит отказать в удовлетворении иска. Возражения в отзыве мотивированы тем, что в исковом заявлении указывается на отсутствие собственника у спорных объектов недвижимости. Однако, из текста обращения заместителя председателя Канского районного Совета депутатов от 10.05.2012 и ответа Министра жилищно-коммунального хозяйства А.В. Резникова на имя депутата Канского районного Совета депутатов Е.Н. Кадач видно, что собственником спорных объектов недвижимости является ОАО "Племзавод "Красный Маяк", которое на протяжении более 20 лет пользовалось данными объектами, оказывало платные коммунальные услуги населению, в том числе по теплоснабжению бюджетным учреждениям, расположенным на территории Терского сельсовета, получало субсидии на горячее водоснабжение, как организация, оказывающая услуги по теплоснабжению. Согласно ст. 6 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" права на недвижимое имущество, возникшие до вступления в силу данного Закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной Законом. Государственная регистрация таких прав производится по желанию их обладателей. В связи с чем, отсутствие такой регистрации не является основанием для признания имущества бесхозяйным. Кроме того, отсутствуют сведения о том, что спорные объекты не зарегистрированы в реестре государственной собственности Красноярского края или в реестре федерального имущества. Доводы иска о том, что у спорного имущества отсутствует собственник и оно является бесхозяйным, не свидетельствуют с достоверностью об отсутствии у ОАО "Племзавод "Красный Маяк" прав на это имущество. Удовлетворение иска приведет к негативным последствиям для населения, так как процесс признания имущества бесхозяйным занимает длительный период времени - более года, что может привести к срыву отопительного сезона и возникновению чрезвычайной ситуации. Администрацией Канского района на уровне Правительства Красноярского края решается вопрос с ОАО "Племзавод "Красный Маяк" о дальнейшей эксплуатации и подготовке к предстоящему отопительному сезону объектов жизнеобеспечения п. Красный Маяк. Также администрация Канского района считает, что при предоставлении имеющихся документов за ОАО "Племзавод "Красный Маяк" в более короткий срок, в том числе в судебном порядке, может быть зарегистрировано право собственности (л.д.      ).

В дополнительном ходатайстве от 21.08.2012 администрация Канского района указывает, что согласно документам, полученным по запросу из Региональной энергетической комиссии Красноярского края, следует, что спорные объекты недвижимости стоят на балансе ОАО "Племзавод "Красный Маяк". Как организация, оказывающая услуги по теплоснабжению, общество должно руководствоваться ФЗ "О теплоснабжении", на основании которого оно не имело права отказаться от исполнения обязательств по договорам без согласования с органом местного самоуправления, тем более оставить данные объекты, не передав их в законном порядке органу местного самоуправления. ОАО "Племзавод "Красный Маяк", как владелец источников тепловой энергии, нарушил требование названого закона, что выразилось в прекращении эксплуатации объектов, оставлении их без согласования с органом местного самоуправления и передачи их в муниципальную собственность без надлежащего оформления документов (л.д. ).

В судебном заседании прокурор поддержал уточненные исковые требования по изложенным в иске доводам, не поддержав требования в части обязать ответчика совершить все необходимые действия по принятию в муниципальную собственность вышеуказанных сетей.

Представитель ответчика Кипель Н.Ж. в судебном заседании признал иск в полном объеме, суду пояснил, что администрацией Терского сельсовета принимались все возможные меры к принятию спорных объектов в муниципальную собственность, были приняты соответствующие решения органами местного самоуправления, выбрана эксплуатирующая организация. Однако принятые решения были отменены по протесту прокурора. Администрация не проводила какие-либо платежи, связанные с принятием объектов в муниципальную собственность, так как не вправе была расходовать бюджетные средства, в частности, на оформление кадастровых паспортов, оформление земельных участков, хотя соответствующие заявки на оформление документов были направлены в соответствующие организации. Кто строил спорные объекты недвижимости, ему неизвестно. Эксплуатировало объекты ОАО "Племзавод "Красный Маяк".

