Дело № 2-364/12 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации. 18 сентября 2012 года. г. Канск Канский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи - Арефьева В.Н., при секретаре Рыковой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску территориального отдела в г. Канске Управления Федеральной службы по надзору в сфере зашиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения «Браженская участковая больница» о признании незаконным бездействия и обязании устранить нарушения санитарного законодательства в Степняковском ФАПе, УСТАНОВИЛ: 29.07.2011 года в отношении МБУЗ «Браженская участковая больница» составлен протокол об административном правонарушении № 674 за нарушения санитарного законодательства по месту осуществления деятельности Степняковского фельдшерско-акушерского пункта. Для устранения выявленных нарушений юридическому лицу выдано предписание должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, № 560 от 29.07.2011 года со сроком исполнения до 01.08.2012 года. По истечении установленного срока при проведении в соответствии с распоряжением № 346 от 24.07.2012 г., распоряжением о внесении дополнений в распоряжение № 346 от 24.07.2012 года № 375 от 09.08.2012 года, внеплановой проверки в МБУЗ «Браженская участковая больница» выявлено неисполнение в установленный срок законного предписания - не выполнен пункт 1 предписания: - не устранены нарушения, изложенные в приложении 5 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» в части доведения уровней искусственной освещенности в помещениях Степняковского ФАПа рабочие места медсестры в кабинете приема, в прививочном кабинете и в процедурном кабинете до нормируемых значений. Указанные факты подтверждаются экспертным заключением от 09.08.2012 года № 331, актом проверки № 646 от 17 августа 2012 года. По факту невыполнения в установленный срок законного предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор от 29июля 2011 года № 560 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, № 464 от 17 августа 2012 года. Данный протокол направлен по подведомственности мировому судье судебного участка № 41 в Канском районе. Основной вид деятельности юридического лица МБУЗ «Браженская участковая больница»- медицинская деятельность по видам работ и услуг согласно лицензии на осуществление медицинской деятельности, полученной в порядке, установленном действующим законодательством. Таким образом, выявлены сохраняющиеся нарушения санитарного законодательства, не обеспечивающие безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в результате чего нарушаются права и интересы неопределенного круга лиц. Управление Роспотребнадзора обратилось в суд с исковым заявлением к МБУЗ «Браженская участковая больница» с требованием о признании незаконным его бездействия, выразившегося в неисполнении предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять государственно - эпидемиологический надзор, № 560 от 29.07.2011 года и обязании устранить указанные в предписании нарушения в Степняковском ФАПе в срок до 01.08.2012 года. В судебное заседание представитель истца направил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, просил срок устранения нарушений установить не позднее 31.10.2012 года. Представитель ответчика Редколес Д.В. с иском не согласился, пояснил, что указанные недостатки в основном явились следствием того, что надо финансирование. В настоящее время светильники закуплены, идет их установка и до конца октября они будут установлены. Свидетель Прохоренко И.И. пояснила, что исполняет обязанности главного врача. В настоящее время светильники устанавливаются. Ранее выполнить предписание было невозможно из-за отсутствия финансирования. Заслушав представителя ответчика, свидетеля, исследовав материалы дела: распоряжение о проведении выездной проверки юридического лица № 3246 от 10.06.2011 года, протокол об административном правонарушении № 674 от 29.07.2011 года, предписание должностного лица № 560 от 29.07.2011 года, распоряжение о проведении внеплановой проверки юридического лица № 346 от 24.07.2012 года, распоряжение о внесении дополнений в распоряжение № 346 от 24.07.2012 года № 375 от 09.08.2012, уведомление о проверке, выписка из приказа о назначении главного врача от 28.03.1986., протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 03.08.2012, протокол о взятии проб (образцов) от 03.08.2012. с приложением, экспертное заключение № 331 от 09.08.2012., протокол об административном правонарушении № 464 от 17.08.2012 года, акт проверки № 656, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе юридического лица, выписка из Единого госреестра юридических лиц от 17.01.2008., Устав МБУЗ «Браженская участковая больница», договор на приобретение светильников с указанием их стоимости, суд считает, что исковое заявление обоснованно и подлежит удовлетворению по следующим основаниям: Согласно ст. 4 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 19.07.2011, с изм. от 07.12.2011) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения") настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Отношения относительно выполнения санитарно-эпидемиологических требований обеспечения безопасности среды обитания для здоровья человека и отношения по организации и проведению санитарно-противоэпидемических мероприятий являются основными в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Согласно