Дело 2-906/2012 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 марта 2012 года г. Канск
Канский городской суд Красноярского края в составе: председательствующего судьи Калинкиной И.В.,
при секретаре Курцевич И.А.,
с участием представителя ответчика Юдиной К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Нижнеингашского района в интересах ФИО1 к Государственному учреждению Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице Канского филиала № 5 ГУ Красноярского регионального отделения фонда социального страхования РФ о признании действий по не обеспечению инвалида техническими средствами реабилитации незаконными, возложении обязанности по обеспечению техническими средствами реабилитации,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Нижнеингашского района обратился в суд в интересах ФИО1 к Государственному учреждению Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице Канского филиала № 5 ГУ Красноярского регионального отделения фонда социального страхования РФ о признании действий по не обеспечению инвалида техническими средствами реабилитации незаконными, возложении обязанности по обеспечению техническими средствами реабилитации, мотивируя свои требования тем, что ФИО1 является инвалидом 1 группы и согласно индивидуальной программе реабилитации ему необходимы технические средства реабилитации, а именно: кресло – коляска комнатная с фиксирующими элементами, откидными подлокотниками и подголовником, цельнолитыми шинами, шириной сиденья 40 см, 1 изделие на 6 лет; кресло –коляска прогулочная с фиксирующими элементами, откидным подлокотником и подголовником, пневматическими шинами, шириной сиденья 50 см, 1 изделие на 4 года; противопролежневая подушка, 1 изделие на 3 года; противопролежневый матрац, 1 изделие на 3 года, абсорбирующие пеленки, 45 штук в месяц; памперсы, 45 штук в месяц. ФИО1 в Государственное учреждение Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ в порядке, установленном законодательством, ДД.ММ.ГГГГ подано заявление и ИПР для постановки на учет. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 поставлен на учет в филиале № 5 Канский ГУ Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ. На момент проведения проверки ДД.ММ.ГГГГ установлено, что ФИО1 техническими средствами реабилитации не обеспечен. Прокурор Нижнеингашского района просит признать действия ГУ Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ в лице филиала № 5 Канский по не обеспечению инвалида ФИО1 техническими средствами реабилитации незаконными и нарушающими права последнего, обязать ГУ Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ в лице филиала № 5 Канский обеспечить инвалида ФИО1 техническими средствами реабилитации – кресло – коляской комнатной с фиксирующими элементами, откидными подлокотниками и подголовником, цельнолитыми шинами, шириной сиденья 40 см, 1 изделие на 6 лет; кресло – коляской прогулочной с фиксирующими элементами, откидным подлокотником и подголовником, пневматическими шинами, шириной сиденья 50 см, 1 изделие на 4 года; противопролежневой подушкой, 1 изделие на 3 года; противопролежневым матрацем, 1 изделие на 3 года, абсорбирующими пеленками, 180 штук; памперсами, 180 штук, согласно индивидуальной программе реабилитации.
В судебное заседание прокурор Нижнеингашского района не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом. Просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель ГУ Красноярское региональное отделение фонда социального страхования РФ по доверенности Юдина К.В. исковые требования прокурора не признала, суду пояснила, что не обеспечение инвалида произошло из-за недостаточного финансирования расходов на приобретение технических средств реабилитации Министерством финансов РФ и администрацией Красноярского края.
Суд, заслушав представителя ГУ Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, исследовав письменные материалы дела, считает, что иск прокурора является обоснованным, его необходимо удовлетворить по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе и по инвалидности.
В соответствии со ст. 10, ст. 11.1 ФЗ РФ от 24.11.1995 г. № 181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установлено, что государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета; перечень технических средств реабилитации и показаний для обеспечения ими инвалидов техническими средствами реабилитации определяются Правительством РФ.
В соответствии с Правилами обеспечения за счет средств федерального бюджета инвалидов техническими средствами реабилитации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 г. № 240, финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется за счет ассигнований бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых является межбюджетные трансферты, полученные из федерального бюджета на предоставление инвалидам технических средств и услуг.
Согласно ст. 2 ФЗ РФ от 24.11.1995 года № 181 - ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Согласно п.п. 3, 4, 5 Правил обеспечения за счет средств федерального бюджета инвалидов техническими средствами реабилитации установлено, что заявление о предоставлении инвалиду технического средства (изделия) подается инвалидом либо лицом, предоставляющим его интересы, в исполнительный орган Фонда социального страхования РФ по месту жительства (далее – уполномоченный орган), который в 15-ти дневной срок с даты поступления заявления рассматривает его и в письменной форме уведомляет инвалида о постановке на учет. Право указанной категории граждан на обеспечение техническими средствами реабилитации возникает с момента подачи заявления в исполнительный орган Фонда. Обеспечение инвалидов техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).
В соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденным распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 г. № 2347-р, кресло – коляска комнатная, кресло – коляска прогулочна, противопролежневая подушка, противопролежневый матрац, абсорбирующие пеленки, памперсы, относятся к техническим средствам реабилитации, обеспечение которыми возложено на Фонд социального страхования.
В соответствии со ст. 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель утверждает сметы доходов и расходов, определяет лимиты бюджетных средств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, определенный ведомственной классификацией расходов федерального бюджета.
В соответствии с п. 6 ст. 158 Бюджетного Кодекса РФ установлено, что главный распорядитель бюджетных средств имеет право на основании мотивированного представления бюджетного учреждения вносить изменения в утвержденную смету доходов и расходов бюджетного учреждения в части распределения средств между ее статьями с уведомлением органа, исполняющего бюджет, в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона РФ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» Фонд социального страхования Российской Федерации осуществляет расходы по предоставлению инвалидам технических средств реабилитации и услуг. П. 7 Положения о Фонде социального страхования РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.02.1994 г. № 101, установлено, что средства Фонда образуются в том числе и за счет ассигнований из федерального бюджета на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот (пособий и компенсаций), а также в других установленных законом случаях.
Таким образом, от имени Российской Федерации в соответствии со ст. 125 ГК РФ в правоотношениях по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации выступают исполнительные органы Фонда социального страхования РФ и Фонд социального страхования РФ, как орган, осуществляющий финансирование указанных расходов.
В суде представителем ГУ Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации не отрицалось, что истец является инвалидом, поставлен на учет по обеспечению техническими средствами реабилитации и ему не были в полном объеме выданы технические средства реабилитации из-за отсутствия достаточного финансирования.
Таким образом, невыполнение в полном объеме государственных социальных гарантий следует рассматривать как нарушение прав инвалида, а действия Фонда социального страхования, не обеспечившего инвалида техническими средствами реабилитации, незаконными.
Обязанность по обеспечению техническими средствами реабилитации инвалидов возложена на исполнительный орган Фонда социального страхования РФ. При этом Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в РФ» и вышеуказанные Правила не предусматривают в качестве основания освобождения от обязанности обеспечить инвалидов техническими средствами реабилитации недостаточное финансирование расходов на их приобретение. Поэтому доводы о недостаточном финансировании расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации не могут быть приняты во внимание судом.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Нижнеингашского района в интересах ФИО1 к Государственному учреждению Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице Канского филиала № 5 ГУ Красноярского регионального отделения фонда социального страхования РФ о признании действий по не обеспечению инвалида техническими средствами реабилитации незаконными, возложении обязанности по обеспечению техническими средствами реабилитации - удовлетворить.
Признать действия Государственного учреждения Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в лице Канского филиала № 5 ГУ Красноярского регионального отделения фонда социального страхования РФ по не обеспечению инвалида ФИО1 техническими средствами реабилитации незаконными.
Обязать Государственное учреждение Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице Канского филиала № 5 ГУ Красноярского регионального отделения фонда социального страхования РФ обеспечить ФИО1 техническими средствами реабилитации - кресло – коляской комнатной с фиксирующими элементами, откидными подлокотниками и подголовником, цельнолитыми шинами, шириной сиденья 40 см, 1 изделие на 6 лет; кресло – коляской прогулочной с фиксирующими элементами, откидным подлокотником и подголовником, пневматическими шинами, шириной сиденья 50 см, 1 изделие на 4 года; противопролежневой подушкой, 1 изделие на 3 года; противопролежневым матрацем, 1 изделие на 3 года, абсорбирующими пеленками 180 штук; памперсами, 180 штук, согласно индивидуальной программе реабилитации.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Канский городской суд в течение месяца со дня принятия решения.
Судья Калинкина И.В.