Представитель третьего лица администрации Канского района возражал против удовлетворения иска по основаниям, изложенным в письменном отзыве и дополнительном ходатайстве, суду пояснил, что процедура отказа ОАО "Племзавод "Красный Маяк" от теплоснабжения, установленная ФЗ "О теплоснабжении", была нарушена. Акционерное общество уведомило администрацию о таком отказе за пять месяцев, а не за восемь. Переписка между администрацией и обществом велась односторонняя. Кроме того, администрация была вправе обязать общество продолжать эксплуатацию теплосетей на период до трех лет.

Представители третьих лиц ОАО "Племзавод "Красный Маяк" и Управления Росреестра по Красноярскому краю в судебное заседание не явились, просили дело рассмотреть в их отсутствие.

Заслушав участников, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим частичному удовлетворению исходя из следующего.

Судом установлено, что на территории муниципального образования Терский сельсовет Канского района имеются объекты недвижимости:

- две котельные, расположенные по адресам Канский район, п. Красный Маяк, ул. Советская, 30, и ул. Животноводов, 9/3;

- водопроводные сети, обеспечивающие жилые дома, административные здания, объекты социальной инфраструктуры по ул. Центральной - ул. Детской в п. Бошняково Канского района;

- водопроводные сети, обеспечивающие холодной водой жилые дома, административные здания, объекты социальной инфраструктуры, расположенные по ул. Степной, ул. Новостройки, ул. 8 Марта, ул. Победы, ул. Трактовой, ул. Советской, пер. Школьному, пер. Кооперативному в п. Красный Маяк Канского района;

- теплотрассы, обеспечивающие теплоносителем жилые дома, административные здания, объекты социальной инфраструктуры в п. Красный Маяк Канского района.

Данные объекты недвижимости введены в эксплуатацию в период с 1965 по 1981 гг., находились во владении и пользовании ОАО "Племзавод "Красный Маяк", которое эксплуатировало их по назначению, предоставляя потребителям поселков Красный Маяк и Бошняково тепловую энергию и водоснабжение.

Указанные объекты недвижимости не значатся в реестре федерального имущества, государственного имущества Красноярского края, муниципального имущества Канского района и Терского сельсовета, на техническом учете в Краевом архиве Канского отделения ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" не состоят, в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество сведения о спорных котельных отсутствуют.

Письмом от 27.12.2011 директор ОАО "Племзавод "Красный Маяк" обратился к Главе Терского сельсовета, в котором уведомляет о безвозмездной передаче в муниципальную собственность Терского сельсовета двух котельных, магистрального трубопровода и разводящих тепловых сетей.

29.12.2011 постановлением администрации Терского сельсовета сформирована комиссия по приемке-передаче объектов жилищно-коммунального хозяйства в муниципальную собственность. 30.01.2012 Терским сельским Советом депутатов принято решение о включении в муниципальную собственность объектов жилищно-коммунального хозяйства - спорных объектов недвижимости. 31.01.2012 по акту приема-передачи ОАО "Племзавод "Красный Маяк" передало в собственность муниципального образования Терский сельсовет спорные объекты недвижимости.

02.02.2012 постановлением администрации Терского сельсовета сформирована единая (конкурсная, аукционная, котировочная) комиссия для рассмотрения конкурсных заявок, заявок на участие в аукционе, котировочных заявок участников размещения заказа в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ.

13.02.2012 администрацией Терского сельсовета издано распоряжение о проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды муниципального имущества, предназначенного для бесперебойного теплоснабжения населения, бесперебойного водоснабжения и водоотведения населения на территории Терского сельсовета.

В тот же день 13.02.2012 депутат Канского районного Совета депутатов Кадач Е.Н. обратился на имя Министра жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края с информацией о передаче в муниципальную собственность Терского сельсовета спорных объектов недвижимости, подготовке документов для проведения аукциона, указывая на отсутствие в бюджете сельсовета средств для подготовки объектов ЖКХ к отопительному сезону, и просит разобраться в сложившейся ситуации. В своем ответе от 12.04.2012 на депутатский запрос Министр жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края разъясняет положения законодательства о государственной регистрации прав на недвижимое имущество, указывает на отсутствие государственной регистрации прав на спорные объекты недвижимости и отсутствие у администрации Терского сельсовета оснований для принятия объектов в муниципальную собственность, а также на то, что до государственной регистрации прав за Терским сельсоветом собственник имущества (ОАО "Племзавод "Красный Маяк") несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, в том числе расходы по подготовке имущества к отопительному периоду 2012-2013 гг.

