2-696/2011



Дело №

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

18 апреля 2011 годаг.Канск

Канский городской суд Красноярского края в составе: председательствующего судьи Чернышовой Р.В.,

при секретаре Ярополовой Н.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Администрации г. Канска, Министерству образования и науки Красноярского края о признании права постановки на внеочередной учет для получения жилья и предоставлении жилого помещения как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратилась в Канский городской суд с иском к Администрации г. Канска, Министерству образования и науки Красноярского края о признании права постановки на внеочередной учет для получения жилья и предоставлении жилого помещения как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Свои требования мотивировала тем, что она осталась без попечения родителей, на основании Постановления главы администрации г. Канска № 5 от 13.11.1992 года была определена в детское государственное учреждение на полное государственное обеспечение. Решением Канского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ ее мать – ФИО4 была лишена родительских прав. С ДД.ММ.ГГГГ проживала вместе с матерью, отчимом ФИО9 и несовершеннолетними братьями и сестрами по адресу: <адрес> С декабря 1992 года по сентябрь 1995 года воспитывалась в муниципальном образовательном учреждении для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Школа-интернат» г. Дивногорска, находилась на полном государственном обеспечении. В сентябре 1995 года была выпущена для дальнейшего обучения в ПТУ № <адрес>. Распоряжением администрации г. Канска жилое помещение за ней не закреплялось. Защита прав и охраняемых законом интересов детей, оставшихся без попечения родителей, возлагается на органы опеки и попечительства. Пользуясь бесконтрольностью со стороны органа опеки и попечительства администрации г. Канска, согласно договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ собственницей жилого дома по адресу: <адрес>, стала гражданка ФИО5, которая с 1992 года по настоящее время проживает в доме. Домовая книга на жилой дом утеряна, новая книга заведена с октября 2002 года. Канской межрайонной прокуратурой по результатам проверки по ее жалобе в адрес администрации г. Канска было вынесено представление и поставлено требование о предоставлении жилого помещения исходя из социальных норм. Однако, требование о постановке на очередь и о внеочередном предоставлении ей жилого помещения администрация г. Канска не выполнила. Свой отказ в постановке на очередь для получения жилья администрация мотивировала тем, что после окончания учебы в г. Красноярске она устроилась на работу, ей было выделено место в общежитии. В последствии она уволилась с работы по собственному желанию. До настоящего времени ей жилье не предоставлено. В течение 10 лет она по вине администрации г. Канска не реализовала свое право на жилье. В настоящее время, имея на руках грудного ребенка, она вынуждена скитаться по знакомым, имеет регистрацию по адресу : <адрес> только с целью получения пособия. Проживает у чужих людей в г. Красноярске, которые приютили ее с ребенком из жалости. Обратилась в прокуратуру, поскольку о своем праве на дом, расположенный по адресу: <адрес> она узнала только в 2005 году. ДД.ММ.ГГГГ судом было вынесено определение о прекращении гражданского дела по иску прокурора в защиту ее прав и интересов в администрации города Канска о предоставлении жилья, в связи с тем, что заявление предъявлено в защиту прав, свобод или законных интересов другого лица государственным органом, которому ГПК РФ такое право не предоставлено. Просит обязать администрацию г. Канска и Министерство образования и науки Красноярского края признать ее право постановки на внеочередной учет, обязать поставить ее на внеочередной учет для получения жилья, за счет средств краевого бюджета предоставить ей вне очереди благоустроенное, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам жилое помещение в г. Канске.

В судебном заседании истец ФИО2 исковые требования поддержала в полном объеме, дав пояснения по их сути.

Ответчик, представитель администрации г. Канска ФИО6 иск не признала, суду пояснила, что чтобы получить жилье, ФИО2 должна была в возрасте до 23лет встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, кроме этого представить документы, подтверждающие статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, а также иметь доказательство нуждаемости в жилом помещении. Если данные требования не выполнены, то она не имеет право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма. Истица не представила суду доказательств, что до достижения 23 лет она встала на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Соответчик, представитель Министерства образования и науки Красноярского края ФИО7 в судебное заседание не явилась, направила возражение по данному иску, где пояснила, что нормативными актами устанавливаются условия, выполнение которых предшествует возникновению у органов исполнительной власти края обязанности по предоставлению жилого помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа. 1). Претендующее на жилое помещение лицо должно иметь доказанный статус ребенка-сироты, лица, оставшегося без попечения родителей; 2). Претендующее на жилое помещение лицо должно иметь доказательства нуждаемости в жилом помещении; 3) Должно состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, причем постановка на учет должна произойти до 23 лет. Поскольку ФИО2 не состоит на учете в Министерстве образования и науки Красноярского края, то и в расчет объема субвенции она не включена. Министерство образования и науки Красноярского края не может считаться надлежащим ответчиком по настоящему делу. Надлежащим ответчиком является компетентный орган местного самоуправления. Просят отказать в удовлетворении исковых требований ФИО2 в полном объеме.

Суд, заслушав стороны, исследовав письменные материалы, находит, что исковые требования ФИО2 удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

Согласно ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан.

В соответствии с п.2 ч.2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений.

Согласно ч.1 ст. 8 ФЗ РФ № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеющие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч. 2 ст. 17 Закона Красноярского края от 2.11.2000 № 12-961 «О защите прав ребенка» предусмотрено, что лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения после окончания общеобразовательных и профессиональных учебных заведений, обеспечиваются вне очереди по месту жительства жилым помещением размером не ниже установленных социальных норм органами исполнительной власти края.

Порядок учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения, порядок приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, устанавливаются Губернатором Красноярского края.

Указом Губернатора Красноярского края от 04.04.2005 № 25-УГ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения», предусмотрено, что учет данной категории лиц осуществляет министерство образования и науки Красноярского края, на основании поступивших заявлений от указанной категории лиц.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей установлено, что данный закон распространяет свое действие в части предоставления жилых помещений лишь для лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте от 18 до 23 лет. Гарантируемая данным лицам социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью должна предоставляться до достижения детьми, оставшимся без попечения родителей вышеуказанного возраста. Однако социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью будет реализована только после предоставления жилого помещения. Поэтому достижение лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вставшим (поставленным на учет) в качестве нуждающегося в жилом помещении, возраста 23 лет основанием для отказа компетентными органами во внеочередном предоставлении ему жилого помещения по договору социального найма не имеется.

Как установлено в судебном заседании, ФИО2 родилась ДД.ММ.ГГГГ в г. Черногорске, что подтверждается копией паспорта (л.д.20). Будучи ребенком, она проживала в <адрес> с отчимом, матерью, братьями и сестрами. Решением Канского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ мать ФИО2 – ФИО8 была лишена родительских прав. Постановлением Администрации г.Канска ФИО2 определена на полное государственное обеспечение. Согласно договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ дом по адресу: <адрес> сожитель матери истицы ФИО9 продал ФИО5 (л.д.24-25). Согласно свидетельству № о праве собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей ФИО5 является собственником земельного участка по адресу <адрес> (л.д. 26).

Суд не может согласиться с доводами ФИО2, что жилплощадь по адресу: <адрес>, должна была быть закреплена за ней после того, как ее мать лишили родительских прав, по следующим основаниям. ФИО9 не являлся биологическим отцом ФИО2, он сожительствовал с ее матерью, и был единоличным собственником жилого дома по вышеуказанному адресу, что подтверждается договором купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ. Соответственно он и продал дом, распорядившись своим жильем самостоятельно. Жилой дом по адресу: <адрес> не могло быть закреплено за ФИО2 Кроме того, в судебном заседании истица не отрицала, что после окончания учебного заведения не планировала вернуться в указанный жилой дом. За весь прошедший период времени она никогда не заявляла каких-либо прав на него.

ФИО2 находилась в школе-интернате г. Дивногорска с декабря 1992 года по сентябрь 1995 года, после чего была выпущена для дальнейшего обучения в ПТУ-3 г.Красноярска. После его окончания ФИО2 устроилась на работу в г.Красноярске, получила для проживания комнату в общежитии. ФИО2 до 2006 года в Администрацию г.Канска с просьбой поставить ее на учет как нуждающуюся в жилье, не обращалась, и до настоящего времени не встала на учет. В настоящий момент ФИО2 находится в возрасте 31 года. Законными представителями ФИО2, вначале «Школа-интернат» в г. Дивногорске, а затем – ПТУ-3 г.Красноярска она также не была поставлена на учет, как нуждающаяся в жилье. Соответственно, свое право на предоставление ей жилого помещения по договору социального найма в г.Канске ФИО2 утратила, так возраста 23 лет она достигла несколько лет назад.

Таким образом, в связи с тем, что ФИО2 не встала на учет в Администрации г.Канска как нуждающаяся в жилье до достижения возраста 23 лет, после окончания учебы в г.Канск не вернулась, устроилась на работу в г.Красноярске. получала там комнату в общежитии, у Администрации г. Канска не возникает обязанности предоставления жилья ФИО2.

Истцом в качестве второго ответчика по делу привлечено Министерство образования и науки Красноярского края. Поскольку обеспечение детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, вне очереди жилыми помещениями возложено на органы местного самоуправления за счет средств краевого бюджета, соответственно, ФИО2 надлежащим ответчиком по данному делу должна была указать орган местного самоуправления – Администрацию г.Канска, в то время как Министерство образования и науки Красноярского края должно выступать третьим лицом на стороне ответчика как орган, осуществляющий учет детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет, не имеющих закрепленного жилого помещения.

При указанных выше обстоятельствах суд считает необходимым в иске ФИО2 к Администрации г.Канска, Министерству образования и науки о признании права постановки на внеочередной учет для получения жилья и предоставлении жилого помещения как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей отказать.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.199-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В иске ФИО2 к Администрации г.Канска, Министерству образования и науки Красноярского края о признании права постановки на внеочередной учет для получения жилья и предоставлении жилого помещения как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей отказать.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Канский городской суд в течение 10 дней с момента его вынесения в окончательной форме.

СудьяЧернышова Р.В.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200