Дело № 2-2071/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
6 сентября 2011 года г. Канск
Канский городской суд Красноярского края в составе: председательствующего судьи Калинкиной И.В.,
при секретаре Курцевич И.А.,
с участием ст. помощника Канского межрайпрокурора Роговой А.В., представителя администрации г. Канска Мельниченко А.В., представителя МКУ «Управление образования администрации города Канска» Огоньковой Т.В., истца Усюговой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Канского межрайпрокурора в интересах лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – Устюговой Ольги Алексеевны к администрации г. Канска Красноярского края, Министерству образования и науки Красноярского края о предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Канский межрайпрокурор обратился в суд с заявлением в интересах лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – Устюговой О.А. к администрации г. Канска Красноярского края, Министерству образования и науки Красноярского края о предоставлении жилого помещения. Свои требования мотивировал тем, что в ходе проведенной проверки по заявлению Устюговой О.А. о принятии мер к защите его жилищных прав, было установлено, что на основании решения жилищной комиссии от 23 марта 2010 года Устюгова О.А. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма вне очереди как сирота. При этом по состоянию на 30 июня 2011 года Устюговой О.А. жилое помещение не предоставлено. Просит обязать администрацию г. Канска Красноярского края предоставить Устюговой А.А. жилое помещение муниципального жилищного фонда г. Канска вне очереди не ниже установленных социальных норм в г. Канске Красноярского края по договору социального найма с учетом состава ее семьи за счет субвенций из регионального фонда компенсаций краевого бюджета.
В судебном заседании ст. помощник Канского межрайпрокурора Рогова А.В. поддержал исковые требования по основаниям, изложенным в заявлении, просил их удовлетворить.
Устюгова О.А. просила удовлетворить требования прокурора по иску, поданному в ее интересах. Суду дополнительно пояснила, что в июне 2011 года закончила общеобразовательную школу в г. Канске, на сегодняшний день пока нигде не работает и не учиться.
Представитель ответчика Администрации г. Канска Мельниченко А.В. исковые требования прокурора не признала, суду пояснила, что Устюгова О.А. не состоит на учете в Министерстве образования и науки Красноярского края, следовательно, она не приобрела право на обеспечение жилым помещением как сирота. Просит отказать прокурору в удовлетворении его требований.
Представитель МБУ «Управление образования администрации г. Канска» Огонькова Т.В. согласилась с требования прокурора, Устюгова О.А. должна быть обеспечена жилым помещением по статусу «сирота».
Представитель Министерства образования и науки Красноярского края в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в их отсутствие. Представил письменные возражения на исковое заявление, просил в удовлетворении иска прокурора отказать. Суд посчитал возможным рассмотреть дело в их отсутствие по имеющимся документам при согласии других участников процесса.
Заслушав ст. помощника Канского межрайонного прокурора, Устюгову О.А., представителя администрации г. Канска, представителя МКУ «Управление образования администрации города Канска», исследовав письменные материалы, суд считает, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Конституция Российской Федерации провозглашает право каждого на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40 Конституции Российской Федерации).
Согласно ч.1 ст. 8 ФЗ РФ № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 17 Закона Красноярского края от 2.11.2000 № 12-961 «О защите прав ребенка», предусмотрено, что лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания общеобразовательных и профессиональных учебных заведений, обеспечиваются вне очереди по месту жительства жилым помещением размером не ниже установленных социальных норм органами исполнительной власти края.
Порядок учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения, порядок приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, устанавливаются Губернатором Красноярского края.
Указом Губернатора Красноярского края от 04 апреля 2005 года № 25-уг утвержден Порядок приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения. С 5 марта 2010 года пункт 2 изложен в следующей редакции: «Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Красноярского края за счет средств краевого бюджета приобретают жилые помещения в собственность муниципальных образований Красноярского края в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», для последующего предоставления детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, по договорам социального найма».
Статья 1 Закона Красноярского края № 9-4225 от 24 декабря 2009 года в редакции Закона от 11 ноября 2010 года № 11-5201 «О наделении органов местного самоуправления отдельных муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения», предусматривает наделение органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет, не имеющих жилого помещения, в соответствии со ст. 17 Закона края от 2 ноября 2000 года № 12-961 «О защите прав ребенка».
В силу п. 2 ст. 1 вышеуказанного Закона государственные полномочия, передаваемые в соответствие с пунктом 1 настоящей статьи, включают в себя: а) приобретение жилых помещений в цепях их предоставления по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения; б) предоставление жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, в порядке, установленном Указом Губернатора Красноярского края от 4 апреля 2005 года № 25-уг «Об обеспечении жилым помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения»; в) приобретение и предоставление на основании решений судебных органов жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, а также лицам в возрасте старше 23 лет, ранее относившимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Перечень муниципальных образований, исполнительные органы которых наделяются государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения, содержится в приложении к <адрес> от 24 декабря 2009 года № 9-4225.
Муниципальное образование г. Канск входит в указанный перечень.
На основании ст. 2 Закона Красноярского края от 24 декабря 2009 года № 9- 4225 (в ред. от 11.11.2010 года) уполномоченные органы исполнительной власти края при осуществлении органами местного самоуправление переданных государственных полномочий в пределах своей компетенции наряду с иными обязанностями, должны своевременно предоставлять бюджетам районов и городских округов края финансовые средства, необходимые для осуществления переданных государственных полномочий. Таким органом исполнительной власти края является Министерство образования и науки Красноярского края (Положение о Министерстве образования и науки Красноярского края (в ред. Постановлений правительства Красноярского края от 04.08.2009 № 410-п, от 20.04.2010 № 206-п, от 03.08.2010 № 428-п).
Согласно ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
В соответствии со ст. 50 ЖК РФ, нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления.
Согласно ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан.
В соответствии с п.2 ч.2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений.
Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.
По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
В судебном заседании установлено, что Устюгова О.А., 17 сентября 1992 года рождения, является лицом из числа детей-сирот, не имеющим жилого помещения. Ее мать была лишена в отношении нее родительских прав решением Канского городского суда 4 марта 2002 года, 15 мая 2004 года умерла, отец в свидетельстве о рождении указан со слов матери. Постановлением Администрации г. Канска № 1689 от 9 сентября 2002 года несовершеннолетняя Устюгова О.А. была определена на полное государственное обеспечение, Устюгова О.А. относится к категории лиц, имеющих право на внеочередное получение жилья, поскольку до достижения возраста 23 лет состоит на очереди на получение жилья как нуждающаяся в жилье из числа детей-сирот, в установленном порядке за ней жилье не закреплено, своего жилья не имеет, в 2011 году закончила общеобразовательную школу в г. Канске, 23 марта 2010 года Устюгова О.А. была поставлена на учет в администрации г. Канска как нуждающаяся в жилье из числа детей-сирот, жилое помещение ей по состоянию на 30 июня 2011 года не предоставлено.
Таким образом, Устюгова О.А. обладает статусом, обеспечивающим особую заботу и защиту государства, т.е. имеет право на внеочередное получение жилья как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющее жилья.
Суд полагает, что данную обязанность по предоставлению истцу жилого помещения следует правильно возложить на Администрацию г. Канска, поскольку Устюгова О.А. с 2010 года состоит в Администрации г. Канска на учете как нуждающаяся в предоставлении жилья вне очереди, жильем по состоянию на 30 июня 2011 года обеспечена не была.
Тот факт, что Устюгова О.А. не состоит на учете в Министерстве образования и науки Красноярского края как лицо из числа детей-сирот, сам по себе не свидетельствует об отсутствии у нее рассматриваемого права с учетом ее возраста и возможности подачи соответствующего заявления, принимая во внимание утрату родительского попечения до совершеннолетия ребенка. Из приведенных выше законоположений следует, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди жилым помещением не ниже установленных социальных норм может быть возложено на органы местного самоуправления только в случае наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленном Федеральным Законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». На момент принятия решения администрация г. Канска указанными полномочиями наделена. В этом случае надлежащим ответчиком по делу является администрация г. Канска. В удовлетворении исковых требований прокурора к Министерству образования и науки Красноярского края следует отказать.
Поскольку обеспечение вне очереди жилым помещением сирот не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, то возложение обязанности предоставить Устюговой О.А. жилое помещение за счет субвенций из регионального фонда компенсаций краевого бюджета не законно и будет означать, что исполнение решения будет зависеть от межбюджетных отношений, что может сделать неопределенным момент исполнения решения или сделает его неисполнимым и приведет к ограничению прав истца на внеочередное получение жилого помещения.
Правом на внеочередное получение жилого помещения не обладают дети, родители, мужья (жены) сирот, нуждающихся в жилье, таким правом обладает лишь сама истица, поэтому недопустимо предоставлять жилое помещение сироте с учетом состава ее семьи.
Руководствуясь ст.199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Канского межрайпрокурора в интересах лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – Устюговой Ольги Алексеевны к администрации г. Канска Красноярского края удовлетворить:
Обязать администрацию г. Канска Красноярского края предоставить Устюговой Ольге Алексеевне жилое помещение муниципального жилищного фонда г. Канска вне очереди в размере не ниже установленных социальных норм, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, по договору социального найма.
В иске Канского Канского межрайпрокурора в интересах лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – Устюговой Ольги Алексеевны к Министерству образования и науки Красноярского края отказать.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней с момента вынесения в окончательной форме в Красноярский краевой суд через Канский городской суд.
Судья И.В.Калинкина