Дело №<данные изъяты>
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 апреля 2011 годаг. Канск
Канский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Андреева А.И.
при секретаре Барановой Е.С.
с участием помощника Канского межрайпрокурора Амельченко А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Абанского района в интересах ФИО1 к Государственному учреждению - Красноярскому региональному отделению фонда социального страхования РФ в лице Канского филиала № 5 о признании незаконным бездействия по не обеспечению санаторно-курортным лечением и возложении обязанности по выдаче путевки на санаторно-курортное лечение,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Абанского района обратился в суд в интересах инвалида ФИО1 к Государственному учреждению - Красноярскому региональному отделению фонда социального страхования РФ в лице Канского филиала № 5 о признании незаконным бездействия по не обеспечению санаторно-курортным лечением и возложении обязанности по выдаче путевки на санаторно-курортное лечение, мотивируя свои требования тем, что ФИО1 является инвалидом 2 группы. ДД.ММ.ГГГГ МУЗ «Абанская ЦРБ» ФИО1 была выдана справка № для получения путевки на санаторно-курортное лечение. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился с заявлением в Филиал № 5 (Канский) Государственного учреждения - Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, однако до настоящего времени ФИО1 путевкой не обеспечен, что нарушает его права и создает угрозу здоровью. Прокурор просит суд признать бездействия ответчика по не обеспечению санаторно-курортным лечением инвалида ФИО1 незаконным и нарушающим права последнего и обязать ответчика выдать инвалиду ФИО1 путевку на санаторно-курортное лечение согласно индивидуальной программы реабилитации.
Прокурор Абанского района в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, направил заявление о рассмотрении дела с участием Канского межрайпрокурора.
Помощник Канского межрайпрокурора ФИО3 исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ГУ Красноярское региональное отделение фонда социального страхования РФ ФИО4 исковые требования прокурора не признал, суду пояснил, что запись учреждения медико-социальной экспертизы в индивидуальной программе реабилитации инвалида о санаторно-курортном лечении имеет рекомендательный характер. Путевка на санаторно-курортное лечение предоставляется инвалиду не на основании индивидуальной программы, а на основании медицинской справки. Поэтому, при рассмотрении заявлений граждан о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, прежде всего, устанавливается наличие у гражданина права на получение набора социальных услуг. При этом действующее законодательство о государственной социальной помощи не содержит гарантий ежегодного предоставления путевок на санаторно-курортное лечение. Отделение Фонда осуществляет предоставление путевок в пределах средств, выделяемых на эти цели из федерального бюджета и передаваемых Фонду социального страхования РФ на основании федерального закона на соответствующий календарный год. Ни одна из категорий граждан, получающих государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, не имеет приоритетного права на обеспечение санаторно-курортным лечением. Поэтому с учетом равных прав граждан- получателей набора социальных услуг, санаторно-курортное лечение предоставляется в порядке очередности, устанавливаемой с даты подачи заявления о выделении путевки. Не предоставление в 2010 году путевки связано с объективными условиями. В первую очередь в 2010 году удостоверялись заявки граждан, ранее подавших заявления, но не воспользовавшихся по каким-либо причинам санаторно-курортным лечением. Поскольку количество выделяемых денежных средств на санаторно-курортное лечение ограничено, приобретаемые путевки распределяются между гражданами льготной категории в порядке очередности и в течение календарного года достаются не всем. Тем гражданам, которые не получили путевки в текущем календарном году, предоставление санаторно-курортного лечения переносится на следующий календарный год, при условии, что они в следующем календарном году не отказались от набора социальных услуг. Фонд осуществляет финансирование расходов на обеспечения путевками на санаторно-курортное лечение в пределах средств, перечисленных в Фонд. В настоящее время средства, перечисленные отделению Фонда в виде трансфертов из федерального бюджета, направлены на приобретение путевок в текущем году и не могут быть использованы на санаторно-курортное лечение за прошедший период. В связи с этим требования прокурора о предоставлении в 2011 году путевки за 2010 год является незаконным.
Представитель третьего лица на стороне ответчика Министерства финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Красноярскому краю по доверенности ФИО5 пояснила, что Министерство финансов Российской Федерации не является стороной по делу. Кроме того, в правоотношениях по обеспечению инвалидов путевками на санаторно-курортное лечение выступают исполнительные органы Фонда социального страхования РФ и Фонд социального страхования РФ, как орган, осуществляющий финансирование указанных расходов.
Суд, заслушав стороны, представителя третьего лица, исследовав письменные материалы дела, находит, что иск прокурора подлежит удовлетворению.
В соответствии со с. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе по инвалидности.
В соответствии со ст. 10, ст.11.1 ФЗ РФ от 24.11.1995 г. № 181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установлено, что государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
Согласно п.3 Федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. №2347-р, санаторно-курортное лечение включено в реабилитационные мероприятия.
В силу требований ст. 6.1, 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 №178 «О государственной социальной помощи» инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в который включается предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемые в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29 декабря 2004 года № 328 утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, согласно пункту 3.3 которого, путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются Фондом социального страхования РФ.
Согласно п. 3.7 Порядка, при наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - территориальные органы Фонда) или органы социальной защиты населения, с которыми территориальный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение (далее - органы социальной защиты населения), по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в территориальные органы Фонда, а также в уполномоченный орган.
В соответствии со ст. 6 ФЗ РФ от 21 июля 2007 года № 183-ФЗ «О бюджете фонда социального страхования РФ на 2008 года и на плановый период 2009 и 2010 годов» установлено, что в 2008 году и в плановый период 2009 и 2010 годов Фонд осуществляет финансовое обеспечение оплаты стоимости путевок в санаторно-курортные учреждения, расположенные на территории Российской Федерации, со сроком пребывания не более 21 дня, а для больных с заболеваниями и последствиями травм спинного и головного мозга - не более 42 дней, а также стоимости проезда на междугородном транспорте к месту осуществляемого за счет средств федерального бюджета лечения в санаторно-курортных и федеральных специализированных медицинских учреждениях и обратно отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде соответствующей социальной услуги, предусмотренных Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", в пределах межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на указанные цели.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 12.02.1994г. №101 «О Фонде социального страхования РФ» региональные отделения Фонда социального страхования РФ образуются Фондом. Региональные отделения являются исполнительными органами Фонда социального страхования РФ и осуществляют оперативное управление средствами социального страхования на соответствующей территории.
Таким образом, от имени Российской Федерации в соответствии со ст. 125 ГК РФ в правоотношениях по обеспечению инвалидов путевками на санаторно-курортное лечение выступают исполнительные органы Фонда социального страхования РФ и Фонд социального страхования РФ, как орган, осуществляющий финансирование указанных расходов.
В суде ответчиком не отрицалось, что истец является инвалидом, поставлен на учет по обеспечению путевкой на санаторно-курортное лечение и до настоящего времени путевкой не обеспечен.
Поскольку обязанность в обеспечении инвалидов путевками на санаторно-курортное лечение лежит на ответчике, то таким образом, бездействие ответчика по не обеспечению путевкой на санаторно-курортное лечение является незаконным.
Доводы представителя ответчика о том, что санаторно-курортное лечение предоставляется в порядке очередности, устанавливаемой с даты подачи заявления о выделении путевками и не предоставление в 2010 году путевки связано с тем, что удовлетворялись заявки граждан, ранее подавших заявления, но не воспользовавшихся по каким-либо причинам санаторно-курортным лечением, поскольку количество выделяемых денежных средств на санаторно-курортное лечение ограничено, приобретаемые путевки распределялись между гражданами льготной категории в порядке очередности и в течение календарного года достались не всем, суд считает необоснованными, поскольку фонд социального страхования обязан в соответствии с законом рассмотреть заявление инвалида и обеспечить его в течение календарного года путевкой на санаторно-курортное лечение.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора Абанского района в интересах ФИО1 к Государственному учреждению - Красноярскому региональному отделению фонда социального страхования РФ в лице Канского филиала № 5 о признании незаконным бездействия по не обеспечению санаторно-курортным лечением и возложении обязанности по выдаче путевки на санаторно-курортное лечение - удовлетворить.
Признать бездействие Государственного учреждения - Красноярского регионального отделения фонда социального страхования Российской Федерации в лице Канского филиала № 5 по не обеспечению инвалида ФИО1 путевкой на санаторно-курортное лечение незаконным.
Обязать Государственное учреждение - Красноярское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации в лице Канского филиала № 5 выдать инвалиду ФИО1 путевку на санаторно-курортное лечение согласно индивидуальной программы реабилитации.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Канский городской суд в течение 10 дней с момента вынесения.
СудьяА.И. Андреев
<данные изъяты>