Р Е Ш Е Н И Е<данные изъяты>
ИменемРоссийской Федерации
22 ноября 2010гКанский городской суд Красноярского края в составе:
Председательствующего – Лушкиной Н.В.
При секретаре – Цой Д.В.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации г. Канска о признании права на обеспечение жилой площадью, суд
У с т а н о в и л :
Истец ФИО1 обратилась в суд с иском к ответчику Администрации г. Канска о признании права на обеспечение жилой площадью, мотивируя тем, что она является сиротой с марта 1996г согласно Постановления Администрации г. Канска №243 от 13.03.1996г, была определена в детское государственное учреждение на полное гособеспечение, в связи с тем, что осталась без попечения родителей: мать умерла в 1996г, а отец в этом же году был лишен родительских прав. Согласно всех представленных документов у нее нет жилья. Просит обязать ответчика обеспечить ее жилой площадью как сироту и малоимущую вне очереди, поскольку решением от ДД.ММ.ГГГГ УСЗН г. Канска она признана малоимущей. Однако на момент вынесения данного решения ей уже исполнилось 23 года. Документы подала в декабре 2009г, решение УСЗН г. Канска вынесено только ДД.ММ.ГГГГ, а 23 года ей исполнилось ДД.ММ.ГГГГ В Администрации г. Канска отказались принять от нее заявление о предоставлении жилого помещений в связи с признанием ее малоимущей поскольку ей исполнилось уже 23 года. Пропуск данного срока допущен не по ее вине, поскольку у нее имеется гарантийное письмо Администрации г. Канска о предоставлении ей жилого помещения, кроме того с 2007г по 2009г она обращалась в отдел опеки и попечительства Управления Образования г. Канска для постановки ее на очередь для предоставления жилья как сироте, однако орган опеки и попечительстве не давал ей никаких сведений по данному вопросу. В сентябре 2009г она вновь обратилась в орган опеки и попечительства и узнала что жилье ей уже не положено, после чего она поехала в г. Красноярск в Министерство образования и науки, откуда узнала, что право на получение жилья у нее еще есть, тогда она обратилась в орган опеки и попечительства г. Канска, после их консультации стала собирать документы на признание ее малоимущей, решением от ДД.ММ.ГГГГ была признана малоимущей, но пропустила срок, поскольку ДД.ММ.ГГГГ ей исполнилось 23 года. Не согласна с ответчиком, что она пропустила срок и может теперь встать на учет на получение жилья по договору соцнайма только на общую очередь, без льгот, поскольку она сирота, у нее нет жилья, она с ребенком проживает и снимает чужое жилье, ни ответчик, ни орган опеки и попечительства не помогли ей вовремя собрать документы и встать на льготную очередь.
В судебном заседании истец исковые требования поддержала по основаниям изложенным в заявлении, суду дополнила, что с 1996г по 2002г она находилась в приюте «Надежда», С 2002г по 2004г в детском доме имени ФИО3, с 2004г по 2005г обучалась в ПУ-15 г. Канска,по вине органа опеки и попечительства г. Канска она пропустила срок обращения для постановки на учет по предоставлению жилого помещения в Администрации г. Канска. В Министерство образования и науки Красноярского края она обратилась в октябре 2009г, потом документы по высланному ей списку не собирала и не подавала по настоящее время. Просит обязать ответчика предоставить ей жилое помещение вне очереди., при этом не имеет значение для нее за счет каких средств местного бюджета или краевого, для нее будет приобретено жилое помещение.
Представитель ответчика Администрации г. Канска ФИО4, действующая на основании доверенности от 11.01. 2010г исковые требования не признала в полном обьеме суду пояснила, что ФИО1 действительно относилась в категории лиц сирот, оставшихся без попечения родителей и последняя согласно действующего законодательства за год до достижения 23-х летнего возраста должна была собрать документы и признать себя малоимущей, после чего встать у них на льготную очередь, либо за год до 23-х летнего возраста подать документы в Министерство образования и науки Красноярского края и встать там на учет. Однако истец никуда не подала документы. Признала себя малоимущей уже после наступления 23-х летнего возраста, в силу чего в настоящее время у Администрации г. Канска нет оснований ставить ее на учет по предоставлению жилого помещения вне очереди. Истец и до настоящего времени не подала документы в Администрацию г. Канска и не встала на учет. Полагает, что правовых оснований для предоставления жилья вне очереди у них нет. Истец имеет право в настоящее время подать документы и встать на общую очередь, без льгот.
