Дело №г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
3 июня 2011 года г. Канск
Канский городской суд Красноярского края в составе: председательствующего судьи Глущенко Ю.В.,
при секретаре Гаврилица В.В.,
с участием помощника Канского межрайпрокурора Роговой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Канского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью Канский завод легких металлоконструкций «МАЯК» об обязании разработать и утвердить проект обоснования размера санитарно-защитной зоны,
У С Т А Н О В И Л:
Канский межрайонный прокурор обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц об обязании разработать и утвердить проект обоснования размера санитарно-защитной зоны. Свои требования мотивировал тем, что в ходе проведенной проверки исполнения требований природоохранного законодательства в деятельности Канского завода легких металлоконструкций «МАЯК» установлено, что предприятие осуществляет свою деятельность с нарушением санитарно-эпидемиологического законодательства. Основным видом деятельности ООО КЗЛМК «МАЯК» является производство строительных металлических конструкций. Предприятие имеет следующую производственную структуру: АБК (управление), производственный корпус, склад хранения конструкций, котельную, гараж, кирпичное здание для хранения остатков сырья, утративших свои потребительские свойства от производства пенополиуретана линии «ХЕШ». Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу осуществляются на основании Разрешения на выброс вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух № 0366 серия ГКН на срок с 13.02.2009г. по 25.10.2013г. Основным источником загрязнения атмосферного воздуха на предприятии являются: дымовые трубы котельной, расположенной на территории завода, склад угля, гараж. Источник выброса – дымовая труба диаметром устья 800мм, высотой 30.8 метров обслуживает 8 котлоагрегатов, работающих на угле разреза «Канский». ООО КЗЛМК «МАЯК» согласно проекту ПДВ относится к предприятиям 3 категории опасности. Всего на территории предприятия расположены 28 источников выброса загрязняющих веществ, из них 27 организованных источников (трубы, отверстия в кровле), которые расположены в цехах № 1-03, покрасочных участках № 1 и № 2, ремонтно-механическом цеху. Всего по предприятию в атмосферу поступают 17 загрязняющих веществ. Количество загрязняющих веществ, отходящих от источников выделения, составляет 251,666 т/год, из них: твердые – 67558 т/год, газообразные и жидкие – 184109 т/год. Всего выброшено в атмосферу с учетом улавливания согласно проекту ПДВ: 197467, из них: твердые- 13,358 т/год, газообразные и жидкие – 184, 109 т/год. В целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и в соответствии с санитарной классификацией организаций. В нарушение требований законодательства ООО КЗЛМК «МАЯК» осуществляет эксплуатацию производственных объектов (источника воздействия на окружающую среду) в отсутствие в установленном порядке утвержденного проекта обоснования размера санитарно-защитной зоны, в связи с чем нарушаются интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. Просит обязать ООО КЗЛМК «МАЯК» разработать и твердить проект обоснования размера санитарно-защитной зоны в срок до 01.06.2012г.
В судебном заседании помощник Канского межрайпрокурора Рогова А.В. поддержала требования по основаниям, изложенным в заявлении, просила их удовлетворить.
Представители ответчика ООО КЗЛМК «МАЯК» Юркова Е.Н., Харчикова С.П., действующие на основании доверенности, исковые требования признали в полном объеме.
Заслушав прокурора Рогову А.В., представителей ответчика Юркову Е.Н., Харчикову С.П., исследовав письменные материалы, суд считает, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица обязаны выполнять требовании санитарного законодательства, разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемиологические мероприятия, а также осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний.
В соответствии со ст. 20 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999г. № 52- ФЗ для городских и сельских поселений, устанавливаются санитарно-эпидемиологические требования к качеству атмосферного воздуха.
Частью 3 ст. 20 вышеуказанного закона определено, что проекты санитарно-защитных зон утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных проектов санитарным правилам.
В свою очередь, порядок и условия разработки и утверждения санитарно-защитных зон установлены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007г. № 74 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», согласно п. 2.1 которого установлено, что вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее -санитарно-защитная зона (СЗЗ)), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и 11 класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
В соответствии с п. 7.1.10 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03«Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007г. № 74, ООО КЗЛМК «МАЯК» является источником воздействия на окружающую среду обитания и здоровье человека и относится к предприятиям 3 класса опасности, для которых устанавливается санитарно-защитная зона 300 метров.
В соответствии с п. 1 ст. 35 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7 - ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что эксплуатация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями охраны окружающей среды.
В п. 2 ст. 52 вышеуказанного закона содержится требование, согласно которого в целях охраны условий жизнедеятельности человека, среду обитания растений, животных и других организмов вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны.
Согласно ст. 16, п. 1 ст. 20, 30 Федерального закона от 03.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» атмосферный воздух в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, а также воздух в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях (далее — места постоянного или временного пребывания человека) не должен оказывать вредное воздействие на человека.
В целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких Санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и в соответствии с санитарно классификацией организаций.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7 — ФЗ «Об охране окружающей среды» под требованиями в области охраны окружающей среды понимаются - предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения, или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами и иными нормативами в области охраны окружающей среды.
В нарушение вышеуказанных требований законодательства, ООО КЗЛМК «МАЯК» осуществляет эксплуатацию производственных объектов (источника воздействия на окружающую среду), в отсутствие в установленном порядке утвержденного проекта обоснования размера санитарно-защитной зоны.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду. Данное право обеспечивается в первую очередь выполнением требований природоохранного законодательства.
Согласно п. 2 ст. 4 основного Закона Российской Федерации-Конституции Российской Федерации, федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.
Несоблюдение требований, установленных федеральными законами, ведет к нарушению государственных интересов.
Суд полагает, что в данном случае действительно доказано, что в настоящее время у ответчика отсутствует проект обоснования размера санитарно-защитной зоны, а указанное предприятие обязано иметь данный проект, в связи с чем суд полагает необходимым удовлетворить исковые требования.
При удовлетворении исковых требований суд считает необходимым взыскать с ответчика 200 рублей государственной пошлины в доход государства в силу ст. 103 ГПК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 103, 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Канского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью Канский завод легких металлоконструкций «МАЯК» об обязании разработать и утвердить проект обоснования размера санитарно-защитной зоны – удовлетворить.
Обязать ООО КЗЛМК «МАЯК» разработать и утвердить в установленном законом порядке проект обоснования размера санитарно-защитной зоны в срок до 01.06.2012г.
Взыскать с ООО КЗЛМК «МАЯК» государственную пошлину в размере 200 рублей в доход государства.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней с момента вынесения в Красноярский краевой суд через Канский городской суд.
Судья Глущенко Ю.В.