<данные изъяты>
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 января 2011 годаг. Канск
Канский городской суд Красноярского края в составе: председательствующего судьи Калинкиной И.В.,
при секретаре Курцевич И.А.,
с участием помощника Канского межрайпрокурора Савчук О.И., представителя администрации г. Канска Трудневой Т.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Канского межрайпрокурора в интересах лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – ФИО4 к администрации г. Канска, Министерству образования и науки Красноярского края о предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Канский межрайпрокурор обратился в суд с заявлением в интересах лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – ФИО4 к администрации г. Канска о предоставлении жилого помещения. Свои требования мотивировал тем, что в ходе проведенной проверки по заявлению ФИО4 о принятии мер к защите ее жилищных прав, было установлено, что на основании Решения жилищной комиссии администрации г. Канска № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма вне очереди как сирота по единому списку 856/833. При этом по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 жилое помещение не предоставлено. Просит обязать администрацию г. Канска предоставитьФИО4жилоепомещение муниципального жилищного фонда города Канска вне очереди не ниже установленных социальных норм в городе Канске Красноярского края по договору социального найма.
В судебном заседании помощник Канского межрайпрокурора Савчук О.И. поддержал исковые требования по основаниям, изложенным в заявлении, просил их удовлетворить.
Представитель администрации г. Канска Труднева Т.Л. иск не признала, суду пояснила, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди жилыми помещениями не ниже установленных социальных норм может быть возложено на органы местного самоуправления только в случае наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленном Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". В соответствии с Законом Красноярского края от 24.12.2009 N 9-4225 "О наделении органов местного самоуправления отдельных муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения" органы местного самоуправления наделены на 2010 год государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет, не имеющих жилого помещения, в соответствии со статьей 17 Закона края от 2 ноября 2000 года N 12-961 "О защите прав ребенка". Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации. Такие субвенции в г. Канск не поступали. В соответствии с Законом Красноярского края от 24.12.2009 N 9-4225 "О наделении органов местного самоуправления отдельных муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения" орган местного самоуправления вправе дополнительно использовать собственные финансовые средства для осуществления государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования. В соответствии с положениями Бюджетного кодекса РФ муниципальные образования, в бюджетах которых доля межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций) и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 30 процентов собственных доходов местного бюджета, начиная с очередного финансового года, не имеют права устанавливать и исполнять расходные обязательства, не связанные с решением вопросов, отнесенных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям соответствующих органов местного самоуправления. Доля межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций) и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 30 процентов собственных доходов бюджета города Канска (2007г. - 59%, 2008г. - 64,2%, 2009г. - 55,5 %). Таким образом, администрация г.Канска не имеет права устанавливать и осуществлять расходные обязательства, связанные с предоставлением жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа.
Представитель Министерства образования и науки Красноярского края, привлеченный к участию в деле в качестве соответчика, в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, о причинах своей не явки не известил.
Представитель МБУ «Управление образования администрации г. Канска» в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Суд посчитал возможным рассмотреть дело в их отсутствие при согласии помощника прокурора и представителя администрации г. Канска.
Заслушав помощника Канского межрайонного прокурора, представителя администрации г. Канска, исследовав письменные материалы, суд считает, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Конституция Российской Федерации провозглашает право каждого на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40 Конституции Российской Федерации).
Согласно ч.1 ст. 8 ФЗ РФ № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Аналогичная норма содержится в статье 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 № 12-961 «О защите прав ребенка». При этом порядок учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения, порядок приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, устанавливаются Губернатором Красноярского края (абзац 2 пункта 2 статьи 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 № 12-961 «О защите прав ребенка»).
Согласно Порядку приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, остававшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющим жилого помещения (далее - Порядок приобретения и предоставления), утвержденному указом Губернатора Красноярского края от 04.04.2005 № 25-уг, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Красноярского края за счет средств краевого бюджета приобретают жилые помещения в собственность муниципальных образований Красноярского края в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», для последующего предоставления детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, по договорам социального найма.
В соответствии с пунктом 3.22 Положения о Министерстве образования и науки Красноярского края и установлении предельной численности государственных гражданских служащих и иных работников министерства образования и науки Красноярского края (далее - положение о Министерстве), утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 14.08.2008 г. № 42-п (в ред. от 03 08.2010 г. № 428-п), к компетенции Министерства образования и науки Красноярского края не относится обеспечение детей, находящихся под опекой (попечительством), детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, жилой площадью в соответствии с установленным порядком, если законом Красноярского края предусмотрено наделение органов местного самоуправления соответствующими государственными полномочиями.
Наделение органов местного самоуправления Красноярского края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения предусмотрено Законом Красноярского края от 24.12.2009 № 9-4225 «О наделении органов местного самоуправления отдельных муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения» (далее - Закон о наделении).
Согласно Закону о наделении исполнительные органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края наделены в 2010 г. государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет, не имеющих жилого помещения, в соответствии со статьей 17 Закона края от 02.11.2000 № 12-961 «О защите прав ребенка».
Переданные исполнительным органам местного самоуправления государственные полномочия включают в себя:
а)приобретение жилых помещений в целях их предоставления по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения;
б)предоставление жилых помещений по договорам социального найма детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, в порядке, установленном Указом Губернатора Красноярского края от 04.04.2005 № 25-уг «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения».
Правомерность указанного порядка возложения на органы местного самоуправления функций обеспечения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения (далее - сироты) вне очереди жилыми помещениями не ниже установленных социальных норм, а также возложение на органы местного самоуправления соответствующей ответственности, подтверждается правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в его Определении от 05.02.2009 № 250-0-П.
Указом Губернатора Красноярского края от 04.04.2005 № 25-УГ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения», предусмотрено, что учет данной категории лиц осуществляет министерство образования и науки Красноярского края, на основании поступивших заявлений от указанной категории лиц.
В соответствии с Порядком учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения, утвержденным указом Губернатора Красноярского края от 04.04.2005 № 25-уг (далее - Порядок учета), Министерство образования и науки Красноярского края осуществляет учет детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет, не имеющих закрепленного жилого помещения, выявленных и постоянно проживающих на территории Красноярского края, с учетом даты рождения и даты представления документов.
Для постановки на учет законными представителями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, или лицами из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет не ранее чем за год до окончания ими общеобразовательных и профессиональных учебных заведений, исполнения ими воинской обязанности, возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, но не позднее чем за год до достижения 23-летия представляются необходимые документы, указанные в пункте 2 Порядка учета.
Решение о принятии гражданина на учет или об отказе в принятии на учет принимается министерством образования и науки Красноярского края с учетом решения краевой комиссии по вопросам предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения.
Однако, как установлено в судебном заседании, в краевую комиссию по вопросам предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, ФИО4 и (или) ее законные представители с соответствующим заявлением не обращались. Доказательств устного обращения ФИО4 в министерство образования и науки Красноярского края не представлено, в графике приема посетителей министерства образования и науки Красноярского края ФИО4 не числится. Информация о включении ФИО4 в список детей-сирот, не имеющих жилья, и на которых закладывается субвенция, в министерстве образования и науки Красноярского края отсутствует.
Таким образом, ФИО4 не соблюдена процедура поступления на учет, предусмотренная для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения.
При этом согласно пункту 5 Порядка приобретения и предоставления, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилых помещений, состоящим на учете в министерстве образования и науки Красноярского края, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, установленном жилищным законодательством Российской Федерации, по месту жительства, которое ребенок имел на момент утраты родительского попечения.
Учитывая то, что ФИО4 на учете в Министерстве образования и науки Красноярского края не состоит, то Порядок приобретения и предоставления в нее не распространяется.
Поскольку дополнительные гарантии по обеспечению жилым помещением, предусмотренные законодательством субъекта Российской Федерации на ФИО4 не распространяются, то в отношении ФИО4 необходимо применять общие нормы действующего законодательства, предусмотренные Законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Жилищным кодексом РФ.
Надлежащим ответчиком по делу будет администрация г. Канска, Министерство образования и науки Красноярского края от обязанностей ответчика следует освободить.
Согласно ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
В соответствии со ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления.
Согласно ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан.
В соответствии с п.2 ч.2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений.
Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.
По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
В соответствии с Постановлением администрации г. Канска № 1040 от 16.05.2007 года « О внесении изменений в Постановление № 1059 от 16 июня 2005 года «Об утверждении нормы предоставления площади жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма и учетной нормы площади помещения на территории города Канска», установлена норма площади жилого помещения, для предоставления жилого помещения из муниципального жилищного фонда города Канска по договору социального найма - в размере 14 кв. м общей площади жилого помещения на каждого члена семьи.
Поскольку в судебном заседании установлено, что на основании Решения жилищной комиссии администрации г. Канска № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма вне очереди как сирота по единому списку 856/833 – отец ФИО2 умер ДД.ММ.ГГГГ согласно копии свидетельства о смерти от ДД.ММ.ГГГГ, мать ФИО3 лишена родительских прав в отношении дочери ФИО4 согласно копии решения Канского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ. Жилое помещение за ФИО4 не закреплялось, своего жилья не имеет, жилое помещение ей по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не предоставлено. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находилась на полном государственном обеспечении согласно справки № от ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучалась в Канском профессиональном лицее № согласно справки № от ДД.ММ.ГГГГ. В настоящее время является студентом КГБОУ СПО Красноярский краевой библиотечный техникум согласно справки № от ДД.ММ.ГГГГ. Поскольку ФИО4 с заявлением в Министерство образования и науки Красноярского края не обращалась, решение в отношении нее о постановке на региональный учет не принималось, в связи с чем ей должно быть предоставлено жилое помещение муниципального жилищного фонда города Канска вне очереди в размере не менее 14 кв.м. общей площади, по месту ее жительства (в границах города Канска) по договору социального найма.
Руководствуясь ст.199ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Канского межрайпрокурора в интересах лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – ФИО4 к администрации г. Канска, Министерству образования и науки Красноярского края о предоставлении жилого помещения удовлетворить:
Обязать администрацию г. Канска предоставить ФИО4 жилое помещение муниципального жилищного фонда вне очереди в размере не менее 14 кв.м общей площади в г. Канске Красноярского края по договору социального найма.
Министерство образования и науки Красноярского края от обязанностей ответчика освободить.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней с момента вынесения в окончательной форме в Красноярский краевой суд через Канский городской суд.
СудьяИ.В.Калинкина