Представитель заинтересованного лица органа опеки и попечительства Управления Образования г. Канска ФИО5, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования истца не признала в полном обьеме суду пояснила, что действительно истец относилась к категории детей сирот, оставшихся без попечения родителей. За ней не закреплялось никакое жилье и в настоящее время у нее нет никакого жилья. Полагает, что ссылки истца на то, что ими она не была поставлена на учет для получения жилья вне очереди, не состоятельны, поскольку они не осуществляют постановку на учет детей-сирот, этим занимается Администрация г. Канска, они только помогают им, оказывают помощь в сборе документов и консультируют их. Истец к ним обратилась только в декабре 2009г, что подтверждается журналом обращений, где подробно была дана консультация о сборе документов для признания ее малоимущей и подачи документов в орган местного самоуправления. Полагает, что истец сама пропустила срок обращения для постановки на учет, не собрала документы и не подала вовремя ни в Администрацию г. Канска, ни в Министерство образования и науки.
Представитель заинтересованного лица Министерства Финансов Красноярского края ФИО6 действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ в судебное заседание не явилась, представила свои возражения на исковые требования, где указывает, что решение о принятии гражданина на учет или об отказе в принятии на учет принимается
Министерством образования и науки Красноярского края с учетом решения краевой комиссии по вопросам предоставления жилых помещений детям сиротам. П.3.22 Положения о Министерстве образования и науки Красноярского края гласит, что именно к компетенции Министерства образования и науки Красноярского края относится обеспечение детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа не имеющих закрепленного жилого помещения, жилой площадью в соответствии с установленным порядком. Министерство финансов Красноярского края не является главным распорядителем средств краевого бюджета по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот. Исполнительные органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края наделены на 2010г государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот.При этом полномочия заключаются в приобретении жилых помещений в целях их предоставления на условиях соцнайма и предоставления жилых помещений по договорам соцнайма.
Представитель заинтересованного лица Министерства образования и науки Красноярского края ФИО7 действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ в судебное заседание не явился, представил свой отзыв на исковые требования истца, где указывает что детям-сиротам или оставшимся без попечения родителей в соответствии с ФЗ «О защите прав ребенка», ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предоставляется жилое помещение согласно порядка приобретения и предоставления жилых помещений детям сиротам. данный порядок утвержден Указом Губернатора Красноярского края 4.04.2005г, где органы местного самоуправления за счет средств краевого бюджета приобретают жилые помещения в собственность муниципальных образований Красноярского края, для последующего предоставления их детям-сиротам и детям оставшихся без попечения родителей. Министерство образования и науки осуществляет учет детей-сирот, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет не имеющих закрепленного жилья выявленных и постоянно проживающих на территории Красноярского края с учетом даты рождения и даты представления документов. С данным иском не согласен, поскольку истец должна была не позднее чем за год до достижения 23-х летнего возраста представить ряд документов, последняя в Министерстве образования и науки Красноярского края на учете не состоит. В настоящее время постановка ее на учет невозможно, поскольку она уже достигла 23-х летнего возраста, с заявлением о постановке на учет истец в возрасте до 23 лет не обращалась, не позднее чем за год до достижения 23-летия не представляла документы. Таким образом постановка на учет последней и предоставление ей жилья вне очереди по указу губернатора Красноярского края в отношении истца уже невозможно, поэтому в удовлетворении исковых требований просит отказать.
Суд, заслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, полагает, что иск необоснован и не подлежит удовлетворению в силу ст.57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных учреждениях и иных учреждениях, в том числе учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки(попечительства) а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Гражданам состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решения органа местного самоуправления; ст.8 ФЗ от 21.12.1996г №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст.17 Закона Красноярского края от 2.11.2000г № 12-961 «О защите прав ребенка» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети находящиеся под опекой (попечительством) не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил РФ, либо после возвращения из учреждений исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Согласно указа губернатора Красноярского края «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения» №с 25-уг от 4.04.2005г с изм. на 5.03.2010г утвержден порядок учета детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения, где указано что Министерство образования и науки Красноярского края осуществляет учет данных лиц в возрасте до 23-х лет, не имеющих закрепленного жилого помещения, выявленных и постоянно проживающих на территории Красноярского края с учетом даты рождения и даты представления документов. И профессиональных учебных заведениях. Для постановки на учет законными представителями детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей или лицами из числа детей-сирот в возрасте до 23 лет не ранее чем за год до окончания ими общеобразовательных и профессиональных учебных заведений исполнения ими воинской обязанности, возвращения из учреждений исполняющих наказание в виде лишения свободы но не позднее чем за год до достижения 23-летия предоставляются документы заявление и т.д. ст.2,6 закона Красноярского края «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории края» №18-4751 от 23.05.2006г с изм. от 10.07.2008г граждане РФ признанные малоимущими и нуждающиеся в жилых помещениях по основаниям установленным ЖК РФ имеют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях предоставляемых по договорам социального найма.
Как установлено в судебном заседании истец ФИО1 является ребенком-сиротой, оставшейся без попечения родителей, что подтверждается пояснениями истца, копией решения Канского горсуда от ДД.ММ.ГГГГ о лишении родительских прав ФИО8 в отношении его дочери ФИО1 Евгении(л.д.11), копией постановления Администрации г. Канска № от ДД.ММ.ГГГГ Об определении ФИО1 в детское госучреждение на полное гособеспечение поскольку последняя сирота, осталась без попечения родителей, что также подтверждается копией свидетельства о смерти ФИО9(л.д.18,19); Согласно представленным документам за истцом в г. Канске и Канском районе обьекты недвижимости на праве собственности не зарегистрированы, что подтверждается справками (л.д.7,9-10,13-15); С 1996г по 202г истец находилась в реабилитационном центре «Надежда», с 2002г по 2004г в детском доме имени ФИО3, с 2004г по 2005г обучалась в ПУ-15 г. Канска, что подтверждается пояснениями истца и не оспаривается сторонами. Согласно имеющихся в материалах дела документах истец родилась ДД.ММ.ГГГГ(л.д.11); Согласно решения от ДД.ММ.ГГГГ истец после предоставления документов, была признана малоимущей (л.д.8).
Суд, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, полагает, что истец не имеет право на предоставление ей жилого помещения во внеочередном порядке как сироте, оставшейся без попечения родителей по следующим основаниям:
а) Истец действительно относится к категории лиц-детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, что не оспаривается сторонами и доказано в судебном заседании, при этом истец имела право подать заявление и собрать пакет документов для постановки ее на учет как в органе местного самоуправления- Администрации г. Канска, так и в Министерстве образования и науки Красноярского края. Однако только ДД.ММ.ГГГГ за месяц до достижения 23-х летнего возраста она обратилась в УСЗН <адрес> для признания ее малоимущей, в отношении ее решение о признании малоимущей было вынесено ДД.ММ.ГГГГ, когда истцу уже исполнилось 23 года( ДД.ММ.ГГГГ истцу исполнилось 23 года). Согласно вышеуказанных нормативных актов последняя должна была до 23-х лет быть признанной малоимущей и нуждаемой в предоставлении ей жилого помещения, встать на учет в органе местного самоуправления, а именно Администрации г. Канска, собрать пакет документов и с решением ее о признании малоимущей обратиться в Администрацию г. Канска. Однако истец до настоящего времени не состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении в Администрации г. Канска, пакет документов представлен не был., что подтверждается пояснениями представителя ответчика, истцом, справкой ответчика (л.д.59). Получение истцом решения о признании ее малоимущей после 23-х летнего возраста дает право истцу на постановку на учет в Администрации г. Канска на общих основаниях. Суд не находит оснований для признания за истцом права на постановку ее на учет для получения жилого помещения вне очереди, поскольку у истца с 18летнего возраста до 23-х лет была возможность встать на учет в органе местного самоуправления как лицо из числа детей-сирот, оставшейся без попечения родителей, однако истец своим правом не воспользовалась.
Ссылки истца в той части, что по вине органа опеки и попечительства она не стоит на учете в органе местного самоуправления, хотя обращалась к ним с 2002 по 2009гг не состоятельны, поскольку орган опеки и попечительства не ставит на учет данную категорию лиц, а только оказывает помощь в сборе документов и дачи разьяснений по вопросу постановки на учет. Истец сама должна была с 18 летнего возраста собрать документы и до 23-х лет подать их в Администрацию г. Канска.
б) Ссылки истца в той части, что Администрация г. Канска должна предоставить ей жилье и не имеет для нее значение, жилье это будет предоставлено за счет средств местного бюджета или за счет краевого бюджета –не состоятельны, в связи с тем, что получение и предоставление жилого помещения истцу как категории лиц малоимущей и нуждаемой вне очереди органом местного самоуправления невозможно по вышеуказанным основаниям. Предоставление жилого помещения истцу по указу губернатора Красноярского края в настоящее время также невозможно, поскольку истец за год до достижения 23-х летнего возраста не подала заявление и не выслала в адрес Министерства образования и науки Красноярского края документы, в связи с чем и не была поставлена на учет. Ссылки истца в той части что она не знала об этом, ей никто ничего не пояснял, не состоятельны, поскольку ДД.ММ.ГГГГ в адрес истца поступили разьяснения от Министерства образования и науки Красноярского края, где был даже выслан список документов для направления их в данное Министерство для постановки на учет, однако истец ни в декабре 2009г, ни позже документы в Министерство образования и науки Красноярского края не выслала, тем самым не встала там на учет как лицо относящееся к категории детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. А поскольку в настоящее время истцу уже исполнилось 23 года и она нигде, ни в Администрации г. Канска, ни в Министерстве образования и науки Красноярского края не состоит на учете как лицо относящееся к категории лиц -детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, к последней уже не применимы требования вышеуказанных законов.
На основании ст.191-199 ГПК РФ
Р е ш и л :
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Администрации г. Канска о признании права на получение жилой площади вне очереди как сироте и малоимущей - отказать.
Решение может быть обжаловано в течении 10 дней в Красноярский крайсуд через Канский горсуд.
Судья:Н.В. Лушкина