Решение по иску прокурора Каневского района в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления и понуждении к соблюдению законодательства о безопасности гидротехнических сооружений.



К делу № 2-615/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ст. Каневская 27 апреля 2011 года

Каневской районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего Сеиной Т.П.,

при секретаре Печенкиной А.С.,

с участием помощника прокурора Каневского района Высоцкого А.С.,

представителя заинтересованного лица администрации муниципального образования Каневской район Кузьменко А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Каневского района в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления и понуждении к соблюдению законодательства о безопасности гидротехнических сооружений,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Каневского района обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления и понуждении к соблюдению законодательства о безопасности гидротехнических сооружений.

В обоснование своих требований указывает, что согласно ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального района, организация и осуществление мероприятий по защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Указанные мероприятия осуществляются, в том числе при эксплуатации ГТС.

Пункт 3 ст. 225 ГК РФ определяет, что бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозной недвижимой вещи орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Прокуратурой района проведена проверка исполнения администрацией Каневского района законодательства о безопасности гидротехнических сооружений, которая показала, что в период времени с 19.07.2007 года по 06.06.2008 года Каневским отделом Управления Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю по заявлению администрации Каневского района поставлены на учет как бесхозяйные недвижимые вещи 101 гидротехническое сооружение - дамбы согласно приложенному списку из Каневского отдела Управления Росреестра по Краснодарскому края.

Однако до настоящего времени, то есть по истечении одного года с момента постановки на учет, администрация Каневского района не обратилась в суд с соответствующим заявлением для признания права муниципальной собственности на данные гидротехнические сооружения.

В результате этого до настоящего времени указанные гидротехнические сооружения являются бесхозяйными, что влечет невозможность их финансового обеспечения и, как следствие, влечет их неудовлетворительное техническое состояние, неспособность противостоять паводкам, что создает угрозу безопасности населению и возможность возникновения чрезвычайных ситуаций. Помимо этого, не ведется работа по выявлению гидротехнических сооружений, утративших свое значение в качестве защитных и регулирующих водный баланс сооружений. Действий по снятию таких гидротехнических сооружений с реестра и их демонтажу не осуществляется.

По данным фактам администрации Каневского района 28.01.2011 года внесено представление об устранении нарушений законодательства о безопасности гидротехнических сооружений. По настоящее время действий по устранению допущенных нарушений закона, причин и условий им способствующих, а также недопущению их впредь администрацией Каневского района применено не было.

Непринятие администрацией Каневского района мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, вследствие аварии гидротехнических сооружений, может привести к существенному материальному ущербу, ухудшению состояния окружающей природной среды и ставит под угрозу жизнь и здоровье как лиц, обслуживающих гидротехническое сооружение, так и жителей близлежащих территорий, то есть имеет место нарушение прав неопределенного круга лиц на защиту жизни, здоровья, личного имущества и благоприятную окружающую среду, установленные ст. 42 Конституции РФ.

Согласно ст. 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется путем присуждения к исполнению обязанности в натуре. Вместе с тем, в соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Просит с учетом измененных требований признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Каневской район, выразившееся в непринятии мер по обеспечению безопасности 101 гидротехнического сооружения согласно приложенному списку из Каневского отдела Управления Росреестра по Краснодарскому краю. Обязать администрацию муниципального образования Каневской район принять меры по регистрации права муниципальной собственности на бесхозяйные недвижимые вещи 101 гидротехническое сооружение - дамбы согласно приложенному списку из Каневского отдела Управления Росреестра по Краснодарскому краю.

В судебном заседании прокурор требования поддержал.

Представитель заинтересованного лица возражал против заявленных требований прокурора по следующим основаниям, указывая, что администрация муниципального образования Каневской район обратилась с заявлением о постановке на учет бесхозяйных гидротехнических сооружений в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, в силу ст. 1 ГК РФ). Пункт 5 ч. 3 ст. 50 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» предусматривает для муниципальных образований лишь возможность иметь в муниципальной собственности объекты, необходимые для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, а не предписывает в императивной форме местным администрациям обращать бесхозяйные объекты в муниципальную собственность. Приведенные нормы федерального закона не предусматривают передачу бесхозяйных объектов недвижимости в муниципальную собственность помимо воли муниципальных образований и без решения суда.