ст.42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. При этом, в соответствии со ст.1 Федерального закона №52-ФЗ от 30.03.1999 г. среда обитания характеризуется как совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющая условия жизнедеятельности человека. В силу ст. 2 Федерального закона № 52-ФЗ санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством: профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности; лицензирования видов деятельности, представляющих потенциальную опасность для человека; Согласно ст. 8 данного закона граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. В соответствии со ст. 11 Федерального Закона № 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: -выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; -разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; -обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; -осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; -проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания; -своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения; -осуществлять гигиеническое обучение работников. Таким образом, не соблюдая требования санитарного законодательства по профилактике заболеваний, МБУЗ «Браженская участковая больница» нарушает права граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду: Неисполнение нарушения в этой части может стать причиной ухудшения зрения, снижения цветовосприятия, снижения внимания и будет способствовать утомлению организма, что в свою очередь может способствовать развитию профессиональных заболеваний у работников МБУЗ «Браженская участковая больница». Не соблюдая требования санитарного законодательства ответчик нарушает права граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Поскольку определить круг лиц, которым действиями ответчика может быть причинен вред, не представляется возможным, как в настоящее время, так и в будущем, данный круг является неопределенным. Суд не может согласиться с возражениями представителя ответчика в части отсутствия финансирования, поскольку при необходимости в столь длительный срок, отпущенный для выполнения предписания, ответчик должен был и мог изыскать средства для приобретения светильников. В соответствии с тем, что в данном случае нарушаются интересы неопределенного круга лиц на охрану здоровья и благоприятную среду обитания, а этот факт не является экономическим спором, а так же то, что неопределенный круг лиц не является субъектом спора, определенным ст.27 АПК РФ, разрешение которых отнесено к подведомственности арбитражных судов, рассмотрение данного дела подлежит в суде общей юрисдикции. В соответствии с ч. 2 ст. 4 ГПК РФ в случаях, предусмотренных кодексом и другими федеральными законами гражданское дело может быть возбуждено по заявлению лица, выступающего от своего имени в защиту неопределенного круга лиц. Статья 46 ГПК РФ предоставляет органам государственной власти право обращения в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Согласно ст. 52 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» должностные лица, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, обязаны своевременно и в полной мере исполнять предусмотренные статьями 50, 51 настоящего Федерального закона полномочия на предупреждение, обнаружение и пресечение нарушения санитарного законодательства, обеспечение санитарно-эидемиологического благополучия населения, что означает обязанность использования всего комплекса предоставленных полномочий, в том числе и обращение в суд для устранения сохраняющихся нарушений санитарного законодательства. В соответствии со ст. 51 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» главные государственные санитарные врачи наделены полномочием предъявлять иски в суд в случае нарушения санитарного законодательства. В силу ст. 12 ГК РФ предусмотрен способ защиты гражданских прав, в том числе: присуждение к исполнению обязанности в натуре, а так же иными способами, предусмотренными законом. В силу ст. 150 ГК РФ жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковое заявление территориального отдела в г. Канске Управления Федеральной службы по надзору в сфере зашиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю удовлетворить - признать незаконным бездействие ответчика - Муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Браженская участковая больница», выразившееся в неисполнении предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять государственно - эпидемиологический надзор, № 560 от 29.07.2011 года по Степняковскому ФАПу. Обязать Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранение «Браженская участковая больница», расположенное по адресу: 663626, Красноярский край, Канский район, с. Степняки, ул. Юбилейная, 1 «а», устранить нарушение требований п. 7.5 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» - довести уровни искусственной освещенности в помещениях Степняковского ФАПа рабочие места медсестры в кабинете приема, в прививочном кабинете и в процедурном кабинете до нормируемых значений, изложенных в приложении 5 СанПиН 2.1.3.2630-10 Взыскать с Муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Браженская участковая больница» в доход государства расходы по госпошлине в размере 4000 (четыре тысячи) рублей. Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Канский районный суд в течение месяца со дня оглашения. Судья Канского районного суда В.Н.Арефьев