2-497/2012



Дело № 2-497/2012 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 февраля 2012 года г. Канск

Канский городской суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Калинкиной И.В.,

при секретаре Курцевич И.А.,

с участием представителя заявителя Погоденкова В.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Хомич Валентины Анатольевны об оспаривании действий (бездействия) администрации г. Канска и обязании устранить допущенные нарушения прав и свобод в порядке, установленном законодательством,

УСТАНОВИЛ:

Заявитель Хомич В.А. обратилась в суд с заявлением об оспаривании действий (бездействия) администрации г. Канска и обязании устранить допущенные нарушения прав и свобод, мотивируя свои требования тем, что 22 августа 2011 года она обратилась в администрацию г. Канска с заявлением о предоставлении ей из земель населенного пункта земельного участка с кадастровым номером 24:51:0101035:691, площадью 7700 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>К в аренду сроком на 3 года для строительства предприятия по переработке древесины в соответствии с предоставленной проектной и иной учетной документацией. Решение по ее заявлению после неоднократного обращения, как ее, так и ее представителя к должностным лицам администрации г. Канска так и не было принято. Полагает, что администрация г. Канска с сентября 2011 года бездействовала, в то время как Постановлением администрации г. Канска от ДД.ММ.ГГГГ утверждена схема расположения земельного участка площадью 9658,82 кв.м по адресу: <адрес>К с видом разрешенного использования – строительство предприятия по переработке древесины, территориальная зона П-3 (производственно-коммунальная), категория земель — земли населенных пунктов. ДД.ММ.ГГГГ земельный участок площадью 9658,82 кв.м. поставлен на кадастровый учет. ДД.ММ.ГГГГ Роспотребнадзор выдал санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии вышеуказанного земельного участка государственным санитарно-эпидемиологическим правилам в сфере обеспечения промышленной безопасности. ДД.ММ.ГГГГ МКУ «УАиГ» администрации г. Канска утверждена новая схема расположения земельного участка, имеющего адрес: <адрес> администрации г. Канска от ДД.ММ.ГГГГ утвержден протокол образования земельного участка площадью 7700 кв.м. вместо ранее утвержденной схемы расположения земельного участка площадью 9668,82 кв.м. по адресу: <адрес>К с видом разрешенного использования - строительство предприятия по переработке древесины, территориальная зона П-3 (производственных предприятий), категория земель - земли населенных пунктов. Постановлением администрации г. Канска от ДД.ММ.ГГГГ утвержден акт выбора земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ; постановлено согласовать Хомич В.А. место размещения объекта капитального строительства - нежилого здания складского назначения на земельном участке площадью 7700 кв.м. по адресу: <адрес>К с видом разрешенного использования - строительство предприятия по переработке древесины, территориальная зона П-3 (производственных предприятий), категория земель - земли населенных пунктов, для подготовки проектной документации. ДД.ММ.ГГГГ земельный участок поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера . ДД.ММ.ГГГГ в газете «5 Канал» администрация г. Канска опубликовала информацию о предстоящем предоставлении физическим и юридическим лицам земельного участка площадью 7700 кв.м. по адресу: <адрес>К для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта. ДД.ММ.ГГГГ уполномоченное учреждение - МКУ «УАиГ» подготовило и направило в администрацию г. Канска для подписания Главой города согласованного со всеми заинтересованными службами проект постановления о предоставлении Хомич В.А. земельного участка площадью 7700 кв.м. по адресу: <адрес>К для строительства предприятия по переработке древесины в соответствии с предоставленной проектной документацией. ДД.ММ.ГГГГ Хомич В.А. повторно обратилась к Главе города с заявлением о предоставлении ей в аренду сроком на 3 года вышеназванного земельного участка для строительства предприятия по переработке древесины. ДД.ММ.ГГГГ Хомич В.А. получила из администрации г. Канска письмо за , согласно которому её заявление о предоставлении земельного участка площадью 7700 кв.м. по адресу: <адрес>К с кадастровым номером 24:51:0101035:691 для строительства нежилого здания складского назначения не рассмотрено по мотиву «отсутствия к правовому акту - постановлению о предоставлении земельного участка в аренду Хомич В.А. технико-экономического обоснования проекта строительства и размеров предоставляемого в аренду земельного участка, размер которого не сопоставим с площадью строительства». Заявитель считает, что совершила все необходимые действия для получения земельного участка в аренду, а сообщение администрации г. Канска от ДД.ММ.ГГГГ продиктовано произвольными мотивами, администрация г. Канска в нарушение правил, установленных Земельным кодексом и Правилами землепользования и застройки, незаконно бездействовала в течение сентября – декабря 2011 года по разрешению заявления Хомич В.А.. Заявитель просит признать действия (бездействие) администрации <адрес> края по не рассмотрению заявления и непринятию решения по заявлению Хомич В.А. о предоставлении ей земельного участка площадью 7700 кв. м, с кадастровым номером 24:51:0101035:691, расположенного по адресу: <адрес>К в аренду сроком на 3 года для строительства предприятия по переработке древесины незаконным и обязать администрацию г. Канска устранить допущенное нарушение прав и свобод Хомич В.А. путем принятия решения о предоставлении земельного участка площадью 7700 кв.м, с кадастровым номером 24:51:0101035:691, расположенного по адресу: <адрес>К в аренду сроком на 3 года для строительства предприятия по переработке древесины.

В судебном заседании представитель заявителя Погоденков В.К. заявление поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении. Просил суд удовлетворить заявленные требования и обязать администрацию г. Канска устранить допущенное нарушение прав и свобод Хомич В.А. путем принятия решения о предоставлении земельного участка площадью 7700 кв.м, с кадастровым номером 24:51:0101035:691, расположенного по адресу: <адрес>К в аренду сроком на 3 года для строительства предприятия по переработке древесины.

Представитель администрации г. Канска, надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного заседания, в суд не явился, о причинах неявки не известил, возражений на предъявленные требования не представил.

Суд посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации г. Канска при согласии представителя Хомич В.А. по имеющимся материалам.

Представитель МКУ «Управление архитектуры и градостроительства администрации г. Канска» Альховка А.В. в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ суду пояснил, что со стороны Хомич В.А. все требования Земельного кодекса РФ выполнены, составлен проект «Предприятие по переработке древесины и строительство железнодорожного пути необщего пользования», проект разработан на основании нормативной документации с соблюдением СНиП. Возврат документов начальником юридического отдела администрации г. Канска по причине «площадь объектов несоразмерна площади земельного участка» не основан на нормах действующего законодательства. После получения из администрации г. Канска документов МКУ «Управление архитектуры и градостроительства администрации г. Канска» был произведен дополнительный градостроительный анализ проекта шифр 024-11 и сделан вывод, что площадь застройки земельного участка соответствует нормативным требованиям и не может быть увеличена, так как в случае увеличения площади застройки будут нарушены противопожарные нормы, что недопустимо.

Суд, заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы гражданского дела, полагает, что заявление Хомич В.А. подлежит удовлетворению.

Как установлено в судебном заседании, постановлением администрации г. Канска от ДД.ММ.ГГГГ утвержден проект границ земельного участка площадью 9658,82 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>К с видом разрешенного использования – размещение предприятия по глубокой переработке древесины, территориальная зона - П-3 - подзона производственно-коммунальная, категория земель — земли населенных пунктов (л.д. 11). ДД.ММ.ГГГГ земельный участок площадью 9658,82 кв.м, кадастровый номер , поставлен на кадастровый учет (л.д. 12). ДД.ММ.ГГГГ Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю в г. Канске выдал санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии вышеуказанного земельного участка государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам (л.д. 14). Постановлением администрации г. Канска от ДД.ММ.ГГГГ изменен вид разрешенного использования земельного участка площадью 9658,82 кв.м с кадастровым номером 24:51:0101035:0193 по адресу: <адрес>, К с «размещения предприятия по глубокой переработке древесины» на «строительство предприятия по переработке древесины»; утвержден протокол образования земельного участка площадью 7700 кв.м. по адресу: <адрес>К с видом разрешенного использования - строительство предприятия по переработке древесины, территориальная зона: П-3 – зона производственных предприятий, категория земель - земли населенных пунктов; утвержден акт выбора земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ; постановлено согласовать Хомич В.А. место размещения объекта капитального строительства - предприятия по переработке древесины в составе: железнодорожного пути необщего пользования, производственного здания, административного здания и здания склада - на земельном участке площадью 7700 кв.м. по адресу: <адрес>К с видом разрешенного использования - строительство предприятия по переработке древесины, территориальная зона - П-3 – зона производственных предприятий, категория земель - земли населенных пунктов, для подготовки проектной документации (л.д. 15). ДД.ММ.ГГГГ земельный участок поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 24:51:0101035:691 (л.д. 19). ДД.ММ.ГГГГ в газете «5 канал» опубликована информация о предстоящем предоставлении физическим и юридическим лицам земельных участков из земель населенных пунктов, в том числе и земельного участка площадью 7700 кв.м. по адресу: <адрес>К, для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта в соответствии со ст. 31 ЗК РФ (л.д. 20). В августе- сентябре 2011 г. МКУ «УАиГ администрации г. Канска» подготовило и направило в администрацию <адрес> для подписания Главой города проект постановления о предоставлении Хомич В.А. земельного участка площадью 7700 кв.м по адресу: <адрес>К с кадастровым номером 24:51:0101035:691 для строительства предприятия по переработке древесины в соответствии с предоставленной проектной документацией (шифр 024-11) из земель населенных пунктов в аренду сроком на 2 года с возложением на Хомич В.А. обязанности после заключения договора аренды получить разрешение на строительство в МКУ «УАиГ администрации г. Канска». Постановление подписано не было, документы возвращены на доработку (л.д. 22,23). 05.12.2011 г. Хомич В.А. повторно обратилась к Главе города Канска с заявлением о предоставлении ей в аренду сроком на 3 года земельного участка площадью 7700 кв.м по адресу: <адрес>К с кадастровым номером 24:51:0101035:691 для строительства предприятия по переработке древесины (л.д. 24). ДД.ММ.ГГГГ Хомич В.А. получила из администрации г. Канска письмо за № 3144, согласно которому подготовленные МКУ «Управление архитектуры и градостроительства администрации г. Канска» проекты правовых актов о предоставлении земельного участка под строительство нормам Земельного кодекса, Градостроительного кодекса, действующих СНиПов и иных нормативных актов не соответствовали, неоднократно возвращались в УАиГ на доработку - в частности, в проектах отсутствуют технико-экономические обоснования проектов строительства и размеров земельных участков; согласно представленным проектам площадь истребуемых земельных участков несоразмерна площади строительства; в представленном проекте отсутствует такой объект как железнодорожный путь необщего пользования в составе объектов капитального строительства, который заявлен в постановлении об утверждении акта выбора (л.д. 25).

В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.

При этом ст. 255 ГПК РФ установлено, что к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Согласно разъяснениям, изложенным в п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных, лиц, государственных и муниципальных служащих", к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности относится не рассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.

Одновременно с тем, по смыслу ч. 4 ст. 258 ГПК РФ с учетом разъяснений, данных в п. 25 указанного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, основанием для удовлетворения заявления о признании незаконным бездействия является наличие нарушения прав и свобод гражданина в совокупности с одним из следующих обстоятельств: наличие у заинтересованного лица, чье бездействие оспаривается, соответствующих полномочий на совершение определенных действий; несоблюдение порядка совершения данного действия, выразившееся в оспариваемом бездействии; несоответствие оспариваемого бездействия требованиям закона или иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

В соответствии со ст. 11 Земельного кодекса РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В соответствии со ст. 28 Земельного кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.

В соответствии со ст. 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

В соответствии со ст. 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства осуществляется с проведением работ по их формированию с предварительным согласованием мест размещения объектов; предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Земельного кодекса РФ.

Согласно ст. 31 Земельного кодекса РФ результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства; решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.

В соответствии с п. 1 ст. 32 Земельного кодекса РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.

Пунктом 2 ст. 32 Земельного кодекса РФ установлено, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка, в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства.

Уполномоченный орган местного самоуправления вправе отказать в предоставлении земельного участка для строительства в случаях установленных законом.

Из имеющихся в материалах дела документов следует, что Хомич В.А. выполнены все предусмотренные действующим законодательством действия с целью дальнейшего получения вышеуказанного земельного участка в аренду.

В судебном заседании установлено, что первоначально Хомич В.А. обратилась с заявлением в администрацию г. Канска с заявлением о предоставлении ей из земель населенного пункта земельного участка с кадастровым номером , площадью 7700 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>К в аренду сроком на 3 года для строительства предприятия по переработке древесины ДД.ММ.ГГГГ, что также подтверждено отзывом на заявление Управления архитектуры и градостроительства администрации г. Канска от ДД.ММ.ГГГГ. Решение по ее заявлению о предоставлении земельного участка для строительства в установленный законом срок принято не было, как не было и официального отказа органа местного самоуправления в предоставлении земельного участка для строительства. Из материалов дела следует, что после повторного обращения Хомич В.А. в администрацию г. Канска ДД.ММ.ГГГГ с заявлением о предоставлении ей в аренду сроком на 3 года земельного участка площадью 7700 кв.м по адресу: <адрес>К для строительства предприятия по переработке древесины, ей был дан ответ письмом от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 25) за подписью заместителя главы города по развитию жилищно-коммунального комплекса, согласно которому, подготовленные УАиГ администрации г. Канска проекты правовых актов о предоставлении земельного участка под строительство нормам Земельного кодекса, Градостроительного кодекса, действующих СНиПов и иных нормативных актов не соответствуют - в проектах отсутствуют технико-экономические обоснования проектов строительства и размеров земельных участков; согласно представленным проектам площадь истребуемых земельных участков несоразмерна площади строительства; в представленном проекте отсутствует такой объект как железнодорожный путь необщего пользования в составе объектов капитального строительства, который заявлен в постановлении об утверждении акта выбора (л.д. 25). При этом в письме №; 3144 от ДД.ММ.ГГГГ отсутствуют ссылки на нормативно-правовые акты, требования которых нарушены или не соблюдены Хомич В.А..

МКУ «Управление архитектуры и градостроительства администрации г. Канска» произвело дополнительный градостроительный анализ проекта шифр 024-11, как специально уполномоченный орган в области архитектурной и градостроительной деятельности, и пришло к выводу, что площадь застройки земельного участка соответствует нормативным требованиям и не может быть увеличена, так как в случае увеличения площади застройки будут нарушены противопожарные нормы, что недопустимо; требование о предоставлении технико-экономического обоснования заявителем Хомич В.А. в администрацию г. Канска на стадии сформированного и поставленного на кадастровый учет земельного участка по адресу: <адрес>, К, считают необоснованным и незаконным; утверждение о соразмерности и несоразмерности площади земельного участка также считают необоснованными и незаконными. Указанные выводы изложены в отзыве МКУ «Управление архитектуры и градостроительства администрации г. Канска» на заявление за от ДД.ММ.ГГГГ с соответствующими приложениями к нему (л.д. 37-57, 64-76). Не доверять данному выводу у суда оснований не имеется, поскольку начальник УАиГ несет персональную ответственность за своевременность и качество выполнения возложенных на управление задач и функций, за разрабатываемые правовые акты и принимаемые решения в рамках возложенных полномочий. Кроме того, в соответствии с действующим законодательством объект строительства, в том числе промышленное предприятие, создается (строится) на основе проекта, подготовленного проектной организацией, имеющей допуск саморегулируемой организации. Проектная организация выполнила проект строительства (шифр 024-11), при этом она несет ответственность за качество проектной продукции.

Таким образом, со стороны администрации г. Канска имело место бездействие, что подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами, которое следует признать незаконным. Суд считает, что бездействие администрации г. Канска умаляет законные права заявителя Хомич В.А.. Изложенное позволяет суду сделать вывод о том, что бездействие администрации г. Канска не основано на нормах действующего законодательства, противоречит требованиям Земельного кодекса РФ, чем создает препятствия в реализации законных прав Хомич В.А. на получение земельного участка в аренду.

По смыслу ч.1 ст. 258 ГПК РФ устранение в полном объеме допущенного нарушения прав и свобод гражданина или препятствий к осуществлению гражданином его прав и свобод при оспаривании бездействия в данном случае может заключаться лишь в возложении обязанности на заинтересованное лицо рассмотреть заявление Хомич В.А. о предоставлении ей земельного участка площадью 7700 кв.м, с кадастровым номером 24:51:0101035:691, расположенного по адресу: <адрес> К в аренду сроком на 3 года для строительства предприятия по переработке древесины в соответствии с действующим законодательством. Суд не вправе предрешать результат рассмотрения уполномоченным органом заявления Хомич В.А., поскольку может последовать и отказ в предоставлении данного земельного участка по основаниям, которые предусмотрены действующим законодательством.

Руководствуясь ст. 194-199,258 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Заявление Хомич Валентины Анатольевны об оспаривании действий (бездействия) администрации г. Канска и обязании устранить допущенные нарушения прав и свобод в порядке, установленном законодательством, удовлетворить:

Признать бездействие администрации г. Канска Красноярского края по не рассмотрению заявления и непринятию решения по заявлению Хомич Валентины Анатольевны о предоставлении ей земельного участка площадью 7700 кв.м, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> К в аренду сроком на 3 года для строительства предприятия по переработке древесины незаконным и обязать администрацию г. Канска устранить допущенное нарушение прав и свобод Хомич В.А. в полном объеме в соответствии с действующим законодательством.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Канский городской суд в течение месяца с момента вынесения в окончательной форме.

Судья Калинкина И.В.