Дело 2- 1141/2011г.
Р Е Ш Е Н И Е подлинник
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
7 июня 2011г. Канского горсуда Красноярского края Соколова Л.И.
при секретаре Берлинец О.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Управлению Пенсионного Фонда РФ (государственному учреждению) в г. Канске и Канском районе Красноярского края о признании права на исчисление размера страховой части трудовой пенсии,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратилась в суд с заявлением к Управлению Пенсионного Фонда РФ (государственному учреждению) в г. Канске и Канском районе Красноярского края о признании за ней права на исчисление размера страховой части трудовой пенсии по сведениям, содержащимся в её комсомольском билете. Свои требования истица мотивирует тем, что она является получателем трудовой пенсии с ДД.ММ.ГГГГ При этом, расчет размера ее трудовой пенсии был произведен по периоду ее работы на Канском хлопчатобумажном комбинате, размер ее пенсии составляет 4 479руб.78коп., из которых размер страховой части составляет 1516руб.17коп., а базовой части трудовой пенсии- 2963руб.07коп. При обращении в пенсионный орган ею в качестве документа, подтверждающего размер заработной платы был представлен комсомольский билет, в котором содержались сведения о размере её заработной платы на Канской фабрике ремонта и пошива одежды. Однако, решением комиссии указанные документы не были приняты в качестве документов, подтверждающих размер заработной платы, что по мнению истицы нарушает ее права. ФИО1 просит признать незаконным решение Управления Пенсионного Фонда РФ (государственного учреждения) в г. Канске и Канском районе Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ № (18) об отказе в определении размера страховой части ее трудовой пенсии по сведениям о заработной плате, содержащихся в ее комсомольском билете, признать за ней право на исчисление размера страховой части трудовой пенсии по старости по содержащимся сведениям в комсомольском билете на Канской фабрике ремонта и пошива одежды в период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, обязав ответчика произвести с ДД.ММ.ГГГГ перерасчет размера страховой части ее трудовой пенсии по старости по сведениям о заработной плате, начисленной на Канской фабрике ремонта и пошива одежды в указанный период.
В судебном заседании истица ФИО1, представитель истицы ФИО3 полностью поддержали предмет и основания заявленного иска.
Представитель ГУ УПФ РФ г. Канска и Канского района Красноярского края по доверенности ФИО4 исковые требования ФИО1 не признала, суду пояснила, что действительно ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась в УПФ РФ в. Канске и Канском районе Красноярского края за назначением досрочной трудовой пенсии по старости, при этом в заявлении было отражено желание заявителя при назначении пенсии учесть заработную плату по сведениям о заработной плате, содержащихся в комсомольском билете за период с 1976г. по 1981г.. Так как в соответствии с действующим
законодательством, предусмотрено, что среднемесячный заработок за любые 60 месяцев подряд до ДД.ММ.ГГГГ должны подтверждаться справками, выданными работодателями, либо государственными (муниципальными) органами на основании первичных бухгалтерских документов, а ФИО1 не представила документов, подтверждающих её заработок, то при назначении трудовой пенсии ФИО1 была взята её заработная плата на Канском ХБК. Считает, что решение комиссии пенсионного органа является законными, так как оснований для начисления трудовой пенсии по сведениям о заработной плате, содержащихся в комсомольском билете ФИО1 не имеется.
Суд, заслушав стороны, изучив материалы дела, находит, что исковые требования ФИО1 обоснованы и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001г. №173-Ф3 размер трудовой пенсии (по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ) определяется с учетом среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000-2002 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.
Статьей 18 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» установлено, что перерасчет размеров и выплата трудовых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", по месту жительства лица, обратившегося за трудовой пенсией.
Перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии, правила обращения за указанной пенсией, ее назначения и перерасчета размера указанной пенсии, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, выплаты этой пенсии, ведения пенсионной документации устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
При этом, п. 6 Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утв. Постановлением Минтруда России и Пенсионного фонда Российской Федерации от 27 февраля 2002 г. N 16/19па, установлено, что к заявлению гражданина, о перерасчете размера базовой и страховой частей трудовой пенсии по старости прилагаются все необходимые документы, подтверждающие его право на перерасчет трудовой пенсии в соответствии с Законом от 17.12.2001, в том числе документы о среднемесячном заработке за 2000 - 2001 годы или 60 месяцев подряд до ДД.ММ.ГГГГ в течение трудовой деятельности.
