Дело 2-1994/2011 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 августа 2011 года г. Канск
Канский городской суд Красноярского края в составе: председательствующего судьи Калинкиной И.В.,
при секретаре Курцевич И.А.,
с участием помощника Канского межрайонного прокурора ФИО3,
представителя ответчика ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Канского межрайонного прокурора в интересах ФИО1 к Государственному учреждению - Красноярскому региональному отделению фонда социального страхования РФ в лице Канского филиала № Государственного учреждения – Красноярского регионального отделения фонда социального страхования РФ о признании бездействия ГУ Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ по не обеспечению путевкой на санаторно-курортное лечение незаконным и возложении обязанности по выдаче путевки на санаторно-курортное лечение,
УСТАНОВИЛ:
Канский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах ФИО1 к Государственному учреждению - Красноярскому региональному отделению фонда социального страхования РФ в лице Канского филиала № Государственного учреждения – Красноярского регионального отделения фонда социального страхования РФ о признании незаконным бездействия и возложении обязанности по обеспечению путевкой на санаторно-курортное лечение, мотивируя свои требования тем, что ФИО1 является инвалидом. Согласно индивидуальной программы реабилитации ФИО1 при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний имеет право на получении путевки на санаторно-курортное лечение. Однако, до настоящего времени ФИО1 путевкой не обеспечен. Не обеспечение инвалида путевкой на санаторно-курортное лечение в 2010 году является незаконными. Прокурор просит признать бездействия ответчика незаконными и обязать ответчика обеспечить ФИО1 путевкой на санаторно-курортное лечение в соответствии с рекомендациями лечащего врача.
В судебном заседании помощник Канского межрайонного прокурора ФИО3 исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ГУ Красноярское региональное отделение фонда социального страхования РФ ФИО4 исковые требования прокурора не признал, суду пояснил, что запись учреждения медико-социальной экспертизы в индивидуальной программе реабилитации инвалида о санаторно-курортном лечении имеет рекомендательный характер. Путевка на санаторно-курортное лечение предоставляется инвалиду не на основании индивидуальной программы, а на основании медицинской справки. Поэтому, при рассмотрении заявлений граждан о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, прежде всего, устанавливается наличие у гражданина права на получение набора социальных услуг. При этом действующее законодательство о государственной социальной помощи не содержит гарантий ежегодного предоставления путевок на санаторно-курортное лечение. Отделение Фонда осуществляет предоставление путевок в пределах средств, выделяемых на эти цели из федерального бюджета и передаваемых Фонду социального страхования РФ на основании федерального закона на соответствующий календарный год. Ни одна из категорий граждан, получающих государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, не имеет приоритетного права на обеспечения санаторно-курортным лечением. Поэтому санаторно-курортное лечение предоставляется в порядке очередности, устанавливаемой с даты подачи заявления о выделении путевки. Не предоставление в 2010 году путевки связано с объективными условиями. В первую очередь в 2010 году удостоверялись заявки граждан, ранее подавших заявления, но не воспользовавшихся по каким-либо причинам санаторно-курортным лечением. Поскольку количество выделяемых денежных средств на санаторно-курортное лечение ограничено, приобретаемые путевки распределяются между гражданами льготной категории в порядке очередности и в течение календарного года достаются не всем. Фонд осуществляет финансирование расходов на обеспечения путевками на санаторно-курортное лечение в пределах средств, перечисленных в Фонд. В настоящее время средства, перечисленные отделению Фонда в виде трансфертов из федерального бюджета, направлены на приобретение путевок в текущем году и не могут быть использованы на санаторно-курортное лечение за прошедший период. В связи с этим требование прокурора о предоставлении в 2011 году путевки за 2010 год является незаконным.
Суд, заслушав помощника прокурора, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, находит, что иск прокурора является обоснованным, его необходимо удовлетворить по следующим основаниям.
В соответствии со с. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе по инвалидности.
В соответствии со ст. 10, ст.11.1 ФЗ РФ от 24.11.1995 г. № 181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установлено, что государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
Согласно п.3 Федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. №2347-р, санаторно-курортное лечение включено в реабилитационные мероприятия.
