2-606/2011



Р Е Ш Е Н И Е

ИменемРоссийской Федерации

22 марта 2011 гКанский городской суд Красноярского края в составе:

Председательствующего – Глущенко Ю.В.,

При секретаре – Полуяновой А.В.,

С участием прокурора – Савчук О.И.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Канского межрайонного прокурора в интересах ФИО2 к Администрации Канского района, Министерству образования и науки Красноярского края о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения муниципального жилищного фонда Канского района вне очереди, не ниже установленных социальных норм по договору социального найма, суд,

У С Т А Н О В И Л :

Канский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах ФИО2 к Администрации Канского района, Министерству образования и науки Красноярского края о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения муниципального жилищного фонда Канского района вне очереди не ниже установленных социальных норм по договору социального найма, мотивируя тем, что ФИО2 относится к категории детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей. В ходе прокурорской проверки было установлено, что на основании Постановления Администрации Канского района №293-пг от 03.06.2010 г. ФИО2. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма вне очереди как сирота. Согласно ст.8 ФЗ РФ №159 от 21.12.1996г «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также в силу ст.17 закона Красноярского края от 2.11.2000г №12-961 «О защите прав ребенка» предусмотрено, что лица из числа детей-сирот, не имеющие закрепленного жилого помещения после окончания общеобразовательных и профессиональных учебных заведений, обеспечиваются вне очереди по месту жительства жилым помещением размером не ниже установленных социальных норм органами исполнительной власти края. ФИО2 окончила в 2005 г общеобразовательную школу, однако на данный момент ФИО2 жилое помещение не предоставлено Администрацией Канского района. Считает, что ей как состоящей на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, относящейся к категории лиц – детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, полагается предоставление вне очереди Администрацией Канского района жилого помещения в размере не менее 30 кв.м. общей площади.

В судебном заседании прокурор Савчук О.И. исковые требования поддержала в полном объеме, дополнила исковые требования, просила Обязать Администрацию Канского района предоставить ФИО2 вне очереди по договору социального найма из муниципального жилищного фонда Администрации Канского района жилое помещение в размере не менее 30 кв.м. общей пощади за счет субвенций из регионального фонда компенсаций краевого бюджета. Пояснила, что поскольку в силу ФЗ №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» на муниципальные органы местного самоуправления Администрацию Канского района, возлагается обязанность по обеспечению граждан малоимущих и нуждающихся жилыми помещениями.

Истец ФИО2 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, суд счел возможным рассмотреть дело в её отсутствие.

Представитель ответчика Администрации Канского района ФИО5, действующий на основании доверенности исковые требования прокурора не признал, суду пояснил, что действительно ФИО2 относится к категории детей-сирот. Жилищный фонд расположенный на территории Филимоновского сельсовета передан муниципальному образованию на основе акта-приема передачи и соглашения между органами местного самоуправления Филимоновского сельсовета и Канского района о передаче осуществления части своих полномочий, согласно которому Администрация Канского района не осуществляет полномочия по предоставлению жилья, находящегося на территории Филимоновского сельсовета. Кроме того, муниципальное образование «Канский район» не вошло в перечень муниципальных образований края, исполнительно-распорядительные органы которых наделяются государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения.

Представитель ответчика Администрации Филимоновского сельсовета Канского района в судебное заседание не явился, уведомлен, не сообщил о причинах неявки.

Представитель ответчика Министерство образования и науки Красноярского края в судебное заседание не явился, извещены, с исковыми требованиями не согласны.

Представитель заинтересованного лица Управление Образования Администрации Канского района в лице органа опеки и попечительства в судебное заседание не явилась, представила в суд заявление в котором просит дело рассмотреть в ее отсутствие.

Суд, заслушав стороны, полагает возможным дело рассмотреть в отсутствие представителя ответчика Министерства образования и науки Красноярского края, представителя органа опеки и попечительства, а также представителя ответчика Филимоновского сельсовета.

