2-977/2011



Дело №

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 апреля 2011 годаг. Канск

Канский городской суд Красноярского края в составе: председательствующего судьи Калинкиной И.В.,

при секретаре Курцевич И.А.,

с участием помощника Канского межрайпрокурора ФИО4, представителя администрации Канского района ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Канского межрайпрокурора в интересах лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – ФИО2 к администрации Канского района Красноярского края о предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Канский межрайпрокурор обратился в суд с заявлением в интересах лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – ФИО2 к администрации Канского района Красноярского края о предоставлении жилого помещения. Свои требования мотивировал тем, что в ходе проведенной проверки по заявлению ФИО2 о принятии мер к защите его жилищных прав, было установлено, что на основании Постановления администрации Канского района № 649-пг от 02.12.2009 года ФИО2 принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма вне очереди как сирота. При этом по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 жилое помещение не предоставлено. Просит обязать администрацию Канского района Красноярского края предоставитьФИО2жилоепомещение муниципального жилищного фонда Канского района вне очереди не ниже установленных социальных норм в Канском районе, Красноярского края по договору социального найма.

В судебном заседании помощник Канского межрайпрокурора ФИО4 поддержал исковые требования по основаниям, изложенным в заявлении, просил их удовлетворить.

Представитель ответчика Администрации Канского района ФИО5действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования прокурора не признал, суду пояснил, что действительно ФИО2 относится к категории детей-сирот и состоит она у них на учете с 2009 года, они не являются надлежащими ответчиками по данному делу, поскольку они не наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот. Закон Красноярского края от 24.12.2009г № 9-4225 в приложение № 1 определил перечень муниципальных образований, исполнительные органы которых наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот. В редакции закона № 11-5496 «О краевом бюджете на 2011 год и плановый период 2012-2013 годов» Канский район не включен в данный перечень. На 2011г они такими полномочиями не наделены. Просит отказать прокурору в удовлетворении его требований.

Представитель МБУ «Управление образования администрации г. Канска» в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель Министерства образования и науки Красноярского края в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в их отсутствие. Представил письменные возражения на исковое заявление, из которых следует, что именно орган местного самоуправления не выполнил возложенных на него обязанностей по предоставлению жилого помещения по договору социального найма ФИО2, который был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении муниципального жилищного фонда, предоставляемого гражданам по договорам социального найма, по категории «дети-сироты».

Суд посчитал возможным рассмотреть дело в их отсутствие по имеющимся документам при согласии помощника прокурора и представителя администрации Канского района.

Заслушав помощника Канского межрайонного прокурора, представителя администрации Канского района, исследовав письменные материалы, суд считает, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Конституция Российской Федерации провозглашает право каждого на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40 Конституции Российской Федерации).

Согласно ч.1 ст. 8 ФЗ РФ № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч. 2 ст. 17 Закона Красноярского края от 2.11.2000 № 12-961 «О защите прав ребенка», предусмотрено, что лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания общеобразовательных и профессиональных учебных заведений, обеспечиваются вне очереди по месту жительства жилым помещением размером не ниже установленных социальных норм органами исполнительной власти края.

Порядок учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения, порядок приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, устанавливаются Губернатором Красноярского края.

Указом Губернатора Красноярского края от 04 апреля 2005 года № 25-уг утвержден Порядок приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения. С 5 марта 2010 года пункт 2 изложен в следующей редакции: «Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Красноярского края за счет средств краевого бюджета приобретают жилые помещения в собственность муниципальных образований Красноярского края в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», для последующего предоставления детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, по договорам социального найма».

Статья 1 Закона Красноярского края № 9-4225 от 24 декабря 2009 года в редакции Закона от 11 ноября 2010 года № 11-5201 «О наделении органов местного самоуправления отдельных муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения», предусматривает наделение органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет, не имеющих жилого помещения, в соответствии со ст. 17 Закона края от 2 ноября 2000 года № 12-961 «О защите прав ребенка».

В силу п. 2 ст. 1 вышеуказанного Закона государственные полномочия, передаваемые в соответствие с пунктом 1 настоящей статьи, включают в себя: а) приобретение жилых помещений в цепях их предоставления по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения; б) предоставление жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, в порядке, установленном Указом Губернатора Красноярского края от 4 апреля 2005 года № 25-уг «Об обеспечении жилым помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения»; в) приобретение и предоставление на основании решений судебных органов жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, а также лицам в возрасте старше 23 лет, ранее относившимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Перечень муниципальных образований, исполнительные органы которых наделяются государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения, содержится в приложении к Закону края от 24 декабря 2009 года № 9-4225.

Муниципальное образование Канский район входило в указанный перечень до 2011 года.

На основании ст. 2 Закона Красноярского края от 24 декабря 2009 года № 9- 4225 (в ред. от 11.11.2010 года) уполномоченные органы исполнительной власти краяпри осуществленииорганамиместного самоуправление переданных государственных полномочий в пределах своей компетенции наряду с иными обязанностями, должны своевременно предоставлять бюджетам районов и городских округов края финансовые средства, необходимые для осуществления переданных государственных полномочий. Таким органом исполнительной власти края является Министерство образования и науки Красноярского края (Положение о Министерстве образования и науки Красноярского края (в ред. Постановлений правительства Красноярского края от 04.08.2009 № 410-п, от 20.04.2010 № 206-п, от 03.08.2010 № 428-п).

Согласно ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

В соответствии со ст. 50 ЖК РФ, нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления.

Согласно ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан.

В соответствии с п.2 ч.2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений.

Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.

По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

В соответствии с Постановлением администрации Канского района № 690-пг от 28.11.2008 г. «Об утверждении нормы предоставления площади жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма и учетной нормы площади помещения на территории Канского района», установлена норма площади жилого помещения, для предоставления жилого помещения из муниципального жилищного фонда Канского района по договору социального найма - в размере 30 кв. м общей площади жилого помещения.

В судебном заседании установлено, что ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей-сирот, не имеющим жилого помещения. Его мать лишена в отношении него родительских прав решением суда, отец в свидетельстве о рождении указан со слов матери, усыновление ФИО6 в отношении него отменено решением от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем Постановлением Администрации г. Канска от ДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетний ФИО2 был определен в детское учреждение на полное государственное обеспечение, ФИО2 относится к категории лиц, имеющих право на внеочередное получение жилья, поскольку до достижения возраста 23 лет (с 19 лет) состоит на очереди на получение жилья как нуждающийся в жилье из числа детей-сирот, в установленном порядке за ним жилье не закреплено, своего жилья не имеет, в 2008 году закончил общеобразовательную школу в г. Канске, ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 был поставлена на учет в администрации Канского района как нуждающийся в жилье из числа детей-сирот, жилое помещение ему по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не предоставлено.

Таким образом, ФИО2 имеет право на внеочередное получение жилья как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющее жилья.

Суд полагает, что данную обязанность по предоставлению истцу жилого помещения следует правильно возложить на Администрацию Канского района, поскольку ФИО2 с 2009г состоит в Администрации Канского района на учете как нуждающийся в предоставлении жилья вне очереди, жильем по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ обеспечен не был. Государственные полномочия по предоставлению жилого помещения истцу в 2009, 2010 годах были возложены на ответчика и Администрация Канского района за период с 2009 года обязана была обеспечить истца жилым помещением из муниципального жилищного фонда. Ссылки представителя ответчика Администрации Канского района в той части, что на 2011 год они исключены из перечня муниципальных образований, на которых возложены обязанности по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, не состоятельны и не могут быть приняты судом во внимание, поскольку ответчик на протяжении нескольких лет не выполнял свои обязанности по предоставлению жилья истцу, чем существенно нарушил права истца-сироты.

Поскольку Постановлением Администрации Канского района утверждена норма предоставления жилого помещения из муниципального жилищного фонда по договору социального найма в размере не ниже 30 кв.м. общей площади жилого помещения на семью, состоящую из одного человека, суд полагает, что необходимо обязать Администрацию Канского района предоставить истцу жилое помещение общей площадью не менее 30 кв.м. из муниципального жилищного фонда вне очереди.

Руководствуясь ст.199ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования Канского межрайпрокурора в интересах лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – ФИО2 к администрации Канского района Красноярского края о предоставлении жилого помещения удовлетворить:

Обязать администрацию Канского района Красноярского края предоставить ФИО2 жилое помещение муниципального жилищного фонда Канского района вне очереди в размере не менее 30 кв.м. общей площади по договору социального найма.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней с момента вынесения в окончательной форме в Красноярский краевой суд через Канский городской суд.

СудьяИ.В.Калинкина

-32300: transport error - HTTP status code was not 200