подлинник
Дело № 2-2037/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 ноября 2011 года г. Канск
Канский городской суд Красноярского края в составе: председательствующего судьи Артеменко К.Г.,
при секретаре Богатых Н.С.,
с участием помощника Канского межрайпрокурора Гарт А.А., представителя МКУ «Управление образования администрации города Канска» ФИО10,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Канского межрайонного прокурора в интересах лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – ФИО1 к администрации г. Канска Красноярского края, Министерству образования и науки Красноярского края о предоставлении жилого помещения,
установил:
Канский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – ФИО1 с исковым заявлением к администрации г. Канска Красноярского края, Министерству образования и науки Красноярского края о предоставлении жилого помещения, мотивируя свои требования тем, что мать ФИО1 – ФИО6 умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец ФИО7 решением Гайского городского суда Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ был лишен родительских прав, умер ДД.ММ.ГГГГ Постановлением администрации г. Канска № 487 от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 был передан под опеку ФИО8, жилое помещение за ним не закреплялось. Постановлением администрации <адрес> № 414 от ДД.ММ.ГГГГ был определен в государственное учреждение на полное государственное обеспечение, жилое помещение за ним не закреплялось. В ходе проведенной проверки было установлено, что решением жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, протокол № 1, ФИО1 принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма вне очереди как сирота. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 жилое помещение не представлено. В связи с чем, прокурор просит обязать администрацию г. Канска Красноярского края предоставить ФИО1 жилое помещение муниципального жилищного фонда г. Канска вне очереди не ниже установленных социальных норм в г. Канске Красноярского края по договору социального найма с учетом состава семьи за счет субвенций из регионального фонда компенсаций краевого бюджета.
В судебном заседании помощник Канского межрайпрокурора Гарт А.А. уточнила исковые требования, согласно уточнениям просит обязать администрацию г. Канска Красноярского края предоставить ФИО1 жилое помещение муниципального жилищного фонда г. Канска вне очереди не ниже установленных социальных норм в г. Канске Красноярского края по договору социального найма.
Представитель ответчика Администрации г. Канска ФИО9 в судебное заседание не явилась, представлено письменное ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие, в предыдущем судебном заседании не признала исковые требования, пояснив, что ФИО1 на учете в Министерстве образования не состоит, за счет субвенции администрация не может выделить денежные средства на приобретение ему жилья.
Представитель МБУ «Управление образования администрации г. Канска» ФИО10 поддержала заявленные требования, пояснив, что ФИО1 состоит на учете в Администрации г. Канска, как нуждающийся в жилье в связи с его статусом сироты, непредоставление жилья ФИО12 нарушает его права.
ФИО1 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в предыдущем судебном заседании подержал заявленные исковые требования в полном объеме, пояснив, что жилья в собственности ни его мать, ни отец не имели.
Представитель Министерства образования и науки Красноярского края в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, представлен письменный отзыв, согласно которому в полномочия Министерства образования и науки Красноярского края не входят полномочия по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, данные полномочия возложены на органы местного самоуправления. Также ни федеральным законодательством, ни законодательством субъекта РФ не предусмотрено выделение финансовых средств на приобретения жилого помещения конкретному ребенку-сироте либо лицу оставшемуся без попечения родителей. Полагает, что исковые требования в части предоставления жилого помещения ФИО12 за счет субвенций из регионального фонда компенсаций краевого бюджета необоснованны, просит признать Министерство образования и науки ненадлежащим ответчиком.
Свидетель ФИО11 в предыдущем судебном заседании пояснила, что дом по адресу <адрес> она получила в наследство от родителей, ФИО6 и ФИО1 не знает, никогда их не видела, в данном доме они также никогда не проживали.
Суд, с учетом мнения сторон, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав помощника Канского межрайонного прокурора Гарт А.А., представителя МКУ «Управление образования администрации города Канска» ФИО10, исследовав письменные материалы, суд считает, что исковые требования с учетом их уточнений подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Конституция Российской Федерации провозглашает право каждого на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона РФ № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 17 Закона Красноярского края от 2.11.2000 г. № 12-961 «О защите прав ребенка» лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания общеобразовательных и профессиональных учебных заведений, обеспечиваются вне очереди по месту жительства жилым помещением размером не ниже установленных социальных норм органами исполнительной власти края.
Порядок учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения, порядок приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, устанавливаются Губернатором Красноярского края.
Указом Губернатора Красноярского края от 04 апреля 2005 г. № 25 УГ утвержден Порядок приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения. В соответствии с п. 2 данного Указа (в ред. от 05.03.2010 г.) органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Красноярского края за счет средств краевого бюджета приобретают жилые помещения в собственность муниципальных образований Красноярского края в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», для последующего предоставления детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, по договорам социального найма».
Согласно ст. 1 Закона Красноярского края № 9-4225 от 24 декабря 2009 г. (в редакции от 11 ноября 2010 г. № 11-5201) «О наделении органов местного самоуправления отдельных муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения», наделение органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет, не имеющих жилого помещения, в соответствии со ст. 17 Закона края от 2 ноября 2000 года № 12-961 «О защите прав ребенка».
В силу п. 2 ст. 1 указанного Закона государственные полномочия, передаваемые в соответствие с п. 1 ст. 1 включают в себя: а) приобретение жилых помещений в цепях их предоставления по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения; б) предоставление жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, в порядке, установленном Указом Губернатора Красноярского края от 4 апреля 2005 г. № 25-УГ «Об обеспечении жилым помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения»; в) приобретение и предоставление на основании решений судебных органов жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, а также лицам в возрасте старше 23 лет, ранее относившимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Перечень муниципальных образований, исполнительные органы которых наделяются государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения, содержится в приложении к Закону края от 24 декабря 2009 г. № 9-4225. Муниципальное образование г. Канск входит в указанный перечень.
На основании ст. 2 Закона Красноярского края от 24 декабря 2009 г. № 9- 4225 (в ред. от 11.11.2010 г.) уполномоченные органы исполнительной власти края при осуществлении органами местного самоуправление переданных государственных полномочий в пределах своей компетенции наряду с иными обязанностями, должны своевременно предоставлять бюджетам районов и городских округов края финансовые средства, необходимые для осуществления переданных государственных полномочий. Таким органом исполнительной власти края является Министерство образования и науки Красноярского края (Положение о Министерстве образования и науки Красноярского края (в ред. Постановлений правительства Красноярского края от 04.08.2009 г. № 410-п, от 20.04.2010 г. № 206-п, от 03.08.2010 г. № 428-п).
Согласно ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
В соответствии со ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления.
Согласно ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан.
В соответствии с п.2 ч.2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений.
Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.
По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Как установлено в судебном заседании, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом, оставшимся без попечения родителей, не имеющим жилого помещения. Мать ФИО1 – ФИО6 умерла ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается копией свидетельства о смерти (л.д.8), отец - ФИО7 решением Гайского городского суда Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ был лишен родительских прав в отношении ФИО1, что подтверждается копией решения Гайского городского суда Оренбургской области (л.д.9), согласно копии свидетельства о смерти ФИО7 умер ДД.ММ.ГГГГ (л.д.10).
Постановлением администрации г. Канска № 487 от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 был передан под опеку ФИО8, жилое помещение за ним не закреплялось (л.д.12). Согласно постановлению администрации г. Канска № 414 от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 был определен в государственное учреждение на полное государственное обеспечение, жилое помещение за ним не закреплялось, что также подтверждается справкой из КГКУ СО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Канский» (л.д.13, 15-18).
В соответствии с постановлением от ДД.ММ.ГГГГ № 2366 ФИО1 имеет право на получение жилого помещения в соответствии с установленными нормами (л.д. 14).
Решением жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, протокол № 1, ФИО1 принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма вне очереди как сирота (л.д. 18). До настоящего времени ФИО1 жилое помещение не представлено.
Жилого помещения у истца не имеется, ранее не предоставлялось, а также не закреплялось за ФИО1, что подтверждается письменными материалами дела, а также пояснениями сторон, подтверждено сведениями из регистрационной палаты об отсутствии каких-либо объектов недвижимости за истцом, его матерью и отцом, на праве собственности, жилого помещения за сиротой также закреплено не было, ФИО1 нуждается в предоставлении жилого помещения.
ФИО1 обладает статусом, обеспечивающим особую заботу и защиту государства, то есть имеет право на внеочередное получение жилья как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющее жилья.
Суд полагает, что обязанность по предоставлению истцу жилого помещения следует возложить на Администрацию г. Канска, поскольку ФИО1 с 2010 года состоит в Администрации г. Канска на учете как нуждающийся в предоставлении жилья вне очереди, жильем по настоящее время не обеспечен.
Тот факт, что ФИО1 не состоит на учете в Министерстве образования и науки Красноярского края как лицо из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, не свидетельствует об отсутствии у него рассматриваемого права с учетом его возраста и возможности подачи соответствующего заявления, принимая во внимание утрату родительского попечения до совершеннолетия ребенка. Из приведенных выше законоположений следует, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди жилым помещением не ниже установленных социальных норм может быть возложено на органы местного самоуправления только в случае наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленном Федеральным Законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». На момент принятия решения администрация г. Канска указанными полномочиями наделена. В этом случае надлежащим ответчиком по делу является администрация г. Канска. В удовлетворении исковых требований к Министерству образования и науки Красноярского края надлежит отказать.
Поскольку обеспечение вне очереди жилым помещением сирот не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, то возложение обязанности предоставить ФИО1 жилое помещение за счет субвенций из регионального фонда компенсаций краевого бюджета не законно и будет означать, что исполнение решения будет зависеть от межбюджетных отношений, что может сделать неопределенным момент исполнения решения или сделает его неисполнимым и приведет к ограничению прав истца на внеочередное получение жилого помещения.
Также суд учитывает, что правом на внеочередное получение жилого помещения не обладают дети, родители, мужья (жены) сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилье, таким правом обладает лишь сам истец.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Канского межрайонного прокурора в интересах лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – ФИО1 к администрации г. Канска Красноярского края удовлетворить.
Обязать администрацию г. Канска Красноярского края предоставить ФИО1 жилое помещение муниципального жилищного фонда г. Канска вне очереди в размере не ниже установленных социальных норм, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, по договору социального найма.
В удовлетворении исковых требований к Министерству образования и науки Красноярского края - отказать.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней с момента принятия в окончательной форме в Красноярский краевой суд через Канский городской суд.
Судья К.Г. Артеменко