К делу № 2-1082/11 г. РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ст. Каневская Краснодарского края 22 июня 2011 года Судья Каневского районного суда Краснодарского края Мосьпан А.Г. с участием представителя заявителя - помощника прокурора прокуратуры Каневского района Краснодарского края Геза Е.А., представителя заинтересованного лица - представителя Администрации Красногвардейского сельского поселения Каневского района ФИО1, представившей доверенность № 2 от 20.06.2011 года, представителя заинтересованного лица - представителя ОГИБДД ОВД по Каневскому району ФИО2, представившего доверенность № 74/7-6800 от 27.05.2011 года, при секретаре Зуевой В.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Каневского района в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия по обеспечению должного уровня содержания муниципальных дорог общего пользования, УСТАНОВИЛ: Прокурор Каневского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с заявлением о признании незаконным бездействия по обеспечению должного уровня содержания муниципальных дорог общего пользования, указывая, что в соответствии со ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно ст.ст. 3, 13, 17, 18, 34 ФЗ от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» органы местного самоуправления осуществляют дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения, т.е. деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов. Ремонт и содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог. По акту комплексной комиссионной проверки улично-дорожной сети от 01.06.2011 г. участки автомобильных дорог в пределах Красногвардейского сельского поселения не соответствуют требованиям ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» и ГОСТ Р 52289-04 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», поскольку имеют повреждения дорожного покрытия, выбоины, превышающие допустимые для безопасности дорожного движения размеры, не оборудованы и не обеспечены дорожными знаками и разметкой. Бездействие администрации Красногвардейского сельского поселения, выразившееся в неустранении отдельных просадок, выбоин и в необеспечении дорожными знаками, разметкой автомобильных дорог общего пользования в пределах населенных пунктов поселения, нарушает требования ч. 1 ст. 12 ФЗ от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», согласно которого содержание дорог на территории Российской Федерации должно обеспечивать безопасность дорожного движения. Невыполнение ремонта автомобильных дорог общего пользования способствует возникновению на поврежденной проезжей части указанных дорог дорожно-транспортных происшествий, в результате которых граждане могут погибнуть либо получить телесные повреждения. Бездействие администрации Красногвардейского сельского поселения нарушает предусмотренное ч. 1 ст. 24 ФЗ «О безопасности дорожного движения» право граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации, судебная защита которого гарантирована ч. 1 ст. 46 Конституции РФ. Невыполнение администрацией сельского поселения обязанности по обеспечению должного уровня содержания муниципальных автодорог общего пользования нарушает права и охраняемые законом интересы неопределенного круга лиц, что в соответствии со ст. 45 ГПК РФ предоставляет прокурору право обратиться в суд с настоящим иском. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 3, 13, 17, 18, 34 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ст.ст. 12, 24 ФЗ «О безопасности дорожного движения», ст.ст. 45, 254 ГПК РФ, просит суд: 1) Признать бездействие администрации Красногвардейского сельского поселения, выразившееся в необеспечении должного уровня содержания муниципальных дорог общего пользования, незаконным. 2) Обязать администрацию Красногвардейского сельского поселения устранить нарушения требований ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» и ГОСТ Р 52289-04 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» путем: установления дорожных знаков приоритета 2.1 «Главная дорога» и 2.4 «Уступи дорогу», 5.19.1 и 5.19.2 «Пешеходный переход» и нанесения дорожной разметки 1.14.1 «Пешеходный переход» на проезжей части автомобильной дороги, расположенной в пос. Красногвардеец на пересечении улицы Тракторной и переулка Клубничный; установления дорожных знаков приоритета 2.1 «Главная дорога» и выполнения ремонтных работ по ликвидации ямочности дорожного покрытия на проезжей части автомобильной дороги, расположенной в пос. Красногвардеец на пересечении улицы Тракторной и переулка Тракторного; установления дорожных знаков приоритета 2.1 «Главная дорога» и 2.4 «Уступи дорогу» и выполнения ремонтных работ по ликвидации ямочности дорожного покрытия на проезжей части автомобильной дороги, расположенной в пос. Красногвардеец на пересечении улицы Тракторная и переулка Школьный; установления дорожных знаков приоритета 2.1 «Главная дорога» на проезжей части автомобильной дороги, расположенной в пос. Красногвардеец на пересечении улиц Тракторной и Краснодарской; установления дорожных знаков приоритета 2.4 «Уступи дорогу» на проезжей части автомобильной дороги, расположенной в пос. Красногвардеец на пересечении улиц Тракторной и Данильченко; выполнения ремонтных работ по ликвидации ямочности дорожного покрытия на проезжей части автомобильной дороги, расположенной в пос. Красногвардеец по улице Тракторной от улицы Данильченко до переулка Школьного; установления дорожных знаков приоритета 2.1 «Главная дорога» и 2.4 «Уступи дорогу», 8.13 «Направление главной дороги», выполнения ремонта дорожного знака 2.4 «Уступи дорогу» и выполнения ремонтных работ по ликвидации ямочности дорожного покрытия на проезжей части автомобильной дороги, расположенной в пос. Красногвардеец на пересечении улиц Тракторная и Первомайская. В судебном заседании представитель заявителя - помощник прокурора прокуратуры Каневского района Краснодарского края Геза Е.А. заявленные требования поддержал полностью и дал объяснения по обстоятельствам дела. Просит суд: 1) Признать бездействие администрации Красногвардейского сельского поселения, выразившееся в необеспечении должного уровня содержания муниципальных дорог общего пользования, незаконным. 