Отношения по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений регулируются непосредственно Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений». Статьей 2 установлено, что законодательство о безопасности гидротехнических сооружений состоит из упомянутого Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Полномочия органов местного самоуправления в области безопасности гидротехнических сооружений вышеуказанным Федеральным законом не установлены. Напротив, статьями 4, 5 установлены полномочия Правительства РФ и органов исполнительной власти субъектов РФ в области безопасности гидротехнических сооружений.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» органы исполнительной власти субъектов РФ в области безопасности гидротехнических сооружений решают вопросы безопасности гидротехнических сооружений на соответствующих территориях, за исключением вопросов безопасности гидротехнических сооружений, находящихся в муниципальной собственности. При этом статьей 13 данного Федерального закона установлено, что эксплуатация гидротехнического сооружения и обеспечение безопасности гидротехнического сооружения, которое не имеет собственника, осуществляются в соответствии с положением, утвержденным Правительством РФ.

Положением об эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечении безопасности гидротехнического сооружения, разрешение на строительство и эксплуатацию которого аннулировано, а также гидротехнического сооружения, подлежащего консервации, ликвидации либо не имеющего собственника (далее Положения), утвержденным постановлением Правительства РФ от 27 февраля 1999 года N 237, установлено, что при обнаружении гидротехнического сооружения, не имеющего собственника, орган государственного надзора сообщает данные о нем в орган местного самоуправления и направляет предложения в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено гидротехническое сооружение, для решения вопроса об обеспечении безопасности этого гидротехнического сооружения.

Доводы, изложенные в заявлении, не основаны на положениях Федерального закона от 21 июля 1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» и постановления Правительства РФ от 27 февраля 1999 года N 237, непосредственно регулирующих отношения по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений. Исчерпывающий перечень полномочий органов местного самоуправления в вопросах защиты населения четко определен статьей 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Таким образом, с учетом требований статей 5, 13 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» и упомянутого Положения, решение вопросов о безопасности гидротехнических сооружений, не имеющих собственников, отнесено к полномочиям органов исполнительной власти субъектов РФ.Так, Кубанское водное управление Федерального агентства водных ресурсов заключает договоры пользования водными объектами (в частности ГТС), согласно которых обязанности за безопасную эксплуатацию ГТС относятся на водопользователя. Возложить обязанности на водопользователя вправе только собственник имущества (ст. 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений»).

Обязательным основанием, при наличии которого суд может признать бездействие органа местного самоуправления незаконным, является невыполнение прямого требования закона о совершении каких-либо действий (в данном случае действий по принятию в муниципальную собственность района гидротехнических сооружений).

Однако в заявлении прокуратуры Каневского района не содержитсяуказания на норму закона, которая обязывала быадминистрацию муниципального образования Каневской район совершить такие действия.

Считает, что в удовлетворении заявления прокурора Каневского района о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления и понуждении к соблюдению законодательства о безопасности гидротехнических сооружений должно быть отказано.

Выслушав прокурора, представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд считает заявление подлежащим удовлетворению.

В судебном заседании установлено, что на территории муниципального образования Каневской район расположено 101 гидротехническое сооружение, которые по заявлению Управления имущественных отношений администрации муниципального образования Каневской район в период с 19.07.2007 года по 06.06.2008 года Каневским отделом Управления Росреестра по Краснодарскому краю приняты на учет, как бесхозяйные недвижимые вещи.

Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

В соответствии с ч.1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района, организация и осуществление мероприятий по защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Указанные полномочия отражены и в пунктах 7, 21 статьи 7 Устава муниципального образования Каневской район, согласно которым к вопросам местного значения муниципального образования Каневской район относится участие в предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории муниципального образования Каневской район, организация и осуществление мероприятий по защите населения и территории муниципального образования Каневской район от чрезвычайных ситуаций природного и технического характера.

Согласно ст.3 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений»под обеспечением безопасности гидротехнического сооружения понимается разработка и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения.

Безопасность гидротехнических сооружений является одной из составляющих мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций, в частности, природного и техногенного характера.

Обязанность по осуществлению таких мер возложена на администрацию муниципального района вышеуказанными нормами Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и закреплена в Уставе муниципального образования Каневской район.

Довод представителя администрации муниципального образования Каневской район о том, чтосогласно Федеральному закону от 21 июля 1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» обеспечение безопасности гидротехнических сооружений возложены на органы исполнительной власти субъектов РФ, а полномочия органов местного самоуправления в области безопасности гидротехнических сооружений не установлены, является несостоятельным.

Как следует из ст. 5 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» органы исполнительной власти субъектов РФ решают вопросы безопасности гидротехнических сооружений на соответствующих территориях, за исключением вопросов безопасности гидротехнических сооружений, находящихся в муниципальной собственности. Указанная статья не предусматривает полномочия, возложенные на собственника статьей 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений».

Статьей 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» установлены обязанности собственника гидротехнического сооружения и эксплуатирующей организации по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, согласно которым собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации, обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения и другие.

Названные меры, установленные Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», которые вправе осуществить только собственник, не могут быть реализованы по причине отсутствия собственника 101 гидротехнического сооружения, представляющих реальную угрозу для возникновения чрезвычайных ситуаций, поскольку они разрабатываются и предписываются для исполнения лицу или руководителю органа, которому принадлежат указанные гидротехнические сооружения.

Таким образом, отсутствие собственника 101 гидротехнического сооружения, расположенных на территории муниципального образования Каневской район, влечет неисполнение предусмотренных ст. 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» обязанностей по обеспечению безопасности вышеназванных гидротехнических сооружений, а также созданию финансовых и материальных резервов, предназначенных для ликвидации аварий гидротехнических сооружений, организации их эксплуатации, и следовательно, обязанности органа местного самоуправления по предупреждению чрезвычайных ситуаций.

При таких обстоятельствах установленные меры по безопасности гидротехнических сооружений, контроль за их состоянием, финансовое обеспечение, организация их эксплуатации не могут быть исполнены вследствие отсутствия собственника на вышеуказанные гидротехнические сооружения, что не исключает возможности возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Довод представителя администрации муниципального образования Каневской район о том, что законом не предусмотрена обязанность органа местного самоуправления по обращению в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на указанное бесхозяйное имущество, несостоятелен.

Согласно п. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

Учитывая, что после принятия на учет, как бесхозяйного имущества, 101гидротехнического сооружения прошло более года и права прежних собственников или третьих лиц на указанное бесхозяйное имущество не заявлены, каких-либо препятствий для признания муниципальной собственности на вышеназванные гидротехнические сооружения не имеется.

Как видно из материалов дела, по заявлению администрации муниципального образования Каневской район решением Каневского районного суда Краснодарского края от 01.03.2011 года признано право муниципальной собственности муниципального образования Каневской район на объект недвижимого имущества- гидротехническое сооружение -дамбу № 179а - одно из 101 гидротехнического сооружения согласно приложенному списку из Каневского отдела Управления Росреестра по Краснодарскому краю.

Однако право муниципальной собственности муниципального образования Каневской район на вышеуказанное гидротехническое сооружение по настоящее время не зарегистрировано.

Согласно статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований.

Требования прокурора соответствуют требованиям Федерального Закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и направлены на защиту публичных интересов и недопущению причинения вреда жизни и здоровью граждан муниципального образования Каневской район.

На основании вышеизложенного, следует признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Каневской район, выразившееся в непринятии мер по обеспечению безопасности 101 гидротехнического сооружения согласно приложенному списку из Каневского отдела Управления Росреестра по Краснодарскому краю. Обязать администрацию муниципального образования Каневской район принять меры по регистрации права муниципальной собственности на бесхозяйные недвижимые вещи 101 гидротехническое сооружение - дамбы согласно приложенному списку из Каневского отдела Управления Росреестра по Краснодарскому краю.

Руководствуясь ст. ст. 254-258, 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Заявление прокурора Каневского района в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействие администрации муниципального образования Каневской район, выразившееся в непринятии мер по обеспечению безопасности 101 гидротехнического сооружения согласно приложенному списку из Каневского отдела Управления Росреестра по Краснодарскому краю.

Обязать администрацию муниципального образования Каневской район принять меры по регистрации права муниципальной собственности на бесхозяйные недвижимые вещи 101 гидротехническое сооружение - дамбы согласно приложенному списку из Каневского отдела Управления Росреестра по Краснодарскому краю.

На решение может быть подана кассационная жалоба в Краснодарский краевой суд через Каневской районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья