Дело № 2-62 /2012г
Р Е Ш Е Н И Е (<данные изъяты>)
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ Канский городской суд Красноярского края в составе:
Председательствующего – Лушкиной Н.В.
При секретаре – Митяевой Е.Л.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пивцайкиной Марины Сергеевны к Администрации г. Канска, Министерству образования и науки Красноярского края, о признании права на обеспечение жилым помещением, признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и возложении обязанности по предоставлению жилого помещения, суд
У с т а н о в и л :
Пивцайкина М.С. обратилась в суд с иском к ответчикам Администрации г. Канска, Министерству образования и науки Красноярского края, о признании права на обеспечение жилым помещением признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий и возложении обязанности по предоставлению жилого помещения, мотивируя тем, что она относится к категории детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, поскольку мать ее – ФИО4 в сентябре 2000г умерла, отец ее – ФИО5 решением Дзержинского райсуда от 11.10. 2001г лишен родительских прав. Сама она родилась ДД.ММ.ГГГГ, Постановлением Администрации Дзержинского района № 241-п от ДД.ММ.ГГГГ она была передана под опеку ФИО6 и за ней закреплено было право пользования жилым помещением по адресу <адрес>. В июне 2004г Пивцайкина М.С. получила общее образование, а в июне 2008г закончила ГОУ среднего профессионального образования «Красноярский электромеханический техникум». Пивцайкина М.С.(до брака Сафиуллина) была зарегистрирована вместе со своими родителями в <адрес>, значилась там зарегистрированной. В 2000г Пивцайкина М.С. вместе с опекуном переехала жить в г. Канск, где зарегистрирована и проживала у своей бабушки по адресу <адрес> по настоящее время.
В 2009г истец обращалась в Администрацию Канского района и Михайловский сельсовет Дзержинского района по вопросу предоставления ей жилого помещения, в связи с тем, что закрепленное за ней жилье разобрано еще с 2001г, однако жилье предоставлено не было.
Просит признать за ней право на обеспечение ее жилым помещением, признать ее нуждающейся в улучшении жилищных условий и обязать ответчика предоставить ей во внеочередном порядке из муниципального жилищного фонда жилое помещение, поскольку до настоящего времени ей жилое помещение не предоставлено Администрацией г. Канска.
В судебном заседании истец Пивцайкина М.С. (добрачная фамилия Сафиуллина) в судебном заседании исковые требования в уточненном виде поддержала, суду дополнила, что она является ребенком-сиротой, до настоящего времени не обеспеченной жилой площадью. Жилье за ней закреплялось в 2000г в <адрес> незаконно, поскольку данный дом принадлежал на праве собственности Дзержинскому ЛПХ и был разобран собственником еще в 2001г.Она с 2002г проживает с опекуном на квартире своей бабушки в г. Канске. За закрепленным жильем никто не следил. С 2001г она утратила фактически закрепленное жилье и стала нуждающейся в улучшении жилищных условий. Никакого жилья у нее нет и до настоящего времени жильем она не обеспечена. Просит обязать ответчика Администрацию г. Канска предоставить ей благоустроенное жилое помещение вне очереди, отвечающее санитарно-техническим нормам, общей площади не менее 30 кв.м., полагает, что ответчиком по делу должна являться Администрация г. Канска. Просит удовлетворить иск.
Представитель ответчика Администрации г. Канска Труднева Т.Л. действующая на основании доверенности от 11.01.2012г в судебное заседание не явилась, просила суд дело рассмотреть в ее отсутствие.
Представитель ответчика Министерство образования и науки Красноярского края в судебное заседание не явился, в своем заявлении просил суд дело рассмотреть в его отсутствие, полагает, что они не являются надлежащими ответчиками по делу.
Представитель заинтересованного лица Управления Образования Администрации г. Канска Кисельман Т.Н.действующий на основании доверенности от 10.01.2012г в судебном заседании исковые требования поддержала в полном обьеме, суду пояснила, что она не оспаривает статус Пивцайкиной М.С.- ребенка-сироты, оставшейся без попечении я родителей. Действительно закреплялось жилое помещение, однако данное закрепление она считает незаконным, поскольку Администрация Канского района не могла распоряжаться собственностью Дзержинского ЛПХ. В результате чего Дзержинское ЛПХ в 2001г распорядилось своей собственностью, разобрав закрепленное за истцом жилое помещение. Фактически истец с несовершеннолетнего возраста, с 2000г являлась нуждающейся в улучшении жилищных условий. С 2002г она проживает на территории г. Канска, закончила школу №19 г. Канска, в дальнейшем училась будучи зарегистрированной в г. Канске, что доказано истцом, поэтому в удовлетворении иска не возражает.
Суд, заслушав истца и представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, полагает возможным дело рассмотреть в отсутствие представителей ответчика Министерства образования и науки Красноярского края, а также Администрации г. Канска.
Суд, заслушав истца, представителя заинтересованного лица, исследовав материалы гражданского дела полагает, что иск обоснован и подлежит удовлетворению в силу ст.45 ч.1 Конституции РФ каждому гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина. Ст.14 ФЗ РФ №131 от 24.09.2003г с изм. на 15.02.2006г «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относятся: обеспечение малоимущих граждан проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства; ст.8 ФЗ №159 от 21.12.1996г «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети сироты и дети оставшиеся без попечения родителей, а также дети оставшиеся под опекой(попечительством) не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Детям –сиротам и детям оставшимся без попечения родителей находящимся на территории РФ не имеющим закрепленного жилого помещения, оно предоставляется вне очереди органами исполнительной власти однократно по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или по месту регистрации их рождения или по месту последнего проживания на территории соответствующих районов и городов субьектов РФ, если место их рождения находится за пределами РФ и ст.6 Закона Красноярского края №18-4751 «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории края»;
Согласно ст.17 закона Красноярского края №12-961 от 2.11.2000г «О защите прав ребенка» дети –сироты, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Порядок учета детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа не имеющих жилого помещения, порядок приобретения и предоставления жилых помещений этой категорией граждан устанавливается Губернатором Красноярского края. Указом губернатора Красноярского края от 4.04.2005г №25-уг утвержден Порядок приобретения, предоставления жилых помещений детям сиротам, детям оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения. С 5.03.2010г п.2 изложен следующей редакции:»Органы местного самоуправления муниципальных органов и городских округов Красноярского края за счет средств краевого бюджета приобретают жилые помещения в собственность муниципальных образований Красноярского края в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.2005г №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» для последующего предоставления детям-сиротам, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, по договорам социального найма»;
Статья 1 закона Красноярского края № 9-4225 от 24.12.2009г в редакции Закона от 11.11.2010г № 11-5201 «О наделении органов местного самоуправления отдельных муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечиванию жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц их числа, не имеющих жилого помещения, предусматривает наделение органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей в возрасте до 23 лет, не имеющих жилого помещения, в соответствии со ст.17 Закона края от 2.11.2000г № 12-961 «О защите прав ребенка». В силу п.2 ст.1 указанного закона государственные полномочия передаваемые в соответствии с п.1 ст.1 включают в себя : А) приобретение жилых помещений в целях их предоставления по договорам социального найма детям-сиротам и детям оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения;
Б) предоставление жилых помещений по договорам социального найма детям –сиротам и детям оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения в порядке установленном Указом губернатора Красноярского края от 4.04.2005г №25УГ «Об обеспечении жилым помещением детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения;
В) приобретение и предоставление на основании решений судебных органов жилых помещений по договорам социального найма детям –сиротам и детям оставшихся без попечения родителей, лицам из их числа, а также лицам в возрасте старше 23 лет, ранее относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Перечень муниципальных образований, исполнительные органы которых наделяются государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения содержится в приложении к Закону края от 24.12.2009г №9-4225. Муниципальное образование г. Канска в отличии от муниципального образования Канского района, входит в указанный перечень.
Ст 49 ч.1 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда; ст.50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления. Ст 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления. Ст 57 ч.2 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания в приемных семьях детских домах семейного типа, при прекращении опеки а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании и решений органа местного самоуправления.
Как установлено в судебном заседании Пивцайкина М.С. (добрачная фамилия Сафиуллина) родилась ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается копией свидетельства о рождении (л.д.34); Ее родителями являются отец- ФИО5 и мать – ФИО9 что также подтверждается копией свидетельства о рождении (л.д.34). В сентябре 2000г мать истца- ФИО4 умерла, что подтверждается копией свидетельства о смерти (л.д.6) ; В октябре 2001г отец истца ФИО5 был лишен родительских прав в отношении истца, что подтверждается копией решения суда (л.д.7), истец осталась сиротой, без родительского попечения; Согласно Постановления Администрации г. Канска №241-п от ДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетняя Пивцайкина М.С.(добрачная фамилия Сафиуллина) была передана под опеку ФИО6, и за ней было закреплено жилое помещение <адрес>, что подтверждается копией постановления(л.д.51),
Истец закончила Канскую общеобразовательную школу №19 в 2004г, что подтверждается копией аттестата об образовании (л.д.44), в последующем обучалась в ФГОУ среднего профессионального образования «Красноярском электромеханическом техникуме» и в 2008г закончила его, получив диплом об окончании учебного заведения, состояла на полном гособеспечении, что подтверждается копией диплома (л..д.44-45); До 2002г зарегистрирована она была в <адрес>, что подтверждается копией паспорта, выпиской из домовой книги (л.д.10-13); С декабря 2002г истец зарегистрирована по адресу <адрес>, что подтверждается выпиской из домовой книги(л.д.52), справкой отдела УФМС по Красноярскому краю(л.д.9), копией паспорта (л.д.42-43). Согласно справок Михайловского сельсовета <адрес>, закрепленная за истцом разобрана в 2001г собственником Дзержинским ЛПХ, другого жилья истцу не выделялось в виду отсутствия свободного жилья(л.д.49-50)
Суд полагает, что иск обоснован и подлежит полному удовлетворению по следующим основаниям:
а) Истец относится к категории детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, что не оспаривается сторонами и доказано в судебном заседании истцом, поскольку в судебном заседании установлено, что мать истца умерла в 2000г, а отец лишен родительских прав в 2001г, в 2000г над истцом уже установлена была опека, следовательно с 2000г истец относилась к категории детей-сирот, оставшихся без родительского попечения до совершеннолетия на полном гособеспечении, что подтверждено в судебном заседании материалами дела и не оспорено ответчиками.
б) Истец была зарегистрирована вместе с родителями в <адрес>, данное жилье за истцом согласно Постановления Администрации Каннского района было закреплено незаконно, поскольку данное жилье являлось собственностью Дзержинского ЛПХ и на правах собственника Дзержинское ЛПХ в 2001г разобрало жилое помещение Суд полагает, что за истцом не должно было закрепляться спорное жилое помещение, поскольку оно не являлось муниципальной собственностью, и Администрация Каннского района без каких-либо договорных отношений и соглашений распорядилось чужой собственностью. При этом суд учитывает и тот факт, что с 2001г данного жилья не существует, следовательно с 2001г истец имеет как сирота, ребенок оставшийся без попечения родителей право на обеспечение ее жилым помещением и является нуждающейся в улучшении своих жилищных условий, поскольку нет у истца никакого другого жилья ни на праве собственности или каком-либо другом праве ни в г. Канске, ни в Канском районе, что подтверждено справкой Ростехинвентаризации (л.д.79), справкой Администрации Канского района что она не принимала участие в приватизации и об отсутствии жилья у Пивцайкиной МС.(л.д.78), а также сведений из Регистрационной палаты(л.д.80).
Поскольку истец на момент рассмотрения дела в суде закрепленного за ней жилья не имеет, зарегистрирована в доме не принадлежащем муниципальному образованию, а принадлежащего ее бабушке по адресу <адрес>,право собственности на спорный дом она не приобрела, другого жилья не имеет, то следовательно на момент рассмотрения дела в суд истец имеющая статус сироты, жилым помещением ответчиком не обеспечена, хотя такое у нее право возникло с 2001г.
в) Суд полагает, что поскольку истец является нуждающейся в улучшении жилищных условий, у нее отсутствует какое-либо жилое помещение и это полностью доказано материалами дела, она длительный период времени проживает на территории г. Канска, что подтверждается кроме пояснений истца, представителя Администрации Канского района, представленными в суд справками, последняя училась в школе №19 г. Канска и проживала и проживает в настоящее время на территории г. Канска с 2002г, в связи с чем надлежащим ответчиком по делу является Администрация г. Канска.
Ответчик Администрация г. Канска наделена госполномочиями по приобретению в целях предоставления жилых помещений(данный ответчик поименован в перечне), в связи с чем суд полагает, что обязанность по предоставлению жилого помещения истцу следует возложить на Администрацию г. Канска.
Ответчика Министерство образования и науки Красноярского края, следует освободить от ответственности по данным гражданско-правовым отношениям, поскольку надлежащим ответчиком по данному иску будет только Администрация г. Канска, наделенная госполномочиями по приобретению и предоставлению жилых помещений вне очереди, не ниже установленных социальных норм для детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей, то есть не менее 30 кв.м. общей площади.
На основании ст.197-199 ГПК РФ, суд
Р е ш и л :
Исковое заявление Пивцайкиной Марины Сергеевны к Администрации г. Канска, Министерству Образования и науки Красноярского края о признании права на обеспечение жилым помещением, признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и возложении обязанности по предоставлению жилого помещения- удовлетворить полностью.
Признать за Пивцайкиной Мариной Сергеевной право на обеспечение жилым помещением в соответствии с Указом Губернатора Красноярского края от 4.04.2005г №25УГ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа не имеющих жилого помещения.
Обязать Администрацию г. Канска предоставить Пивцайкиной Марине Сергеевне вне очереди жилое помещение по договору социального найма из муниципального жилищного фонда соответствующее степени благоустройства данного населенного пункта не ниже установленных социальных норм 30 кв.м, отвечающее санитарно-техническим требованиям
Ответчика Министерство образования и науки Красноярского края -освободить от гражданско-правовой ответственности по данному иску.
Решение может быть обжаловано сторонами в Красноярский крайсуд через Канский горсуд в течении месяца.
Судья; Н.В. Лушкина