решение по иску Азово-Черноморскогоо межрайонного природоохранного прокурора к Горбанько В.И. о понуждении к соблюдению законодательства о безопасности гидротехнических сооружений



Дело № 2-769/2011 г. РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Станица Каневская Краснодарского края 20 апреля 2011 г.

Каневской районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего Смирнова В.В.,

при секретаре Витковой Н.И.,

с участием помощника Азово-Черноморского межрайонного природоохранного прокурора Краснодарского края Коновалова А.Ю., представившего удостоверение ТО № 099445,

ответчика Горбанько В.И.,

рассмотрев гражданское дело по иску Азово-Черноморского межрайонного природоохранного прокурора Краснодарского края в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Горбанько В.И. о понуждении к соблюдению законодательства о безопасности гидротехнических сооружений,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор предъявил иск к ответчику, указывая, что ответчик, эксплуатируя принадлежащее ему на праве собственности гидротехническое сооружение, не принимает предусмотренные действующим законодательством меры по эксплуатации, капитальному ремонту, восстановлению, реконструкции, и обеспечению безопасности эксплуатируемого объекта. Прокурор требует обязать ответчика в течении шести месяцев с момента вступления в законную силу решения суда устранить допущенные нарушения: разработать проектно-техническую и эксплуатационную документацию, а также основные документы, обосновывающие безопасностьгидротехнических сооружений предусмотренные законодательством РФ; произвести расчет вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнических сооружений; провести предаттестационную подготовку руководителей и специалистов предприятия в соответствии с требованиями Положения об организации работы по подготовке аттестации специалистов организаций, поднадзорных федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору; разработать программы контроля (мониторинга) за показателями состояния гидротехнических сооружений, природных и техногенных воздействий; разработать мероприятия по вопросам предупреждения аварий гидротехнических сооружений; обеспечить проведение регулярных обследований гидротехнических сооружений, техническое освидетельствование и своевременную разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнических сооружений; обеспечить наличие финансовых и материальных резервов, предназначенных для ликвидации аварий на гидротехнических сооружениях; обеспечить осуществление мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, оснащение гидротехнических сооружений техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием; разработать критерии безопасности гидротехнических сооружений; обеспечить исполнение требований Положения об эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечении безопасности гидротехнического сооружения, разрешение на строительство и эксплуатацию которого аннулировано, а также гидротехнического сооружения, подлежащего консервации, ликвидации либо не имеющего собственника, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27.02.1999 г. № 237.

Прокурор в судебном заседании поддержал исковые требования.

Ответчик в судебном заседании иск признал, обязался устранить допущенные нарушения.

Представитель третьего лица Северо-Кавказского межрегионального управления по экологическому, технологическому и атомному надзору в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещён надлежащим образом в соответствии с.1 ч.3 ст.167 ГПК РФ).

Оценивая исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности, суд приходит к убеждению, что иск подлежит удовлетворению полностью.

В силу п.2 ч.2 ст.39 ВК РФ собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны, в частности, содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения и расположенные на водных объектах гидротехнические и иные сооружения.

Согласно ст.7 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» гидротехнические сооружения вносятся в Российский регистр гидротехнических сооружений. Регистр формируется и ведется в порядке, установленном Правительством РФ.

Согласно ст.9 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны, в том числе, обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации; обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения; обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения; развивать системы контроля за состоянием гидротехнического сооружения; систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения; обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения; создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения; организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую нормам и правилам квалификацию работников эксплуатирующей организации; финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения. Собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.

В соответствии со ст.19 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» нарушением законодательства о безопасности гидротехнических сооружений, в частности, является непринятие мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений при возросшем уровне вредных природных или техногенных воздействий, ухудшении показателей прочности и водонепроницаемости материалов, из которых возведены гидротехнические сооружения, и пород основания, неудовлетворительных условиях эксплуатации, технического оснащения гидротехнических сооружений и организации контроля (мониторинга) за их безопасностью.

Постановлением Правительства РФ от 18.12.2001 г. № 876 утверждены «Правила определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения» согласно которым расчет вероятного вреда производится владельцем гидротехнического сооружения и согласовывается им с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых может быть причинен этот вред, в порядке, устанавливаемом указанными органами в соответствии с их полномочиями (п.3).

Согласно ст.19 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации обязаны, в частности, соблюдать законы и иные нормативные правовые акты РФ, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, соблюдать меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности, не допускать нарушений производственной и технологической дисциплины, требований экологической безопасности, которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций.

Согласно ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.

Согласно надлежащим правоустанавливающим документам (выпискам из ЕГРП) ответчику по праву собственности принадлежат гидротехнические сооружения-дамбы между прудами № и №, № и №. Результатами проведённой проверки установлено, что ответчиком не соблюдаются требования природоохранного законодательства в области безопасности гидротехнических сооружений: отсутствует проектно-техническая и эксплуатационная документация, а также основные документы, обосновывающие безопасность гидротехнических сооружений предусмотренные законодательством РФ; не произведен расчет вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнических сооружений; работники, эксплуатирующие гидротехнические сооружения, не прошли проверку знаний требований безопасности гидротехнических сооружений, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ и нормативно-техническими документами, тем самым не обеспечена соответствующая нормам и правилам квалификация работников; не разработаны программы контроля (мониторинга) за показателями состояния гидротехнических сооружений, природных и техногенных воздействий; не разработаны мероприятия по вопросам предупреждения аварий гидротехнических сооружений; не проводится регулярное обследование гидротехнических сооружений, техническое освидетельствование и своевременная разработка и реализация мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнических сооружений; отсутствуют финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварий на гидротехнических сооружениях; не осуществляются меры по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, оснащение гидротехнических сооружений техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием; отсутствуют критерии безопасности гидротехнических сооружений; не обеспечено исполнение требований Положения об эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечении безопасности гидротехнического сооружения, разрешение на строительство и эксплуатацию которого аннулировано, а также гидротехнического сооружения, подлежащего консервации, ликвидации либо не имеющего собственника, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27.02.1999 г. № 237. Согласно объяснению ответчик зарегистрировал право собственности на дамбы, но документацию на них не оформил, периодически проводит их ремонт.

Доказательств, опровергающих или подвергающих сомнению доказательства прокурора, ответчик суду не представил.

При таких обстоятельствах суд признаёт доказанным, что ответчик нарушает законодательство о безопасности гидротехнических сооружений и это может привести к аварии гидротехнических сооружений, вследствие чего возможно причинение вреда жизни и здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц, ущербу окружающей среде, следовательно, необходимо обязать ответчика устранить допущенные нарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Азово-Черноморского межрайонного природоохранного прокурора Краснодарского края в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Горбанько В.И. о понуждении к соблюдению законодательства о безопасности гидротехнических сооружений удовлетворить полностью.

Обязать Горбанько В.И. в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения: разработать проектно-техническую и эксплуатационную документацию, а также основные документы, обосновывающие безопасность гидротехнических сооружений, предусмотренные законодательством РФ; произвести расчет вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнических сооружений; провести предаттестационную подготовку руководителей и специалистов предприятия в соответствии с требованиями Положения об организации работы по подготовке аттестации специалистов организаций, поднадзорных федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору; разработать программы контроля (мониторинга) за показателями состояния гидротехнических сооружений, природных и техногенных воздействий; разработать мероприятия по вопросам предупреждения аварий гидротехнических сооружений; обеспечить проведение регулярных обследований гидротехнических сооружений, техническое освидетельствование и своевременную разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнических сооружений; обеспечить наличие финансовых и материальных резервов, предназначенных для ликвидации аварий на гидротехнических сооружениях; обеспечить осуществление мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, оснащение гидротехнических сооружений техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием; разработать критерии безопасности гидротехнических сооружений; обеспечить исполнение требований Положения об эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечении безопасности гидротехнического сооружения, разрешение на строительство и эксплуатацию которого аннулировано, а также гидротехнического сооружения, подлежащего консервации, ликвидации либо не имеющего собственника, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27.02.1999 г. № 237.

Решение суда может быть обжаловано в кассационном порядке в Краснодарский краевой суд через Каневской районный суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий