Дело номер г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Станица Каневская Краснодарского края 30 августа 2010 г.
Каневской районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего Смирнова В.В.,
при секретаре Витковой Н.И.,
с участием представителя заявителя Подолянко И.А. поверенной Доровских И.В., представившей доверенность от 17.05.2010 г.,
представителя заинтересованного лица Государственной инспекции труда в Краснодарском крае поверенного Кузнецова А.В., представившего доверенность от 24.02.2010 г.,
рассмотрев гражданское дело по заявлению Подолянко И.А. об оспаривании решений органа государственной власти,
УСТАНОВИЛ:
Заявитель подал в суд заявление, указывая, что государственным инспектором Государственной инспекции труда в Краснодарском крае К. с нарушением установленных законом требований была проведена проверка ОАО «Каневскаярайгаз», по результатам которой составлен акт проверки соблюдения трудового законодательства и иных правовых актов, содержащих нормы трудового права, от 14.07.2010 г. (далее - оспариваемый акт), а заявителю как генеральному директору ОАО «Каневскаярайгаз» выдано предписание от 14.07.2010 г. об устранении нарушений трудового законодательства (далее - оспариваемое предписание). Заявитель требует признать оспариваемые акт и предписание необоснованными, незаконными и подлежащими отмене.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержала изложенные в заявлении требования.
Представитель заинтересованного лица Государственной инспекции труда в судебном заседании признал заявление необоснованным, объяснив, что внеплановая проверка предприятия была проведена в связи с поступившими в инспекцию заявлениями юрисконсульта предприятия К.Е. о нарушении ее трудовых прав, в том числе, о прекращении оплаты ее дополнительной работы секретаря совета директоров общества. В результате проверки было установлено, что ранее юрисконсульту предприятия К.Е. было поручено выполнение наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой профессии (должности) секретаря совета директоров общества за дополнительную оплату, при этом срок, в течение которого юрисконсульт выполняла дополнительную работу, ее содержание и объем были установлены работодателем без ее письменного согласия, что и было отражено в оспариваемом акте. Никаких иных нарушений трудовых прав юрисконсульта установлено не было. К моменту проведения проверки юрисконсульт дополнительную работу уже не выполняла, в связи с чем, в оспариваемом предписании руководителю предприятия (заявителю) предписывалось не допускать таких нарушений в будущем.
Оценивая исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности, суд приходит к убеждению, что заявление подлежит удовлетворению полностью.
Согласно ст.60.2 ТК РФ с письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату. Срок, в течение которого работник будет выполнять дополнительную работу, ее содержание и объем устанавливаются работодателем с письменного согласия работника. Работник имеет право досрочно отказаться от выполнения дополнительной работы, а работодатель - досрочно отменить поручение о ее выполнении, предупредив об этом другую сторону в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.
Толкуя положения ст.60.2 ТК РФ, орган государственной власти полагает что работодатель, не получив письменного согласия юрисконсульта на выполнение дополнительной работы, тем самым нарушил ее трудовые права. По убеждению суда такое толкование этой нормы права применительно к данной конкретной ситуации неверно.
Под дополнительной работой следует понимать совмещение профессий (должностей); расширение зон обслуживания, увеличение объема работ; исполнение обязанностей временно отсутствующего работника в основное рабочее время в рамках существующего трудового договора. Выполнение такой работы возможно за счет интенсивности (уплотнения работы) в течение рабочего дня. Выполнение дополнительной работы поручается работодателем и оформляется приказом, который будет законным, если работник согласен на выполнение этой работы, то есть, по сути, выполнение дополнительной работы устанавливается соглашением сторон, на что прямо указывает и закрепленное в этой норме безусловное право как работника досрочно отказаться от такой работы, так и работодателя досрочно отменить свое поручение по ее выполнению, предупредив об этом другую сторону в письменной форме не позднее, чем за три рабочих дня.
Устанавливая обязательность получения письменного согласия работника на выполнение дополнительной работы, законодатель тем самым подтвердил право работника на обязательное выполнение лишь той работы, которая обусловлена его трудовым договором (ст.60 ТК РФ), при этом отсутствие письменного согласия работника на выполнение дополнительной работы при его фактическом согласии выполнять эту работу за согласованную дополнительную оплату само по себе не означает, что трудовые права работника нарушены, поскольку выполнение дополнительной работы в этом случае обусловлено соглашением сторон.
