Дело№ 2-20/2011г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 января 2011 г. Канский городской суд Красноярского края в городе Канске в составе:
председательствующего судьи Корниенко А.Н. при секретаре Макаевой НА,
с участием прокурора Еланковой О.Н.,
рассмотрев в открытом заседании гражданское дело по исковому заявлению Канского межрайонного прокурора в защиту
интересов неопределенного круга лиц к администрации г. Канска о понуждении ликвидировать свалку отходов в районе микрорайона Сосновый г. Канска,
УСТАНОВИЛ:
Канский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г. Канска с указанным заявлением, мотивируя свои требования тем, что земельный участок, расположенный на территории города Канска, на расстоянии около 400 м. в северном направлении от объездной федеральной автодороги М-53 в районе микрорайоне Сосновый г. Канска и 1900м. в восточном направлении от автодороги К8, загрязнен бытовыми и производственными отходами, среди которых обнаружены картонные коробки, пластиковые и стеклянные бутылки, пластиковые пакеты, старая одежда, мебель, бумага, отработанная бытовая техника, остатки пищи, отходы от лесопиления, строительный, бытовой и производственный мусор. Данная свалка является несанкционированной. Территориально земельный участок находится в границах города Канска, предположительно свалка занимает площадь более 1 гектара. Границы свалки не обозначены, к свалке имеется подъездной путь, установлены ворота для въезда на свалку, имеется пункт приема талонов, на основании которых осуществляется прием отходов. Складирование бытовых и производственных отходов осуществляется хаотично, отходы не уплотняются изолирующим слоем грунта, технологический цикл по изоляции отходов не обеспечен, отсутствуют переносные сетчатые ограждения, устанавливаемые к месту разгрузки и складирования отходов перпендикулярно направлению ветров и предназначенные для задержки легких фракций отходов, в связи с чем, отходы разносятся ветром по прилегающей территории, что является нарушением п.5.1 Санитарных Правил(далее - СП) 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов».Мер по недопустимости самовозгорания твердых бытовых и производственных отходов не принимается, что приводит к их самовозгоранию, особенно в весенне-летний период времени. На момент осмотра территории свалки было зафиксировано возгорание отходов, задымление. В зависимости от направления ветра едкий дым распространяется в направлении леса, жилого массива.
Санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санита| правилам на выбранный участок для строительства свалки, о соответс
санитарным правилам здании, строении, сооружении, помещении, оборудования и иного имущества, используемого для осуществления деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов 1-4 класса опасности отсутствует, что является нарушением ч. 3 ст. 12, ст. 40 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 2.2 СП 2.1.7.1038-01. Отсутствует регламент и режим работы свалки, инструкция по приему бытовых отходов, не обеспечен контроль за составом поступающих отходов; отсутствует согласованный с органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор список на отходы, складируемые на свалку, что является нарушением п.п. 2.3,2.4 СП 2.1.7.1038-01.
Не установлено расстояние от существующих границ свалки твердых бытовых отходов до жилых зданий, строительство которых ведется в районе микрорайоне Сосновый г.Канска; не определен размер санитарно-защитной зоны; территория свалки не зонирована на территорию, занятую под складирование твердых бытовых отходов и территорию для размещения хозяйственно-бытовых отходов; при въезде на свалку отсутствует контрольно-дезинфицирующая установка с устройством бетонной ванны для ходовой части мусоровозов; по периметру всей территории свалки не устроено легкое ограждение, либо осушительная траншея глубиной более 2 метров, что является нарушением п. 3.2, 3.5,4.1,4.3,4.4 СП 2.1.7.1038-01.
Единственным документом, регламентирующим эксплуатацию данной свалки является постановление администрации города Канска от 09.07.2009 № 1044 о разрешении обществу с ограниченной ответственностью «Полигон» осуществлять эксплуатацию свалки сроком на пять лет.
При этом прокурор указал, что нарушение интересов неопределенного круга лиц выражается в нарушении прав граждан на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Поэтому прокурор, ссылаясь на ст.ст.12, 150 ГК РФ, п.п. 11, 24 ст. 16 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2008г., ст.12 ФЗ РФ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998г. просил обязать администрацию г. Канска ликвидировать несанкционированную свалку бытовых и производственных отходов путем сбора и вывоза отходов на специализированный полигон в срок 1 год с момента вступления решения в законную силу.
В судебном заседании помощник Канского межрайпрокурора Еланкова О.Н. уточнила заявленные исковые требования и просила обязать администрацию города Канска в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку бытовых и производственных отходов, расположенную на земельном участке в кадастровом квартале 24:51:0101009 с определенным контуром координат на местности в соответствии с точками: точка 1 - 5б°15'23,59"С 95О43'36,67"В; точка 2 - 56О15'24,76"С 95О43'19,77"В; точка 3 - 56о15'31,00" С 95o43'10,5r' В; точка 4 -56О15'31,25"С 95О43'24,17"В; точка 5 -56O15'34,17" С 95°4313б,6411 В: точка 6 -О" С 95°43'46,50" В; точка 7 - 56О15'26,37" С 95°43142.35" В, в районе
мрн. Сосновый г. Канска на расстоянии 1700 метров в восточном направлении от автозаправочной станции № 88 филиала «Восточный» ОАО «Красноярскнефтепродукт», находящейся по адресу: г. Канск, ул. Муромская,12 и 400 метров в северном направлении от объездной автодороги М-53, провести рекультивацию данного земельного участка.
В судебном заседании представитель ответчика администрации г. Канска по доверенности Труднева Т.Л. просила в иске отказать, поскольку в отношении данной свалки существующей более 50 лет администрацией г.Канска выносились постановления, разрешающие ее эксплуатацию от 14.05.1999г., от 21.01.2004г. и от 9.07.2009г. и в момент образования свалки не действовал Федеральный закон РФ «Об охране окружающей среды» и ФЗ РФ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998г. В настоящее время администрацией г.Канска проектируется новый полигон твердых бытовых отходов, строительство которого разрешит предмет иска. Что касается рекультивации земельного участка, то Труднева Т.Л. полагала, что ее должен проводить пользователь земельного участка - 000 «Полигон», а не администрация г.Канска, которая не является ни пользователем, ни собственником земельного участка, занятого свалкой.
Представитель третьего лица на стороне ответчика МУ «Управления по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству администрации г.Канска» и 000 «Полигон» Борисяко А.А. полагал, что в иске следует отказать по основаниям, указанным представителем администрации г.Канска Трудневой т.л.
Представитель третьего лица на стороне ответчика муп «текущего содержания И санитарной очистки г.Канска» Вовк А.И. в судебное заседание 19 января 2011г. не явился, возражений против иска не представил.
Заслушав стороны, специалистов, исследовав письменные материалы дела, выехав и осмотрев спорную свалку, суд считает, что иск следует удовлетворить по следующим основаниям.
В силу п.п. 11, 24 ст. 16 Федерального Закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2008г. № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Ст. 12 Федерального Закона РФ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ предусматривает, что запрещено захоронение отходов в границах населенных пунктов. Создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
В силу п.п. 2,4,6 ч. 1 ст. 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по:
-защите земель от загрязнения химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель;
- ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель;
- рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв.
Кроме того, в силу ст. 42 Земельного Кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны:
не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий;
осуществлять мероприятия по охране земель;
соблюдать при использовании земельных участков требования экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Статья 12 ГК РФ предусматривает способы защиты гражданских прав, в том числе и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу их нарушения, присуждение исполнения обязанностей в натуре.
В соответствии со ст. 150 ГК РФ жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке.
Как достоверно установлено в судебном заседании на территории г.Канска имеется свалка бытовых и производственных отходов, расположенная на земельном участке в кадастровом квартале 24:51:0101009 с определенным контуром координат на местности в соответствии с точками: точка 1 -56O15'23,59"C 95°431Зб,67"В; точка 2 - 56°15124,76"С ЪЬ°4Ъ1\Ъ,77пЪ) точка 3 -5б°15'31,00" С 95о43'10,51" В; точка 4 - 56О15'31,25"С 95O43'24,17"B; точка 5 -56°15'34,17" С 95о43'3б,б4" В: точка б - 5б°15131/30" С 95°43'4б,50" В; точка 7 -56°15126,37" С 95°43'42.35" В, в районе мрн. Сосновый г. Канска на расстоянии 1700 метров в восточном направлении от автозаправочной станции № 88 филиала «Восточный» ОАО «Красноярскнефтепродукт», находящейся по адресу: г. Канск, ул. Муромская,12 и 400 метров в северном направлении от объездной автодороги М-53.
На момент предъявления иска и на настоящий момент документом, регламентирующим эксплуатацию данной свалки является постановление администрации города Канска от 09.07.2009 № 1044 о разрешении обществу с ограниченной ответственностью «Полигон» эксплуатации свалки в районе Абанского тракта(площадью 17 гектаров) сроком на пять лет.(л.д.37). С 14 мая 1999г. по 2009г. свалка эксплуатировалась муниципальным унитарным предприятием текущего содержания и санитарной очистки г.Канска на основании постановлений администрации г.Канска №445 от 14.05.1999г. и № 121 от 21.01.2004г.(л.д.38,39)
На момент предъявления иска на свалке обнаружены картонные коробки, пластиковые и стеклянные бутылки, пластиковые пакеты, старая одежда, мебель, бумага, отработанная бытовая техника, остатки пищи, отходы от лесопиления, строительный, бытовой и производственный мусор. Складирование бытовых и производственных отходов осуществляется хаотично, отходы не уплотняются изолирующим слоем грунта, технологический цикл по изоляции отходов не обеспечен, отсутствуют переносные сетчатые ограждения, устанавливаемые к месту разгрузки и складирования отходов перпендикулярно направлению ветров и предназначенные для задержки легких фракций отходов, в связи с чем, отходы разносятся ветром по прилегающей территории, что является нарушением п.5.1,5.3 Санитарных Правил 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов». Мер по недопустимости самовозгорания твердых бытовых и производственных отходов не принимается, что приводит к их самовозгоранию.
Санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам на выбранный участок для строительства свалки, о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, используемого для осуществления деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов 1-4 класса опасности отсутствует, что является нарушением ч. 3 ст. 12, ст. 40 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 2.2 СП 2.1.7.1038-01. Отсутствует согласованный с органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор список на отходы, складируемые на свалку, что является нарушением п.п. 2.3,2.4 СП 2.1.7.1038-01.
Не установлено расстояние от существующих границ свалки твердых бытовых отходов до жилых зданий, строительство которых ведется в районе микрорайоне Сосновый г.Канска; не определен размер санитарно-защитной зоны; территория свалки не зонирована на территорию, занятую под складирование твердых бытовых отходов и территорию для размещения хозяйственно-бытовых отходов; при въезде на свалку отсутствует контрольно-дезинфицирующая установка с устройством бетонной ванны для ходовой части мусоровозов, что является нарушением п.п. 3.5,4.1, 4.3 СП 2.1.7.1038-01.
Изложенные обстоятельства, кроме вышеуказанных материалов дела, подтверждаются следующими доказательствами:
- ответом Канского отдела федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю о том, что сведения о границах земельного участка, на котором расположена свалка отсутствуют, но свалка находится в черте г.Канска(л.д.25)
-копией проверки специалистом территориального управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю Пановой С.С. данной свалки 6 июля 2010г.(л.д.29-31) -копией заключения службы по контролю в сфере природопользования Красноярского края(л.д.32-34) согласно выводам которой в ходе проверки
установлено, что усматривается нарушение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления.
Оценив доводы сторон и доказательства по делу с точки зрения относимости, допустимости, достоверности, а в их совокупности достаточности, суд считает, что иск следует удовлетворить, поскольку:
-во-первых, свалка расположена в черте города Канска, что является нарушением требований ст. 12 ФЗ РФ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 г.,
-во-вторых, свалка эксплуатируется с нарушениями п.п. 2.3,2.4, 3.5,4.1, 4.3, 5.1,5.3, Санитарных Правил 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов», которые указаны выше,
-в-третьих, эксплуатацией данной свалки с указанными отступлениями от экологических и санитарно-эпидемиологических требований нарушаются права граждан г.Канска на благоприятную окружающую среду, а согласно ст.42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Ссылки представителя администрации г.Канска Трудневой Т.Л. на то, что основанием к отказу в иске является отсутствие какой-либо другой свалки для вывоза бытовых отходов и показания специалиста - инженера по охране окружающей среды МУ «Служба заказчика администрации г.Канска» о том, что процесс получения документации на новую свалку займет год, а старую свалку можно рекультивировать только за 4 года, суд считает несостоятельными, поскольку отсутствие другой свалки не может служить оправданием для эксплуатации свалки в черте города Канска с многочисленными нарушениями экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, а срок оформления документов в течение года нигде законодательно не закреплен. Аналогичным образом, ответчик никак не доказал свои доводы, что отсутствуют другие более короткие сроки и схемы рекультивации земельного участка, и в любом случае вопрос о сроках рекультивации может быть решен, в том числе, и предоставлением отсрочки для такой рекультивации.
Доводы представителя ответчика администрации г.Канска Трудневой Т.Л. о том, что сейчас свалка используется ООО «Полигон» как на основание освобождения администрации г.Канска от ответственности по настоящему делу, суд считает не основанными на законе, поскольку как минимум с 60-х годов прошлого века до 2004года на протяжении нескольких десятилетий свалка использовалась только муниципальными предприятиями, а разрешение со стороны администрации г.Канска эксплуатировать свалку частному предприятии ООО «Полигон» не отменяет обязанность собственника свалки(администрации г.Канска) ликвидировать последнюю как эксплуатирующуюся с нарушениями закона и рекультивировать земельный участок в силу ст. 13,42 Земельного кодекса РФ..
Суд считает, что со времени вступления в законную силу ст. 12 ФЗ РФ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 г. у администрации г.Канска было достаточно времени для создания новой свалки в соответствии с требованиями действующего законодательства. При таких обстоятельствах иск подлежит удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Удовлетворить исковые требования Канского межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц и обязать администрацию города Канска в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу ликвидировать свалку бытовых и производственных отходов, расположенную на земельном участке в кадастровом квартале 24:51:0101009 с определенным контуром координат на местности в соответствии с точками: точка 1 - 56О15'23,59"С ЭБ^З'Зб^У'В; точка 2 - 56O15'24,76"C 95O43'19,77"B; точка 3 -56о15'31,00" С 95o43'10,51" В; точка 4 - 56О15'31,25"С 95О4374Д7"В; точка 5 -5б°15134Д7" С 95°43'36,64" В: точка 6 - 56°15'31,30" С 95°4314б#50" В; точка 7 -56°15126,37" С 95°43'42.35" В, в районе мрн. Сосновый г. Канска на расстоянии 1700 метров в восточном направлении от автозаправочной станции № 88 филиала «Восточный» ОАО «Красноярскнефтепродукт», находящейся по адресу: г. Канск, ул. Муромская,12 и 400 метров в северном направлении от объездной автодороги М-53, провести рекультивацию данного земельного участка.
Решение может быть Обжаловано в Красноярский краевой суд через Канский горсуд В течение 10 дней с момента изготовления в окончательной форме.
Судья ^=^^ Корниенко А.н.