Дело № 2-1557/2010
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
01 июля 2010 г.г. Канск
Канский городской суд Красноярского края в г. Канске в составе:
председательствующего судьиЧернышовой Р.В.,
при секретареЯрополовой Н.Ф.,
с участием прокурораПаутовой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Канского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г. Канска, Государственному предприятию Красноярского края «Губернские аптеки» в лице Филиала государственного предприятия Красноярского края «Губернские аптеки «Центральная районная аптека № 11» об обязывании оборудовать вход в здание специальным приспособлением (пандусом) для беспрепятственного доступа инвалидов к указанному социально-значимому объекту – структурному подразделению филиала Государственного предприятия «Губернские аптеки» Центральная районная аптека № 11 – «Аптечный пункт»,
У С Т А Н О В И Л:
Канский межрайпрокурор обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Канска, Государственному предприятию Красноярского края «Губернские аптеки» об обязывании оборудовать вход в здание, расположенное по адресу: г. Канск, м-н Северо-Западный, 41 специальным приспособлением (пандусом) для беспрепятственного доступа инвалидов к указанному социально-значимому объекту – структурному подразделению филиала ГП КК «Губернские аптеки» Центральная районная аптека № 11 – Аптечный пункт». Свои требования мотивировал тем, что Канской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации в деятельности структурного подразделения филиала ГП КК «Губернские аптеки» Центральная районная аптека № 11 – Аптечный пункт», расположенного по адресу: м-н Северо-Западный, 41 г. Канск. В ходе проведенной проверки установлено, что в нарушении требований законодательства в Аптечном пункте отсутствуют специальные приспособления (пандусы) для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов в указанный объект социальной инфраструктуры.
Вход в аптеку осуществляется с одной стороны по бетонной лестнице, имеются 4 ступеньки, около 15-20 сантиметров высотой каждая, шириной около 2.5 метров, угол наклона около 45 градусов, высота крыльца составляет около 70 сантиметров. Вход расположен по правому краю крыльца, которое не оборудовано специальными пандусами для беспрепятственного доступа инвалидов, в том числе осуществляющих передвижение с помощью специальных технических средств (кресло-коляска, трость, костыли и др.). Надлежащим ответчиком по делу является собственник имущества, а именно, муниципальное образование г. Канск в лице органа местного самоуправления – Администрация г. Канска, а также в силу положений ст. 15 Закона № 181-ФЗ – Государственное предприятие Красноярского края «Губернские аптеки» лице филиала ГП КК «Губернские аптеки «Центральная районная аптека № 11, так как согласно п.2.2 Положения о филиале, последний от имени предприятия осуществляет фармацевтическую деятельность, отпуск лекарственных средств.
В судебном заседании помощник прокурора Паутова А.В. поддержала требования по основаниям, изложенным в заявлении, просила их удовлетворить.
Представитель администрации г. Канска, МУ «Управление социальной защиты населения г. Канска» в судебное заседание не явились, возражение на исковое заявление не представили.
Представитель ГП КК «Губернские аптеки» Борисова Л.В. иск не признала, представила письменные возражения на исковое заявление, суду дополнительно пояснила, что ГП КК «Губернские аптеки» не является надлежащим ответчиком по иску, так как указанное помещение находится в муниципальной собственности г. Канска, ГП КК «Губернские аптеки» арендует помещение по адресу: г. Канск, м-н Северо-Западный, 41. В силу ст. 210 ГК РФ бремя содержания имущества несет собственник. Обязанность по созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов к помещению аптечного пункта является обязанность Администрации г. Канска. Кроме того, отсутствуют надлежащие согласования установки пандуса с соответствующим компетентными органами. Законом не предусмотрена реализация диспозиции указанной нормы (ст. 15) исключительно посредством установки пандуса. У входа в аптечный пункт имеется кнопка вызова дежурного фармацевта, размещенная специально для лиц с ограниченными возможностями передвижения.
Заслушав помощника прокурора Паутову А.В., представителя ответчика Борисову Л.В., исследовав письменные материалы, суд считает, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации, Россия – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 39 Конституции РФ).
В соответствии со ст. 2 ФЗ РФ № 181-ФЗ от 24.11.1995 года «О социальной защите инвалидов в РФ» социальная защита инвалидов – система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Социальная поддержка инвалидов – система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными актами, за исключением пенсионного обеспечения.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 года № 181-ФЗ органы местного самоуправления создают условия инвалидам (включая инвалидов использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям, а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом, всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускается.
В судебном заседании достоверно установлено, что Аптечный пункт расположен по адресу: г. Канск, м-н Северо-Западный, 41. Согласно договору на аренду зданий, объектов, сооружений, являющихся муниципальной собственностью г. Канска от 7 февраля 2008 года № 40 А/08, МУ «Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Канска» передает в аренду ГП КК «Губернские аптеки» нежилое помещение, расположенное по адресу: г. Канск, м-н Северо-Западный, 41 для использования под аптеку, для фармацевтической деятельности. Переданное в аренду помещение является собственностью муниципального образования города Канска.
Из акта осмотра от 21 апреля 2010 года с фотографиями следует, что в аптеке отсутствуют специальные приспособления (пандусы) для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов в указанный объект социальной инфраструктуры. Вход в аптеку осуществляется с одной стороны по бетонной лестнице, имеются 4 ступеньки, около 15-20 сантиметров высотой каждая, шириной около 2.5 метров, угол наклона около 45 градусов, высота крыльца составляет около 70 сантиметров. Вход расположен по правому краю крыльца, которое не оборудовано специальными пандусами для беспрепятственного доступа инвалидов, в том числе осуществляющих передвижение с помощью специальных технических средств (кресло-коляска, трость, костыли и др.).
Суд считает, что требования прокурора подлежат удовлетворению в части возложения на ответчика – Администрацию г. Канска обязанности оборудовать вход в указанное здание специальным сооружением – пандусом, обеспечивающим беспрепятственный доступ инвалидов к объекту социальной инфраструктуры, так как такая обязанность органов местного самоуправления предусмотрена действующим федеральным законодательством.
Одним из основанных принципов законодательства о градостроительной деятельности является обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения (ст. 2 Градостроительного кодекса РФ).
В соответствии со Сводом правил по проектированию и строительству СП 35-103-2001 «общественные здания и сооружения, доступные маломобильным посетителям», одобренным постановлением Госстроя РФ от 16 июня 2001 года № 72 (пункт 1.7) основным принципом формирования архитектурной среды, доступной как для здоровых, так и для категорий маломобильных граждан, является создание беспрепятственного доступа к месту получения услуги (обслуживания), проживания и к месту приложения труда.
Положения данного документа распространяются на проектирование и реконструкцию зданий учреждений различных форм собственности, в том числе и построенных в 90-е годы, так как данный свод регулирует и вопросы реконструкции зданий.
СНИП 35-01-2001, принятый постановлением Госстроя 16.07.2001 года № 73 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», предназначен для проектирования, строительства и реконструкции зданий и сооружений, доступных всем маломобильным группам населения. В соответствии с п.3.13 раздела 3 данного СНиП «общие требования к зданиям, сооружениям и их участкам» в здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения с поверхности земли и из каждого доступного для МГН подземного или надземного перехода, соединенного с этим зданием. Согласно п. 3.9 лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости – другими средствами подъема. П. 3.14 предусматривает, что наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам.
При указанных обстоятельствах аптечный пункт должен быть обеспечен помимо лестницы, еще и пандусом.
Суд считает, что надлежащим ответчиком по делу является Администрация г. Канска. В соответствии со ст. 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления.
В соответствии со ст. 210 Гражданского Кодекса, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Свод правил по проектированию и строительству СП 35-103-2001 «общественные здания и сооружения, доступные маломобильным посетителям» распространяется на проектирование и реконструкцию зданий учреждений различных форм собственности, в том числе и построенных в 90-е годы, данный свод регулирует и вопросы реконструкции зданий, на ответчике после вступления в силу Федерального закона № 181-ФЗ лежала обязанность по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов в данное здание.
Пояснения представителя ответчика Борисовой Л.В.о том, что у входа в помещение аптеки оборудована кнопка вызова дежурного фармацевта, размещенная специально для лиц с ограниченными возможностями передвижения, инвалиды могут воспользоваться кнопкой для вызова сотрудника аптеки, не является основанием для отказа в иске, так как их оборудование не предусмотрено в качестве альтернативы в ст. 15 Федерального закона № 181-ФЗ от 24 ноября 1995 года. Вопросы участия компетентных органов в реконструкции здания и возможности строительства пандуса решаются ответчиком в рамках исполнения решения суда в соответствии с нормами действующего законодательства.
Срок, в который прокурор просил суд обязать ответчика произвести определенные действия – шесть месяцев, представляется суду разумным и обоснованным.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Канского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г. Канска, Государственному предприятию Красноярского края «Губернские аптеки» об обязывании оборудовать вход в здание, расположенное по адресу: г. Канск, м-н Северо-Западный, 41 специальным приспособлением (пандусом) для беспрепятственного доступа инвалидов к указанному социально-значимому объекту – структурному подразделению филиала Государственного предприятия «Губернские аптеки» Центральная районная аптека № 11 – «Аптечный пункт» удовлетворить.
Обязать Администрацию г. Канска в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оборудовать вход в здание, расположенное по адресу: г. Канск, м-н Северо-Западный, 41, специальным приспособлением (пандусом) для беспрепятственного доступа инвалидов к указанному социально-значимому объекту – структурному подразделению филиала Государственного предприятия Красноярского края «Губернские аптеки» Центральная районная аптека № 11 – «Аптечный пункт».
Государственное предприятие Красноярского края «Губернские аптеки» от обязанностей ответчика освободить.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней с момента его вынесения в окончательной форме в Красноярский краевой суд через Канский городской суд.
СудьяЧернышова Р.В.
<данные изъяты>