2-055/2012



Дело № 2-55/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

20 февраля 2012 г. Канский городской суд Красноярского края в составе: председательствующего судьи Соколовой Л.И.

при секретаре Берлинец О.Н.

с участием помощника Канского межрайпрокурора Савченко Р.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Канского межрайонного прокурора в защиту неопределенного круга лиц к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации ( государственному учреждению) в г. Канске и Канском районе Красноярского края, Федеральному агентству по управлению федеральным имуществом в лице Территориального Управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае об обязании оборудования входа в здание специальным приспособлением (пандусом),

У С Т А Н О В И Л :

Канский межрайпрокурор обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации ( государственному учреждению) в г. Канске и Канском районе Красноярского края, Федеральному агентству по управлению федеральным имуществом в лице Территориального Управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае об обязании оборудования входа в здание, расположенное по адресу г. Канск, ул. З0 лет ВЛКСМ, д.18 «а» специальным приспособлением (пандусом) для беспрепятственного доступа инвалидов. Свои требования прокурор мотивирует тем, что прокуратурой была поведена проверка исполнения требований законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации в деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации ( государственного учреждения) в г. Канске и Канском районе Красноярского края, в ходе которой установлено, что в нарушение требований законодательства в указанном здании отсутствует специальное приспособление (пандус) для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов, что нарушает их права. Поскольку собственником здания является Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом в лице Территориального Управлением федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, которым в свою очередь имущество передано Управлению Пенсионного фонда (государственному учреждению) в г. Канске и Канском районе, которое использует данное имущество на праве оперативного управления, то просит обязать ответчиков оборудовать вход в здание специальным приспособлением (пандусом) для беспрепятственного доступа инвалидов. Прокурор в порядке уточнения предъявил аналогичные требования к сособственникам спорного здания Агаркову С.В., Устьянцевой Г.А., Надточий И.В. и Тугуновой Е.В.

В судебном заседании помощник прокурора Савченко З.Р. поддержала требования к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации ( государственному учреждению) в г. Канске и Канском районе Красноярского края, Федеральному агентству по управлению федеральным имуществом в лице Территориального Управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, от поддержания исковых требований к Агаркову С.В., Устьянцевой Г.А., Надточий И.В. Тугуновой Е.В. отказалась.

Представитель Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае по доверенности Клепикова М.В. в судебное заседание не явилась, просила дело рассмотреть в ее отсутствие, в пояснении по иску указала на то, что по данным реестра федерального имущества помещения № 1,2,3,4 в здании, расположенном по адресу г. Канск, ул. 30 лет ВЛКСМ, 18 «А» закреплены на праве оперативного управления за Управлением Пенсионного фонда (государственным учреждением) в г. Канске и Канском районе. В связи с тем, что право хозяйственного ведения и оперативного управления предполагает способы осуществления права, то в силу ст.ст. 294,295, 296 ГПК РФ, обязанности по надлежащему использованию и сохранности федерального имущества, в том числе и по оборудованию здания специальными пандусами, возложены на правообладателей имущества- федеральные государственные учреждения и предприятия.

Представитель Управления Пенсионного фонда Российской Федерации ( государственного учреждения) в г. Канске и Канском районе Красноярского края по доверенности Турченок Н.Н. суду пояснила, что Управление пенсионного фонда в настоящее время решило вопрос по оборудованию пандуса в здание, его установка будет произведена в ближайшее время.

Ответчик Агарков С.В. в суде требования прокурора не признал, суду пояснил, что он является собственником 4\21 доли площади второго этажа здания по адресу г. Канск, ул. 30 лет ВЛКСМ, 18. В настоящее время он не осуществляет какой-либо деятельности в указанном здании.

Ответчики Устьянцева Г.А., Надточий И.В. Тугунова Е.В. в судебное заседание не явились, о дне и месте рассмотрения иска надлежаще уведомлены.

Стороны в суде не возражали рассмотреть дело в отсутствие не явившихся ответчиков.

Заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы, суд считает, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации, Россия – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 39 Конституции РФ).

В соответствии со ст. 2 ФЗ РФ № 181-ФЗ от 24.11.1995 года «О социальной защите инвалидов в РФ» социальная защита инвалидов это система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Социальная поддержка инвалидов - система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 года № 181-ФЗ органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).

Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство

и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускается.

Согласно ст. 2 Градостроительного кодекса РФ, одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности является обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.

В силу ст. 294 ГК РФ, государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с настоящим Кодексом.

Между тем, как установлено в суде, согласно государственного контракта купли-продажи недвижимого имущества от 21.12.2009г., Покупатель -Отделение пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) по Красноярскому краю купил в федеральную собственность с закреплением права оперативного управления за Управлением пенсионного фонда РФ (государственным учреждением) в г. Канске и Канском районе нежилое помещение №1 по адресу г. Канск, ул. 30 лет ВЛКСМ зд. 18 «а» (л.д.14-18)

Согласно Распоряжения Федерального агентства по управлению государственным имуществом № 07-93 р от 01.03.2010г., за Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации ( государственным учреждением) в г. Канске и Канском районе Красноярского края закреплено на праве оперативного управления государственное имущество, составляющее казну РФ в виде нежилых помещений №1, №2, №3, №4 по адресу г. Канск, ул. 30 лет ВЛКСМ, зд. 18 «а» (л.д.35-36)

Как следует из Свидетельства о государственной регистрации права, Управление Пенсионного фонда Российской Федерации ( государственное учреждение) в г. Канске и Канском районе Красноярского края на основании Распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае имеет на праве оперативного управления нежилое помещение общей площадью 570,1 кв.м. 1этаж, по адресу: г. Канск ул. 30 лет ВЛКСМ, зд.18 «а» (л.д.19)

При этом, сторонами в суде не отрицалось, что в здании Управления Пенсионного фонда Российской Федерации ( государственном учреждении) в г. Канске и Канском районе Красноярского края отсутствуют специальные приспособления (пандусы) для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов в указанный объект социальной инфраструктуры.

Так, вход в здание пенсионного органа осуществляется со стороны ул. 30 лет ВЛКСМ, он имеет три ступени с углом наклона около 90 градусов, высота лестничной площадки составляет 40см.. Вход расположен по центру крыльца, которое не оборудовано специальными пандусами для беспрепятственного доступа

инвалидов, в том числе осуществляющих передвижение с помощью специальных технических средств (кресло-коляска, трость, костыли и др.)

Таким образом, разрешая заявленные требования прокурора, суд приходит к выводу о том, что его требования являются законными и в силу ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» подлежат удовлетворению в части возложения на ответчика -Управление Пенсионного фонда Российской Федерации ( государственное учреждение) в г. Канске и Канском районе Красноярского края обязанности оборудовать вход в указанное здание специальным сооружением – пандусом, обеспечивающим беспрепятственный доступ инвалидов к объекту социальной инфраструктуры.

Срок, в который прокурор просит обязать ответчика произвести указанные действия – шесть месяцев, представляется суду разумным и обоснованным.

Суд находит, что Территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае следует освободить от ответственности по иску, так как имущество в виде здания 18 «а» по ул. 30 лет ВЛКСМ в г. Канске передано на праве оперативного управления ответчику Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации ( государственному учреждению) в г. Канске и Канском районе Красноярского края, которое обязано осуществлять в силу требований ст. 294 ГК РФ, обязанности по надлежащему использованию и сохранности федерального имущества. При этом, суд также учитывает, что пенсионный орган, осуществляя данные функции, принял меры к решению вопроса об оборудовании входа в здание пандусом.

Ответчиков Устьянцеву Г.А., Надточий И.В. Тугунову Е.В., Агаркова С.В. следует также освободить от ответственности по иску, так как прокурор в судебном заседании от поддержания исковых требований к данным ответчикам отказался.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Канского межрайпрокурора в интересах неопределенного круга лиц к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации ( государственному учреждению) в г. Канске и Канском районе Красноярского края, Территориальному Управлению федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае об обязании оборудования входа в здание специальным приспособлением (пандусом) для беспрепятственного доступа инвалидов - удовлетворить:

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации ( государственное учреждение) в г. Канске и Канском районе Красноярского края в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оборудовать вход в здание, расположенное по адресу: г. Канск ул. 30 лет ВЛКСМ, зд. 18 «а» специальным приспособлением – пандусом.

Решение может быть обжаловано в течение месячного срока с момента вынесения в окончательной форме в Красноярский краевой суд через Канский городской суд.

Судья Соколова Л.И.