2-1739/2012



Дело 2-1739/2012г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 июля 2012 года                             г. Канск

Канский городской суд Красноярского края в г. Канске в составе:

председательствующего судьи Мизгерт О.В.,

при секретаре Шинкаревой Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Иланского района в интересах Кудряшовой У.С. к Государственному учреждению Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ в лице филиала № 5 (Канский) о признании незаконным бездействия по необеспечению путевкой на санаторно – курортное лечение, обязании обеспечить путевкой на санаторно-курортное лечение,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Иланского района обратился в суд в интересах Кудряшовой У.С. к ГУ Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ в лице филиала №5 (Канский) о признании незаконным бездействия по необеспечению путевкой на санаторно – курортное лечение, обязании обеспечить путевкой на санаторно-курортное лечение, мотивируя свои требования тем, что Кудряшова У.С. является ребенком - инвалидом, согласно индивидуальной программы реабилитации ей необходима путевка на санаторно-курортное лечение. На момент проверки установлено, что законный представитель Кудряшовой У.С. обратился с заявлением в ГУ КРО ФСС РФ о получении путевки на санаторно-курортное лечение. Однако, до настоящего времени Кудряшова У.С. путевкой на санаторно – курортное лечение не обеспечена, чем было нарушено ее право на получение социальной услуги в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение.

В судебном заседании прокурор Иланского района не явился, о дне и месте рассмотрения иска надлежащим образом извещен, просил дело рассмотреть в отсутствие представителя прокуратуры Иланского района.

Истец Кудряшова У.С. в судебное заседание не явилась, суд полагает возможным рассмотреть дела в ее отсутствие.

Представитель ГУ Красноярское региональное отделение фонда социального страхования РФ Юдина К.В. исковые требования прокурора не признала, суду пояснила, что запись учреждения медико-социальной экспертизы в индивидуальной программе реабилитации инвалида о санаторно-курортном лечении имеет рекомендательный характер. Путевка на санаторно-курортное лечение предоставляется инвалиду не на основании индивидуальной программы, а на основании медицинской справки. Поэтому, при рассмотрении заявлений граждан о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, прежде всего, устанавливается наличие у гражданина права на получение набора социальных услуг. При этом действующее законодательство о государственной социальной помощи не содержит гарантий ежегодного предоставления путевок на санаторно-курортное лечение. Отделение Фонда осуществляет предоставление путевок в пределах средств, выделяемых на эти цели из федерального бюджета и передаваемых Фонду социального страхования РФ на основании федерального закона на соответствующий календарный год. Ни одна из категорий граждан, получающих государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, не имеет приоритетного права на обеспечения санаторно-курортным лечением. Поэтому с учетом равных прав граждан- получателей набора социальных услуг, санаторно-курортное лечение предоставляется в порядке очередности, устанавливаемой с даты подачи заявления о выделении путевки. Не предоставление в 2010 году путевки связано с объективными условиями. В первую очередь в 2010 году удостоверялись заявки граждан, ранее подавших заявления, но не воспользовавшихся по каким-либо причинам санаторно-курортным лечением. Поскольку количество выделяемых денежных средств на санаторно-курортное лечение ограничено, приобретаемые путевки распределяются между гражданами льготной категории в порядке очередности и в течение календарного года достаются не всем. Тем гражданам, которые не получили путевки в текущем календарном году, предоставление санаторно-курортного лечения переносится на следующий календарный год, при условии, что они в следующем календарном году не отказались от набора социальных услуг. Фонд осуществляет финансирование расходов на обеспечения путевками на санаторно-курортное лечение в пределах средств, перечисленных в Фонд. В настоящее время средства, перечисленные отделению Фонда в виде трансфертов из федерального бюджета, направлены на приобретение путевок в текущем году и не могут быть использованы на санаторно-курортное лечение за прошедший период. В связи с этим требования прокурора о предоставлении в 2012 году путевки за 2011год является незаконным.

Суд, заслушав представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, находит, что иск прокурора является обоснованным, его необходимо удовлетворить по следующим основаниям.

В соответствии со ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе и по инвалидности.

В соответствии со ст.9 ФЗ РФ от 24.11.1995г № 181- ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установлены основные направления реабилитации инвалидов: восстановительные медицинские мероприятия, реконструктивную хирургию, протезирование и ортезирование, санаторно–курортное лечение.

В соответствии со ст. 1 ФЗ РФ «О государственной социальной помощи» от 17. 07. 1999 года № 178-ФЗ – набор социальных услуг – это перечень социальных услуг, предоставляемых отдельным категориям граждан в соответствии с указанным Федеральным законом.

Согласно п. 8 ст. 6. 1 ФЗ «О государственной социальной помощи» от 17. 07. 1999 г. Кудряшова У.С. имеет право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, так как является инвалидом.

Пунктом 1 ч. 1 ст. 6. 2 указанного ФЗ в состав предоставляемого набора социальных услуг включено предоставление гражданам из числа категорий, указанных в ст. 6. 1,- при наличии медицинских показаний – путевки на санаторно – курортное лечение, осуществляемое в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании.

В силу ч. 5 ст. 6.3 ФЗ № 178-ФЗ порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.

В соответствии с ч. 2 ст. 6.3 указанного Закона периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год.

Согласно ч. 2 ст. 6.5 Закона сумма средств, направляемая на оплату предоставления набора социальных услуг (либо одной социальной услуги в случае, если гражданин воспользовался своим правом на отказ от предоставления одной из социальных услуг) удерживается из состава начисленной гражданину ежемесячной денежной выплаты, осуществляемой в соответствии с законодательством РФ.

Приказом Минздравсоцразвития РФ от 29. 12. 2004 г. № 328 утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан. В соответствии с разделом 3 названного Порядка обеспечение санаторно – курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно – курортных путевок в санаторно – курортные организации, расположенные на территории РФ (п. 3.1). Путевки на санаторно – курортное лечение приобретаются Фондом социального страхования РФ (п. 3.3).

Отбор и направление на санаторно – курортное лечение граждан, медицинские показания и противопоказания для санаторно – курортного лечения, объем и условия оказания санаторно – курортной помощи, а также длительность пребывания в санаторно – курортном учреждении в зависимости от заболевания, осуществляется в установленном порядке (п. 3.4).

Граждане при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения получают в лечебно – профилактическом учреждении по месту жительства справку для получения путевки по форме № 070/у-04, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития РФ от 22. 11. 2004 г. № 256 (п. 3.6).

Согласно п. 3.7 Порядка при наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в исполнительные органы Фонда социального страхования РФ по месту жительства до 1 декабря текущего года.

Исполнительные органы Фонда и органы социальной защиты населения не позднее 10 дней с момента поступления заявления о предоставлении санаторно-курортной путевки и справки для получения путевки сообщают гражданину о возможности предоставления санаторно – курортной путевки, соответствующей заявленному профилю лечения, с указанием даты заезда (п. 3.8).

Исполнительные органы Фонда и органы социальной защиты населения по месту жительства заблаговременно, но не позднее чем за 21 день до даты заезда в санаторно – курортное учреждение, выдают гражданам санаторно – курортные путевки в соответствии с их заявлениями и справками для ее получения (п. 3.9).

В соответствии со ст. 6 ФЗ РФ от 21. 07. 2007 года № 183-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования РФ на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» установлено, что в 2008 году и в плановый период 2009 и 2010 годов Фонд осуществляет финансовое обеспечение оплаты стоимости путевок в санаторно – курортные учреждения, расположенные на территории РФ, со сроком пребывания не более 21 дня, отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи в части оплаты санаторно – курортного лечения в пределах межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на указанные цели. Аналогичная норма содержалась и ФЗ о бюджете фонда на 2007 год.

В силу ст. 1, 152 Бюджетного кодекса РФ гражданин не является субъектом бюджетных правоотношений и его право на санаторно – курортное лечение законом не поставлено в зависимость от объема денежных средств, предусмотренных на финансирование набора социальных услуг.

Закон также не ограничивает право граждан, имеющих право на получение путевки на санаторно – курортное лечение, не обеспеченных таким лечением в текущем году окончанием года, поскольку такое право осталось нереализованным из – за бездействия государственных органов, и не ставит возможность получения путевки на текущий год в зависимость от того, собирается ли он воспользоваться санаторно – курортным лечением в следующем году.

Таким образом, нарушив право Кудряшовой У.С. на получение путевки санаторно – курортное лечение, Государственное учреждение Красноярского регионального отделения фонда социального страхования РФ в лице филиала № 5 (Канский), обязано предоставить такую путевку в последующем.

Как достоверно установлено в судебном заседании Кудряшова У.С. ДД.ММ.ГГГГ года рождения является ребенком- инвалидом, что подтверждается справкой МСЭ (л.д.10). Законный представитель Кудряшовой У.С. обратился в филиал №5 ГУ КРО ФСС РФ с заявлением о выделении ему путевки на санаторно – курортное лечение (л.д. 8), а также предоставлял справку для получения путевки (л.д.14), однако, до настоящего времени Кудряшова У.С. путевкой на санаторно – курортное лечение не обеспечена.

Невыполнение в полном объеме государственных социальных гарантий следует рассматривать как нарушение прав инвалида, а бездействие Фонда социального страхования, не обеспечившего инвалида путевкой на санаторно – курортное лечение – незаконным.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Исковое заявление прокурора Иланского района в интересах Кудряшовой У.С. к Государственному учреждению Красноярскому региональному отделению «Фонда социального страхования РФ» в лице филиала №5 (Канский) Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования РФ о признании действий по не обеспечению инвалида путевкой на санаторно-курортное лечение незаконными, и обязании выдать инвалиду путевку на санаторно-курортное лечение – удовлетворить.

Признать бездействие Государственного учреждения Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ в лице филиала №5 (Канский) по необеспечению инвалида Кудряшовой У.С. путевкой на санаторно – курортное лечение незаконным и обязать выдать инвалиду Кудряшовой У.С. путевку на санаторно – курортное лечение.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Канский городской суд в течение месяца.

Судья                   Мизгерт О.В.