Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 22 марта 2011 года гор. Канск, Красноярского края Канский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Арефьева В.Н., при секретаре Рыковой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Канске к индивидуальному предпринимателю Петровой ФИО6 о признании бездействия ответчика незаконным и обязании устранить нарушения санитарного законодательства, УСТАНОВИЛ: Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Канске обратился в суд с иском к индивидуальному предпринимателю Петровой Л.Г., мотивируя требования тем, что в ходе проведения мероприятий по надзору были выявлены нарушения действующего санитарно-эпидемиологического законодательства, которые подтверждаются материалами проверки по делу об административном правонарушении. С целью устранения выявленных нарушений Петровой Л.Г. было выдано предписание № 1128 от 13 декабря 2010 года со сроком исполнения до 26 января 2011 года. По истечении установленного срока,15 февраля 2011 года, при проведении внеплановой проверки индивидуального предпринимателя Петровой Л.Г. по месту нахождения организации торговли по адресу: <адрес> <адрес> Юности, д. 1 «А»
- по пункту 3 предписания - в части обеспечения осуществления ежедневного контроля с регистрацией в специальном «журнале» за влажностным режимом хранения реализуемых в организации торговли пищевых продуктов с помощью психрометров или гигрометров, установленных на видном месте, удаленных от дверей и испарителей и ведением документации; - психрометры или гигрометры в организации торговли отсутствуют, соответствующая документация не ведется (журнал контроля за влажностным режимом хранения продукции не представлен),иная документация, подтверждающая проведение контроля за влажностным режимом хранения продукции не представлена;
- по пункту 4 предписания - в части недопущения реализации пищевой продукции без наличия сопроводительных документов, подтверждающих их происхождение, качество и безопасность, без наличия качественных удостоверений (для продукции российского производства); - не представлена по первому требования сопроводительная документация, качественные удостоверения (для продукции российского производства) на выборочно проинспектированный товар, в организации торговли индивидуального предпринимателя Петровой Л.Г., весь проинспектированный товар был представлен к реализации на выставочной витрине организации торговли с оформленными ценниками (информация о том, что данный товар не реализуется, отсутствовала). (Сведения о проинспектированном товаре, о его наименовании, дате изготовления, о сроке хранения, стоимости и количестве товара, представлены в приложении № 1 «Гигиеническая оценка качества и безопасности пищевых продуктов и продовольственного сырья» к протоколу об административном правонарушении от 15.02.11г. № 150);
- по пункту 23 предписания - в части обеспечения соблюдения прохождения необходимых лабораторных исследований (обследований) в полном объеме (в соответствии с действующим законодательством РФ) при прохождении медицинского осмотра у персонала, занятого на работах, которые связаны с оборотом пищевых продуктов с наличием отметок в личных медицинских книжках о результатах исследований (обследований) и курса гигиенической подготовки и аттестации с наличием отметок в личных медицинских книжках; - не обеспечено прохождение продавцом Рогинчик М.В. гигиенического обучения и аттестации (соответствующая отметка в личной медицинской книжке отсутствует), в личной медицинской книжке индивидуального предпринимателя Петровой Л.Г. (деятельность которой связана с реализацией и перевозкой пищевой продукции, имеющей непосредственный контакт с пищевой продукцией) отсутствует отметка о результатах исследований на носительство возбудителей кишечной инфекции, отсутствует отметка о результатах осмотра дерматовенеролога (Сведения о прохождении медицинского осмотра и курса гигиенического обучения и аттестации персоналом организации торговли, изложены в приложении № 2 «Медицинское обследование работников» к протоколу об административном правонарушении от 15.02.11г. № 150);
- по пункту 24 предписания - в части обеспечения организации и осуществления мероприятий по проведению производственного контроля за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при хранении и реализации продукции в организации торговли (с учетом устранения нарушений изложенных в пунктах с 1 по 23 настоящего предписания); - мероприятия по проведению производственного контроля, за соблюдением санитарных правил ипроведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при хранении и реализации продукции в организации торговли (с учетом не устранения нарушений изложенных в пунктах 3, 4, 23 предписания № 1128 от 13 декабря 2010г.) не осуществляются.
Указанные факты подтверждаются актом проверки № 104 от 15.02.2011 года.
Представитель истца Скрябина Л.Ю. в судебном заседании требования поддержала, пояснила, что из 28 пунктов предписания ответчик не выполнил три пункта, по которым и подано исковое заявление. Просит признании бездействия ответчика незаконным, и обязать ответчика в срок до 01.05.2011 года устранить выявленные нарушения.
Ответчик Петрова Л.Г. исковые требования признала, суду пояснила, что имелись нарушения, основную часть которых устранили после получения предписания. В настоящий момент устранили и оставшиеся нарушения.
Выслушав представителя истца, ответчика, исследовав материалы дела: копию уведомления о проведении проверки от 25.11.2010г. № НБ-6901 371с приложением копии почтового уведомления о вручении; копию распоряжения о проведении плановой выездной проверки индивидуального предпринимателя № 742 от 25.11.2010г.; копию распоряжения о внесении дополнения в распоряжение № 768 от 02,12.2010г.; копию постановления по делу об административном правонарушении №604 от 21.12.2010г.; копию предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор №1128 от 13.12.2010г; служебную записку от 26.01.2011г. № 51; копию уведомления о проведении проверки от 26.01.2011г. № ОТ-371 с приложением копии почтового уведомления о вручении; копию распоряжения о проведении внеплановой выездной проверки индивидуального предпринимателя № 53 от 26.01.2011г.; копию протокола об административном правонарушении № 150 от 15.02.2011г., с приложением № 1 и приложением № 2; копию акта проверки № 104 от 15.02.2011г; копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе; копию свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя; копию информационного письма об учете в ЕГРПО Государственного комитета РФ по статистике (коды ОКВЭД); копию паспорта индивидуального предпринимателя; копию договора купли-продажи торгового киоска от 30.03.2006г.; копию архитектурно-планировочного здания торгового киоска, суд считает заявленный иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
В силу ст. 8 Федерального закона Федерального закона «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
При этом, в соответствии со ст. 1 данного Федерального закона среда обитания характеризуется как совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющая условия жизнедеятельности человека. В силу ч. 1 ст. 4 Федерального закона № 52-ФЗ обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения определено одним из основных условий реализации предусмотренного Конституцией РФ права граждан на благоприятную окружающую среду.
Статьей 11 Федерального закона № 52-ФЗ предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а так же предписаний должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль,в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно- противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
В соответствии с п. 2 ст. 19 Федерального закона от 02.01.2000 г. № 29 «О качестве и безопасности пищевых продуктов»(ред. от 30.12.2008) индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие хранение, перевозки пищевых продуктов, материалов и изделий, обязаны соблюдать требования нормативных документов к условиям хранения и перевозок пищевых продуктов, материалов и изделий и подтверждать соблюдение таких требований соответствующими записями в товарно-сопроводительных документах.
Согласно п. 6.4 СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно - эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов», п. 3.3.2 СанПиН 2.3.2.1324-03 «Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов» необходимо осуществлять ежедневно контроль с регистрацией в специальном «журнале» влажностного режима хранения реализуемых в организации торговли пищевых продуктов с помощью психрометров или гигрометров, установленных на видном месте, удаленных от дверей и испарителей и ведением документации.
В соответствии с п. 9 разд. 1 гл. 2 «Единых санитарно- эпидемиологических и гигиенических требований к товарам, подлежащим санитарно - эпидемиологическому надзору (контролю)», п. 5 ст. 15 Федерального закона № 52-ФЗ, п. 2 ст. 3 Федерального закона № 29-ФЗ, п.п. 7.1, 8.24 СП 2.3.6.1066-01, п. 3.4.6 СанПиН 2.3.2.1324-03, п. 4.4 СП 3.1/3.2.1379-03 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней», необходимо не допускать реализацию пищевой продукции без сопроводительных документов, подтверждающих их происхождение, качество и безопасность, без наличия качественных удостоверений (для продукции российского производства).
Согласно ст. 22 Федерального закона от 12 июня 2008 г. № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию»; ст. 11, ст. 34, ст. 36 Федерального закона № 52-ФЗ, п. 1 ст. 23 Федерального закона № 29-ФЗ, п.п. 13.1, 13.2, 14.1 СП 2.3.6.1066-01, п. 7.1, п. 8.2 СП 3.1/3.2.1379-03, п. 3.4.7 СанПиН 2.3.2.1324-03, необходимо обеспечивать соблюдение прохождения необходимых лабораторных исследований (обследований) в полном объеме (в соответствии с действующим законодательством РФ) при прохождении медицинскогоосмотра у персонала, занятого на работах, которые связаны с оборотом пищевых продуктов с наличием отметок в личных медицинских книжках о результатах исследований (обследований) и курса гигиенической подготовки и аттестации с наличием отметок в личных медицинских книжках.
В силу ст. 11, ст. 32 Федерального закона № 52-ФЗ, ст. 22 Федерального закона № 29-ФЗ, п.п. 1.4, 14.1 СП 2.3.6.1066-01, п.п. 1.5, 2.1, 2.4, 2.5, 2.7 СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», п.п. 1, 2, 3 СП 1.1.2193-07 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно- противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Изменения и дополнения № 1 к СП 1.1.1058-01», п. 2.23 СанПиН 2.3.21078-01 «Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов» необходимо обеспечивать организацию и осуществления мероприятий по проведению производственного контроля за соблюдением санитарных правил и проведениемсанитарно-противоэпидемических(профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при хранении и реализации продукции в организации торговли.
Согласно ст. 52 Федерального закона № 52-ФЗ должностные лица, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, обязаны своевременно и в полной мере исполнять предусмотренные статьями 50 настоящего Федерального закона полномочия на предупреждение, обнаружение и пресечение нарушения санитарного законодательства, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, что означает обязанность использовать весь комплекс предоставленных полномочий, в том числе и обращение в суд.
В соответствии со ст. 51 Федерального закона № 52-ФЗ главные государственные санитарные врачи наделены полномочием предъявлять иски в суд. в случае нарушения санитарного законодательства, для устранения, несмотря на ранее принятые меры, сохраняющихся нарушений санитарного законодательства.
Из материалов дела следует, что при проведении проверки в организации торговли Петровой Л.Г. был выявлен ряд нарушений, об устранении которых 13.12.2010 года было вынесено предписание, установлены сроки для устранения нарушений. При проведении повторной проверки установлено, что ряд нарушений в срок не устранен. Таким образом, налицо сохраняющееся нарушение санитарного законодательства, не обеспечивающее безопасность для здоровья человека, выполняемых работ и оказываемых услуг в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.Несоблюдение индивидуальным предпринимаем Петровой Л.Г. требований санитарного законодательства, нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, представляет угрозу причинения вреда здоровью и жизни людей.
В силу ст. 150 ГК РФ жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию в федеральный бюджет государственная пошлина в сумме 200 рублей, от уплаты которой истец был освобожден.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Канске удовлетворить:
-нарушение в части обеспечения осуществления ежедневного контроля с регистрацией в специальном «журнале» за влажностным режимом хранения реализуемых в организации торговли пищевых продуктов с помощью психрометров или гигрометров, установленных на видном месте, удаленных от дверей и испарителей и ведением документации;
-нарушение в части недопущения реализации пищевой продукциибез наличия сопроводительных документов, подтверждающих их происхождение, качество и безопасность, без наличия качественных удостоверений (для продукции российского производства);
-нарушение в части обеспечения соблюдения прохождения необходимых лабораторных исследований (обследований) в полном объеме при прохождении медицинского осмотра у персонала занятого на работах, которые связаны с оборотом пищевых продуктов с наличием отметок в личных медицинских книжках о результатах исследований (обследований) и курса гигиенической подготовки и аттестации с наличием отметок в личных медицинских книжках;
-нарушение в части обеспечения организации и осуществления мероприятий по проведению производственного контроля, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно- противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при хранении и реализации продукции в организации торговли (с учетом устранения нарушений изложенных в подпунктах с 1 по 3).
Взыскать с Петровой ФИО9 в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 200 (двести) рублей.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Канский районный суд в течение десяти дней со дня вынесения.
Председательствующий В.Н. Арефьев