Пунктом 26 Перечня установлено, что среднемесячный заработок за любые 60 месяцев подряд до ДД.ММ.ГГГГ в том случае, если среднемесячный заработок приходится на период до регистрации в качестве застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования, то соответствующий период подтверждается справками, выданными работодателями либо государственными (муниципальными) органами на основании первичных бухгалтерских документов. В случае ликвидации
работодателя либо государственного (муниципального) органа или прекращения их деятельности по другим причинам указанные справки выдаются правопреемником, вышестоящим органом или архивными организациями, располагающими необходимыми сведениями.
В предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях для исчисления пенсии принимаются также иные документы, содержащие необходимые сведения о заработной плате.
Согласно ст. 86 ТК РФ, в целях обеспечения прав и свобод человека и гражданина, работодатель и его представители при обработке персональных данных работника обязаны в том числе защищать персональные данные работника от неправомерного их использования или утраты, обеспечивая данную защиту работодателем за счет его средств в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
Согласно п.10 ст. 23 ФЗ « «Об архивном деле в РФ», негосударственным организациям до завершения процесса их ликвидации вменяется обязанность передать документы по личному составу в государственный или муниципальный архив.
Вместе с тем, Минтруд Российской Федерации и Пенсионный фонд Российской Федерации в Письме от 27.11.2001 г. № 8389-ЮЛ и № ЛЧ-06-27/9704 указали территориальным органам ПФР, что в связи с участившимися обращениями граждан и органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, по вопросу определения среднемесячного заработка для установления пенсий в случаях утраты работодателями первичных документов о заработке работников Министерство труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионный фонд Российской Федерации рекомендуют следующим образом организовать работу по реализации указанным гражданам права на исчисление пенсии из заработной платы, полученной за осуществление ими трудовой деятельности.
В целях всестороннего и объективного рассмотрения каждого случая утраты в государственных и муниципальных органах и организациях, расположенных на территории Российской Федерации, первичных документов о заработке работников данных органов и организаций указанное рассмотрение целесообразно осуществлять в комиссионном порядке с привлечением к нему представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, работодателей, профсоюзных органов, органов по труду и территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации. В случае невозможности определения причинителя вреда, органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, могут быть приняты к производству документы, косвенно подтверждающие фактический заработок работника на данном конкретном предприятии.
К таким документам могут быть отнесены учетные карточки членов партии и партийные билеты, учетные карточки членов профсоюза и профсоюзные билеты, учетные карточки членов комсомола и комсомольские билеты, расчетные книжки (расчетные листы), которые оформлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению первичных учетных документов по оплате труда, приказы и другие документы, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника.
Согласно ст. 2 Конституции Российской Федерации, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В силу ст. 39 Конституции Российской Федерации Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Как следует из текста решения заседании комиссии Управления Пенсионного фонда РФ по назначению пенсии № (18) от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 было отказано в зачете заработной платы по сведениям комсомольского билета для назначения трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 7 Закона от ДД.ММ.ГГГГ №173-ФЗ. (л.д.16)
Между тем, суд не может согласиться с указанным выше решением комиссии по следующим основаниям.
Согласно трудовой книжки ФИО1, последняя в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в на Канской фабрике ремонта и пошива одежды. (л.д.7-10)
Согласно справки МУ «Канского городского архива» от ДД.ММ.ГГГГ №, сведений о работе ФИО1 на Канской фабрике ремонта и пошива одежды за 1976-1980г.г. не имеется в связи с неполной передачей архивного фонда.
Как следует из сведений комсомольского билета №, выданного ДД.ММ.ГГГГ на имя ФИО5(Коваленко), отражены сведения помесячном заработке истицы за период с июня 1975г. по 1981г., согласно которых:
в 1976г. заработок истицы составлял: в июне- 147руб., в июле - 160руб., в августе-147руб., в сентябре-96руб., в октябре-109руб., в ноябре-151руб., в декабре-215руб.;
в 1977г. заработок истицы составлял: в январе -141руб., в феврале- 123руб., в марте-264руб., в апреле-113руб., в мае-158руб., в июне- 141руб., в июле - 161руб., в августе-195руб., в сентябре-156руб., в октябре- 158руб., в ноябре-173руб., в декабре-172руб.;
в 1978г. заработок истицы составлял: в январе -167руб., в феврале- 236руб., в марте-236руб., в апреле-236руб., в мае-93руб., в июне- 208руб., в июле - 190руб., в августе-190руб., в сентябре-208руб., в октябре-240руб., в ноябре-251руб., в декабре-213руб.;
в 1979г. заработок истицы составлял: в январе -180руб., в феврале- 195руб., в марте- 284руб., в апреле-175руб., в мае-234руб., в июне- 265руб., в июле - 140руб., в августе-130руб., в сентябре-163руб., в октябре-198руб., в ноябре-124руб., в декабре-128руб.;
в 1980г. заработок истицы составлял: в январе -179руб., в феврале- 186руб., в марте- 178руб., в апреле-140руб., в мае-185руб., в июне- 110руб., в июле - 135руб., в августе-100руб., в сентябре-134руб., в октябре-108руб., в ноябре-167руб., в декабре -нет сведений.
в 1981г. заработок истицы составлял: в январе -134руб., в феврале- 218руб., в марте- 154руб., в апреле-246руб., в мае-213руб., в июне- 312руб.(л.д.12-15).
Принимая решение по делу, суд находит, что документом, косвенно подтверждающим заработок истицы ФИО1 является комсомольский билет, содержащий сведения о размере заработка истицы в период с 1975г. по 1981г., при этом, ФИО1 не имеет иной возможности представить справку о размере получаемой ею заработной платы на Канской фабрике ремонта и пошива одежды, так как предприятие является ликвидированным, сведения о заработке, которые необходимо представить в пенсионный орган
для исчисления размера пенсии утрачены предприятием работодателя, то есть не по ее вине. Вместе с тем, истица в спорный период работала, что подтверждается совокупностью исследованных в суде доказательств, то есть она имеет право на исчисление пенсии с учетом заработка за проработанное ею время, отраженные в ее комсомольском билете. При этом суд исходит также из смысла совместного Письма Минтруда Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации от 27.11.2001 г. № 8389-ЮЛ и № ЛЧ-06-27/9704 и того, что, ущемление прав граждан, гарантированных Конституцией не допустимо, в связи с чем находит необходимым удовлетворить исковые требования ФИО1
Поскольку истица обратилась в пенсионный орган с соответствующим заявлением ДД.ММ.ГГГГ, то право на исчисление размере страховой части ее трудовой пенсии следует признать с указанной даты-ДД.ММ.ГГГГ
Руководствуясь ст. 197, 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО1 к Управлению Пенсионного Фонда РФ (государственному учреждению) в г. Канске и Канском районе Красноярского края о признании права на исчисление размера страховой части трудовой пенсии по сведениям, содержащимся в комсомольском билете - удовлетворить.
Решение комиссии УПФ РФ (государственного учреждения) в г. Канске и Канском районе Красноярского края ДД.ММ.ГГГГ №(18) в части отказа на исчислении пенсии ФИО1 по сведениям о получаемой заработной плате, содержащимся в комсомольском билете- отменить.
Обязать Управление Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в г. Канске и Канском районе Красноярского края произвести с ДД.ММ.ГГГГ исчисление размера страховой части трудовой пенсии ФИО1 по сведениям о заработной плате, начисленной на Канской фабрике ремонта и пошива одежды за период с июня 1976г. по июнь 1981г., содержащихся комсомольском билете ФИО1 № от ДД.ММ.ГГГГ
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Канский горсуд в течении 10-ти дней.
Судья: Соколова Л.И.