<данные изъяты>.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
4 февраля 2011 годаг. Канск
Канский городской суд Красноярского края в г. Канске в составе:
председательствующего судьи Калинкиной И.В.,
при секретаре Курцевич И.А.,
с участием Канского межрайонного прокурора Соколовой А.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Канского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Канский жилищный сервис» об обязании получения лимитов на размещение отходов и лицензии по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению опасных отходов,
УСТАНОВИЛ:
Канский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Канский жилищный сервис» об обязании получения лимитов на размещение отходов и лицензии по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению опасных отходов, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой была проведена проверка природоохранного законодательства в отношении ООО «Канский жилищный сервис», в ходе которой установлено, что указанное предприятие не соблюдает требования Федерального законодательства, отсутствует лимиты на размещение отходов, проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение не разработан. Твердо-бытовые отходы, образующиеся в обществе, это мусор, образующийся в результате жизнедеятельности работников, отходы, образующиеся непосредственно на предприятии. При этом, предприятие осуществляет сбор отходов от населения, от уборки территории и транспортирует транспортом к месту захоронения – городской свалке. Отходы от населения накапливаются в металлических контейнерах. Предприятие, транспортирующее отходы не имеет лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов. Отношения по обязанию произведения ответчиком действий по разработке нормативной документации являются экологическими правоотношениями. Просит обязать ООО «Канский жилищный сервис» получить лимиты на размещение и лицензию по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению опасных отходов.
В судебном заседании помощник Канского межрайонного прокурора Соколова А.Г. поддержала данные требования по основаниям, указанным в иске.
Представитель ответчика ООО «Канский жилищный сервис» ФИО3, действующая на основании доверенности, надлежащим образом извещенная о месте и времени судебного заседания, в судебное заседание не явилась, не сообщила об уважительных причинах неявки. Суд посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика при согласии помощника прокурора.
Суд, заслушав помощника Канского межрайонного прокурора, исследовав письменные материалы дела, считает, что иск обоснован и подлежит удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду. Данное право обеспечивается в первую очередь выполнением требований природоохранного законодательства.
Статья 12 ГК РФ предусматривает способы защиты гражданских прав в том числе: присуждение к исполнению обязанности в натуре, а также иными способами, предусмотренными законом.
Канской межрайонной прокуратурой проведена проверка природоохранного законодательства в отношении ООО «Канского жилищного сервиса», что указанное предприятие не соблюдает требования Федерального законодательства, в результате чего нарушаются права и интересы неопределенного круга лиц, не разработало лимиты на размещение опасных отходов, осуществляет реализацию опасных отходов без получения лицензии. На момент проверки установлено, что в ООО «Канский жилищный сервис» отсутствуют лимиты на размещение отходов, проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение не разработан.
ООО «Канский жилищный сервис» действует на основании Устава, утвержденного общим собранием учредителей. Целью деятельности ООО «Канский жилищный сервис» является получение прибыли, основная производственная деятельность – это управление эксплуатацией жилого фонда, надзор за состоянием жилого фонда, реконструкция капитального и текущего ремонтов жилого фонда, обслуживание систем внутреннего электроснабжения, теплоснабжения, систем водоснабжения и водоотведения, санитарная очистка прилегающих территорий домов и прилегающих территорий по договорам.
Предприятие осуществляет сбор отходов от населения, уборки территории и транспортирует его наемным транспортом к месту захоронения – городской свалке. Отходы от населения накапливаются в металлических контейнерах. Предприятие, транспортирующее отходы, не имеет лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению опасных отходов.
Федеральным законом РФ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2001 г. № 7-ФЗ установлено, что хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов: охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов, как необходимое условие обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; платность природопользования, возмещение вреда окружающей среде, обязанность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; принцип презумпции экологической опасности планируемой деятельности.
Статьей 19 Федерального закона «Об охране окружающей среды» установлено, что нормирование в области охраны окружающей среды заключается в установлении нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, иных нормативов в области охраны окружающей среды.
В соответствии со ст. 22, 24 ФЗ «Об охране окружающей среды» для юридических и физических лиц устанавливаются нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности.
Согласно статье 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» 24.06.1998 года № 89-ФЗ норматив образования отходов
- это установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции;
- лимит на размещение отходов – предельно допустимое количество отходов конкретно вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории.
- отходы производства и потребления – остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
- обращение с отходами – деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Согласно статье 11 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами, обязаны:
- соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека;
- разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования;
- проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения и мониторинг состояния окружающей природной среды на территориях объектов размещения отходов;
- предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами;
- соблюдать требования предупреждения аварий, связанных с обращением с отходами, принимать неотложные меры по их ликвидации;
- в случае возникновения или угрозы аварий, связанных с обращением с отходами, которые наносят или могут нанести ущерб окружающей среде, здоровью или имуществу физических лиц либо имуществу юридических лиц, немедленно информировать об этом федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.
Согласно требованиям статьи 39 ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение определен постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2000г. № 461 «О Правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение». В соответствии с пунктом 11 Правил лимиты на размещение отходов устанавливаются сроком на 5 лет при условии ежегодного подтверждения индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами неизменности производственного процесса и используемого сырья. При отсутствии такого подтверждения до окончания отчетного года деятельность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в области обращения с отходами может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Таким образом, для данного предприятия в установленном законом порядке не определен перечень, количество и условия действия лимитов (срок) и объект размещения отходов, не установлено, какое влияние окажут названные отходы на окружающую среду и здоровье людей.
В соответствии со статьёй 3 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» одним из основных принципов государственной политики в области обращения с отходами является охрана здоровья человека, поддержание и восстановление благоприятного состояния окружающей природной среды.
Кроме того, юридическое лицо осуществляет реализацию отходов без разрешительной документации, а именно отсутствует Лицензия по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.
В соответствии со ст. 1 ФЗ «Об отходах производства и потребления» использование отходов – применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии;
- опасные отходы – отходы, которые содержат вредные вещества, обладающий опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами;
В соответствии со ст. 9 названного закона деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению опасных отходов подлежит лицензированию в соответствии с законодательством российской Федерации.
ООО «Канский жилищный сервис», не пройдя процедуру лицензирования, в нарушение федерального законодательства, осуществляет деятельность по обращению с опасными отходами производства и потребления. ООО «Жилфонд» бытовые отходы на захоронения передавались нелицензированным организациям, куда и кому передавали на захоронение опасные отходы эти организации неизвестно.
Поскольку не определены количественные характеристики размещаемых отходов, деятельность ответчика по размещению отходов без проекта нормативов образования отходов создает угрозу причинения вреда окружающей среде, а также здоровью человека (неопределенного круга лиц).
Суд полагает, что требования прокурора к Обществу с ограниченной ответственностью «Канский жилищный сервис» об обязании получения лимитов на размещение отходов и лицензии по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению опасных отходов, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. 194-198,235 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Канского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Канский жилищный сервис» об обязании получения лимитов на размещение отходов и лицензии по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению опасных отходов - удовлетворить.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Канский жилищный сервис» получить лимиты на размещение отходов и лицензию по сбору использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.
Установить ООО «Канский жилищный сервис» срок для исполнения требований до ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с ООО «Канский жилищный сервис» государственную пошлину в доход бюджета в сумме 200 рублей.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Канский городской суд в течение десяти дней с момента вынесения.
СудьяКалинкина И.В.