30.03.2012 был проведен конкурс на право заключения договора аренды муниципального имущества, предназначенного для бесперебойного теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения населения территории Терского сельсовета, для эксплуатации и обслуживания объектов инфраструктуры Терского сельсовета.

10.05.2012 Канский районный Совет депутатов обратился в Канскую межрайонную прокуратуру с просьбой провести проверку по факту незаконной передачи объектов тепловодоснабжения ОАО "Племзавод "Красный Маяк".

15.05.2012 ОАО "Племзавод "Красный Маяк" уведомил Главу Терского сельсовета о том, что 25.05.2012 прекращает осуществление тепловодоснабжения населения и организаций и обслуживание имущества, не стоящего на балансе в ОАО "Племзавод "Красный Маяк", переданного в собственность Терскому сельсовету 31.01.2012.

08.06.2012 Канским межрайонным прокурором по результатам проведенной проверки внесено представление на имя Главы Терского сельсовета, в котором прокурор указывает на отсутствие у ОАО "Племзавод "Красный Маяк" правоустанавливающих документов на спорные объекты недвижимости, отсутствие собственника данных объектов и наличие у них статуса бесхозяйных, незаконность действий администрации Терского сельсовета по принятию спорных объектов недвижимости в собственность и передаче их в аренду. Также прокурор разъясняет порядок приобретения права муниципальной собственности на бесхозяйные недвижимые вещи и требует отменить решение администрации Терского сельсовета от 30.01.2012 № 30-82 и отменить результаты конкурса.

Решением Терского сельского Совета депутатов от 16.07.2012 решение Совета от 30.01.2012 отменено.

Постановлением администрации Терского сельсовета от 16.07.2012 результаты конкурса отменены.

Приведенные обстоятельства подтверждаются доводами иска, объяснениями представителя ответчика, письменными объяснениями представителя третьего лица ОАО "Племзавод "Красный Маяк", материалами дела:

- схемами водопровода в п. Бошнякова и п. Красный Маяк (л.д. 15-17);

- техническими паспортами котельных №№ 1 и 2, составленными ОАО "Племзавод "Красный Маяк" (л.д. 18-29);

- справкой администрации Терского сельсовета от 21.05.2012 о датах введения в эксплуатацию спорных объектов недвижимости (л.д. );

- обращением ОАО "Племзавод "Красный Маяк" от 27.12.2012 на имя Главы Терского сельсовета о безвозмездной передаче в муниципальную собственность Терского сельсовета объектов теплоснабжения п. Красный Маяк - две котельные, магистральный трубопровод и разводящие тепловые сети (л.д.     );

- постановлением администрации Терского сельсовета от 29.12.2011 № 71 о создании постоянной комиссии по приемке-передаче объектов жилищно-коммунального хозяйства в муниципальную собственность (л.д. );

- решением Терского сельского Совета депутатов от 30.01.2012 № 30-82 о передаче в муниципальную собственность объектов жилищно-коммунального хозяйства ОАО "Племзавод "Красный Маяк" (л.д.        );

- приложениями № 1 и № 2 к Акту приема-передачи в муниципальную собственность Терского сельсовета от 31.01.2012 водопровода в п. Бошняково, водопровода и теплотрассы от котельной № 2 ОАО "Племзавод "Красный Маяк" (л.д. 7-9, 14);

- постановлением администрации Терского сельсовета от 02.02.2012 № 2 о создании единой комиссии для рассмотрения конкурсных заявок (л.д. );

- распоряжением администрации Терского сельсовета от 13.02.2012 № 11 о проведении открытого конкурса № 01-2012 (л.д. )

- извещением о проведении конкурса с приложением (л.д. );

- протоколами заседания комиссии по вскрытию и рассмотрению конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе № 10-2012 (л.д.                );

- обращением депутата Канского районного Совета депутатов Кадача Е.Н. от 13.02.2012 на имя Министра жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края и ответом на обращение (л.д.        );

- сообщением администрации Терского сельсовета от 31.05.2012 о том, что спорные объекты недвижимости в реестре муниципального имущества Терского сельсовета не значатся (л.д. 10);

- сообщением МКУ "Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Канского района Красноярского края" от 01.06.2012 о том, что спорные объекты недвижимости не значатся в реестре собственности муниципального образования Канский район" (л.д. 12);

- сообщением Агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края от 06.07.2012 о том, что спорные объекты недвижимости в реестре государственной собственности Красноярского края не зарегистрированы и аналогичным сообщением ТУ Росимущества в Красноярском крае об отсутствии сведений о спорных объектах в реестре федерального имущества Красноярского края (л.д.                            );

- сообщением Канского отделения филиала по Красноярскому краю ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" от 01.06.2012 и справкой от 31.07.2012 о том, что спорные объекты на техническом учете не состоят (л.д. 13,         );

- сообщениями Управления Росреестра по Красноярскому краю об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведений о спорных котельных (л.д.        );

- обращением Канского районного Совета депутатов от 10.05.2012 в Канскую межрайонную прокуратуру с просьбой провести проверку по факту передачи объектов тепловодоснабжения в муниципальную собственность (л.д.         );

- уведомлением ОАО "Племзавод "Красный Маяк" от 15.05.2012 на имя Главы Терского сельсовета о прекращении осуществления тепловодоснабжения населения и организаций и обслуживания имущества, не стоящего на балансе ОАО "Племзавод "Красный Маяк", переданного в собственность Терскому сельсовету 30.01.2012 (л.д.     );

- представлением Канского межрайонного прокурора от 08.06.2012 об устранении нарушений гражданского законодательства на имя Главы Терского сельсовета (л.д.            );

- решением Терского сельского Совета депутатов от 16.06.2012 № 36-88 об отмене решения от 30.01.2012 № 30-82 о передаче в муниципальную собственность объектов жилищно-коммунального хозяйства ОАО "Племзавод "Красный Маяк" (л.д.            );

- постановлением администрации Терского сельсовета от 16.07.2012 № 47 об отмене результатов конкурса № 01-2012 на право заключения договора аренды муниципального имущества, предназначенного для бесперебойного теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения населения на территории Терского сельсовета, для эксплуатации и обслуживания объектов инфраструктуры Терского сельсовета Канского района Красноярского края (л.д.       ).

В соответствии с п.п. 1, 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

В соответствии с п. 11 ст. 2 ФЗ "О теплоснабжении" теплоснабжающая организация - организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии.

Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Письменными объяснениями представителя ОАО "Племзавод "Красный Маяк" и представленными представителем администрации Канского района доказательствами - сведениями сайта Региональной Энергетической Комиссии Красноярского края, приказом Департамента строительства и жилищно-коммунальной политики администрации Красноярского края от 15.12.2005 № 22/05-т (по данным СПС "КонсультантПлюс") (л.д.              ) подтверждается, что ОАО "Племзавод "Красный Маяк" на протяжении ряда лет оказывало населению и юридическим лицам услуги по тепловодоснабжению и акционерному обществу устанавливались тарифы на тепловую энергию и услуги системы водоснабжения. Для установления тарифов на тепловую энергию ОАО "Племзавод "Красный Маяк" предоставляло в РЭК Красноярского края ряд документов, в том числе выписку из реестра основных средств ОАО "Племзавод "Красный Маяк", согласно которой котельная № 1 и котельная № 2 числятся на балансе общества (л.д.             ), инвентарные карточки учета объектов основных средств по котельной № 1 и № 2 (л.д.                    ), технические паспорта на обе котельные (л.д.     ).

Приведенные доказательства опровергают доводы представителя третьего лица ОАО "Племзавод "Красный Маяк" о том, что спорные объекты недвижимости не стоят на балансе общества.

Иные доводы представителя ОАО "Племзавод "Красный Маяк", изложенные в письменных объяснениях, не имеют правового значения для дела, поскольку ни наличие лицензии, ни отсутствие в Уставе организации соответствующих видов деятельности, ни отсутствие правоустанавливающих документов на спорные объекты недвижимости Законом о теплоснабжении не ставится в зависимость от признания организации теплоснабжающей организацией.

В связи с чем, применительно к настоящему делу суд находит установленным, что ОАО "Племзавод "Красный Маяк" на законных основаниях владеет источниками тепловой энергии и теплосетями и в силу положений п. 11 ст. 2 ФЗ "О теплоснабжении" является теплоснабжающей организацией.

При этом, суд приходит к выводу, что участниками дела не представлено достаточных и убедительных доказательств наличия у ОАО "Племзавод "Красный Маяк" права собственности на спорные объекты недвижимости.

Сам по себе факт владения и пользования ОАО "Племзавод "Красный Маяк" спорными объектами недвижимости и нахождение их на балансе общества не являются достаточными доказательствами наличия у общества права собственности на это имущество.

Мнение Министра жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края относительно собственника спорных объектов недвижимости является толкованием закона и также не является надлежащим доказательством наличия у ОАО "Племзавод "Красный Маяк" права собственности на спорные объекты недвижимости.

Кроме того, суд учитывает следующее.

Порядок реорганизации колхозов и совхозов регламентирован пунктом 5 Постановления Правительства РФ от 29.12.1991 № 86, которым предусматривалось право совхозов на передачу в собственность сельских (поселковых) Советов народных депутатов объектов социальной сферы, жилого фонда и других объектов.

Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 № 724 "О передаче объектов социальной и инженерной инфраструктуры сельскохозяйственных организаций в муниципальную собственность" установлено, что такая передача осуществляется в исключительно в добровольном порядке (пункт 2).

В соответствии с Инструкцией "О порядке передачи, продажи и сдачи в аренду имущества колхозов и совхозов муниципальным органам", утвержденной. Минсельхозом РФ, Госкомимуществом РФ от 10.02.1992, право выбора способа передачи имущества совхоза принадлежит трудовому коллективу. В интересах коллектива ряд объектов социальной инфраструктуры может оставаться на балансе предприятий, создаваемых на основе реорганизации колхозов и совхозов. Колхозы и совхозы имеют право продавать или сдавать в аренду жилой фонд и другие объекты социальной сферы в соответствии с действующим законодательством (пункты 3, 4).

Из приведенных положений нормативных актов следует, что объекты социальной инфраструктуры при реорганизации колхозов и совхозов могут оставаться на балансе, а не в собственности, предприятий, создаваемых на основе реорганизованных колхозов и совхозов.

ОАО "Племзавод "Красный Маяк" при реорганизации не реализовало право на передачу спорных объектов недвижимости, относящихся к объектам социальной инфраструктуры, в муниципальную собственность, оставив их на балансе общества.

Приведенные обстоятельства опровергают доводы представителя администрации Канского района о том, что ОАО "Племзавод "Красный Маяк" является собственником спорных объектов недвижимости и за обществом может быть признано и зарегистрировано право собственности на указанные объекты, в том числе в судебном порядке.

Таким образом, спорные объекты недвижимости являются бесхозяйными.

Доводы представителя администрации Канского района о нарушении ОАО "Племзавод "Красный Маяк" положений ст. 21 ФЗ "О теплоснабжении", поскольку общество было обязано за восемь месяцев уведомить администрацию Терского сельсовета в целях согласования вывода из эксплуатации источников тепловой энергии, а уведомило за пять месяцев, суд находит необоснованными, так как исследованными по делу доказательствами подтверждается, что такое уведомление было направлено ОАО "Племзавод "Красный Маяк" не в связи с принятием решения о выводе источников тепловой энергии из эксплуатации, а в связи с документально оформленной передачей спорных объектов недвижимости в муниципальную собственность Терского сельсовета. И на момент направления уведомления ОАО "Племзавод "Красный Маяк" полагало, что спорные объекты недвижимости являются муниципальной собственностью, о чем указано в самом уведомлении.

Не могут быть признаны обоснованными и доводы представителя администрации Канского района о том, что удовлетворение иска повлечет негативные последствия для населения Терского сельсовета, поскольку вопрос обслуживания и эксплуатации спорных объектов недвижимости не является предметом спора по настоящему делу.

В соответствии с пунктом 4 части 1 ст. 14 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" к вопросам местного значения относятся организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу, что исковые требования в части возложения на администрацию Терского сельсовета обязанности в двухмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу подать в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, заявление со всеми необходимыми о постановке на учет в качестве бесхозяйных спорных объектов недвижимости подлежит удовлетворению, поскольку непостановка указанных объектов на учет в целях дальнейшего их обращения в муниципальную собственность создает угрозу нарушения прав неопределенного круга граждан, проживающих на территории Терского сельсовета, на надлежащее получение коммунальных услуг.

В остальной части суд не находит оснований для удовлетворения иска.

Исследованными по делу доказательствами:

- ответом БТИ от 06.03.2012 на имя Главы Терского сельсовета о примерной стоимости работ по проведению технической инвентаризации с изготовлением инвентаризационной оценки, а также оказанием услуг по технической инвентаризации с выдачей технических паспортов для постановки на учет без хозяина на спорные объекты недвижимости (л.д. );

- заявками Главы Терского сельсовета от 03.04.2012 в БТИ о проведении технической инвентаризации (л.д. );

- запросами Главы Терского сельсовета от 10.04.2012 в Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, в Агентство по управлению государственным имуществом Красноярского края, в Филиал по Красноярскому краю ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ", в КУМИ Канского района о предоставлении сведений о спорных объектах недвижимости (л.д. );

- сообщением Главы Терского сельсовета от 09.06.2012 на имя Главы администрации Канского района о невозможности исполнить решение комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности о ходе подготовки объектов коммунального хозяйства Терского сельсовета к работе в зимних условиях 2012-2013 гг. в связи с отсутствием финансирования (л.д. );

- запросом Главы Терского сельсовета от 16.07.2012 в Федеральную антимонопольную службу Красноярского края о даче разрешения ООО "Маяк" на заключение договора аренды спорных объектов недвижимости и ответом на запрос (л.д.              );

- запросами Главы Терского сельсовета от 16.07.2012 на имя Главы Канского района, Заместителя Губернатора Красноярского края, Министра жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края о том, кто будет готовить спорные объекты недвижимости к отопительному сезону 2012-2013 гг. (л.д. ), а также фактом передачи спорных объектов недвижимости в муниципальную собственность Терского сельсовета, достоверно подтверждается, что администрацией Терского сельсовета принимались надлежащие меры для принятия данных объектов в муниципальную собственность, однако передача не состоялась по не зависящим от ответчика обстоятельствам.

Также, в судебном заседании прокурор не поддержал требования о возложении на ответчика обязанности совершить все необходимые действия по принятию в муниципальную собственность спорных сетей тепловодоснабжения, поскольку действующее законодательство не предусматривает возможности принятия в муниципальную собственность бесхозяйной недвижимой вещи без постановки ее на учет в качестве таковой в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.

В связи с чем, в данной части исковые требования удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования Канского межрайонного прокурора к администрации Терского сельсовета Канского района удовлетворить частично.

Обязать администрацию Терского сельсовета Канского района в двухмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу подать в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, заявление со всеми необходимыми документами о постановке на учет в качестве бесхозяйных следующих объектов недвижимости:

- котельной, расположенной по адресу Красноярский край, Канский район, п. Красный Маяк, ул. Советская, 30,

- котельной, расположенной по адресу Красноярский край, Канский район, п. Красный Маяк, ул. Животноводов, 9/3,

- водопроводных сетей, обеспечивающих жилые дома, административные здания, объекты социальной инфраструктуры по ул. Центральной - ул. Детской в п. Бошняково Канского района Красноярского края,

- водопроводных сетей, обеспечивающих холодной водой жилые дома, административные здания, объекты социальной инфраструктуры, расположенные по ул. Степной, ул. Новостройки, ул. 8 Марта, ул. Победы, ул. Трактовой, ул. Советской, пер. Школьному, пер. Кооперативному в п. Красный Маяк Канского района Красноярского края,

- теплотрасс, обеспечивающих теплоносителем жилые дома, административные здания, объекты социальной инфраструктуры в п. Красный Маяк Канского района Красноярского края.

В остальной части в удовлетворении иска отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Канский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий        С.В. Беликов

Составлено в окончательной

форме 28 августа 2012 года