Из объяснений представителя Государственной инспекции труда следует, что в поданном в инспекцию заявлении юрисконсульт, указывая о нарушении ее трудовых прав, имела ввиду лишь прекращение оплаты ее дополнительной работы секретаря совета директоров общества, при этом она ничего не указывала о своем несогласии выполнять эту работу за установленную в приказе от 11.01.2010 г. № 11-п дополнительную оплату. Проведенная проверка так же подтвердила, что юрисконсульт была согласна выполнять эту работу за дополнительную оплату, но работодатель отменил свое поручение по ее выполнению, что и явилось причиной прекращения дополнительной оплаты. Таким образом, из фактических обстоятельств следует, что выполнение юрисконсультом дополнительной работы секретаря совета директоров общества было обусловлено соглашением сторон, в связи с чем, отсутствие у работодателя письменного согласия юрисконсульта на выполнение этой дополнительной работы само по себе не означало, что трудовые права юрисконсульта были нарушены.
При таких обстоятельствах вследствие неверного толкования закона орган государственной власти пришел к неверному выводу о том, что трудовые права юрисконсульта были нарушены, в связи с чем, орган государственной власти необоснованно указал в оспариваемом акте о выявленных нарушениях трудовых прав юрисконсульта, равно как и необоснованно потребовал в оспариваемом предписании от заявителя недопущения таких нарушений в будущем.
Поскольку незаконные оспариваемые акт и предписание создают заявителю препятствия к осуществлению его прав генерального директора предприятия, необходимо обязать руководителя органа государственной власти устранить эти препятствия в полном объеме путем их отмены.
Заявитель так же указывает на имевшие место в ходе проверки нарушения действующего законодательства: проводивший проверку инспектор перед началом проведения проверки по просьбе руководителя не ознакомил его с положениями административного регламента, в соответствии с которым проводится проверка; не предоставил заявителю информацию и документы, относящиеся к предмету проверки; не оформил акт проверки непосредственно после ее завершения и не вручил заявителю его один экземпляр, направив его почтой спустя две недели; потребовал от заявителя представления документов, установив срок их представления менее срока, установленного в законе.
Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц при осуществлении ими предпринимательской деятельности и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулируются ФЗ от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», который обязывает должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля перед началом проведения выездной проверки по просьбе руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя ознакомить их с положениями административного регламента (при его наличии), в соответствии с которым проводится проверка (п. 12 ст. 18); предоставлять руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю, присутствующим при проведении проверки, информацию и документы, относящиеся к предмету проверки (п.6 ст. 18); оформлять акт проверки непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручать руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки, или направлять его заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении лишь в случае отсутствия руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки (п.4 ст. 16). Согласно п.2 ст.10 ФЗ от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» документы и материалы по направленному в установленном порядке запросу государственного органа представляются в течение 15 дней.
Изложенные в заявлении доводы заявителя об имевших место в ходе проверки нарушениях действующего законодательства подтверждены письменными доказательствами, представителем Государственной инспекции труда не опровергнуты, доказательств необоснованности заявления в данной части суду не представлено, в связи с чем, суд признает заявление доказанным и в данной части.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198, 254-258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление Подолянко И.А. об оспаривании решений органа государственной власти удовлетворить полностью.
Обязать руководителя Государственной инспекции труда в Краснодарском крае устранить в полном объеме препятствия к осуществлению Подолянко И. А. прав генерального директора открытого акционерного общества «Каневскаярайгаз».
Решение суда является для руководителя Государственной инспекции труда в Краснодарском крае основанием для отмены акта проверки соблюдения трудового законодательства и иных правовых актов, содержащих нормы трудового права, от 14.07.2010 г., составленного государственным инспектором труда К., в части указания выявленных нарушений трудовых прав юрисконсульта К.Е. и для отмены предписания от 14.07.2010 г., выданного государственным инспектором труда К. генеральному директору ОАО «Каневскаярайгаз» Подолянко И.А.
Решение суда может быть обжаловано в кассационном порядке в Краснодарский краевой суд через Каневской районный суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий