Дело № г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 марта 2011 годаг. Канск
Канский городской суд Красноярского края в составе: председательствующего судьи Калинкиной И.В.,
при секретаре Курцевич И.А.,
с участием помощника Канского межрайпрокурора Роговой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Канского межрайпрокурора в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образованию г. Канска в лице администрации г. Канска об обязании оборудовать вход в здание, расположенное по адресу: г. Канск микрорайон Солнечный, 85 специальным приспособлением (пандусом) для беспрепятственного доступа инвалидов к указанному социально-значимому объекту - Муниципальному общеобразовательному учреждению средней общеобразовательной школе № 5 г. Канска (с углубленным изучением отдельных предметов),
УСТАНОВИЛ:
Канский межрайпрокурор обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образованию г. Канска в лице администрации г. Канска об обязании оборудовать вход в здание, расположенное по адресу: г. Канск микрорайон Солнечный, 85 специальным приспособлением (пандусом) для беспрепятственного доступа инвалидов к указанному социально-значимому объекту - Муниципальному общеобразовательному учреждению средней общеобразовательной школе № 5 г. Канска (с углубленным изучением отдельных предметов). Свои требования мотивировал тем, что Канской межрайонной прокуратурой поведена проверка исполнения требований законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации в деятельности МОУ СОШ № 5 г. Канска, расположенном по адресу: г. Канск, микрорайон Солнечный, 85. В ходе проведенной проверки установлено, что в нарушение требований законодательства в МОУ СОШ № 5 г. Канска отсутствуют специальные приспособления (пандусы) для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов в указанный объект социальной инфраструктуры, в том числе в период проведения выборов, когда в учреждении образуется избирательный участок. Основной вход школы осуществляется по бетонному крыльцу шириной 4.9 м. Спуск ступенек с двух сторон ограждён кирпичной кладкой высотой 90 см. Спуск состоит из 5 ступенек около 15 см высотой и шириной около 40 см. Угол наклона спуска 45 градусов. Таким образом, высота крыльца составляет около 75 см. Вход расположен по центру крыльца, которое не оборудовано специальными пандусами для беспрепятственного доступа инвалидов, в том числе осуществляющих передвижение с помощью специальных технических средств (кресло-коляска, трость, костыли и др.). Надлежащим ответчиком по делу является собственник имущества, а именно, муниципальное образование г. Канск в лице органа местного самоуправления - Администрация г. Канска.
В судебном заседании помощник прокурора Рогова А.В. поддержала требования по основаниям, изложенным в заявлении, просила их удовлетворить.
Ответчик и третье лицо, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного заседания, в суд не явились. Суд посчитал возможным рассмотреть дело в их отсутствие при согласии помощника Канского межрайпрокурора.
Заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы, суд считает, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации, Россия - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 39 Конституции РФ).
В соответствии со ст. 2 ФЗ РФ № 181-ФЗ от 24.11.1995 года «О социальной защите инвалидов в РФ» социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Социальная поддержка инвалидов - система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 года № 181-ФЗ органы местного самоуправления создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям, а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
Порядок взаимодействия всех участников процесса в области строительства по обеспечению условий для доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, для беспрепятственного пользования инвалидов объектами транспорта, средствами связи и информации, а также последовательность работ по созданию для инвалидов условий доступности к существующим и не предполагаемым к реконструкции объектам социальной инфраструктуры определены Постановлением Госстроя РФ и Минтруда РФ от 22.12.1999 года «Об утверждении Порядка реализации требований доступности для инвалидов к объектам социальной инфраструктуры».
В результате анализа представленных доказательств в их совокупности суд установил, что
Согласно свидетельства о государственной регистрации права оперативного управления от 28 марта 2008 года на основании распоряжения КУМИ администрации г. Канска от 29 ноября 2007 года № 145 указанное нежилое 4-х этажное здание на праве оперативного управления находится у МОУ СОШ № 5. 10 апреля 2008 года между КУМИ администрации г. Канска и МОУ СОШ № 5 г. Канска заключен договор о порядке использования муниципального имущества на праве оперативного управления. В соответствии с п.1.1 Устава МОУ Учредителем является администрация г. Канска. Согласно п.5.2 раздела 5 Устава МОУ к полномочиям учредителя относится «обеспечение содержаний зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий».
Из акта осмотра от 10 февраля 2011 года с фотографиями следует, что в школе отсутствуют приспособления (пандусы) для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов в указанный объект социальной инфраструктуры. Основной вход школы осуществляется по бетонному крыльцу шириной 4.9 м. Спуск ступенек с двух сторон ограждён кирпичной кладкой высотой 90 см. Спуск состоит из 5 ступенек около 15 см высотой и шириной около 40 см. Угол наклона спуска 45 градусов. Таким образом, высота крыльца составляет около 75 см. Вход расположен по центру крыльца, которое не оборудовано специальными пандусами для беспрепятственного доступа инвалидов, в том числе осуществляющих передвижение с помощью специальных технических средств (кресло-коляска, трость, костыли и др.).
Разрешая заявленные требования, суд приходит к выводу о том, что требования прокурора подлежат удовлетворению в части возложения на ответчика – муниципальное образование г. Канска в лице администрации г. Канска обязанности оборудовать вход в указанное здание специальным сооружением – пандусом, обеспечивающим беспрепятственный доступ инвалидов к объекту социальной инфраструктуры, так как такая обязанность органов местного самоуправления предусмотрена действующим федеральным законодательством.
Одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности является обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения (ст. 2 Градостроительного кодекса РФ).
В соответствии со Сводом правил по проектированию и строительству СП35-103-2001«Общественныезданияисооружения,доступные
маломобильным посетителям», одобренным постановлением Госстроя РФ от 16 июня 2001 года № 72 (пункт 1,7) основным принципом формирования архитектурной среды, доступной как для здоровых, так и для всех категорий маломобильных граждан, является создание беспрепятственного доступа к месту получения услуги (обслуживания), проживания и к месту приложения труда. СНИП 35-01-2001, принятый постановлением Госстроя 16.07.2001 года № 73 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», предназначен для проектирования, строительства и реконструкции зданий и сооружений, доступных всем малобильным группам населения. В соответствии с п.3.13 раздела 3 данного СНиП «Общие требования к зданиям, сооружениям и их участкам» в здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения с поверхности земли и из каждого доступного для МГН подземного или надземного перехода, соединенного с этим зданием. Согласно п. 3.9. лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема. П. 3.14. предусматривает, что наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам.
Требования доступности для инвалидов и других маломобильных групп посетителей определены в Своде правил по проектированию и строительству СП 31-102-99, утвержденном Постановлением Госстроя РФ от 29.11.1999 г. № 73.
Согласно п. 4.2 указанного свода основным принципом формирования архитектурной среды общественных зданий является создание беспрепятственного доступа к месту получения услуги (обслуживания) всех категорий граждан. В соответствии с п. 12.3 подраздела «Здания учреждений образования» указанного Свода правил (таблица 12.1 - общие требования к зданиям учебных учреждений) подъем на площадку крыльца в учреждениях общего и начального профессионального образования необходимо оборудовать пандусом.
Согласно п.5.1 Свода правил проектные решения общественных зданий и сооружений должны соответствовать возможностям всех категорий населения. Под этим подразумевается повышение качеств архитектурной среды по критериям доступности, безопасности, удобства и информативности для нужд инвалидов и других маломобильных групп населения без ущемления соответствующих возможностей остальных граждан. На входных площадках и портиках должны быть оборудованы на транспортно - пешеходных пандусах полосы движения для пешеходов и инвалидов на креслах - колясках (таблица 8.1 п.2.3 Свода правил).
При указанных обстоятельствах МО СОШ № 5 г. Канска должна быть обеспечена помимо лестницы, еще и пандусом.
Надлежащим ответчиком по делу является муниципальное образование г. Канска в лице администрации г. Канска. В соответствии со ст. 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления.
В соответствии со ст. 210 Гражданского Кодекса, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Срок, в который прокурор просил суд обязать ответчика произвести определенные действия – шесть месяцев, представляется суду разумным и обоснованным.
Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Канского межрайпрокурора в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образованию г. Канска в лице администрации г. Канска об обязании оборудовать вход в здание, расположенное по адресу: г. Канск микрорайон Солнечный, 85 специальным приспособлением (пандусом) для беспрепятственного доступа инвалидов к указанному социально-значимому объекту - Муниципальному общеобразовательному учреждению средней общеобразовательной школе № 5 г. Канска (с углубленным изучением отдельных предметов) - удовлетворить:
Обязать муниципальное образование г. Канск в лице администрации г. Канска в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оборудовать вход в здание, расположенное по адресу: г. Канск, микрорайон Солнечный, 85, специальным приспособлением – пандусом, для беспрепятственного доступа инвалидов к указанному социально-значимому объекту - Муниципальному общеобразовательному учреждению средней общеобразовательной школе № 5 г. Канска (с углубленным изучением отдельных предметов).
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней с момента вынесения в Красноярский краевой суд через Канский городской суд.
СудьяИ.В.Калинкина