Суд, заслушав стороны, прокурора, исследовав материалы гражданского дела, полагает, что иск обоснован и подлежит удовлетворению в силу ст. 45 ч.1 Конституции РФ каждому гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина. Ст.14 ФЗ РФ №131 от 24.09.2003г с изм. на 15.02.2006г «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относятся: обеспечение малоимущих граждан проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства; ст.8 ФЗ №159 от 21.12.1996г «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и ст.6 Закона Красноярского края №18-4751 «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории края», ст.17 закона Красноярского края №12-961 «О защите прав ребенка» дети –сироты, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Ст 49 ч.1 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда; ст.50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления. Ст 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления. Ст 57 ч.2 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания в приемных семьях детских домах семейного типа, при прекращении опеки а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании и решений органа местного самоуправления.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 159-ФЗ от 21.12.1996 года, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди равноценной ранее занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, находящимся на территории РФ, не имеющим закрепленного жилого помещения, оно предоставляется вне очереди органами исполнительной власти однократно по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или по месту регистрации их рождения, или по месту последнего проживания на территории соответствующих районов и городов субъектов РФ, если место их рождения находится за пределами РФ.

В соответствии со ст.ст. 4, 5 названного выше Федерального закона № 159-ФЗ в редакции Федерального закона № 122-ФЗ от 22.08.2004 г. финансирование дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), в том числе и обеспечение их жилыми помещениями, осуществляется за счет средств бюджетов субъектов РФ.

В силу абз. 3 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов российской Федерации.

П. 2 ст. 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 г. № 12-961 (в редакции от 09.06.2005 № 14-3524)устанавливает, что дети, находящиеся под опекой и попечительством), дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания общеобразовательных и профессиональных учебных заведений, исполнения воинской обязанности, возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются вне очереди по месту жительства жилым помещением размером не ниже установленных социальных норм органами исполнительной власти края.

Порядок учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения, порядок приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, устанавливаются Губернатором Красноярского края

Указом Губернатора Красноярского края от 04 апреля 2005 года № 25-уг утвержден Порядок приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения. С 5 марта 2010 года пункт 2 изложен в следующей редакции: «Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Красноярского края за счет средств краевого бюджета приобретают жилые помещения в собственность муниципальных образований Красноярского края в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», для последующего предоставления детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, по договорам социального найма».

Статья 1 Закона Красноярского края № 9-4225 от 24 декабря 2009 года в редакции Закона от 11 ноября 2010 года № 11-5201 «О наделении органов местного самоуправления отдельных муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения», предусматривает наделение органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет, не имеющих жилого помещения, в соответствии со ст. 17 Закона края от 2 ноября 2000 года № 12-961 «О защите прав ребенка».

В силу п. 2 ст. 1 вышеуказанного Закона государственные полномочия, передаваемые в соответствие с пунктом 1 настоящей статьи, включают в себя: а) приобретение жилых помещений в целях их предоставления по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения; б) предоставление жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, в порядке, установленном Указом Губернатора Красноярского края от 4 апреля 2005 года № 25-уг «Об обеспечении жилым помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения»; в) приобретение и предоставление на основании решений судебных органов жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, а также лицам в возрасте старше 23 лет, ранее относившимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Перечень муниципальных образований, исполнительные органы которых наделяются государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения, содержится в приложении к Закону края от 24 декабря 2009 года № 9-4225.

Муниципальное образование Канский район входило в указанный перечень на момент подачи иска.

На основании ст. 2 Закона Красноярского края от 24 декабря 2009 года № 9-4225 (в ред. от 11.11.2010 года) уполномоченные органы исполнительной власти края при осуществлении органами местного самоуправления переданных государственных полномочий в пределах своей компетенции наряду с иными обязанностями, должны своевременно предоставлять бюджетам муниципальных районов и городских округов края финансовые средства, необходимые для осуществления переданных государственных полномочий.

Таким органом исполнительной, власти края является Министерство образования и науки Красноярского края (Положение о Министерстве образования и науки Красноярского края (в ред. Постановлений правительства Красноярского края от 04.08.2009 № 410-п, от 20.04.2010 № 206-п, от 03.08.2010 № 428-п).