2) Обязать администрацию Красногвардейского сельского поселения устранить нарушения требований ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» и ГОСТ Р 52289-04 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» путем выполнения ремонтных работ по ликвидации ямочности дорожного покрытия на проезжей части автомобильной дороги и установления дорожных знаков приоритета. Представитель заинтересованного лица - представитель Администрации Красногвардейского сельского поселения Каневского района Дудка Т.В. в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований не возражала и суду пояснила, что принимаются меры по устранению недостатков разметки и дорожных знаков, начались работы по ликвидации ямочности дорожного покрытия. Представитель заинтересованного лица - представитель ОГИБДД ОВД по Каневскому району Гарус В.В. в судебном заседании признал требования прокурора Каневского района обоснованными и подлежащими удовлетворению. Выслушав участников процесса, проверив и исследовав в судебном заседании представленные суду материалы и доказательства в их совокупности, суд приходит к убеждению, что заявленные прокурором Каневского района в интересах неопределенного круга лиц требования о признании незаконным бездействия по обеспечению должного уровня содержания муниципальных дорог общего пользования подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям: В силу п. 5 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ст.ст. 13, 17, 18, 34 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» дорожная деятельность (деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог) в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения относится к вопросам местного значения и осуществляется за счёт средств местного бюджета. Согласно ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным нормативным документам возложена на лицо, осуществляющее содержание автомобильных дорог. Покрытие проезжей части автомобильных дорог должно соответствовать требованиям, установленным в п. 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения». Согласно исследованных судом доказательств участки автомобильных дорог в границах Красногвардейского сельского поселения Каневского района не соответствуют требованиям, установленным нормативными актами, о чём свидетельствует составленный комиссией акт от 01.06.2011 года. Согласно п. 1 ч. 1 ст. 22 ГПК РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений. На основании п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение. В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление подано прокурором в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом, для предупреждения причинения вреда, и не может расцениваться как вмешательство в исключительную компетенцию данного органа. Бездействие органа местного самоуправления, выразившееся в непринятии мер по обеспечению должного уровня содержания автомобильных дорог общего пользования в границах поселения, способствует возникновению на повреждённых участках дороги дорожно-транспортных происшествий, в результате которых граждане могут погибнуть либо получить телесные повреждения различной степени тяжести, то есть, создаёт угрозу нарушения прав неопределённого круга лиц на безопасные условия движения по дорогам РФ. При таких обстоятельствах бездействие органа местного самоуправления по обеспечению должного уровня содержания муниципальных дорог общего пользования в границах сельского поселения необходимо признать незаконным. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Заявление прокурора Каневского района в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия по обеспечению должного уровня содержания муниципальных дорог общего пользования - удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации Красногвардейского сельского поселения Каневского района, выразившееся в необеспечении должного уровня содержания муниципальных дорог общего пользования. Обязать администрацию Красногвардейского сельского поселения Каневского района устранить нарушения требований ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» и ГОСТ Р 52289-04 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» путем: установления дорожных знаков приоритета 2.1 «Главная дорога» и 2.4 «Уступи дорогу», 5.19.1 и 5.19.2 «Пешеходный переход» и нанесения дорожной разметки 1.14.1 «Пешеходный переход» на проезжей части автомобильной дороги, расположенной в пос. Красногвардеец на пересечении улицы Тракторной и переулка Клубничный; установления дорожных знаков приоритета 2.1 «Главная дорога» и выполнения ремонтных работ по ликвидации ямочности дорожного покрытия на проезжей части автомобильной дороги, расположенной в пос. Красногвардеец на пересечении улицы Тракторной и переулка Тракторного; установления дорожных знаков приоритета 2.1 «Главная дорога» и 2.4 «Уступи дорогу» и выполнения ремонтных работ по ликвидации ямочности дорожного покрытия на проезжей части автомобильной дороги, расположенной в пос. Красногвардеец на пересечении улицы Тракторная и переулка Школьный; установления дорожных знаков приоритета 2.1 «Главная дорога» на проезжей части автомобильной дороги, расположенной в пос. Красногвардеец на пересечении улиц Тракторной и Краснодарской; установления дорожных знаков приоритета 2.4 «Уступи дорогу» на проезжей части автомобильной дороги, расположенной в пос. Красногвардеец на пересечении улиц Тракторной и Данильченко; выполнения ремонтных работ по ликвидации ямочности дорожного покрытия на проезжей части автомобильной дороги, расположенной в пос. Красногвардеец по улице Тракторной от улицы Данильченко до переулка Школьного; установления дорожных знаков приоритета 2.1 «Главная дорога» и 2.4 «Уступи дорогу», 8.13 «Направление главной дороги», выполнения ремонта дорожного знака 2.4 «Уступи дорогу» и выполнения ремонтных работ по ликвидации ямочности дорожного покрытия на проезжей части автомобильной дороги, расположенной в пос. Красногвардеец на пересечении улиц Тракторная и Первомайская. Решение суда может быть обжаловано в кассационном порядке в Краснодарский краевой суд через Каневской районный суд в течение 10 (десяти) дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Судья -