Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
12 мая 2011 года Канский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Чернышовой Р.В.,
при секретаре Ярополовой Н.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству Обороны Российской Федерации, Департаменту жилищного обеспечения при Министерстве Обороны Российской Федерации о признании права на включение в списки кандидатов на получение государственного жилищного сертификата и включении в список получателей государственного жилищного сертификата без предоставления справки о сдаче жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Истец ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением к Министерству Обороны Российской Федерации, Департаменту жилищного обеспечения при Министерстве Обороны Российской Федерации о признании права на включение в списки кандидатов на получение государственного жилищного сертификата и включении в список получателей государственного жилищного сертификата без предоставления справки о сдаче жилого помещения. Свои требования мотивировала тем, что он проходил военную службу по контракту в в/части 22578, дислоцирующейся в <адрес> края. Срок службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа Командующего дальней авиации № от ДД.ММ.ГГГГ он был уволен с военной службы на основании ст. 49 ч. 2 п. «А» Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», действовавшего на момент увольнения в связи с организационно-штатными мероприятиями (в/часть была расформирована). Выслуга лет в Вооруженных Силах в календарном исчислении на момент увольнения составила 12 лет 7 месяцев 4 дня. Его бывшая супруга также проходила военную службу в указанной воинской части и была уволена с связи с организационно-штатными мероприятиями ДД.ММ.ГГГГ. В период военной службы ему и членам его семьи (жене и сыну) была выделена квартира по адресу: <адрес>. После увольнения с военной службы его семья проживала по указанному адресу. В 2004 году отношения между ним и супругой прекратились, они перестали жить вместе. Он ушел из семьи и стал проживать на съемных квартирах и до настоящего времени он не имеет своего жилья. После того, как они с супругой фактически перестали жить вместе, она ДД.ММ.ГГГГ приватизировала квартиру, он в приватизации участия не принимал. В 2007 году брак между ними был расторгнут. После увольнения с военной службы он стоял на очереди в администрации г. Канска на получение жилья. В начале 2010 года его вызвали в администрацию города Красноярска, где в Управлении учета и реализации жилищной политики предложили написать заявление на получение ГЖС, пояснив, что в очереди на получение жилья придется стоять очень долго, а по программе Государственные жилищные сертификаты, жилье выдается. В числе иных документов на право получения ГЖС он должен предоставить справку из квартирно-эксплуатационного органа о сдаче жилья по последнему месту военной службы. Однако, данную справку он предоставить не имеет возможности в силу обстоятельств, изложенных выше, т.е. по объективным причинам. Более того, военный городок в котором он проходил военную службу, расформирован. Управление учета и реализации жилищной политики Администрации г. Красноярска не направляет его документы о получении ГЖС, поскольку им не предоставлена справка о сдаче жилого помещения по адресу: <адрес>. Однако, данную справку он представить не может, в связи с чем ему в выделении ГЖС от Министерства Обороны Российской Федерации, как пояснили ему в Управлении учета и реализации жилищной политики Администрации г. Красноярска, будет отказано. Вместе с тем, в силу п. 1 ст. 15 Федерального закона РФ «О статусе военнослужащих», военнослужащим – гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, по достижению общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижению ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, предоставляются в собственность жилые помещения по избранному постоянному месту жительства в порядке, определяемом федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Поскольку право на получение ГЖС имеют определенные категории граждан РФ, признанный в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, в том числе, граждане, уволенные с военной службы или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, то он имеет право на получение жилищного сертификата в силу п. 4 Правил выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты» на 2004-2010 годы, входящей в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№. В соответствии со ст. 53 ЖК РФ, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, применяются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем за пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Одновременно с этим в соответствии с. ч. 8 ст. 57 ЖК РФ при предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к отчуждению. Намерений умышленно ухудшить свои жилищные условия он не преследовал, после прекращения брачных отношений, он был вынужден уйти из семьи, которая осталась проживать в квартире. С момента приватизации квартиры прошло уже более 5 лет, поэтому его нуждаемость в жилом помещении очевидна. Просит признать за ним право на включение в списки кандидатов на получение государственного жилищного сертификата и включить в список получателей государственного жилищного сертификата без предоставления справки о сдаче жилого помещения.
В судебном заседании представитель истца ФИО7 исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, дав пояснения по сути иска. Дополнительно суду пояснил, что ФИО1 не имеет на праве собственности жилья, из-за разлада в семейных отношениях он вынужден был уйти из семьи, снимает по договору найма жилое помещение. В настоящее время квартира бывшая супруга и сын <адрес>, продали.
Представители ответчика – Министерства обороны Российской Федерации, Департамента жилищного обеспечения при Министерстве Обороны Российской Федерации в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчиков по письменным материалам дела.
Представитель третьего лица на стороне ответчика - Управления учета и реализации жилищной политики Администрации г.Красноярска, в судебное заседание не явился, направил отзыв по иску и просил рассмотреть дело в его отсутствие. В отзыве на исковое заявление представитель третьего лица указал, что ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории граждан, уволенных с военной службы, вставших на учет в Администрации г.Красноярска по избранному постоянному месту жительства до ДД.ММ.ГГГГ. В период прохождения военной службы ФИО1 по ордеру, выданному КЭЧ Красноярского края СибВО от ДД.ММ.ГГГГ № получил квартиру по адресу: <адрес> на состав семьи 3 человека. В 2007 году брак между истцом и его супругой расторгнут. Вопрос о разделе указанного жилого помещения при расторжении брака не решался. ФИО1 не может претендовать на получение социальной выплаты на улучшении жилищных условий, так как не имеет возможности предоставить справку КЭЧ о сдаче жилья по последнему месту службы согласно п.п. «з» п.44 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 г.г. Также им не может быть подписано и предоставлено обязательство о сдаче жилого помещения в соответствии с п.п. «ж» п. 44 Правил.
Суд, заслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела, находит, что исковые требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» № 75-ФЗ от 27.05.1998г. государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Обеспечение жилым помещением военнослужащих граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе и членов их семей осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в который предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз.
Согласно Постановлению Правительства РФ № 153 от 21.03.2006г. «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы», граждане, уволенные с военной службы, переселившиеся из закрытых военных городков в результате приобретения жилья с помощью государственного жилищного сертификата, обязаны полностью освободить и сдать жилье, занимаемое ими ранее в закрытом или обособленном военном городке.
Согласно п. 17 Правилам выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках той же программы, утвержденных вышеназванным Постановлением Правительства РФ для получения сертификата гражданин-участник подпрограммы представляет обязательство о сдаче жилого помещения в установленной форме, которое подписывается всеми совершеннолетними членами семьи. Согласие на принятие такого обязательства может быть подтверждено так же путем представления письменного документа, удостоверенного в нотариальном или ином установленном законодательством порядке.
В соответствии с п. 16.3 Правил в случае если гражданином - участником подпрограммы и членами его семьи не принято обязательство о расторжении договора социального найма и об освобождении занимаемого ими жилого помещения, выдача сертификата указанному гражданину не производится.
Как достоверно установлено в судебном заседании, ФИО1 проходил военную службу по контракту в войсковой части 22578 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 14). В период службы ему и членам его семьи (жене и сыну) была предоставлена квартира по адресу: <адрес> (ордер № от ДД.ММ.ГГГГ, л.д. 67). ДД.ММ.ГГГГ за вх. № Г-2516 в Администрацию г.Красноярска от ФИО1 поступило заявление о принятии его и членов его семьи (жена ФИО2, сын – ФИО3) на учет для получения жилой площади ( л.д. 66). ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 был уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями (войсковая часть была расформирована). Согласно сообщению № Г-2516 от ДД.ММ.ГГГГ и Выписки № от ДД.ММ.ГГГГ из протокола заседания жилищной комиссии при администрации города ФИО1 поставлен на учет для получения жилья по льготной очереди офицеров запаса МО, состав семьи – 3 человека, номер очереди № (л.д.56). ФИО1 подписал обязательство о сдаче жилого помещения, в котором указано, что в связи с предоставлением жилого помещения он и члены его семьи обязуются освободить жилое помещение и сдать его в установленном порядке. ДД.ММ.ГГГГ супруга истца ФИО4 и сын ФИО3 приватизировали квартиру по ? доли в праве каждый, что подтверждается копией Договора передачи жилого помещения в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.86). ФИО5 от участия в приватизации жилого помещения по адресу: <адрес> отказался, просил не включать его в число собственников квартиры, что подтверждается копией нотариального согласия от ДД.ММ.ГГГГ. При этом в указанном Согласии отражено, что последствия отказа от участия в приватизации жилья нотариусом ему разъяснены. В п. 6 Договора передачи жилого помещения в собственность граждан содержатся особые условия: «лицо, не участвующее в приватизации, сохраняющее право пользования квартирой: ФИО1». В 2007 году брак между супругами ФИО1 и ФИО4 был расторгнут. С ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 снят с регистрационного учета по адресу: <адрес>. Как следует их копии Договора найма жилого помещения от 01.01. 2010 года ФИО1 проживал и был временно зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>. Как следует из пояснений представителя истца с целью получения жилья в числе иных документов на право получения ГЖС ФИО1 должен предоставить справку из квартирно-эксплуатационного органа о сдаче жилья по последнему месту военной службы, но Военный городок, в котором он проходил военную службу, расформирован, квартиру по вышеуказанным причинам он сдать не может, не имеет возможности предоставить справку о сдаче жилого помещения по адресу: <адрес> Управление учета и реализации жилищной политики Администрации г. Красноярска.
Суд считает, что специалистами Управления учета и реализации жилищной политики Администрации г. Красноярска правомерно заявлено требование о предоставлении истцом справки из квартирно-эксплуатационного органа о сдаче жилья по последнему месту военной службы, поскольку согласно пункту 44 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 г.г.. для получения сертификата гражданин - участник подпрограммы обязан предоставить следующие документы:
а) заявление (рапорт);
б) документы, удостоверяющие личность гражданина - участника подпрограммы и членов его семьи;
в) выписка из домовой книги и копия финансового лицевого счета;
г) документы, подтверждающие родственные отношения гражданина - участника подпрограммы и лиц, указанных им в качестве членов семьи;
д) документы, подтверждающие признание членами семьи гражданина - участника подпрограммы иных лиц, указанных им в качестве членов семьи;
е) копия документа, подтверждающего право на получение дополнительной площади жилого помещения (в случаях, когда такое право предоставлено законодательством Российской Федерации);
ж) обязательство о сдаче или о безвозмездном отчуждении жилого помещения в случаях, указанных в подпунктах "б" и "в" пункта 16.1 указанных Правил, за исключением случаев, когда гражданин предъявит документ, подтверждающий отсутствие у него жилого помещения для постоянного проживания;
з) справка квартирно-эксплуатационного органа о сдаче жилья по последнему месту военной службы (службы) - для не имеющих жилых помещений для постоянного проживания граждан - участников подпрограммы, указанных в подпунктах "а" - "г" пункта 5 Правил;
и) технический паспорт жилого помещения или справка органов (организаций) технической инвентаризации, подтверждающие размер общей площади жилых помещений, находящихся в собственности гражданина и (или) членов его семьи или находящихся в пользовании на основании договора социального найма, - в случаях, указанных в пункте 16.2 настоящих Правил.
В случае непредставления или неполного представления документов, указанных в перечне, сертификат не выдается.
Поскольку нормативным документом четко оговорен перечень документов, которые обязан представить гражданин - участник подпрограммы для получения сертификата, суд не может своим решением этот перечень изменить.
Кроме того, суд не может согласиться с доводами истца, считающего себя нуждающимся в жилом помещении, и обосновывающего это тем, что более 5 лет назад ухудшились его жилищные условия. Считает доводы истца и ссылку на ст. 53 Жилищного кодекса РФ несостоятельными, по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 292 ГК РФ члены семьи собственника, проживающие в принадлежащем ему жилом помещении, имеют право пользования этим помещением на условиях, предусмотренных жилищным законодательством. Переход права собственности на жилой дом или квартиру к другому лицу является основанием для прекращения права пользования жилым помещением членами семьи прежнего собственника, если иное не установлено законом.
Согласно ст. 31 Жилищного кодекса РФ в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением между собственником и бывшим членом его семьи.
В силу ст. 19 Закона «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» действие положений части 4 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации не распространяется на бывших членов семьи собственника приватизированного жилого помещения при условии, что в момент приватизации данного жилого помещения указанные лица имели равные права пользования этим помещением с лицом, его приватизировавшим, если иное не установлено законом или договором.
Об этом указывает в п. 18 Постановления и Пленум Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации") «в соответствии со статьей 19 Вводного закона действие положений части 4 статьи 31 ЖК РФ не распространяется на бывших членов семьи собственника приватизированного жилого помещения при условии, что в момент приватизации данного жилого помещения указанные лица имели равные права пользования этим помещением с лицом, его приватизировавшим».
К названным в статье 19 Вводного закона бывшим членам семьи собственника жилого помещения не может быть применен пункт 2 статьи 292 ГК РФ, так как, давая согласие на приватизацию занимаемого по договору социального найма жилого помещения, без которого она была бы невозможна (статья 2 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации"), они исходили из того, что право пользования данным жилым помещением для них будет носить бессрочный характер и, следовательно, оно должно учитываться при переходе права собственности на жилое помещение по соответствующему основанию к другому лицу (например, купля-продажа, мена, дарение, рента, наследование).
Следовательно, при прекращении семейных отношений с собственником приватизированного жилого помещения за бывшим членом семьи собственника, реализовавшим своем право на бесплатную приватизацию, сохраняется право пользования приватизированным жилым помещением, так как на приватизацию этого жилого помещения необходимо было его согласие. Данное право пользования жилым помещением сохраняется за бывшим членом семьи собственника и при переходе права собственности на жилое помещение к другому лицу. Таким образом, ФИО1, отказываясь от участия в приватизации, сохранил пожизненное право пользования на жилое помещение по адресу: <адрес>. Следовательно, истца нельзя признать нуждающимся в получении жилья, а соответственно его исковые требования удовлетворению не подлежат.
При указанных выше обстоятельствах суд считает необходимым в иске ФИО1 о признании права на включение в списки кандидатов на получение государственного жилищного сертификата и включении в список получателей государственного жилищного сертификата без предоставления справки о сдаче жилого помещения отказать.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В иске ФИО1 к Министерству Обороны Российской Федерации, Департаменту жилищного обеспечения при Министерстве Обороны Российской Федерации о признании права на включение в списки кандидатов на получение государственного жилищного сертификата и включении в список получателей государственного жилищного сертификата без предоставления справки о сдаче жилого помещения отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Канский городской суд в течение 10 дней с момента его вынесения в окончательной форме.
Судья Чернышова Р.В.