Дело 2-1599/2010 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 июня 2010 годаг.Канск
Канский городской суд Красноярского края в г. Канске в составе: председательствующего судьиЧернышовой Р.В.,
при секретареЯрополовой Н.Ф.,
с участием прокурораРоговой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Тасеевского района в интересах ФИО3, ФИО1, ФИО2 к государственному учреждению Красноярскому региональному отделению «Фонда социального страхования РФ» в лице филиала № (Канский) Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования РФ о признании действий ГУ «Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ»(филиала №) по необеспечению техническими средствами реабилитации инвалида незаконными и нарушающими права последнего, об обязывании обеспечить техническими средствами реабилитации,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Тасеевского района обратился в суд в интересах инвалидов второй группы ФИО3, ФИО1, инвалида первой группы ФИО2 к государственному учреждению Красноярскому региональному отделению «Фонда социального страхования РФ» в лице филиала № (Канский) Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования РФ о признании действий ГУ Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования РФ в лице филиала № (Канский) Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования РФ по необеспечению техническими средствами медицинской реабилитации незаконными, о возложении обязанности обеспечить инвалидов:
ФИО3 техническими средствами реабилитации для бытовой и общественной деятельности в виде: кресла – коляски прогулочной с ручным управлением, ФИО1 техническими средствами реабилитации для бытовой и общественной деятельности в виде: кресла-коляски комнатной, протеза голени, костылей, ФИО4 техническими средствами реабилитации для бытовой и общественной деятельности в виде: противопролежневого матраца, противопролежневой подушки, ходунка переносного шагающего, кресла-коляски комнатной с ручным управлением, памперсами за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в количестве 140 штук, абсорбирующими пеленками за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в количестве 70 штук, мотивируя свои требования тем, что ФИО3 и ФИО1 являются инвалидами второй группы, ФИО2 является инвалидом первой группы, согласно индивидуальной программе реабилитации им необходимы технические средства реабилитации. ФИО3, ФИО1, ФИО2 зарегистрированы на обеспечение техническими средствами реабилитации фондом, однако на момент проверки их личных дел установлено, что ФИО3, ФИО1, ФИО2 вышеуказанными средствами технической реабилитации не обеспечены.
Необеспечение инвалидов ФИО3, ФИО1, ФИО2. техническими средствами реабилитации для бытовой и общественной деятельности в полном объеме не позволяет им пройти необходимую комплексную реабилитацию, нарушаются нормативы обслуживания инвалида, и создается угроза их здоровью.
В судебном заседании помощник Канского межрайонного прокурора Рогова А.В. заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Просит признать бездействие ГУ Красноярское региональное отделение Фонда социальное страхование РФ по необеспечению техническими средствами реабилитации незаконными, обязать обеспечить
ФИО3 техническими средствами реабилитации для бытовой и общественной деятельности в виде: кресла – коляски прогулочной с ручным управлением, ФИО1 техническими средствами реабилитации для бытовой и общественной деятельности в виде: кресла-коляски комнатной, протеза голени, костылей, ФИО4 техническими средствами реабилитации для бытовой и общественной деятельности в виде: противопролежневого матраца, противопролежневой подушки, ходунком переносным шагающим, креслом-коляской комнатной с ручным управлением, памперсами за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в количестве 140 штук, абсорбирующими пеленками за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в количестве 70 штук.
В судебном заседании представитель Канского филиала № ГУ Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования РФ ФИО7, действующий на основании доверенности, исковые требования не признал, так как полагает, что требования прокурора не основаны на законе. Суду пояснил, что Фонд социального страхования РФ не является надлежащим ответчиком по делу, так как Фонд социального страхования и его региональные отделения не входят в систему социального обслуживания и не финансируют её деятельность, в том числе в части обеспечения техническими средствами реабилитации.
Необеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации связано с отсутствием финансирования за счет средств краевого бюджета и недостаточным финансированием за счет средств федерального бюджета и не может рассматриваться как незаконные действия отделения Фонда, так же пояснил, что лично ГУ «Красноярское региональное отделение фонда социального страхования РФ» не обеспечивает инвалидов техническими средствами реабилитации.
В судебное заседание ФИО3, ФИО1, ФИО2 не явились, о месте и времени судебного заседания уведомлены надлежащим образом, о причине неявки не известили.
Суд, с учетом мнения сторон, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, уведомленных о месте и времени судебного заседания надлежащим образом.
Суд, заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, считает, что иск прокурора Тасеевского района в интересах ФИО3, ФИО1, ФИО2 обоснован и подлежит удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям:
В соответствии со ст. 10, ст. 11.1 ФЗ РФ от 24.11.1995г № 181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установлено, что государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета; перечень технических средств реабилитации и показаний для обеспечения ими инвалидов техническими средствами реабилитации определяются Правительством РФ.
В соответствии с Правилами обеспечения за счет средств федерального бюджета инвалидов техническими средствами реабилитации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 31.12.2005 г. № 877, обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы. Заявление о предоставлении инвалиду технического средства реабилитации подается инвалидом в исполнительный орган Фонда социального страхования РФ по месту жительства. Уполномоченный орган – в данном случае ГУ Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ в лице Канского филиала № 5 в 15-дневный срок с даты поступления заявления рассматривает его. Одновременно с уведомлением о постановке на учет инвалиду высылается направление на получение указанного средства в организации, отобранной уполномоченным органом в установленном порядке.
Распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 г. № 2347-р утвержден федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, согласно которому кресло-коляска, противопролежневый матрац, противопролежневая подушка, протез голени, костыли, ходунки, памперсы, абсорбирующее белье отнесены к техническим средствам реабилитации, обеспечение которыми возложено на Фонд социального страхования.
Согласно ст. 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель утверждает сметы доходов и расходов, определяет лимиты бюджетных средств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, определенный ведомственной классификацией расходов федерального бюджета.
В соответствии с п. 6 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ установлено, что главный распорядитель бюджетных средств имеет право на основании мотивированного представления бюджетного учреждения вносить изменения в утвержденную смету доходов и расходов бюджетного учреждения в части распределения средств между ее статьями с уведомлением органа, исполняющего бюджет, в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12.02.1994 г. № 101 «О Фонде социального страхования РФ» региональные отделения Фонда социального страхования РФ образуются Фондом. Региональные отделения являются исполнительными органами Фонда социального страхования РФ и осуществляют оперативное управление средствами социального страхования на соответствующей территории.
Таким образом, от имени Российской Федерации в соответствии со ст. 125 ГК РФ в правоотношениях по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации выступают исполнительные органы Фонда социального страхования РФ и Фонд социального страхования РФ, как орган, осуществляющий финансирование указанных расходов, и на них возложены обязанности по осуществлению контроля за исполнением выданных направлений инвалидам на получение технических средств реабилитации.
В судебном заседании нашло свое подтверждение, что ФИО3 и ФИО1, являются инвалидами второй группы, ФИО2 является инвалидом первой группы, имеют право на получение технических средств реабилитации в полном размере в соответствии с индивидуальной программой реабилитации, согласно которой им полагается проходить реабилитацию при помощи технических средств реабилитации для бытовой и общественной деятельности (л.д. 13, 27, 39), однако, по результатам проведенной прокурором проверки установлено, что
ФИО3 не обеспечена техническими средствами реабилитации для бытовой и общественной деятельности в виде: кресла – коляски прогулочной с ручным управлением,
ФИО1 не обеспечен техническими средствами реабилитации для бытовой и общественной деятельности в виде: кресла-коляски комнатной, протеза голени, костылей,
ФИО2 не обеспечена техническими средствами реабилитации для бытовой и общественной деятельности в виде: противопролежневого матраца, противопролежневой подушки, ходунком переносным шагающим, креслом-коляской комнатной с ручным управлением, памперсами за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в количестве 140 штук, абсорбирующими пеленками за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в количестве 70 штук, что не отрицалось сторонами в судебном заседании и подтверждается следующими доказательствами:
- копией уведомления о постановке на учет по необеспечению техническими средствами реабилитации (л.д. 12);
-копией списка лиц не обеспеченных техническими средствами реабилитации ( 10-11, 23-24, 34-35)
- копией заявления ФИО3, ФИО1, ФИО2 (л.д.8, 21, 36);
- копией индивидуальной программой реабилитации инвалида (л. д. 13, 27, 39);
- копией паспорта на ФИО3, ФИО1, ФИО2 (л.д.15, 25, 37);
- копией справки об инвалидности (л.д.14, 26, 38).
Невыполнение в полном объеме государственных социальных гарантий следует рассматривать как нарушение прав инвалидов, а действия Фонда социального страхования, не обеспечившего инвалида техническими средствами реабилитации – незаконными.
Суд так же принимает во внимание, что в соответствии со ст.2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Согласно статье 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни и в иных случаях, установленных законом. В соответствии со статьей 19 Конституции Российской Федерации равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности.
Применительно к данному случаю это конституционное предписание следует рассматривать как гарантию равенства праввсех инвалидов на обеспечение техническими средствами реабилитации независимо от финансирования со стороны Министерства Финансов РФ.
Иное истолкование закона умаляло бы права инвалида.
При этом, суд не может согласиться с доводами представителя ответчика ФИО7 о том, что ФСС РФ является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку в силу ст.10, 11.1 ФЗ РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» получение технических средств инвалидами обусловлено именно действиями со стороны Фонда социального страхования РФ.
В связи с удовлетворением заявления с учреждения, чьи действия признаются незаконными, с ответчика подлежит взысканию госпошлина в силу ст. 103 ГПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 103, 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Удовлетворить исковые требования прокурора Тасеевского района в интересах ФИО3, ФИО1, ФИО2.
Признать незаконными действия государственного учреждения Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования РФ в лице филиала № (Канский) Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования РФ по не обеспечению инвалидов ФИО3, ФИО1, ФИО2 техническими средствами реабилитации.
Обязать государственное учреждение Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ в лице филиала №5 (Канский) Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования РФ обеспечить инвалида ФИО3 техническими средствами реабилитации: креслом – коляской прогулочной с ручным управлением, согласно индивидуальной программе реабилитации.
Обязать государственное учреждение Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ в лице филиала № (Канский) Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования РФ обеспечить инвалида ФИО1 техническими средствами реабилитации: креслом-коляской комнатной, протезом голени, костылями, согласно индивидуальной программе реабилитации.
Обязать государственное учреждение Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ в лице филиала № (Канский) Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования РФ обеспечить инвалида ФИО4 техническими средствами реабилитации: противопролежневым матрацем, противопролежневой подушкой, ходунком переносным шагающим, креслом-коляской комнатной с ручным управлением, памперсами за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в количестве 140 штук, абсорбирующими пеленками за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в количестве 70 штук, согласно индивидуальной программе реабилитации.
Взыскать с государственного учреждения Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования РФ в лице филиала № (Канский) Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования РФ госпошлину в доход местного бюджета в размере 200 рублей.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Канский городской суд в течение 10 дней с момента оглашения.
СудьяЧернышова Р.В.