К делу № номер/10
РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации
ст. Каневская дата года
Судья Каневского районного суда Краснодарского края Сеина Т.П.,
при секретаре Печенкиной А.С.,
с участием представителя истца Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю Тыщенко М.А.,
представителя ответчика ООО «Краснодарская региональная компания по реализации газа» Савинкова Р.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Краснодарская региональная компания по реализации газа» о признании действий в части начисления гражданам и взимании платы с граждан за непотребленный газ при поставке природного газа на коммунально-бытовые нужды населения (газоснабжении) противоправными,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю обратилось в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Краснодарская региональная компания по реализации газа» о признании противоправными действий в части начисления гражданам и взимании платы с граждан за непотребленный газ при поставке природного газа на коммунально-бытовые нужды населения (газоснабжении).
В обоснование своих требований указывает, что в соответствии с п.п. 1,3 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучию человека, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 года № 322, Федеральная службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.
В соответствии с п.8.4.6 Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного Приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 30 мая 2006 года №139, Управление по Краснодарскому краю имеет право обращаться в суд с заявлениями в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей за неоднократное или грубое нарушение установленных законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации прав потребителей.
За период с 25 ноября 2009 по 04 марта 2010 годы в территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю в Каневском, Ленинградском, Староминском районах поступило 4 письменных обращения от потребителей, свидетельствующих о систематических нарушениях прав и законных интересов потребителей, допущенных ООО «Краснодаррегионгаз» (далее -Общество). Из обращений следует, что Общество нарушает права потребителя на получение необходимой и достоверной информации об оказываемой услуге - газоснабжении, а также обманывает потребителей относительно сохранения среднегодового норматива потребления сетевого газа и стоимости предоставленной услуги (газоснабжения), не учитывая период опломбирования отопительных приборов у граждан.
Согласно п.2.1. Устава ООО «Краснодаррегионгаз» целями деятельности Общества является обеспечение бесперебойной поставки газа покупателям Краснодарского края в соответствии с заключенными договорами, сбор платежей с покупателей газа, оперативное управление режимами газоснабжения, а также извлечение прибыли.
В соответствии с п.3.4 Договора № 19538 на газоснабжение населения от 07.06.2006 года, заключенного с Килиной З.Г. (аналогично: Договор № 20193 на газоснабжение населения от 07.08.2006 года, заключенный с Пергун Н.И., Договор № 4095 поставки природного газа на коммунально-бытовые нужды населения (для физических лиц) от 11.11.2009 года, заключенный с Мороз Ю.А., а также Шумкиной B.C.) следует, что абонент вправе отказаться от предложенной схемы оплаты за отопление, при этом он обязуется письменно известить об этом газоснабжающую организацию. В этом случае отопительные приборы отключаются газоснабжающей организацией в указанный абонентом срок с составлением соответствующего документа и опломбировкой газового оборудования.
В соответствии с этим существенным условием договора указанные граждане письменно обращались в Каневской участок по работе с потребителями газа в Каневском районе с просьбой опломбировать отопительный прибор. Так Килина З.Г. обратилась 04.03.2009 года на участок ООО «Краснодаррегионгаз» с заявлением об опломбировании отопительного прибора, что было сделано 10.03.2009 года. По её заявлению 03.11.2009 года снята пломба с отопительного прибора, что подтверждается представленными документами. Однако «невыбранный объем» Общество распределяет на ноябрь и декабрь 2009 года, как видно из расчет норматива потребления сетевого газа для домовладения Килиной З.Г.. Пергун Н.И. сотрудники Общества опломбировали отопительный прибор 10.03.2009 года. По её заявлению 03.11.2009 года была снята пломба с отопительного прибора, что подтверждается представленными документами. Однако как видно из расчета норматива потребления сетевого газа для домовладения Пергун Н.И. «невыбранный объем» Общество распределяет на ноябрь и декабрь 2009 года. Мороз Ю.А. сотрудники Общества опломбировали отопительный прибор 24.03.2009 года. По его заявлению 03.11.2009 года была снята пломба с отопительного прибора, что подтверждается представленными документами. Однако невыбранный объем Общество распределяет на ноябрь и декабрь 2009 года». Аналогично производится расчет для домовладения Мороз Ю.А..
Выступая стороной по публичному договору газоснабжения, Общество приняло на себя обязательства исполнителя коммунальной услуги по газоснабжению. Следовательно, складывающиеся отношения между Обществом как газоснабжающей организацией и гражданином (потребителем газа) должны отвечать требованиям как Закона РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 года № 2300-1, так и Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ 23.05.2006 года № 307.
Жители станицы Каневской, пользующиеся или имеющие намерение воспользоваться услугой для хозяйственно-бытовых нужд, являются потребителями. Согласно абзацу 3 преамбулы Закона и абзацу 3 пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам: потребитель - гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. В соответствии с понятиями, используемыми Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, «абонент» - сторона договора, обязанная принять поставленный газ и оплатить его. Абонентом может выступать физическое лицо (гражданин), в том числе собственник (наниматель) жилого дома, приобретающий газ для удовлетворения личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или юридические лица. Взаимоотношения сторон по договору газоснабжения, заключенному между обществом и потребителем, регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, а также Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных Постановлением Правительства РФ №549 от 21.07.2008 года.
Согласно п. 11 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам условия определения даты начала и (или) окончания отопительного периода, а также дата начала и (или) окончания отопительного периода устанавливается собственниками жилых домов самостоятельно при наличии в таких домах автономной системы отопления и согласуется с исполнителем.
В силу статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер оплаты за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно Правилам поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан (далее - Правила): п.п. «б» п.2 гл.1 Поставка газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан осуществляется исходя из следующих принципов: -поставка газа по фактической потребности;
п. 21. Абонент обязан: а) оплачивать потребленный газ в установленный срок и в полном объеме;
п. 32. При отсутствии у абонентов (физических лиц) приборов учета газа объем его потребления определяется в соответствии с нормативами потребления газа. Нормативы и нормы потребления газа утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
п.34. Нормой потребления газа является среднемесячный объем потребления газа в следующих целях:
а) приготовление пищи и нагрев воды при отсутствии централизованного горячего водоснабжения - в расчете на 1 человека в месяц;
б) отопление жилых помещений в многоквартирных домах и жилых домах - в расчете на 1 кв. метр общей площади указанных помещений в месяц;
п. 35. Объем потребленного газа, определяемый в соответствии с нормативами потребления газа, в расчетном периоде рассчитывается в следующем порядке:
а) при использовании газа для приготовления пищи и нагрева воды с применением газовых приборов - как произведение количества граждан, проживающих в жилом помещении, и установленного норматива потребления газа для соответствующего вида потребления;
б) при использовании газа для отопления жилых помещений, в том числе вспомогательных помещений в квартире многоквартирного дома, - как произведение общей отапливаемой площади и норматива потребления газа, установленного для этих целей.
п. 36. В случае если фактическое присоединение входящего в состав внутридомового газового оборудования газопровода к газораспределительной (присоединенной) сети было осуществлено не с первого дня расчетного периода, объем потребленного газа определяется пропорционально количеству дней в расчетном периоде после указанного присоединения, включая и день присоединения.
п.40. Внесение абонентом поставщику газа платы за потребленный газ осуществляется ежемесячно, до 10-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, которым является календарный месяц, если договором не установлено иное. Обязанность по внесению платы за потребленный газ возникает с наступления расчетного периода, в течение которого имела место первая фактическая подача газа абоненту.
п.41. Размер платы за потребленный газ рассчитывается как произведение объема потребленного газа, определенного по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - в порядке, установленном пунктами 32 - 38 настоящих Правил, и розничных цен на газ, установленных для населения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
п.49. Поставщик газа обязан без расторжения договора приостановить подачу газа по заявлению абонента на срок, указанный в заявлении, при условии оплаты абонентом расходов, понесенных в связи с проведением работ по отключению и последующему подключению газоиспользующего оборудования этого абонента. Расходы, понесенные в связи с проведением работ по отключению и последующему подключению внутридомового газового оборудования, оплачиваются поставщику газа, если иное не предусмотрено договором о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования, заключенным абонентом со специализированной организацией.
На основании Постановления Правительства РФ от 13 июня 2006 года № 373 «О порядке установления нормативов потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа» и Постановления главы администрации Краснодарского края от 27 марта 2007 года № 237 «Об утверждении норм и нормативов потребления газа для населения Краснодарского края при отсутствии приборов учета газа» минимально допустимые нормы потребления газа при отсутствии приборов учета газа-среднегодовые нормы потребления газа, используемые для отопления жилых помещений от газовых приборов, не оборудованных газовыми счетчиками для Краснодарского края - 6 куб.м/кв.м.
В письме Департамента по вопросам топливно-энергетического комплекса Краснодарского края от 03.05.2007 года № 61-2509/07-05-20 понятие «среднегодовые нормы потребления газа» определяет среднюю за год месячную норму потребления природного газа. Таким образом суммарная норма газа для отопления составит 72 куб.м/кв.м в год.
Период оплаты за отопление принят по Краснодарскому краю с 01октября по 30 апреля. На основании этого ООО «Краснодаррегионгаз» пересчитывает сезонный норматив объема потребления газа, используемого для отопления жилых помещений от газовых приборов не оборудованных газовыми счетчиками: (6 куб.м./кв.м х 12 месяцев) : 7 = 10,2857 куб.м/кв.м -норматив потребления в течение 7 месяцев.
В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и электроснабжения - в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 приложения № 2 к Правилам (подпункт «а» пункта 21); при оборудовании коммунальной квартиры общими (квартирными) приборами учета размер платы за коммунальные услуги в этом жилом помещении рассчитывается для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, газоснабжения и электроснабжения - в соответствии с подпунктом 1 пункта 4 приложения № 2 к Правилам (подпункт «а» пункта 28); при оборудовании коммунальной квартиры общим (квартирным) и индивидуальными приборами учета электрической энергии размер платы за освещение помещений вспомогательного использования, являющихся общим имуществом в коммунальной квартире, определяется в соответствии с пунктом 5 приложения № 2 к Правилам (пункта 29).
В пунктах 27, 30, 31 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг указано, что нормативы потребления коммунальных услуг по услугам холодного (горячего) водоснабжения, электроснабжения, газоснабжения, водоотведения устанавливаются из расчета на 1 потребителя.
В соответствии с данными Правилами под нормативом потребления коммунальных услуг понимается месячный (среднемесячный) объем (количество, норма) потребления коммунальных ресурсов (холодной и горячей воды, сетевого газа, электрической и тепловой энергии) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме при отсутствии приборов учета (пункт 2).
В соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 306 «норматив потребления коммунальных услуг» - месячный (среднемесячный) объем (количество, норма) потребления коммунальных ресурсов (холодной и горячей воды, сетевого газа, электрической и тепловой энергии) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме при отсутствии приборов учета.
В соответствии с п. 1 ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учетами энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Однако в письме от 19.11.2009 года №25-19-10/5482 Килиной З.Г. начальник отдела по работе с населением ООО «Краснодаррегионгаз» Захаров В.А. пишет, что объем 72 м3/м2 в соответствии с площадью отапливаемого домовладения может быть оплачен абонентом даже за один месяц. В любом случае, независимо от продолжительности расчетного периода и погодных условий, начисление составит 72 м3/м2 в год.
В соответствии с п. 2 ст. 544 ГК РФ порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В законе определена возможность изменения размера платы за коммунальные услуги в случае предоставления таких услуг гражданам и юридическим лицам (далее - потребителям) ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
Так, согласно ч. 4 ст. 157 Жилищного Кодекса при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, изменение размера платы за коммунальные услуги определяется в порядке, установленном Правительством РФ.
