Дело № 2- 2-1094/2012 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
23 мая 2012 г. Канский городской суд Красноярского края в городе Канске в составе: председательствующего судьи Соколовой Л.И.
при секретаре Берлинец О.Н.
с участием помощника Канского межрайпрокурора Кожакина Д.А.
рассмотрев в открытом заседании гражданское дело по исковому заявлению Канского межрайонного прокурора к администрации г. Канска о признании бездействия по уклонению от принятия мер по ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов незаконным, обязании ликвидировать свалку бытовых отходов,
УСТАНОВИЛ:
Канский межрайонный прокурор обратился в суд к Администрации г. Канска о признании бездействия по уклонению от принятия мер по ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов незаконным, обязании ликвидировать свалку бытовых отходов. Свои требования истец мотивирует тем, что Канской межрайпрокуратурой проведена проверка по факту загрязнения земельного участка бытовыми отходами (древесными отходами), расположенном в овраге района «Гормолзавода» г. Канска. Общий размер несанкционированной свалки бытовых отходов составляет 25х25 метров. На данном земельном участке обнаружены опилки, обрезные доски, которые размещены в хаотичном порядке, непосредственно в снежный покров. Свалка на данной территории в перечень объектов для размещения отходов города Канска не включена. Просит признать бездействие органа местного самоуправления г. Канска по уклонению от принятия мер по ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов, расположенной в овраге в районе бывшего «Гормолзавода» г. Канска незаконным, обязать ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов путем сбора и вывоза несанкционированно размещенных бытовых отходов на специализированный полигон бытовых отходов в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании помощник Канского межрайпрокурора ФИО2 исковые требования поддержал, в порядке уточнения исковых требований просил признать бездействие органа местного самоуправления г. Канска по уклонению от принятия мер по ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов, расположенной в овраге в районе бывшего «Гормолзавода» г. Канска незаконным, обязать орган местного самоуправления г. Канска ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов площадью 3928 кв.м., расположенную в кадастровом квартале 24:51:0101026 в 108 м в южном направлении от перекрестка улиц <адрес> и <адрес>, имеющую точки с GPS координатами (1) х 0088344 у 0732137, 2) х 0088347 у 0732097, 3) х 0088383 у 0732035, 4) х 0088419, у 0732060, 5) х 0088399 у 0732079, 6) х 0088387 у 0732129).
Представитель ответчика администрации г. Канска Козлов А.О. исковые требования не признал, суду пояснил, что из толкования ст. 16 ФЗ № 131 от 06.10.2008 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» не прослеживается прямая обязанность исполнительного органа местного самоуправления ликвидировать свалку отходов производства и потребления собственными силами, а лишь указывается на возложение обязанностей по организации самого процесса сбора и вывоза отходов. Организация сбора, вывоза, утилизации (размещения) отходов осуществляется на территории г. Канска на основании Решения Канского городского Совета депутатов Красноярского края от 21.12.2009 г. № 69-656 «О Правилах благоустройства и санитарного содержания территории города Канска», в соответствии с пунктом 2.1 указанных правил, физические и юридические лица в целях санитарной очистки территорий г. Канска самостоятельно или в соответствии с заключенными договорами со спец. организациями осуществляют очистку и уборку земельных участков владеющими на каком-либо вещном праве или фактически осуществляющие таким участком правомочия владения. Полагает, что надлежащими ответчиками по настоящему делу являются лица, осуществляющие складирование отходов.
Суд, заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, находит, что исковые требования обоснованны и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В силу п. 11, 24 ст. 16 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Согласно ст. 3 Федерального Закона «Об охране окружающей природной среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов, как необходимых условий обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности.
В соответствии с п. 3 ст. 7 указанного Закона к вопросам местного значения городского округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.
В соответствии со ст. 10 Федерального Закона «Об охране окружающей природной среды», управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно ст. 51 вышеуказанного Федерального Закона, отходы производства и потребления, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья людей и окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Согласно ч.2 ст. 51 Федерального Закона «Об охране окружающей природной среды» запрещен сброс отходов производства и потребления на почву.
Согласно ст. 12 Федерального Закона «Об отходах производства и потребления» от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ запрещено захоронение отходов в границах населенных пунктов. Создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 42 Земельного Кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; осуществлять мероприятия по охране земель;
соблюдать при использовании земельных участков требования экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В соответствии со ст. 76 Федерального закона «Об охране окружающей среды» споры в области охраны окружающей среды разрешаются в судебном порядке.
Статья 12 ГК РФ предусматривает способы защиты гражданских прав, в том числе и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу их нарушения, присуждение исполнения обязанностей в натуре.
В соответствии со ст. 150 ГК РФ жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке.
Как установлено в судебном заседании, на земельном участке, расположенном в овраге района «Гормолзавода» г. Канска, находится несанкционированная свалка бытовых отходов площадью 3928 кв.м., в кадастровом квартале 24:51:0101026 в 108 м в южном направлении от перекрестка улиц 40 лет Октября и Владимирской г. Канска имеющую точки с GPS координатами (1) х 0088344 у 0732137, 2) х 0088347 у 0732097, 3) х 0088383 у 0732035, 4) х 0088419, у 0732060, 5) х 0088399 у 0732079, 6) х 0088387 у 0732129). Указанные обстоятельства подтверждены письменными материалами дела, наличие свалки зафиксировано и в ходе выездного судебного заседания. Данная свалка является несанкционированной, поскольку свалка на данной территории в перечень объектов для размещения отходов не включена, что подтверждается пояснениями помощника Канского межрайпрокурора, Актом № 1 обследования территории от 01.03.2012 г., фотоснимками (л.д. 5-6).
Согласно ст. 6 п. 29 Устава г. Канска в ведении города Канска находятся вопросы местного значения в том числе по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов (л.д.7-9).
Суд, не может согласиться с мнением представителя администрации г. Канска о том, что на исполнительный орган местного самоуправления прямая обязанность ликвидации свалки отходов не возложена, поскольку обязанность организовывать мероприятия по охране окружающей среды в границах городского округа, а также организации мероприятий по сбору, вывозу, утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов возложена именно на орган местного самоуправления, что подтверждается копией Устава г. Канска.
Учитывая вышеизложенное, суд считает необходимым признать бездействие органа местного самоуправления г. Канска по уклонению от принятия мер по ликвидации свалки бытовых отходов незаконным, обязать ликвидировать ответчика свалку бытовых отходов.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Признать бездействие органа местного самоуправления г. Канска по уклонению от принятия мер по ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов, расположенной в овраге в районе бывшего «Гормолзавода» г. Канска незаконным.
Обязать орган местного самоуправления г. Канска ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов площадью 3928 кв.м., расположенную в кадастровом квартале 24:51:0101026 в 108 м в южном направлении от перекрестка улиц 40 лет Октября и Владимирской г. Канска имеющую точки с GPS координатами (1) х 0088344 у 0732137, 2) х 0088347 у 0732097, 3) х 0088383 у 0732035, 4) х 0088419, у 0732060, 5) х 0088399 у 0732079, 6) х 0088387 у 0732129).
Решение может быть обжаловано в течение месяца с момента вынесения в окончательной форме в Красноярский краевой суд через Канский городской суд
Судья Соколова Л.И.