Дело № 2-1081/2012 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 апреля 2012 года г. Канск
Канский городской суд Красноярского края в составе: председательствующего судьи Калинкиной И.В.,
при секретаре Курцевич И.А.,
с участием помощника Канского межрайонного прокурора Савченко З.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Канского межрайонного прокурора к администрации г. Канска о признании бездействия органа местного самоуправления незаконным, обязании ликвидировать свалку бытовых отходов,
УСТАНОВИЛ:
Канский межрайонный прокурор обратился в суд с исковым заявлением к администрации г. Канска о признании бездействия органа местного самоуправления незаконным, обязании ликвидировать свалку бытовых отходов, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой проведена проверка по факту загрязнения земельного участка бытовыми отходами (древесными отходами) в районе Канского педагогического колледжа и бывшего «Гормолзавода» через дорогу от жилых домов № 75, 75А, 77, 79, 83, 89 по ул. 40 лет Октября г. Канска. Общий размер несанкционированной свалки бытовых отходов составляет 100 х 100 метров. На земельном участке, расположенном на землях населенных пунктов, в границах территории г. Канска, в районе котельной м-на Солнечный г. Канска обнаружены опилки, обрезные доски, которые размещен в хаотичном порядке, непосредственно в снежный покров. Свалка на данной территории в перечень объектов для размещения отходов не включена. Канский межрайонный прокурор просит признать бездействие органа местного самоуправления г. Канска по уклонению от принятия мер по ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов, расположенной в районе Канского педагогического колледжа и бывшего «Горморлзавода» через дорогу от жилых домов № 75, 75А, 77, 79, 83, 89 по ул. 40 лет Октября г. Канска, незаконным, обязать орган местного самоуправления г. Канска ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов, расположенную в районе Канского педагогического колледжа и бывшего «Гормолзавода» через дорогу от жилых домов №№ 75, 75 А, 77, 79, 83, 89 по ул. 40 лет Октября г. Канска путем сбора и вывоза несанкционированно размещенных бытовых отходов на специализированный полигон бытовых отходов в срок до 01.07.2012 года.
В судебном заседании помощник Канского межрайонного прокурора Савченко З.Р. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
В судебное заседание представитель ответчика администрации города Канска не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не известил.
В судебное заседание представитель третьего лица МУ «Управление по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству администрации города Канска» не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не известил.
В судебное заседание представитель третьего лица МУП «Текущего содержания и санитарной очистки г. Канска» не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не известил.
Суд посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания при согласии помощника Канского межрайпрокурора согласно ст. 167 ГПК РФ.
Суд, заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, считает, что иск следует удовлетворить по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В силу п. 11, 24 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Согласно ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10.01.2002 г. хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов, как необходимых условий обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности.
В соответствии с п. 3 ст. 7 указанного закона к вопросам местного значения городского округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10.01.2002 г. управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно ст. 51 данного Федерального закона отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья людей и окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Часть 2 ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10.01.2002 г. запрещает сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву;
В соответствии со ст. 12 Федерального Закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ запрещено захоронение отходов в границах населенных пунктов. Создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со ст. 42 Земельного Кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны в том числе:
использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;
осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности;
соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;
не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
Статья 12 ГК РФ предусматривает способы защиты гражданских прав, в том числе и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу их нарушения, присуждение исполнения обязанностей в натуре.
В соответствии со ст. 150 ГК РФ жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке.
Как установлено в судебном заседании, прокуратурой проведена проверка по факту загрязнения земельного участка бытовыми отходами (древесными отходами) в районе Канского педагогического колледжа и бывшего «Гормолзавода» через дорогу от жилых домов № 75, 75А, 77, 79, 83, 89 по ул. 40 лет Октября г. Канска. Общий размер несанкционированной свалки бытовых отходов составляет 100 х 100 метров. На земельном участке, расположенном на землях населенных пунктов, в границах территории г. Канска, в районе котельной м-на Солнечный г. Канска обнаружены опилки, обрезные доски, которые размещен в хаотичном порядке. Свалка на данной территории в перечень объектов для размещения отходов не включена. Наличие данной несанкционированной свалки на момент рассмотрения дела в суде подтверждается кроме пояснений прокурора, актом обследования вышеуказанной территории (л.д. 5) и сделанными в ходе проверки фотографиями данной свалки (л.д. 6-11).
Суд полагает, что требования прокурора обоснованы и подлежат полному удовлетворению, поскольку именно на орган местного самоуправления как в силу Федеральных законов, так и на основании Устава г. Канска возложена обязанность организовывать мероприятия по охране окружающей среды в границах городского округа, а также организации мероприятий по сбору, вывозу, утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов. Однако ответчик не выполняет возложенные на него обязанности, факт его бездействия полностью нашел подтверждение в судебном заседании. Ответчик не оспаривает тот факт, что указанная свалка несанкционированна и незаконна, в связи с чем требования прокурора подлежат удовлетворению.
Срок, в который прокурор просил суд обязать ответчика произвести определенные действия – до 1 июля 2012 года, представляется суду разумным и обоснованным.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковое заявление Канского межрайонного прокурора к администрации г. Канска о признании бездействия органа местного самоуправления незаконным, обязании ликвидировать свалку бытовых отходов – удовлетворить.
Признать бездействие органа местного самоуправления г. Канска по уклонению от принятия мер по ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов, расположенной в районе Канского педагогического колледжа и бывшего «Гормолзавода» через дорогу от жилых домов № 75, 75А, 77, 79, 83, 89 по ул. 40 лет Октября г. Канска, размером 100х100 метров, незаконным.
Обязать орган местного самоуправления г. Канска ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов, размером 100х100 метров, расположенную в районе Канского педагогического колледжа и бывшего «Гормолзавода» через дорогу от жилых домов №№ 75, 75 А, 77, 79, 83, 89 по ул. 40 лет Октября г. Канска, путем сбора и вывоза несанкционированно размещенных бытовых отходов на специализированный полигон бытовых отходов в срок до 1 июля 2012 года.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Канский городской суд в течение месяца с момента вынесения.
Судья И.В. Калинкина