Дело №г
Р Е Ш Е Н И Е<данные изъяты>
ИменемРоссийской Федерации
18 марта 2011 гКанский городской суд Красноярского края в составе:
Председательствующего – Лушкиной Н.В.
При секретаре – Тихоновой Т.В.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации г. Канска, Министерству Образования и науки Красноярского края о признании нуждающейся в получении жилого помещения, постановке на учет в качестве нуждающейся в получении жилого помещения и возложении обязанности по предоставлению жилого помещения из муниципального жилищного фонда вне очереди, по договору социального найма, суд
У с т а н о в и л :
Истец ФИО1 обратилась в суд с иском к ответчикам Администрации г. Канска и Министерству образования и науки Красноярского края, о, постановке на учет в качестве нуждающейся и о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения муниципального жилищного фонда г. Канска вне очереди не ниже установленных социальных норм по договору социального найма, мотивируя тем, что она относится к категории детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, поскольку ее отец ФИО3 судом в 1996г был лишен родительских прав, а ее мать ФИО4 в ДД.ММ.ГГГГ умерла. Постановлением Администрации г. Канска от 24.10.1996г она оставшись без попечения родителей, была помещена в детское госучреждение на полное гособеспечение, воспитывалась в КГОУ «Тасеевском детском доме им. ФИО5». До лишения отца родительских прав она была зарегистрирована в г. Канске по месту жительства родителей, <адрес>, однако указанное жилое помещение за ней не было закреплено, кроме того, в апреле 2000г в результате пожара данный дом сгорел.. Таким образом, по выходу из детского госучреждения она осталась без жилья, кроме того, узнала, что до настоящего времени она не состоит на льготной очереди для получения жилья в Администрации г. Канска как лицо оставшееся без попечения родителей. При обращении в Администрацию г. Канска о постановке ее на учет в очередь на предоставление жилья как лицо оставшееся без попечения родителей, в предоставлении ей жилья - было отказано. Администрация г. Канска обязана предоставить ей жилое помещение по договору социального найма, поскольку она относится в категории лиц, оставшихся без попечения родителей, в связи с тем, что на Администрацию г. Канска возложены государственные полномочия по предоставлению жилого помещения и для их реализации предоставлено финансовое обеспечение в необходимом размере. Таким образом, отказ Администрации г. Канска от постановки ее на учет в очередь на получение жилья, признании ее, как лицо оставшееся без попечения родителей, а также отказ от предоставления жилья является незаконным и необоснованным.
В судебное заседание истец ФИО1 не явилась из-за дальности расстояния, предоставила суду заявление, в котором просит признать ее нуждающейся в получении жилья, возложить обязанность по постановке ее на учет в качестве нуждающейся и предоставить ей жилое помещение вне очереди по договору социального найма согласно социальных норм, при этом указывает, что еще 5 лет тому назад она обращалась в Администрацию г. Канска с вопросом постановки ее на учет для предоставления жилья, была направлена в опеку, где потребовали от нее признания ее малоимущей. Данное требование расценивает как отказ от признания ее нуждающейся и отказ от постановки ее на учет в качестве нуждающейся. Полагает, что жилье ей должно быть предоставлено, поскольку ее дом сгорел в 2000г, по закону она должна автоматически находиться на льготной очереди с момента утраты жилья, при этом полагает, что органы опеки и попечительства должны были этим заниматься. В Министерство образования и науки Красноярского края она ни устно, ни письменно не обращалась по вопросу постановки ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Представитель ответчика Администрации г. Канска ФИО6 действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования прокурора не признала, в судебное заседание не явилась, суду представила отзыв на заявление, где пояснила, что Администрация г. Канска не имеет права устанавливать и осуществлять расходные обязательства связанные с предоставлением жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа. Обеспечение указанной категории детей жилыми помещениями должно осуществляться исполнительными органами субъекта Российской Федерации без признания их малоимущими, после окончания ими образовательного учреждения или учреждения социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил РФ, либо после возвращения из учреждений исполняющих наказание в виде лишения свободы. Полагает, что в удовлетворении требований должно быть отказано.
Представитель ответчика Министерство образования и науки Красноярского края в судебное заседание не явился, представил в суд возражения на исковое заявление в котором просит обязать истца предоставить доказательства в подтверждение своего статуса ребенка-сироты, оставшегося без попечения родителей, а также полагает отсутствуют сведения о наличии на праве собственности или ином вещном праве у истца каких-либо объектов недвижимости либо об отсутствии у ее родителей жилого помещения в г. Канске с января 1999г по настоящее время.
Представитель заинтересованного лица органа опеки и попечительства ФИО7 действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования поддержала, суду пояснила, что ФИО1 действительно относится к числу детей оставшихся без попечения родителей и свой статус сироты она доказала в судебном заседании. Действительно у нее нет закрепленного жилого помещения, у ее родителей также не было объектов недвижимости на праве собственности, ФИО1 действительно нуждается в предоставлении ей жилого помещения. Однако при неоднократном разъяснении ей прав по вопросу предоставления жилья, было разъяснено ей о необходимости сбора документов и постановки ее на учет как нуждающейся в получении жилья, но документы она не собрала и на учет не встала ни в Министерстве образования и науки Красноярского края, ни в Администрации г. Канска.
Суд, заслушав представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, полагает возможным дело рассмотреть в отсутствие представителя ответчиков Администрации г. Канска и Министерства образования и науки Красноярского края и истца, поскольку истец настаивает на иске и стороны надлежащим образом извещены о дате рассмотрения дела, просят дело рассмотреть в их отсутствие..
Суд, заслушав представителя заинтересованного лица, исследовав материалы гражданского дела полагает, что иск обоснован и подлежит удовлетворению в силу ст.45 ч.1 Конституции РФ каждому гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина. Ст.14 ФЗ РФ №131 от 24.09.2003г с изм. на 15.02.2006г «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относятся: обеспечение малоимущих граждан проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства; ст.8 ФЗ №159 от 21.12.1996г «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети сироты и дети оставшиеся без попечения родителей, а также дети оставшиеся под опекой(попечительством) не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди равноценной ранее занимаемому ими(или их родителями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Детям –сиротам и детям оставшимся без попечения родителей находящимся на территории РФ не имеющим закрепленного жилого помещения, оно предоставляется вне очереди органами исполнительной власти однократно по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или по месту регистрации их рождения или по месту последнего проживания на территории соответствующих районов и городов субьектов РФ, если место их рождения находится за пределами РФ и ст.6 Закона Красноярского края №18-4751 «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории края», ст.17 закона Красноярского края №12-961 «О защите прав ребенка» дети –сироты, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Порядок учета детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа не имеющих жилого помещения, порядок приобретения и предоставления жилых помещений этой категорией граждан устанавливается Губернатором Красноярского края. Указом губернатора Красноярского края от 4.04.2005г №25-уг утвержден Порядок приобретения, предоставления жилых помещений детям сиротам, детям оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения. С 5.03.2010г п.2 изложен следующей редакции:»Органы местного самоуправления муниципальных органов и городских округов Красноярского края за счет средств краевого бюджета приобретают жилые помещения в собственность муниципальных образований Красноярского края в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.2005г №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» для последующего предоставления детям-сиротам, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, по договорам социального найма»; Статья 1 закона Красноярского края № 9-4225 от 24.12.2009г в редакции Закона от 11.11.2010г № 11-5201 «О наделении органов местного самоуправления отдельных муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечиванию жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц их числа, не имеющих жилого помещения, предусматривает наделение органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей в возрасте до 23 лет, не имеющих жилого помещения, в соответствии со ст.17 Закона края от 2.11.2000г № 12-961 «О защите прав ребенка» Ст 49 ч.1 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда; ст.50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления. Ст 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления. Ст 57 ч.2 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания в приемных семьях детских домах семейного типа, при прекращении опеки а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании и решений органа местного самоуправления.
Как установлено в судебном заседании ФИО1 родилась ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается копией свидетельства о рождении(л.д.8); Ее родителями являются ФИО3-отец и ФИО4-мать, что также подтверждается данным свидетельством о рождении. В октябре 1996г Постановлением Администрации г. Канска истец была определена в детское госучреждение на полное гособеспечение, поскольку осталась без попечения родителей, что подтверждается копией Постановления №1051 (л.д.11);Согласно решения Канского горсуда от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 был лишен родительских прав в отношении своей дочери ФИО1 Елены 1988г рождения, что подтверждается копией решения суда.(л.д.15). С ДД.ММ.ГГГГ находилась ФИО1 в МУ «Специализированном социальном приюте для детей и подростков «Надежда», в дальнейшем выбыла в Тасеевский детский дом, что подтверждается справкой (л.д.66). Согласно справки ФИО1 с декабря 1997г воспитывалась и находилась на полном гособеспечении в КГОУ «Тасеевский детский дом им. ФИО5» (л.д.13). В дальнейшем ФИО1 обучалась в ГОУ Канском профессиональном лицее № до ДД.ММ.ГГГГ и находилась на полном гособеспечении, что подтверждается справкой (л.д.16). Согласно свидетельства о смерти мать истца- ФИО4 умерла в марте 1996г, отец истца- ФИО3 умер в декабре 2004г, что подтверждается свидетельствами о смерти (л.д.19-20). В дальнейшем ФИО1 поступила и окончила в июне 2010г ГОУ«Кемеровский педагогически колледж», что подтверждается копией диплома(л.д.31)
На момент признания ее ребенком, оставшимся без попечения родителей, истец вместе с родителями проживала в <адрес> что подтверждается выпиской из домовой книги(л.д.18), справкой Управления Образования г. Канска (л.д.67); В апреле 2000г дом расположенный по <адрес> сгорел, что подтверждается справкой о пожаре(л.д.12)Согласно справки архива КУМИ г. Кемерово ФИО1 не имеет там на праве собственности жилые помещения за период с октября 1995г по ноябрь 1998г(л.д.33); На момент рассмотрения дела в суде истец в г. Кемерово и Кемеровской области не имеет на праве собственности объектов недвижимости, что подтверждается сведениями из Единого госреестра прав на недвижимое имущество Кемеровской области(л.д.33), подтверждается отсутствие жилья и справкой БТИ Кемеровской области(лд.35). Согласно сведениям ФГУП «Ростехинвентаризация- Федеральное БТИ по Красноярскому краю, объект недвижимости по адресу <адрес> состоит на техучете на момент техинвентаризации от ДД.ММ.ГГГГ с процентом износа 46%, право собственности на ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано за ФИО8 на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ(л.д.44);. Согласно справки Управления Образования Администрации г. Канска за ФИО1 жилье не закреплялось, жилья последняя не имеет(л.д.71). Согласно справки Администрации г. Канска истец ФИО1не состоит и не состояла на учете у них для улучшения жилищных условий как сирота, в связи с отсутствием жилья (л.д.65).
Суд полагает, что иск обоснован и подлежит полному удовлетворению по следующим основаниям:
а) Истец относится к категории детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, что не оспаривается сторонами, поскольку в судебном заседании установлено, что мать и отец истца умерли, когда последняя была еще несовершеннолетней, отец был лишен в отношении истца родительских прав, истец до совершеннолетия и после находилась на полном гособеспечении подтверждено это представителем органа опеки и попечительства в судебном заседании и материалами дела.
б) Суд полагает, что у истца нет никакого жилья и это истец доказала. После смерти матери и отца никакое жилье в Канске, где жили родители истца, за истцом не закреплялось, прежнее место жительство <адрес> с 1993г значится за ФИО8 и ни за кем больше, что установлено в судебном заседании, право собственности на данный дом ни за родителями истца, ни за самой ФИО1 не зарегистрировано, нет на праве собственности за истцом обьектов недвижимости ни в г. Канске, ни в Кемеровской области, что также подтверждено в судебном заседании, то есть она являлась и является в настоящее время нуждающейся в предоставлении жилого помещения, что подтверждено вышеперечисленными доказательствами, письменными пояснениями истца и представителя органа опеки и попечительства.
В) Суд полагает, что поскольку истец является нуждающейся в улучшении жилищных условий, у нее отсутствует жилье, она относится к категории лиц детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, обращалась в Администрацию г. Канска и органы опеки и попечительства по вопросу постановки ее на учет в качестве нуждающейся в получении жилья, однако поставлена на учет не была- суд полагает необходимым обязать ответчика Администрацию г. Канска поставить истца на учет в качестве нуждающейся в получении жилья как лицо оставшееся без попечения родителей.
Ссылки представителя Администрации г. Канска, изложенные в письменном отзыве на иск, в той части что она не занималась собором необходимых документов хотя ими неоднократно ей разьяснялись права по постановке на учет к ним, не состоятельны, не могут быть приняты во внимание, поскольку обращение истца к ответчику по вопросу получения жилья подтверждены в судебном заседании(л.д.14,17,64) документы от истца принимались Администрацией г. Канска однако вопрос о постановке ее на учет так и не был решен ответчиком с 2008г. хотя она имеет полное право в силу вышеперечисленных законов, на получение жилого помещения вне очереди.
Поскольку истец обращалась в ответчику Администрации г. Канска до исполнения ею 23-х лет, Муниципальное образрвание г. Канск включен в перечень муниципальных образований, исполнительные органы которых наделяются государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей не имеющих жилые помещения, на данного ответчика следует возложить обязанность не только поставить на учет истца вне очереди с учетом имеющегося у истца статуса лица, оставшегося без попечения родителей, но и возложить на данного ответчика обязанность по предоставлению жилого помещения вне очереди истцу по договору социального найма из муниципального жилищного фонда общей площади не менее 14 кв.м. согласно Постановления Администрации г. Канска №1040 от 16.05.2007г(л.д. 75-76) за счет субвенций из регионального фонда компенсаций краевого бюджета.
Суд полагает, что ответчика Министерство образования и науки Красноярского края следует освободить от обязанности по постановке на учет и предоставлении жилья истцу, поскольку данные полномочия возложены на Администрацию г. Канска, согласно вышеуказанного закона.
На основании ст.197-199 ГПК РФ, суд
Р е ш и л :
Исковое заявление ФИО1 к Администрации <адрес>, Министерству образования и науки <адрес> о признании нуждающейся в получении жилого помещения, постановке не учет в качестве нуждающейся в получении жилого помещения и возложении обязанности по предоставлению жилого помещения из муниципального жилого фонда вне очереди по договору социального найма –удовлетворить полностью.
Признать ФИО1 нуждающейся в получении жилого помещения как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Обязать Администрацию <адрес> поставить ФИО1 на учет в качестве нуждающейся в получении жилого помещения вне очереди.
Обязать Администрацию <адрес> предоставить ФИО1 вне очереди по договору социального найма из муниципального жилищного фонда Администрации <адрес> жилое помещение общей площадью не менее 14 кв.м. за счет субвенций из регионального фонда компенсаций краевого бюджета.
Решение может быть обжаловано в течении 10 дней в <адрес>суд через Канский горсуд.
Судья:Н.В. Лушкина