2-114/2011



Дело № 2-114/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

01 сентября 2011 года          г. Канск

Канский городской суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Андреева А.И.

при секретаре Барановой Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1, ФИО2 к администрации г. Канска Красноярского края, Министерству образования и науки Красноярского края о предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1, ФИО2 обратились в суд к администрации г. Канска Красноярского края, Министерству образования и науки Красноярского края о предоставлении жилого помещения. Свои требования мотивировали тем, что являются детьми из числа сирот, принимали меры к постановке на учет, однако на учет их не поставили, жилыми помещениями они до настоящего времени не обеспечены. Просят обязать администрацию г. Канска Красноярского края предоставить жилое помещение муниципального жилищного фонда г. Канска вне очереди не менее 14 кв.м. на каждого члена семьи по договору социального найма за счет субвенций из регионального фонда компенсаций краевого бюджета.

В судебном заседании ФИО1, ФИО2, их представитель по ордеру ФИО7 поддержали исковые требования в полном объеме по изложенным основаниям.

Представитель ответчика Администрации г. Канска ФИО8 в судебное заседание не явилась, направила ходатайство о рассмотрении дела без ее участия.

Представитель МКУ «Управление образования администрации города Канска», извещенный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился.

Представитель Министерства образования и науки Красноярского края по доверенности ФИО9 в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, представила письменные возражения на исковое заявление, согласно которым просила в удовлетворении требований к Министерству образования и науки Красноярского края отказать.

Суд, заслушав истцов, их представителя, исследовав письменные материалы дела, считает, что иск подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Конституция Российской Федерации провозглашает право каждого на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40 Конституции Российской Федерации).

Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 ст. 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 № 12-961 «О защите прав ребенка» лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания общеобразовательных и профессиональных учебных заведений, обеспечиваются вне очереди по месту жительства жилым помещением размером не ниже установленных социальных норм органами исполнительной власти края.

Порядок учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения, порядок приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, устанавливаются Губернатором Красноярского края.

Указом Губернатора Красноярского края от 04.04.2005 № 25-уг утвержден Порядок приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения. С 5 марта 2010 года пункт 2 изложен в следующей редакции: «Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Красноярского края за счет средств краевого бюджета приобретают жилые помещения в собственность муниципальных образований Красноярского края в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», для последующего предоставления детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, по договорам социального найма».

Статья 1 Закона Красноярского края № 9-4225 от 24.12.2009 (в редакции Закона № 11-5201 от 11.11.2010) «О наделении органов местного самоуправления отдельных муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения», предусматривает наделение органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет, не имеющих жилого помещения, в соответствии со ст. 17 Закона края от 02 ноября 2000 года № 12-961 «О защите прав ребенка». В силу п. 2 ст. 1 вышеуказанного Закона государственные полномочия, передаваемые в соответствие с пунктом 1 настоящей статьи, включают в себя: а) приобретение жилых помещений в целях их предоставления по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения; б) предоставление жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, в порядке, установленном Указом Губернатора Красноярского края от 04 апреля 2005 года № 25-уг «Об обеспечении жилым помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения»; в) приобретение и предоставление на основании решений судебных органов жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, а также лицам в возрасте старше 23 лет, ранее относившимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Перечень муниципальных образований, исполнительные органы которых наделяются государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения, содержится в приложении к Закону края от 24 декабря 2009 года № 9-4225. Муниципальное образование г. Канск входит в указанный перечень.

На основании ст. 2 названного Закона Красноярского края от 24.12.2009 № 9-4225 уполномоченные органы исполнительной власти края при осуществлении органами местного самоуправления переданных государственных полномочий в пределах своей компетенции наряду с иными обязанностями, должны своевременно предоставлять бюджетам районов и городских округов края финансовые средства, необходимые для осуществления переданных государственных полномочий. Таким органом исполнительной власти края является Министерство образования и науки Красноярского края (Положение о Министерстве образования и науки Красноярского края (в ред. Постановлений Правительства Красноярского края от 04.08.2009 № 410-п, от 20.04.2010 № 206-п, от 03.08.2010 № 428-п).

Согласно ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

В соответствии со ст. 50 ЖК РФ, нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления.

Согласно ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений.

Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.

По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

В судебном заседании установлено, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являются лицами из числа детей-сирот. Их мать (зарегистрированная по адресу: <адрес>) умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец в свидетельстве о рождении указан со слов матери (л.д. 90, 22, 15, 35). Постановлением Администрации г. Канска от ДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетние ФИО1 и ФИО2 определены на полное государственное обеспечение (л.д. 16). За истцами в установленном порядке жилье не закреплено, своего жилья истцы не имеют, что подтверждается справкой ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ, уведомлениями об отсутствии сведений в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 133, 134, 137). На учете в качестве нуждающихся истцы не состоят, вместе с тем, постановлениями администрации г. Канска от ДД.ММ.ГГГГ № 530 и от ДД.ММ.ГГГГ № 356 (соответственно) постановлено, что ФИО2 и ФИО1 имеют право на получение жилого помещения в соответствии с установленными нормами. При этом их сестре ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 44), также принятой на полное государственное обеспечение постановлением Администрации г. Канска № 1325 от 23 декабря 1999г. (л.д. 16), на основании решения жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ выделено жилое помещение по адресу: <адрес> (л.д. 96).

Таким образом, ФИО1 и ФИО2 обладают статусом, обеспечивающим особую заботу и защиту государства, т.е. имеют право на внеочередное получение жилья как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие жилья.

Тот факт, что ФИО1 и ФИО2 не состоят на учете в Министерстве образования и науки Красноярского края как лица из числа детей-сирот, сам по себе не свидетельствует об отсутствии у них рассматриваемого права с учетом их возраста и возможности подачи соответствующего заявления, принимая во внимание утрату родительского попечения до совершеннолетия детей. Из приведенных выше законоположений следует, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди жилым помещением не ниже установленных социальных норм может быть возложено на органы местного самоуправления только в случае наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленном Федеральным Законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». На момент принятия решения администрация г. Канска указанными полномочиями наделена. В этом случае надлежащим ответчиком по делу является администрация г. Канска, а в удовлетворении исковых требований к Министерству образования и науки Красноярского края следует отказать.

При этом суд находит, что каждый из истцов имеет статус лица из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, следовательно, каждый истец имеет самостоятельное право воспользоваться предусмотренными для данной категории граждан дополнительными социальными гарантиями, в том числе и на получение отдельного жилого помещения по договору социального найма.

Поскольку обеспечение вне очереди жилым помещением сирот не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, то требование о возложении обязанности предоставить истцам жилое помещение за счет субвенций из регионального фонда компенсаций краевого бюджета не подлежит удовлетворению, поскольку будет означать, что исполнение решения будет зависеть от межбюджетных отношений, что может сделать неопределенным момент исполнения решения или сделает его неисполнимым и приведет к ограничению прав истцов на внеочередное получение жилого помещения.

Как следует из вышеприведенных правовых норм правом на внеочередное получение жилого помещения не обладают члены семьи сирот, нуждающихся в жилье, таким правом обладают лишь сами истцы, поэтому требование о предоставлении жилого помещения истице ФИО1 с учетом состава ее семьи не основано на законе и не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 и ФИО2 – удовлетворить частично.

Обязать администрацию города Канска Красноярского края предоставить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, вне очереди по договору социального найма на территории муниципального образования город Канск отдельное жилое помещение каждому общей площадью на одного человека не менее установленной нормы предоставления и соответствующее степени благоустройства указанного населенного пункта.

В иске к Министерству образования и науки Красноярского края отказать.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Канский городской суд в течение десяти дней с момента вынесения решения в окончательной форме.

Судья                                      А.И. ФИО1

<данные изъяты>