Потребитель коммунальных услуг, помимо уменьшения размера платы за услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, имеют также право: требовать от исполнителя возмещения в полном объеме убытков и вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потребителя (проживающих совместно с ним лиц) в следствии не предоставления или предоставления услуг ненадлежащего качества, а также морального вреда в размере и порядке, определяемых в соответствии с законодательством РФ; - не производить оплату коммунальных услуг за период их не предоставления; на устранение производителем выявленных недостатков в предоставлении услуг в установленные договором сроки; на государственную и судебную защиту в соответствии с законодательством РФ в случае нарушения его прав ( способы защиты жилищных прав определены ст. 11 Жилищного Кодекса РФ).
Вышеуказанные обращения граждан явились основаниями для проведения внеплановых проверок в отношении Общества. Так, основанием для выдачи распоряжения №32р-25-2010 от 11 января 2010 года с целью проведения внеплановой выездной проверки Общества послужили заявления потребителей - гражданки Килиной З.Г, Пергун Н.И., Шумкиной B.C. в соответствии с п.п. «в» п.2 ч.2 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» - нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены), а также ст.40 Закона РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 года № 2300-1, п.8.1, 8.4 Положения о ТО Управления ФС по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю в Каневском, Ленинградском, Староминском районах, утвержденное Приказом Руководителя № 264 от 07.08.2006 года.
По результатам проверки установлены нарушения Обществом обязательных требований: п. 36 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 июля 2008 года № 549; п. 51 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307; ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 года № 2300-1. В соответствии со ст.28.1 КоАП РФ, непосредственно обнаружив достаточно данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, были составлены протоколы об административном правонарушении в отношении должностного лица - начальника участка по работе с потребителями газа в Каневском районе Даниленко В.Л. и в отношении юридического лица ООО «Краснодаррегионгаз». При рассмотрении дела об административных правонарушениях по ст.14.7, 14.8 ч.1 КоАП РФ Даниленко В.Л. привлечен к ответственности в виде штрафа в размере 2000 руб., Общество - в размере 15000 руб. В адрес Общества вынесено предписание о прекращении нарушений прав потребителей № 32п-25-2010 от 22.01.2010 года. Не согласившись с постановлением о привлечении к административной ответственности ООО «Краснодаррегионгаз» и предписанием, Общество подало жалобу в Арбитражный суд Краснодарского края. Жалоба должностного лица Даниленко В.Л. была рассмотрена Ленинским районным судом г. Краснодара. Решением Арбитражного суда от 09 апреля 2010 года по делу №А-32-5940/2010-4/220 было отказано Обществу в удовлетворении требований, но снижен размер штрафа до 10000 руб. Предписание о прекращении нарушений прав потребителей в части взимания платы за не предоставленную услугу (газоснабжение) признано Арбитражным судом Краснодарского края законным. То есть выданным предписанием предписано произвести гражданам пересчет стоимости предоставленной услуги (газоснабжения) без учета периода опломбирования отопительных приборов. Решением Ленинского районного суда г. Краснодара в удовлетворении жалобы Даниленко В.Л. отказано, постановление оставлено без изменения. Жалоба Мороз Ю.А. также послужила основанием для выдачи распоряжения №154р-25-2010 от 11 марта 2010 года с целью проведения внеплановой документарной проверки Общества, по результатам которой составлен протокол в отношении ООО «Краснодаррегионгаз». Просит признать действия ООО «Краснодаррегионгаз» в части начисления гражданам, а также взимания платы с граждан за непотребленный газ при поставке природного газа на коммунально-бытовые нужды населения (газоснабжении) противоправными в отношении неопределенного круга потребителей. Обязать ООО «Краснодаррегионгаз» осуществлять деятельность по поставке природного газа на коммунально-бытовые нужды населению (газоснабжение) в части начисления и взимания платы с граждан - потребителей в соответствии с действующим законодательством. Обязать ООО «Краснодаррегионгаз» довести до сведения потребителей решение суда в десятидневный срок со дня вступления решения в законную силу через средства массовой информации.
В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержала.
Представитель ответчика иск не признал, указывая, что п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307, закрепляет понятие «потребитель» - гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Пункт 3 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 54921.06.2008 года, закрепляет понятие «абонент» - сторона договора, обязанная принять поставленный газ и оплатить его. Абонентом может выступать физическое лицо (гражданин), в том числе собственник (наниматель) жилого дома, приобретающий газ для удовлетворения личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или юридическое лицо. Деятельность по газоснабжению связанна с поставкой газа в конкретное домовладение, имеющее почтовый адрес. В соответствии с п. 4 Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 года № 713, граждане обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в органах регистрационного учета. При поставке газа, лица получающие газ по присоединенной сети могут быть заранее определены в качестве получателя природного газа и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации газа. Рассмотрение по существу данного искового заявления влечет за собой нарушение норм процессуального права. ГПК РФ дает право на обращение в суд в интересах «неопределенного круга лиц», но не как в интересах «значительного круга лиц». Таким образом, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю не имеет полномочий обращения в суд с заявлением в защиту прав третьих лиц, в том числе и по данному делу, так как круг лиц, использующих сетевой природный газ, может быть определен. Поданное исковое заявление не может расцениваться как поданное в интересах неопределенного круга лиц. Просил суд истцу в иске отказать.
Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению.
Как усматривается из материалов дела, ООО «Краснодаррегионгаз» производит начисление гражданам и взимание платы с граждан за непотребленный газ в период опломбировки отопительных приборов при поставке природного газа на коммунально-бытовые нужды населения (газоснабжении) исходя из норматива 72 м3/м2 в год, что подтверждается письмом от 19.11.2009 года №25-19-10/5482 начальника отдела по работе с населением ООО «Краснодаррегионгаз» Захарова В.А. гражданке Килиной З.Г, результатами проведенных внеплановых проверок ТО Управления по заявлениям потребителей - граждан Килиной З.Г, Пергун Н.И., Шумкиной B.C., материалами дел об административных правонарушениях в отношении должностного лица начальника участка по работе с потребителями газа в Каневском районе Даниленко В.Л. и в отношении юридического лица ООО «Краснодаррегионгаз» по ст. 14.7 и ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ.
По результатам проведенных внеплановых проверок в адрес ООО «Краснодаррегионгаз» начальником ТО Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю в Каневском, Ленинградском, Староминском районах В.Е. Карабутовой вынесено предписание № 32п-25-2010 от 22.01.2010 года о прекращении нарушений прав потребителей.
Как следует из предписания № 32п-25-2010 от 22.01.2010 года, в ООО «Краснодаррегионгаз» установлены нарушения законодательства в сфере защиты прав потребителей, а именно, нарушение прав потребителей на получение необходимой и достоверной информации об оказываемой услуге- газоснабжения в целях отопления, а также обман потребителей относительно сохранения среднегодового норматива потребления сетевого газа и стоимости предоставленной услуги без учета периода опломбирования отопительных приборов гражданами. ООО «Краснодаррегионгаз» а именно, нарушение прав потребителей на получение необходимой и достоверной информации об оказываемой услугепредписано в срок до 22 февраля 2010 года прекратить нарушение п. 36 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 июля 2008 года № 549; п. 51 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307; ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 года № 2300-1, то есть выданным предписанием предписано произвести гражданам перерасчет стоимости предоставленной услуги (газоснабжения) без учета периода опломбирования отопительных приборов.
ООО «Краснодаррегионгаз» обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным постановления №2318 от 04.02.2010 года о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ, признании незаконным предписания № 32п-25-2010 от 22.01.2010 года.
Решением Арбитражным судом Краснодарского края от 09 апреля 2010 года постановление №2318 от 04.02.2010 года о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «Краснодаррегионгаз», г. Краснодар к административной ответственности по ч.1 ст. 14.8 и ст. 14.7 КоАП РФ в виде штрафа в размере 15 000 рублей признано незаконным и отменено в части размера штрафа, установив размер штрафа 10.000 рублей, в остальной части заявления отказано. Следовательно, предписание № 32п-25-2010 от 22.01.2010 года о прекращении нарушений прав потребителей в части взимания платы за не предоставленную услугу (газоснабжение) признано законным.
Обязанность исполнять требования предписаний установлена п.2 ст. 25 Федерального закона от 26.12.2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», согласно которому юридические лица, их руководители, уполномоченные представители юридических лиц, индивидуальные предприниматели, их уполномоченные представители, допустившие нарушение настоящего Федерального закона, необоснованно препятствующие проведению проверок, уклоняющиеся от проведения проверок и (или) не исполняющие в установленный срок предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля об устранении выявленных нарушений обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.
Как следует из п.2.1. Устава ООО «Краснодаррегионгаз», целями деятельности Общества является обеспечение бесперебойной поставки газа покупателям Краснодарского края в соответствии с заключенными договорами, сбор платежей с покупателей газа, оперативное управление режимами газоснабжения, а также извлечение прибыли.
В соответствии с п. 11 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам условия определения даты начала и (или) окончания отопительного периода, а также дата начала и (или) окончания отопительного периода устанавливается собственниками жилых домов самостоятельно при наличии в таких домах автономной системы отопления и согласуется с исполнителем.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 21 июля 2008 года № 549 «О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан» п.п. «б» п.2 гл.1 поставка газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан осуществляется исходя из следующих принципов: поставка газа по фактической потребности; п. 21 абонент обязан оплачивать потреблённый газ в установленный срок и в полном объеме. При отсутствии у абонентов (физических лиц) приборов учета газа объем его потребления определяется в соответствии с нормативами потребления газа. Нормативы и нормы потребления газа утверждаются в порядке, установленном Правительством РФ. На основании постановления правительства РФ от 13.06.2006 года № 373 «О порядке установления нормативов потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа» и Постановления главы администрации Краснодарского края от 27.03.2007 года №237 «Об утверждении норм и нормативов потребления газа для населения Краснодарского края при отсутствии приборов учета газа» : «Минимально допустимые нормы потребления газа при отсутствии приборов учета газа - среднегодовые нормы потребления газа, используемые для отопления жилых помещений от газовых приборов, не оборудованных газовыми счетчиками для Краснодарского края - 6 м3/м2»
В письме Департамента по вопросам топливно-энергетического комплекса Краснодарского края от 03 05 2007г № 61-2509/07-05-20 понятие «среднегодовые нормы потребления газа» определяет среднюю за год месячную норму потребления природного газа. Таким образом, суммарная норма газа для отопления составит 72 м3/м в год.
Период оплаты за отопление принят по Краснодарскому краю с 01 октября по 30 апреля. На основании этого ООО «Краснодаррегионгаз» пересчитывает сезонный норматив объема потребления газа, используемого для отопления жилых помещений от газовых приборов не оборудованных газовыми счетчиками: (6 м3/м2Х 12 месяцев) : 7 = 10,2857 м3/м2-норматив потребления в течение 7 месяцев.
В пунктах 27, 30, 31 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг указано, что нормативы потребления коммунальных услуг по услугам холодного (горячего) водоснабжения, электроснабжения, газоснабжения, водоотведения устанавливаются из расчета на 1 потребителя.
В соответствии с данными Правилами под нормативом потребления коммунальных услуг понимается месячный (среднемесячный) объем (количество, норма) потребления коммунальных ресурсов (холодной и горячей воды, сетевого газа, электрической и тепловой энергии) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме при отсутствии приборов учета (пункт 2).
В соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 306 «норматив потребления коммунальных услуг» - месячный (среднемесячный) объем (количество, норма) потребления коммунальных ресурсов (холодной и горячей воды, сетевого газа, электрической и тепловой энергии) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме при отсутствии приборов учета.
Согласно ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер оплаты за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учетами энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Однако в письме (от 19.11.2009г. №25-19-10/5482) Килиной З.Г. начальник отдела по
работе с населением ООО «Краснодаррегионгаз» указывает, что объем 72 м3/м2 в соответствии с площадью отапливаемого домовладения может быть оплачен абонентом даже за один месяц. В любом случае, независимо от продолжительности расчетного периода и погодных условий, начисление составит 72 м3 /м2 в год.
Указанное противоречит закону, так как в соответствии с п. 2 ст. 544 ГК РФ, порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с ч. 4 ст. 157 Жилищного Кодекса при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, изменение размера платы за коммунальные услуги определяется в порядке, установленном Правительством РФ.
Согласно п. 36 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21 июля 2008 года № 549, в случае, если фактическое присоединение входящего в состав внутридомового газового оборудования газопровода к газораспределительной (присоединенной) сети было осуществлено не с первого дня расчетного периода, объем потребленного газа определяется пропорционально количеству дней в расчетном периоде после указанного присоединения, включая и день присоединения.
Пунктом 51 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307, предусмотрено, что перерасчет размера платы за коммунальные услуги производится пропорционально количеству дней временного отсутствия потребителя, которое определяется исходя из количества полных календарных дней его отсутствия, не включая день выбытия с места его постоянного жительства и день прибытия на это место.
В соответствии с п.1 ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 года № 2300-1изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Доводы ответчика о том, что истец не имеет полномочий обращения в суд с заявлением в защиту прав в отношении неопределенного круга потребителей в связи с тем, что круг лиц, использующих сетевой природный газ, может быть определен, являются необоснованными.
В соответствии с п.8.4.6 Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного Приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 30 мая 2006 года № 139, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю имеет право обращаться в суд с заявлениями в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей за неоднократное или грубое нарушение установленных законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации прав потребителей.
Данное полномочие предусмотрено ст. 40 Закона РФ от 07.02.1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей».
На основании вышеизложенного, суд считает, что следует признать действия ООО «Краснодаррегионгаз» в части начисления гражданам, а также взимания платы с граждан за не потребленный газ при поставке природного газа на коммунально-бытовые нужды населения (газоснабжении) не законными. Обязать ООО «Краснодаррегионгаз» осуществлять деятельность по поставке природного газа на коммунально-бытовые нужды населению (газоснабжение) в части начисления и взимания платы с граждан-потребителей в соответствии с действующим законодательством.
Согласно ст.46 Закона РФ от 07.02.1992 года «О защите прав потребителей» при удовлетворении иска о защите прав и законных интересов неопределенного круга лиц суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда.
Суд находит, что следует обязать ответчика довести до сведения потребителей решение суда в месячный срок со дня вступления решения в законную силу через средства массовой информации.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковое заявление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Краснодарская региональная компания по реализации газа» о признании действий в части начисления и взимании платы за не потребленный газ противоправными удовлетворить.
Признать действия ООО «Краснодаррегионгаз» в части начисления гражданам, а также взимания платы с граждан за непотребленный газ при поставке природного газа на коммунально-бытовые нужды населения (газоснабжении) незаконными.
Обязать ООО «Краснодаррегионгаз» осуществлять деятельность по поставке природного газа на коммунально-бытовые нужды населению (газоснабжение) в части начисления и взимания платы с граждан-потребителей в соответствии с действующим законодательством.
Обязать ООО «Краснодаррегионгаз» довести до сведения потребителей решение суда в месячный срок со дня вступления решения в законную силу через средства массовой информации.
На решение может быть подана кассационная жалоба в Краснодарский краевой суд через Каневской районный суд в течение 10 дней со дня принятия мотивированного решения.
Судья