Дело 2-1536/2011г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 июня 2011 года г. Канск
Канский городской суд Красноярского края в г. Канске в составе:
председательствующего судьи Чернышовой Р.В.,
при секретаре Ярополовой Н.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Канского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью Канский завод легких металлоконструкций «Маяк» об обязывании получения лимитов на размещение отходов и разработке проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение,
УСТАНОВИЛ:
Канский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью Канский завод легких металлоконструкций «Маяк» об обязывании получения лимитов на размещение отходов и разработке проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой была проведена проверка природоохранного законодательства в отношении данного предприятия, в ходе которой установлено, что указанное предприятие не соблюдает требования Федерального законодательства, в результате чего нарушаются права и интересы неопределенного круга лиц, не разработаны лимиты на размещение опасных отходов и проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
В судебном заседании помощник Канского межрайпрокурора поддержал данные требования по основаниям, указанным в иске.
Представитель ответчика ООО КЗЛМК «Маяк» Юркова Е.Н., действующая на основании доверенности, в судебном заседании иск признала, суду пояснила, что работа ведется, сроки установлены реальные, проект разработан, его надо утвердить и получить лимиты.
Суд, исследовав доводы сторон, письменные материалы дела, считает, что иск Канского межрайпрокурора в интересах неопределенного круга лиц обоснован и подлежит удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду. Данное право обеспечивается в первую очередь выполнением требований природоохранного законодательства.
Статья 12 ГК РФ предусматривает способы защиты гражданских прав в том числе: присуждение к исполнению обязанности в натуре, а также иными способами, предусмотренными законом.
Канской межрайонной прокуратурой проведена проверка природоохранного законодательства в отношении ООО КЗЛМК «Маяк», в ходе которой установлено, что указанное предприятие не соблюдает требования Федерального законодательства, в результате чего нарушаются права и интересы неопределенного круга лиц, не разработало лимиты на размещение опасных отходов и проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. На момент проверки установлено, что в ООО КЗЛМК «Маяк» отсутствуют лимиты на размещение отходов, проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение не разработан.
Основными видами деятельности ООО КЗЛМК «Маяк» является производство строительных металлический конструкций.
В результате производственной деятельности образуются следующие виды отходов:
1) отходы первого класса: ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак образованные в результате замены источников освещения;
2) отходы второго класса опасности: аккумуляторы свинцовые отработанные;
3) отходы третьего класса опасности : масла отработанные моторные, трансмиссионные индустриальные, трансформаторные;
4) отходы пятого класса опасности : лом медных сплавов, лом латуни и лом чёрных металлов.
На 4 вида отходов не разработаны паспорта, а именно:
- отработанные масляные фильтры 3 кл. опасности;
- отходы лакокрасочных производств 4 кл. опасности;
- мусор, сметенный с территорий 4 кл. опасности;
- отработанные воздушные фильтры 4 кл. опасности.
Федеральным законом РФ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2001г. № 7-ФЗ установлено, что хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов: охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов, как необходимое условие обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; платность природопользования, возмещение вреда окружающей среде, обязанность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; принцип презумпции экологической опасности планируемой деятельности.
Статьей 19 Федерального закона «Об охране окружающей среды» установлено, что нормирование в области охраны окружающей среды заключается в установлении нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, иных нормативов в области охраны окружающей среды.
В соответствии со ст. 22, 24 ФЗ «Об охране окружающей среды» для юридических и физических лиц устанавливаются нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности.
Согласно статье 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» 24.06.1998 года № 89-ФЗ норматив образования отходов
- это установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции;
- лимит на размещение отходов – предельно допустимое количество отходов конкретно вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории.
- отходы производства и потребления – остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
- обращение с отходами – деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Согласно статье 11 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений. Сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами, обязаны: соблюдать экологические, санитарные и иные требования. Установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека;
- разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования;
- проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения и мониторинг состояния окружающей природной среды на территориях объектов размещения отходов;
- предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами;
- соблюдать требования предупреждения аварий, связанных с обращением с отходами, принимать неотложные меры по их ликвидации;
- в случае возникновения или угрозы аварий, связанных с обращением с отходами, которые наносят или могут нанести ущерб окружающей среде, здоровью или имуществу физических лиц либо имуществу юридических лиц, немедленно информировать об этом федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.
Согласно требованиям статьи 39 ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение определен постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2000г. № 461 «О Правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение». В соответствии с пунктом 11 Правил лимиты на размещение отходов устанавливаются сроком на 5 лет при условии ежегодного подтверждения индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами неизменности производственного процесса и используемого сырья. При отсутствии такого подтверждения до окончания отчетного года деятельность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в области обращения с отходами может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Таким образом, для данного предприятия в установленном законом порядке не определен перечень, количество и условия действия лимитов (срок) и объект размещения отходов, не установлено, какое влияние окажут названные отходы на окружающую среду и здоровье людей.
В соответствии со статьёй 3 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» одним из основных принципов государственной политики в области обращения с отходами является охрана здоровья человека, поддержание и восстановление благоприятного состояния окружающей природной среды.
Кроме того, юридическое лицо осуществляет реализацию отходов без разрешительной документации, а именно отсутствует Лицензия по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.
В соответствии со ст. 1 ФЗ «Об отходах производства и потребления» использование отходов – применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии;
- опасные отходы – отходы, которые содержат вредные вещества, обладающий опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами;
В соответствии со ст. 3 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» одним из основных принципов государственной политики в области обращения с отходами является охрана здоровья человека, поддержание и восстановление благоприятного состояния окружающей природной среды.
Поскольку не определены количественные характеристики размещаемых отходов, деятельность ответчика по размещению отходов без проекта нормативов образования отходов создает угрозу причинения вреда окружающей среде, а также здоровью человека (неопределенного круга лиц).
В соответствии со ст. 76 Федерального закона «Об охране окружающей среды» споры в области охраны окружающей среды разрешаются в судебном порядке.
Учитывая, что имеет место нарушение интересов неопределенного круга лиц, в соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор наделен правом обращения в суд за защитой интересов неопределенного круга лиц.
Суд полагает, что требования прокурора к Обществу с ограниченной ответственностью Канский завод легких металлоконструкций «Маяк» об обязывании получения лимитов на размещение отходов и разработке проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования Канского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью Канский завод легких металлоконструкций «Маяк» об обязывании получения лимитов на размещение отходов и разработке проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение - удовлетворить.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью Канский завод легких металлоконструкций «Маяк» получить лимиты на размещение отходов.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью Канский завод легких металлоконструкций «Маяк» разработать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Установить Обществу с ограниченной ответственностью Канский завод легких металлоконструкций «Маяк» срок для исполнения требований до 01.01.2012 года.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью Канский завод легких металлоконструкций «Маяк» государственную пошлину в доход государства в сумме 200 рублей.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Канский городской суд в течение десяти дней с момента его вынесения в окончательной форме.
Судья Чернышова Р.В.