Дело 2-365/2012г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 января 2012г. г. Канск
Канский городской суд Красноярского края в г. Канске в составе:
председательствующего судьи Глущенко Ю. В.,
при секретаре Гаврилица В. В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Канского межрайонного прокурора в интересах Мороз Федоры Степановны к Государственному учреждению Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ в лице филиала № 5 (Канский) о признании бездействия незаконным и выдаче направления на обеспечение техническими средствами реабилитации,
УСТАНОВИЛ:
Канский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах Мороз Ф.С. к ГУ Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ в лице филиала №5 (Канский) о признании бездействия незаконным и выдаче направления на обеспечение техническими средствами реабилитации, мотивируя свои требования тем, что Мороз Ф.С., 20.12.1926 года рождения, является инвалидом 1 группы, согласно индивидуальной программе реабилитации ей необходимы технические средства реабилитации: инвалидная кресло-коляска прогулочная, кресло-коляска комнатная, пеленки, подгузники. Однако, на момент проверки личного дела инвалида Мороз Ф.С. установлено, что указанные средства технической реабилитации ей фактически не выдавались, направление на их получение также выдано не было. Не предоставление инвалиду Мороз Ф.С. технических средств реабилитации для бытовой и общественной деятельности в полном объеме не позволяет ей пройти необходимую комплексную реабилитацию, чем нарушаются нормативы обслуживания инвалида, и создается угроза его здоровью.
В судебном заседании помощник Канского межрайпрокурора Рогова А.В. поддержала данные требования по основаниям, указанным в иске.
Истец Мороз Ф.С. в судебное заседание не явилась, суд полагает возможным рассмотреть дела в ее отсутствие.
Представитель Канского филиала № 5 ГУ Красноярское региональное отделение фонда социального страхования РФ Юдина К.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании иск не признала, так как полагает, что требования прокурора не основаны на законе, так как Фонд социального страхования и его региональные отделения не входят в систему социального обслуживания и не финансируют её деятельность, в том числе в части обеспечения техническими средствами реабилитации. Не обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации связано с отсутствием финансирования за счет средств краевого бюджета и недостаточным финансированием за счет средств федерального бюджета и не может рассматриваться как незаконные действия отделения Фонда, также пояснила, что лично ГУ Красноярское региональное отделение фонда социального страхования РФ не обеспечивает инвалидов техническими средствами реабилитации. Просит в удовлетворении исковых требований отказать, признать Фонд социального страхования РФ ненадлежащим ответчиком по делу, привлечь в качестве ответчика Министерство финансов РФ в лице Управления Федерального Казначейства по Красноярскому краю.
Суд, исследовав доводы сторон, письменные материалы дела, считает, что иск Канского межрайпрокурора в интересах Мороз Ф.С. обоснован и подлежит удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе и по инвалидности.
В соответствии со ст.10, ст.11.1 ФЗ РФ от 24.11.1995г № 181- ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установлено, что государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета; перечень технических средств реабилитации и показаний для обеспечения ими инвалидов техническими средствами реабилитации определяются Правительством РФ.
В соответствии с п.п. 11, 24, 36 Правил признания лица инвалидом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 20. 02. 2006 года № 95, в случае признания гражданина инвалидом датой установления инвалидности считается день поступления в бюро заявления гражданина о проведении медико – социальной экспертизы. Заявление подается в бюро в письменной форме с приложением направления на медико – социальную экспертизу, выданного организацией, оказывающей лечебно – профилактическую помощь и медицинских документов, подтверждающих нарушение здоровья. Гражданину, признанному инвалидом, выдается справка, подтверждающая факт установления инвалидности, а также индивидуальная программа реабилитации. Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно – правовых форм и форм собственности.
Постановлением Правительства РФ от 07. 04. 2008 года № 240 утверждены Правила обеспечения за счет Федерального бюджета инвалидов техническими средствами реабилитации, согласно которым в исполнительный орган ФСС РФ по месту жительства инвалида подается заявление. Уполномоченный орган, в данном случае государственное учреждение – Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ должен в пятнадцатидневный срок рассмотреть данное заявление. Право указанной категории на обеспечение техническими средствами реабилитации возникает с момента подачи заявления в исполнительный орган Фонда.Обеспечение инвалида техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).
В соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденным Распоряжением Правительства РФ от 30. 12. 2005 года № 2347-р, инвалидная кресло-коляска прогулочная, кресло-коляска комнатная, подгузники, пеленки относятся к техническим средствам реабилитации, обеспечение которыми возложено на Фонд социального страхования.
Согласно п.7 «Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации», утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.02.1994 г. № 101 (в ред. от 02.08.2005 г.) средства Фонда образуются, в том числе и за счет ассигнований из федерального бюджета на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот (пособий и компенсаций) лицам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы или радиационных аварий на других атомных объектах гражданского или военного назначения и их последствий, а также в других установленных законом случаях.
В соответствии со ст.158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель утверждает сметы доходов и расходов, распределяет лимиты бюджетных средств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета. Главный распорядитель бюджетных средств имеет право на основании мотивированного представления бюджетного учреждения вносить изменения в утвержденную смету доходов и расходов бюджетного учреждения в части распределения бюджетных средств между ее статьями. Главным распорядителем бюджетных средств по отношению к Красноярскому региональному отделению Фонда социального страхования РФ является Фонд социального страхования РФ.
В соответствии с п.6 ст.158 БК РФ установлено, что главный распорядитель бюджетных средств имеет право на основании мотивированного представления бюджетного учреждения вносить изменения в утвержденную смету доходов и расходов бюджетного учреждения в части распределения средств между ее статьями с уведомлением органа, исполняющего бюджет, в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12.02.1994 г. № 101 «О Фонде социального страхования РФ» региональные отделения Фонда социального страхования РФ образуются Фондом. Региональные отделения являются исполнительными органами Фонда социального страхования РФ и осуществляют оперативное управление средствами социального страхования на соответствующей территории.
Таким образом, от имени Российской Федерации в соответствии со ст. 125 ГК РФ в правоотношениях по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации выступают исполнительные органы Фонда социального страхования РФ и Фонд социального страхования РФ, как орган, осуществляющий финансирование указанных расходов и на них возложены обязанности по осуществлению контроля за исполнением выданных направлений инвалидам на получение технических средств реабилитации.
Как достоверно установлено в судебном заседании Мороз Ф.С., 20.12.1926 года рождения является инвалидом 1 группы (л.д.11). Согласно индивидуальной программе реабилитации инвалида Мороз Ф.С. ей в качестве технического средства медицинской реабилитации необходимы инвалидная кресло-коляска прогулочная, кресло-коляска комнатная, подгузники, пеленки (л.д.9-10); Мороз Ф.С. обращалась в филиал №5 ГУ КРО ФСС РФ с заявлением об обеспечении техническими средствами реабилитации (л.д.8).
Таким образом, Государственное учреждение Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ в лице Филиала №5 (Канский) Государственного учреждения Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ было обязано в 15-дневный срок с момента поступления заявления инвалида одновременно с уведомлением о постановке на учет выдать инвалиду Мороз Ф.С. направление на получение технических средств реабилитации, поскольку именно Фонд социального страхования РФ осуществляет финансирование данных расходов. Ссылка представителя ответчика Юдиной К.В. на отсутствие финансирования из бюджета не может быть принята судом как основание к отказу в удовлетворении требований истца, так как отсутствие средств, выделяемых из соответствующего бюджета Фонду социального страхования РФ, не исключает выдачу Красноярским региональным отделением Фонда социального страхования РФ в лице Канского филиала №5 направлений инвалидам на получение технических средств реабилитации.
Невыполнение в полном объеме государственных социальных гарантий следует рассматривать как нарушение прав инвалида, а бездействие Фонда социального страхования, не обеспечившего инвалида техническими средствами реабилитации – незаконным.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Признать бездействие Государственного учреждения Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ в лице филиала №5 (Канский) по невыдаче инвалиду Мороз Федоре Степановне направления на получение инвалидной кресла-коляски прогулочной, инвалидной кресло-коляски комнатной, подгузников, пеленок незаконным и обязать выдать инвалиду Мороз Федоре Степановне направление на получение технических средств реабилитации, а именно инвалидной кресла-коляски прогулочной в количестве одного изделия, инвалидной кресло-коляски комнатной, пеленок в количестве 30 штук в месяц, подгузников в количестве 60 штук в месяц в количестве одного изделия, согласно индивидуальной программе реабилитации.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Канский городской суд в течение одного месяца.
Судья Глущенко Ю. В.