Как установлено в судебном заседании ФИО2 относится к категории детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, что подтверждается копией свидетельства о рождении, согласно свидетельств о смерти оба родителя ФИО2 умерли в 2002 году, Постановлением Администрации Канского района от 16.05.2002 г над ФИО2 установлена опека в лице ФИО6 (л.д. 36). Согласно Постановления Администрации Канского района № 293-пг от 03.06.2010 г. истица ФИО2 была поставлена на учет для улучшения жилищных условий при Администрации Канского района как сирота, в связи с отсутствием жилья, что подтверждается копией Постановления (л.д.11) и не оспаривается сторонами.

Суд полагает, что иск прокурора обоснован и подлежит полному удовлетворению по следующим основаниям.

Как достоверно установлено в судебном заседании истица относится к категории детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, что не оспаривается сторонами, поскольку в судебном заседании установлено, что родители ФИО2 умерли в 2002 г., когда она была несовершеннолетней. Над истцом устанавливалась опека и попечительство с 2002 г., что подтверждено материалами дела и никем не оспорено.

Жилого помещения у истицы не имеется, она нуждается в предоставлении жилого помещения, что подтверждено сведениями из регистрационной палаты об отсутствии каких-либо объектов недвижимости за истцом и ее родителями на праве собственности, жилого помещения за сиротой закреплено не было.

Суд полагает, что поскольку истец состоит на учете как нуждающаяся в предоставлении жилого помещения как сирота - ребенок оставшийся без попечения родителей ввиду отсутствия жилья, она имеет полное право в силу вышеперечисленных законов, на получение жилого помещения вне очереди.

Суд полагает, что обязанность по предоставлению истцу жилого помещения следует возложить на Администрацию Канского района, а не Филимоновский сельский совет, поскольку истец с 2010 г состоит в Администрации Канского района на учете как нуждающаяся в предоставлении жилья вне очереди.

Ссылки представителя Администрации Канского района в той части что существует соглашение между ними и Филимоновским сельсоветом и согласно соглашения у них теперь жилья нет, они его не распределяют, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку согласно вышеперечисленным законам, а именно Закону Красноярского края №18-4751 «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», Жилищному кодексу РФ органы местного самоуправления, а именно Администрация Канского района, ведают учетом и предоставлением муниципального жилищного фонда, сами определяют нормы предоставления жилья по договорам социального найма.

При этом суд учитывает, что только в Администрации Канского района существует жилищная комиссия, которая определяет категории лиц малоимущих и нуждающихся, из пояснений представителя Администрации Канского района явствует, что только после вынесения ими Постановления о выделении жилья по договору соцнайма, Филимоновский сельсовет на основании их Постановления предоставляет освободившееся жилье, последние только предоставляют сведения о свободном жилом фонде в Администрацию Канского района и никогда сами не выделяли и не выделяют, не распоряжаются муниципальным жильем без ведома и распоряжения Администрации Канского района, что подтверждается соглашением №01/15 от 26.04.2010 г., с учетом всего вышеизложенного суд полагает, что надлежащим ответчиком по данным правоотношениям является только Администрация Канского района, и именно на данного ответчика суд полагает необходимым возложить обязанность по предоставлению истцу жилое помещение по нормам, установленным самим ответчиком, то есть не менее 30 кв.м. общей площади. Однако, суд полагает необходимым указать в решении, что предоставление жилья следует предоставить за счет субвенций из регионального фонда компенсации краевого бюджета.

На основании и ст.197-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковое заявление Канского межрайонного прокурора в интересах ФИО2 к Администрации Канского района Министерству образования и науки Красноярского края о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения муниципального жилого фонда Канского района вне очереди по договору социального найма –удовлетворить полностью.

Обязать Администрацию Канского района предоставить ФИО2 вне очереди по договору социального найма из муниципального жилищного фонда Администрации Канского района жилое помещение в размере не менее 30 кв.м. общей площади за счет субвенций из регионального фонда компенсаций краевого бюджета.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней с момента вынесения решения суда в окончательной форме в Красноярский крайсуд через Канский горсуд.

Судья:Ю.В. Глущенко

-32300: transport error - HTTP status code was not 200