В силу требований ст. 6.1, 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 №178 «О государственной социальной помощи» инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в который включается предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29 декабря 2004 года № 328 утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, согласно пункту 3.3 которого, путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются Фондом социального страхования РФ.
Согласно п. 3.7 Порядка, при наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в исполнительные органы Фонда социального страхования РФ до 1 декабря текущего года. Исполнительные органы Фонда и органы социальной защиты населения не позднее 10 дней с момента поступления заявления о предоставлении санаторно-курортной путевки и справки для получения путевки сообщают гражданину о возможности предоставления санаторно-курортной путевки, соответствующей заявленному профилю лечения, с указанием даты заезда. Исполнительные органы Фонда и органы социальной защиты населения по месту жительства заблаговременно, но не позднее, чем за 21 день до даты заезда в санаторно-курортное учреждение, выдают гражданам санаторно-курортные путевки в соответствии с их заявлениями и справками для ее получения.
В соответствии со ст. 5 ФЗ РФ от 08.12.2010 года № 334-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» установлено, что в 2011 году и в плановый период 2012 и 2013 годов Фонд осуществляет финансовое обеспечение оплаты стоимости путевок в санаторно-курортные учреждения, расположенные на территории Российской Федерации, со сроком пребывания 18 дней, для детей-инвалидов - 21 день, для инвалидов с заболеваниями и последствиями травм спинного и головного мозга - от 24 до 42 дней, стоимости проезда на междугородном транспорте к месту осуществляемого за счет средств федерального бюджета лечения в санаторно-курортных и федеральных специализированных медицинских учреждениях и обратно отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде соответствующей социальной услуги, предусмотренным Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», в пределах межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на указанные цели. Аналогичные положения в части финансирования содержались и в ст. 6 Федерального закона от 25.11.2008 года № 216-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов».
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 12.02.1994г. №101 «О Фонде социального страхования РФ» региональные отделения Фонда социального страхования РФ образуются Фондом. Региональные отделения являются исполнительными органами Фонда социального страхования РФ и осуществляют оперативное управление средствами социального страхования на соответствующей территории.
Таким образом, от имени Российской Федерации в соответствии со ст. 125 ГК РФ в правоотношениях по обеспечению инвалидов путевками на санаторно-курортное лечение выступают исполнительные органы Фонда социального страхования РФ и Фонд социального страхования РФ, как орган, осуществляющий финансирование указанных расходов.
В суде ответчиком не отрицалось, что истец является инвалидом, поставлен на учет по обеспечению путевкой на санаторно-курортное лечение и до настоящего времени путевкой не обеспечен.
Поскольку обязанность в обеспечении инвалидов путевками на санаторно-курортное лечение лежит на ответчике, то таким образом, бездействие ответчика по не обеспечению путевками на санаторно-курортное лечение является незаконным.
Доводы представителя ответчика о том, что санаторно-курортное лечение предоставляется в порядке очередности, устанавливаемой с даты подачи заявления о выделении путевками, и не предоставление в 2010 году путевки связано с тем, что удовлетворялись заявки граждан, ране подавших заявления, но не воспользовавшихся по каким-либо причинам санаторно-курортным лечением, поскольку количество выделяемых денежных средств на санаторно-курортное лечение ограничено, приобретаемые путевки распределялись между гражданами льготной категории в порядке очередности и в течение календарного года достались не всем, суд считает необоснованными, поскольку фонд социального страхования обязан в соответствии с законом рассмотреть заявление инвалида и обеспечить его путевкой на санаторно-курортное лечение.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Признать бездействия Государственного учреждения - Красноярского регионального отделения фонда социального страхования Российской Федерации в лице Канского филиала № Государственного учреждения – Красноярского регионального отделения фонда социального страхования РФ по не обеспечению ФИО1 путевкой на санаторно-курортное лечение незаконными.
Обязать Государственное учреждение - Красноярское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации в лице Канского филиала № Государственного учреждения – Красноярского регионального отделения фонда социального страхования РФ обеспечить ФИО1 путевкой на санаторно-курортное лечение в соответствии с рекомендациями лечащего врача.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Канский городской суд в течение 10 дней с момента вынесения.
Судья Калинкина И.В.