решение по иску Гуденко А.М. к Российской Федерации в лице Управления социальной защиты населения департамента социальной защиты населения Краснодарского края в Каневском районе об установлении надлежащего первоначального размера ежемесячного возмещения



К делу № 2-22/11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Станица Каневская Краснодарского края 18 января 2011 г.

Каневской районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего Лысенко С.Э.,

при секретаре Гетьманской Т.М.,

с участием истца Гуденко А.М.,

его представителя - адвоката Алябьевой Г.М., представившей удостоверение № 2096 и ордер № 362808,

представителя ответчика Управления социальной защиты населения департамента социальной защиты населения Краснодарского края в Каневском районе Коноваловой Т.Н., представившей доверенность от 09.03.2010 г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Гуденко А.М. к Российской Федерации в лице Управления социальной защиты населения департамента социальной защиты населения Краснодарского края в Каневском районе об установлении надлежащего первоначального размера ежемесячного возмещения вреда здоровью, его индексации и взыскании задолженности,

У С Т А Н О В И Л:

Истец подал в суд иск к ответчику об установлении надлежащего первоначального размера ежемесячного возмещения вреда здоровью, его индексации и взыскании задолженности, в котором указывает, что в результате воздействия радиации при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской атомной станции в течение сентября, октября, ноября, декабря 1987 года он стал инвалидом. Просит взыскать в его пользу единовременно за счет казны Российской Федерации сумму задолженности по ежемесячной компенсации возмещения вреда здоровью за период времени с 01.07.2000 года по 01.09.2009 года включительно в размере 2 932 050 рублей 84 копейки, обязать ответчика с 01.01.2009 года выплачивать истцу ежемесячное возмещение вреда здоровью в размере 35541 рублей 86 копеек, в последующем производить ежегодную индексацию указанных выплат в соответствии с Законом, взыскать государственную пошлину по делу с ответчика.

В судебном заседании истец изменил исковые требования, в суд представил заявление, согласно которого он является инвалидом 2 группы, состоит на учете в управлении социальной защиты населения в Каневском районе и является получателем ежемесячного возмещения вреда здоровью с 1996 года. Управление социальной защиты населения в Каневском районе определило ему размер ежемесячного возмещения вреда здоровью на основании заработной платы за 12 месяцев, предшествовавших установлению 2 группы инвалидности в 1993 году. Он получил увечье здоровью во время работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС с 17.09.1987 г. по 21.12.1987 г., однако инвалидность дающая право на получение ежемесячного возмещения вреда здоровью, была установлена только 24.05.1993 года. Управление социальной защиты населения в Каневском районе момент получения увечья связывает с моментом установления инвалидности, в связи с чем отказало в увеличении суммы заработка, используемого для расчета ежемесячного возмещения вреда здоровью. Истец считает это не законным, существенно снижающим размер ежемесячного возмещения вреда здоровью и тем самым нарушающим его материальные интересы. Вступившим в законную силу решением Каневского районного суда от 08.08.2003 года подтверждается его участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС с 17.09.1987 г. по 21.12.1987 года, установление ему инвалидности 3 группы 24.05.1993 года, наличие причинной связи полученного увечья с участием в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, что дает ему право использовать для расчета ВВЗ заработную плату за период, предшествовавший причинению увечья в 1987 году по имеющейся в деле справке о заработной плате за время работы на Чернобыльской АЭС. Суду пояснил, что за время работы по дезакивации при ликвидации последствий аварии на ЧАЭС он не проработал ни одного полного месяца, 8 дней в сентябре, 16 в октябре, 24 в ноябре и 9 дней в декабре.

Представитель истца в судебном заседании поддержала требования своего доверителя, суду пояснила, что в соответствии со статьей 38 «чернобыльского закона» действовало правило, согласно которого, если обратившийся за пенсией проработал менее 12 месяцев, среднемесячный заработок определялся путем деления общей суммы заработка за календарные месяцы на число этих месяцев. В соответствии со ст. 103 Закона «О государственных пенсиях в РСФСР» « в случаях, когда период работы составил менее одного полного календарного месяца, пенсия исчисляется исходя из условного месячного заработка.

Согласно справки № 93 от 04.06.2009 года ОАО «Приазовье» заработок истца за 57 дней составил 2164 рубля 95 копеек, за военные сборы по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС 431 рубль и сохраненная заработная плата за время командировки на ЧАЭС за 57 дней составила 808 рублей 44 копейки. Совокупная заработная плата за этот период 3404,35 руб., которая делится на 57 дней, в результате чего среднедневной заработок составляет 59 рублей 70 копеек. Умножив этот показатель на условно проработанное число дней в месяце, в среднем за год - 25,4 (при шестидневной рабочей неделе) получим 59,70 руб. х 25,4 = 1516,38 руб. условный месячный заработок истца. В соответствие с абзацами 1 и 2 пункта 2 Постановления Верховного Совета РФ от 24.12.1992 года № 4214-1 «Об утверждении Правил возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением трудовых обязанностей» в целях компенсации инфляционных процессов должны применяться установленные коэффициенты для соответствующего увеличения заработка, из которого рассчитывается сумма возмещения вреда. В связи с повышением стоимости жизни суммы заработной платы, рассчитанных с учетом таких коэффициентов, увеличиваются по увечьям, полученным до 01.01.1991 года - в 6 раз, а с 01.01.1991 г. до 31.01.1993 года - в 3 раза независимо от времени предъявления иска. Поскольку первоначальный размер компенсации за причиненный вред истцу был рассчитан неверно, недоплата на сегодняшний день составляет 696395,49 рублей, а ежемесячная компенсация за вред, причиненный здоровью 14856,29 рублей. Просят провести индексацию согласно законодательству, считают расчет представленный в иске правильным и законным.

Представитель ответчика в судебном заседании иск не признала, в суд представила возражения на иск, суду пояснила, что для расчета компенсации возмещения вреда здоровью истца, бралась его заработная плата за 12 месяцев, с 01.01.1987 г. по 31.12.1987 г., поскольку истец работал на ликвидации последствия аварии ЧАЭС более одного календарного месяца. Рассчитать компенсацию вреда взяв за основу сохраненную заработную плату истца за время работы по ликвидации последствий аварии, возможно только в том случае, если истец проработал менее одного месяца. П. 25 ч.1 ст.14 Закона РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1 содержал исключения позволяющие учесть заработок за период работы на загрязненной территории, то есть сохраненный заработок, но только при условии если человек проработал менее одного календарно месяца. Согласно справки из военного комиссариата истец находился на ликвидации аварии с 17.09.1987 г. по 21.12.1987 г., т.е два полных месяца в октябре и ноябре и два неполных в сентябре и декабре. В ч.1 п. 12 постановления Пленума Верховного суда РФ от 14.12.2000 г. разъяснено, что работа в течение одного календарного месяца означает, что потерпевший участвовал в ликвидации последствий катастрофы с 1 числа месяца до 1 числа следующего месяца.

В соответствии с абзацем 2 пункта 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 24 декабря 1992 года №4214-1 «Об утверждении правил возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением им трудовых обязанностей», среднемесячный заработок истца за 1987 год был проиндексирован на коэффициент 6,4 и увеличен в 6 раз, т.е. 352 руб.70 коп. х 6,4 х 6 = 13543 руб. 68 коп. Применены индексы роста минимального размера оплаты труда: с 1 февраля 1993 года - в 2,5 раза, с 1 апреля 1993 года - в 1,9, с 1 июля 1993 года - в 1,81, с 1 декабря 1993 года - в 1,9, с 1 июля 1994 года - в 1,4, с 1 апреля 1995 года - в 1,678, с 1 мая 1995 года - в 1,27, с 1 августа 1995 года - в 1,259, с 1 ноября 1995 года - в 1,05, с 1 декабря 1995 года - в 1,048, с 1 января 1996 года - в 1,045, с 1 апреля 1996 года - в 1,2, с 1 января 1997 года - в 1,1 раза. 13543 руб. 68 коп. х 2.5 х 1.9 х 1.81 х 1,9 х 1.4 х 1.678 х 1.27 х 1.259 х. 1.05 х 1.048 х 1.045 х 1.2 х 1.1 = 1262,85 ( с учетом деноминации). На 1 января 1999 года истцу было определено 50 процентов утраты профессиональной трудоспособности, с 26 апреля 1999 года - 40 процентов, следовательно сумма возмещения вреда истцу, исчисленная из заработка 1262 руб. 85 коп. составила с 1 января 1999 года- 631 руб. 43 коп. (1262 руб. 85 коп. х 50 %), а с 1 мая 1999 года- 505 руб. 14 коп. (1262 руб. 85 коп. х 40 %). С 1 января 2001 года в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2000 года № 122-ФЗ «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации» сумма возмещения вреда здоровью истца проиндексирована в 1,2 раза исходя из базовой суммы 100 рублей( 505 руб. 14 коп. х 1,2 = 604 руб. 32 коп). Статья 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусматривает установление с 15 февраля 2001 года либо суммы возмещения вреда в твердом размере, либо сохранение ранее назначенного размера. В соответствии с данным законом с 15 февраля 2001 года истцу назначена денежная компенсация в возмещение вреда в твердом размере, 1000 руб., так как она превысила ранее выплачиваемую истцу сумму компенсации. Ч. 3 пункта 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2000 года № 35 указывает, что при разрешении после 15 февраля 2001 года споров, возникших по поводу исчисления сумм возмещения вреда до этой даты, необходимо учитывать, что право на получение сумм возмещения вреда из условного заработка сохраняется лишь тем инвалидам, которым размер возмещения вреда был определен до установления нового правового регулирования, при условии, что период работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС составил менее одного полного календарного месяца, независимо от наличия у инвалида общего трудового стажа и его продолжительности. На основании вышеизложенного, УСЗН в Каневском районе при расчете суммы компенсации в возмещение вреда истцу была взята заработная плата за 12 месяцев: с 01.01.1987 г. по 31.12.1987 г., как законный и наиболее выгодный для истца вариант. Компенсация в возмещение вреда была назначена истцу с соблюдением правовых норм, поэтому основания для перерасчета компенсации в возмещение вреда отсутствуют.

Истец помимо своих пояснений представил суду следующие доказательства:

Решение Каневского районного суда от 14.03.2008 г., согласно которого с управления социальной защиты населения в Каневском районе была взыскана денежная компенсация, начиная с 01.01.2008 г., в возмещение вреда здоровью ежемесячно, в размере 4 777 руб. 29 коп. с применением в последующем индексации суммы в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ, а также взыскана задолженность по ежемесячной компенсации в возмещение вреда здоровью за период с 01.07.2000 г. по 31.12.2007 г. в размере 41 727 руб. 39 коп.

Решение Каневского районного суда от 08.08.2003 г., согласно которого с управления по социальной защите населения Каневского района Краснодарского края в пользу истца взыскано 6347 руб. 57 коп. в счет возмещения вреда, причиненного здоровью, единовременно за период с 15.02.2002 г. по июль 2003 г., управление по социальной защите населения Каневского района обязали выплачивать истцу в возмещение вреда причиненного здоровью, ежемесячно, начиная с 1 августа 2003 года по 15 февраля 2004 года, 2975 руб. за счет средств федерального бюджета, выделенных управлением Федерального казначейства по Краснодарскому краю на эти цели, с последующей ежегодной индексацией пропорционально увеличению прожиточного минимума для пенсионеров Краснодарского края.

Справку № 04.15/3534 от 09.12.2008 г., выданную Управлением социальной защиты населения в Каневском районе, согласно которой истцу за период с 02.03.1996 г. по 03.11.2008 г. как инвалиду ЧАЭС II группы положена ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в соответствии с п.25 ст.14 Закона РФ от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Ежемесячная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью, инвалидам вследствие аварии на ЧАЭС, как самостоятельная выплата стала производиться управлением социальной защиты населения после принятия Федерального закона от 24.11.1995 г. № 179-ФЗ с 02.03.1996 года, до указанной даты выплачивалась пенсия по инвалидности.

Справку о заработной плате и других доходах истца выданную АО «Приазовье».

Справку, выданную военным комиссаром Каневского района, согласно которой истец был призван Каневским РВК на специальные сборы по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС с 17.09.1987 г. по 21.12.1987 г. и получил индивидуальную дозу облучения 7,962 рентген и имеет право на льготы, установленные Постановлением Совета Министров СССР и ВЦПС от 05.06.1986 г. № 665-195.

Справку от 17.06.1997 г. АО «Приазовье», согласно которой истцу действительно в период с 17.09.1987 г. по 21.12.1987 г. выплачена заработная плата за время работы по ликвидации аварии на ЧАЭС.

Архивную справку № 38/518 от 10.06.1997 г., выданную Штабом Краснознаменного северо-кавказского военного округа, согласно которой истец в соответствии с приказом командира войсковой части 47049 зачислен в списки личного состава части приказом от 17.09.1987 г. № 256, исключен из списка части приказом от 20.12.1987 г. № 348, с 21.12.1987 г. Работал на дезактивации помещений АБК -2 линии «Л» ЧАЭС, в сентябре 20, 22, 23, 25, 26, 29 числа, в октябре 1,2,3,19,21,30, на дезактивация цеха дезактивации КССК ЧАЭС в сентябре 24,27 в октябре 1 и 22, на дезактивация помещений 3 энергоблока электроцеха ЧАЭС в октябре 5,6,7,8,23,24,26,28 в ноябре 2,3,5,7,8,9,10,11,12, на дезактивация н.п. Кузьмичи 13 ноября, н.п. Полесское в ноябре 14,15,16,17,18,19,20,27,30 и в декабре 1 и 6 числа, на дезактивация н.п. Колхоз им. Ленина в ноябре 21,22,23 в декабре 4,7,9,12,13,14,15, на дезактивация н.п. Голубовичи в ноябре 24,25. Всего 57 дней.

Справку МСЭ, согласно которой истец является инвалидом 2 группы в связи с увечьем, полученным при исполнении обязанностей военной службы, связано с аварией на ЧАЭС.

Представитель ответчика в свою очередь кроме возражений на иск и ее пояснений, представила следующие доказательства:

Справку № 936 от 22.03.2010 г. об исполнении решения, согласно которой 25.03.2008 г. вступило в законную силу решение Каневского районного суда о взыскании с управления социальной защиты населения в Каневском районе за счет федерального бюджета задолженности по выплате компенсации в счет возмещения вреда, причиненного здоровью при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС истцу.

Выслушав участников процесса исследовав представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующему.

По сути, спор между истцом и ответчиком сводится к разрешению единственного вопроса, установлению размера заработной платы для исчисления суммы возмещения вреда.

Ответчиком при исчислении суммы возмещения вреда бралась заработная плата истца за 12 месяцев 1987 г., в сумме 352,70 руб., поскольку истец участвовал в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС более одного полного месяца.

Тогда как истец настаивает, что исчислять суммы возмещения вреда ему в соответствии с Законом необходимо было из условного заработка, так как в период его работы на Чернобыльской АЭС он не проработал ни одного полного месяца.

Кроме того, ответчик в своих возражениях указывает, что истец безосновательно считает временем получения повреждения здоровья период участия в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

Данное утверждение ответчика судом не принимается, поскольку период получения увечья истцом установлен вступившим в законную силу решение Каневского районного суда от 08.08.2003 г., имеющего преюдициальное значение (в силу ст. 13 ГПК РФ) для последующих решений, и определен совокупностью двух документов: архивной справки № 38/518 от 10.06.1997 г., выданной Штабом Краснознаменного северо-кавказского военного округа, в котором указан период пребывания на ЧАЭС, и справкой ВТЭК, в которой определена причина инвалидности «увечье, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы, связано с аварией на ЧАЭС».

Более того, разъяснение № 1 «О порядке выплаты денежных сумм в возмещение вреда в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы» от 01.06.1999г., и принятым по данному разъяснению решением Верховного Суда РФ от 22.09.1999г. было подтверждено, что днем получения увечья считается последний день выполнения работы на ЧАЭС.

Таким образом тот факт, что истец является инвалидом 2 группы по заболеванию связанным с аварией на ЧАЭС, установлен и является бесспорным.

Согласно справке Управления социальной защиты населения ( л.д. 18) истцу назначена ежемесячная компенсация в возмещения вреда здоровью в следующих размерах.

С 02.03.1996 г. по 31.03.1996 г. - 256,95 руб.

С 01.04.1996 г. по 31.12.1996 г. - 308,34 руб.

С 01.01.1997 г. по 31.12.1998 г. - 339,18 руб.

С 01.01.1999 г. по 30.04.1999 г. - 631,43 руб.

С 01.05.1999 г. по 31.12.2000 г. - 505,14 руб.

С 01.01.2001 г. по 31.01.2001 г. - 604,32 руб.

С 01.02.2001 г. по 28.02.2001 г. - 802,16 руб.

С 01.03.2001 г. по 31.01.2002 г. - 1000,00 руб.

С 01.02.2002 г. по 28.02.2002 г. - 1148,50 руб.

С 01.03.2002 г. по 31.01.2003 г. - 1297,00 руб.

С 01.02.2003 г. по 28.02.2003 г. - 1420,00 руб.

С 01.03.2003 г. по 30.04.2003 г. - 1543,43 руб.

С 01.05.2003 г. по 31.05.2004 г. - 2975,00 руб.

С 01.06.2004 г. по 31.12.2004 г. - 3475,00 руб.

С 01.01.2005 г. по 31.12.2005 г. - 3795,00 руб.

С 01.01.2006 г. по 31.12.2006 г. - 4174,16 руб.

С 01.01.2007 г. по 31.12.2007 г. - 4508,09 руб.

С 01.01.2008 г. по 30.11.2008 г. - 4981,44 руб.

Ежемесячная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью, инвалидам вследствие аварии на ЧАЭС, как самостоятельная выплата стала производиться управлением социальной защиты населения после принятия ФЗ от 24.11.1995 г. № 179-ФЗ от 02.03.1996 г., до указанной даты выплачивалась пенсия по инвалидности.

Согласно Архивной справки штаба Краснознаменного Северо-Кавказского военного округа № 38/ 518 от 10.06.1997 года истец 57 календарных дней 1987 году принимал участие в дезактивации территории ЧАЭС. В сентябре 1987 года - 8 дней (20, 22, 23,24, 25, 26,27, 29

числа), в октябре -16 календарных дней(1,2,3,5,6,7,8,19,21,22, 23,24,26,28,30), в ноябре - 24 дня (2,3,5,7,8,9,10,11,12,13,14,15,16,17,18,19,20,21,22,23,24,25,27,30), в декабре 9 дней (1,4,6,7,9, 12,13,14,15), т.е. не проработал ни одного полного календарного месяца.

Данная справка не оспаривалась представителем ответчика, которая пояснила, что для расчета компенсации возмещения вреда здоровью истца, бралась его заработная плата за 12 месяцев, с 01.01.1987 г. по 31.12.1987 г., поскольку согласно вышеуказанной справке, истец работал на ликвидации последствия аварии ЧАЭС более одного календарного месяца с 17.09.1987 г. по 21.12.1987 г., т.е два полных месяца в октябре и ноябре, и два неполных в сентябре и декабре. Рассчитать компенсацию вреда взяв за основу сохраненную заработную плату истца за время работы по ликвидации последствий аварии, возможно только в том случае, если истец проработал менее одного месяца. П. 25 ч.1 ст.14 Закона РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1 позволял учитывать заработок за период работы на загрязненной территории, то есть сохраненный заработок, при условии работы менее одного календарно месяца. В ч.1 п. 12 постановления Пленума Верховного суда РФ от 14.12.2000 г. разъяснено, что работа в течение одного календарного месяца означает, что потерпевший участвовал в ликвидации последствий катастрофы с 1 числа месяца до 1 числа следующего месяца.

Исходя из вышеизложенного суд полагает, что в соответствии с пунктом 25 части первой статьи 14 базового Закона (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 179-ФЗ), действовавшим до 15 февраля 2001 г., истец имел право на расчет возмещения вреда из его условного месячного заработка без его ограничения, поскольку его периоды работ по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы составляли менее одного полного календарного месяца, в сентябре 8 дней, в октябре 16 дней, в ноябре 24 дня и в декабре 9 дней.

В соответствии со статьями 1, 2 и 7 Конституции РФ во взаимосвязи с ее статьями 42, 53 следует, что признание и обеспечение права на возмещение вреда здоровью, являющемуся для каждого неотчуждаемым благом является конституционной обязанностью Российской Федерации как социального правового государства.

В силу части первой статьи 3 Федерального закона от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам гарантируется предоставление денежных и иных материальных компенсаций и льгот за вред, причиненный их здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также за риск радиационного вреда вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни.

Правоотношения по возмещению вреда, причиненного здоровью чернобыльской катастрофой, а именно по вопросам исчисления размера сумм возмещения вреда определенного до 15 февраля 2001 года, регулировались пунктом 25 части первой статьи 14 Федерального закона от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 179).

Порядок определения размера заработка, из которого исчисляется возмещение вреда до 6 января 2000 года, регулировался статьей 14 Правил возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей, утвержденных постановлением Верховного Совета РФ от 24 декабря 1992 года № 4214-1 (в редакции ФЗ от 24.11.1995г. № 180-ФЗ). С 6 января 2000 года названные Правила утратили силу с введением в действие Федерального закона от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». Правила и принятые в последующем законодательные акты не предусматривают возложение обязанностей на органы социальной защиты населения по разъяснению гражданам существующих вариантов по исчислению среднемесячного заработка и как пояснила представитель ответчика, УСЗН в Каневском районе при расчете суммы компенсации в возмещение вреда истцу, была взята заработная плата за 12 месяцев, с 01.01.1987 г. по 31.12.1987 г., как законный и наиболее выгодный для истца вариант.

Не соглашаясь с доводами представителя ответчика, суд исходит из того, что в соответствии с законодательными актами право выбора периода для расчета заработка для исчисления суммы возмещения вреда принадлежит не ответчику, а пострадавшему гражданину.

Ответчиком расчет был произведен вопреки интересам истца.

Истец настаивает, на применении условного месячного заработка для назначения суммы возмещения вреда, который в соответствии с пунктом 25 части первой статьи 14 базового Закона (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 179-ФЗ), действовавшим до 15 февраля 2001 г., применялся для тех инвалидов, период работы которых по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС составил менее одного полного календарного месяца заработка.

Доводы ответчика изложенные в возражениях на иск о том, что исчисление суммы возмещения вреда за период работы истца на ЧАЭС, действующим с 15.02.2001 г. законодательством не предусмотрено безосновательны.

В соответствии с постановлением КС РФ от 19.10.2005 г., в пункте 25 части первой статьи 14 базового Закона в редакции от 12 февраля 2001 года норма об исчислении сумм возмещения вреда здоровью исходя из заработка отсутствует. Однако возможность такого исчисления сохраняется в силу частей первой и второй статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года. Тот факт, что не конкретизируется, из какого именно заработка исчислялось возмещение вреда до принятия нового правового регулирования, позволяет констатировать, что в целях недопущения снижения ранее установленных сумм возмещения вреда здоровью и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства не исключается исчисление сумм возмещения вреда исходя из условного месячного заработка без его ограничения для тех инвалидов - чернобыльцев, период работ которых по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС составил менее одного полного календарного месяца. Таким образом, положение об исчислении сумм возмещения вреда здоровью исходя из условного заработка, ранее закрепленное в пункте 25 части первой статьи 14 базового Закона в редакции от 24 ноября 1995 года и не предусматривавшее возможность дифференцированного подхода к исчислению такого заработка в зависимости от зоны радиоактивного загрязнения, в его историческом истолковании и в нормативном единстве с частями первой и второй статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года о сохранении возможности исчисления сумм возмещения вреда исходя из заработка, в силу длящегося характера и стабильности правоотношений по возмещению вреда здоровью между государством и теми инвалидами - чернобыльцами, которым он был исчислен до введения нового правового регулирования, не противоречит Конституции Российской Федерации.

Так же из статей 1, 2 и 7 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 42 и 53 вытекает, что признание и обеспечение права на возмещение вреда здоровью, являющемуся для каждого неотчуждаемым благом, - конституционная обязанность Российской Федерации как социального правового государства. Сам факт причинения вреда здоровью вследствие чернобыльской катастрофы, обусловливает возникновение конституционно - правовых отношений по поводу возмещения вреда между государством, с деятельностью которого в сфере ядерной энергетики было связано причинение вреда, и гражданами (такая правовая позиция выражена Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 1 декабря 1997 года). Учитывая, что вред, причиненный чернобыльской катастрофой, является вредом реально невосполнимым и неисчисляемым, объективно затруднено, а во многих случаях невозможно полное по объему его возмещение. Но во всяком случае размер возмещения должен обеспечивать лицам, пострадавшим в результате этой катастрофы, такой уровень жизни, при котором - в сопоставлении с доходами граждан по стране в целом - не ставились бы под сомнение само их право на возмещение вреда и принцип уважения достоинства личности. Принимая на себя ответственность по возмещению вреда, государство обязано руководствоваться вытекающими из статей 2, 19 и 42 Конституции Российской Федерации требованиями, в основе которых лежит признание в качестве конституционной ценности жизни и здоровья, имеющих равное, одинаковое значение для всех граждан, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы.
В связи с изложенным суд считает, что требование истца об установлении надлежащего возмещения вреда из расчета условного заработка законно и обоснованно в той мере, в какой определяет его волю на принятие для расчета определенного периода и не противоречит пункту 25 части первой статьи 14 базового Закона (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 179-ФЗ).

Суд считает правильным следующий расчет заработка истца (с учетом коэффициента года получения):

2164,95 + 431 + 808,44 = 3404,35 руб. ( совокупный доход истца за 57 дней работы на ЧАЭС).

Условный месячный заработок истца определяется путем деления заработка за проработанное время на число проработанных дней.

3404,35 : 57 = 59,72 руб. ( среднедневной заработок истца). Этот показатель умножается на условно проработанное число дней в месяце исчисленное в среднем за год, 59,72 х 21,2 = 1266,06 руб. 1266,06 х 6.4 =8102,78 руб. ( заработок истца с учетом коэффициента года получения).

Поскольку сумма заработка из которого исчислялась сумма возмещения вреда, увеличивались по увечьям полученным до 1 января 1991 г. в 6 раз, суд считает необходимым проиндексировать заработок истца следующим образом:

8102,78руб. х 6 х 2.5x1.9x1.81x1.9x1.4x1.678x1.27x1.259x1.05x1.048 х 1.045 х 1,2 х 1,1= 4533 руб.( с учетом деноминации),что при утрате трудоспособности 40% составит 1813,2 руб.

Данная сумма должна была выплачиваться истцу при осуществлении расчета из условного заработка истца за 1987 г.

Решениями Каневского районного суда от 08.08.2003 г. и 14.03.2008 г. произведена индексация ежемесячного возмещения вреда здоровью истца, однако с изменением его первоначального размера, суммы подлежащие взысканию претерпят изменение.

1813,2 х 1,581 х1,515х2,085х1,222х1,186х1,11х1,09х1,08х1,105х1,085

Проиндексированный таким образом размер ежемесячного возмещения вреда здоровью на 01.01.2010 года составит 10844,79 руб.

Задолженность по годам составит: за 6 месяцев 2000 года выплаты должны были составить: 1813,2 х 1,581 =2866,35 х 6месяцев = 17198,11 руб. ( Согласно справки УСЗН выплачено 1400,22 руб. Недоплата составит 15797,89 руб. За 2001 год : 2866,35 х 1,515 = 4342,52 х 12= 52110,2 руб. Выплачено10920 руб. Разница составит 41190,2 руб. За 2003 год: 4342,52 х 1, 222 = 5306,16 руб. х 12 = 63674,02 руб. Выплатили 45378,73. Недоплата составит 18295,29 руб. За 2004 год:5306,16 руб. х 1,187 = 6293,10 руб. х 12 = 75517,26 руб. Выплатили: 46302,84 руб. Недоплата составит 29214,42 руб. За 2005 год должны были выплатить : 6293,10 руб. х 1,11 = 6985,34 руб. х 12 мес. = 83824,09 руб. Выплатили: 51396, 12 руб. Недоплата составит -32427,97 руб. За 2006 год должны были выплатить: 6985,34 руб. х 1,09 = 7614,02 руб. х 12 мес. = 91368,25 руб. Выплатили 56021,76 руб. Недоплата составила 35346,48 руб. За 2007 год: 7614,02 руб. х 1,08 =8223,14 руб. х 12= 98677,69 руб. Выплатили - 60503,52 руб. Недоплата составила -38174,17 руб. За 2008 год: 8223,14 х 1,105 = 9086,56 х 12= 109038,83 руб. Выплатили - 66856,56 руб. Недоплата составила -42184,27 руб. За 2009 год: 9086,56 х 1,085 = 9858,90 руб. х 12 = 118307,01 руб. Выплатили - 66856,56 руб. Недоплата составила - 51450,45 руб. Итого недоплата за период с 01.07.2000 года по 01.01. 2010 год составила 304081,14 руб.

Таким образом требования истца подлежат частичному удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Гуденко А.М. к Управлению социальной защиты населения Краснодарского края в Каневском районе об установлении надлежащего первоначального размера ежемесячного возмещения вреда здоровью, его индексации и взыскании задолженности удовлетворить частично.

Взыскать с Российской Федерации в лице Управления социальной защиты населения департамента социальной защиты населения Краснодарского края в Каневском районе в пользу Гуденко А.М. единовременно компенсацию вреда здоровью за период с 01.07.2000 г. по 01.01.2010 г. 304081,14 руб. ( триста четыре тысячи восемьдесят один руб. 14 коп.).

Обязать Управления социальной защиты населения департамента социальной защиты населения Краснодарского края в Каневском районе выплачивать Гуденко А.М. ежемесячно с 01.01.2010 г. денежную компенсацию в размере 10844,79 руб., с последующей индексацией в соответствии с требования действующего законодательства.

В остальной части Гуденко А.М. отказать.

Решение суда может быть обжаловано в кассационном порядке в Краснодарский краевой суд через Каневской районный суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий