решение по иску прокурора Каневского района в интересах неопределенного круга лиц к Отделу МВД РФ по Каневскому району о признании незаконным бездействия Отдела МВД РФ по Каневскому району



                                                                                                             К делу №2-1252/2011 г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Станица Каневская Краснодарского края                                      16 августа 2011 года

Судья Каневского районного суда Краснодарского края Белохортов И.И.,

при секретаре Шапран Ю.С.,

с участием помощника прокурора Каневского района Краснодарского края Черенкова Э.А.,

представителя ответчика Отдела МВД РФ по Каневскому району Рудой Е.А., действующей на основании доверенности,

рассмотрев гражданское дело по иску прокурора Каневского района в интересах неопределенного круга лиц к Отделу МВД РФ по Каневскому районуо признании незаконным бездействия Отдела МВД РФ по Каневскому району,

У С Т А Н О В И Л:

         Прокурор Каневского района подал в суд иск в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия Отдела МВД РФ по Каневскому району, в котором указал, что прокуратурой Каневского района в результате проверок соблюдения законодательства, регулирующего порядок содержания лиц в изоляторах временного содержания, установлено, что условия лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, а также лиц, задержанных и арестованных в административном порядке, содержащихся в изоляторе временного содержания ОВД по Каневскому району (далее - ИВС ОВД), не соответствуют требованиям, предъявляемым Конвенцией о защите прав человека и основных свобод, Конституцией Российской Федерации и ст. 23 Федерального Закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», а также законодательству, регламентирующему порядок содержания лиц, задержанных и арестованных в административном порядке.

      В соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 27.6 КоАП РФ задержанные в административном порядке лица содержатся в специально отведенных для этогопомещениях. Условия содержания задержанных лиц, нормы питания и порядок медицинского обслуживания определяются Правительством РФ. Положениями ч. 4 ст. 32.8. КоАП РФ определено, что отбывание административного ареста осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ. Вопросы содержания лиц, задержанных и арестованных в административном порядке, регулируются Положением об условиях содержания лиц, задержанных за административное правонарушение, нормах питания и порядке медицинского обслуживания таких лиц, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.10.2003 года № 627 (далее Положение) и Правилами внутреннего распорядка специальных приемников для содержания лиц, арестованных в административном порядке, утвержденных приказом МВД России №605 6.06.2000 года (далее Правила).

      В нарушение указанных требований закона, камеры №№8,9 и 10 ИВС ОВД используются не по назначению, поскольку в них содержатся лица, задержанные в административном порядке, при этом санитарные нормы в указанных камерах систематически нарушаются в нарушение требований п. 19 «Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел», утвержденных Приказом МВД РФ № 950 от 22.11.2005 (далее Правила), устанавливающих санитарную площадь на одного человека в размер четырех кв.м. Санитарная площадь каждой камеры, выделенной для административно-задержанных ОВД по Каневскому району, составляет по 8,7 кв.м., что в сумме на 3 камеры составляет 26,1 кв.м., при этом количество лиц, в них содержащихся ежедневно, превышает 10 человек. Таким образом, на каждого административно задержанного приходится менее 4 кв.м.

         В ИВС ОВД по Каневскому району осуществляется деятельность по проведению медицинских осмотров, а также оказанию врачебной помощи подозреваемым и обвиняемым, содержащимся в ИВС ОВД по Каневскому району с нарушением Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности».

          Положением о лицензировании медицинской деятельности, утвержденным
постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 №30,
установлено, что работы (услуги), выполняемые при осуществлении
доврачебной, амбулаторно-поликлинической (в том числе первичной медико-
санитарной помощи), включая работы (услуги) по медицинским осмотрам
подлежат лицензированию.

           Согласно ст. 24 Федерального Закона РФ от 15.07.1995 №103-Ф3 «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», а также раздела 14 Правил внутреннего распорядка изолятора временного содержания (далее ИВС) органов внутренних дел, утвержденных 22.11.2005 Приказом МВД РФ №950, медико-санитарное обеспечение в местах содержания под стражей проводится в соответствии с законодательством об охране здоровья граждан. Администрация ИВС обязана выполнить санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых. В соответствии с разделом 14 указанных правил в ИВС проводится лечебно-профилактическая и санитарно-эпидемиологическая работа, а также работа, связанная с медицинскими осмотрами.

            Кроме того, действующим законодательством предусмотрена прямая обязанность со стороны ИВС ОВД осуществлять медицинскую деятельность в соответствии с совместным приказом МВД РФ от 31.12.1999 №1115 и Минздрава РФ №475 «Об утверждении Инструкции о порядке медико-санитарного обеспечения лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания органов внутренних дел».

            Перечнем изменений в штатах ГУВД, УВД, ГОРОВД Краснодарского края в штат ОВД по Каневскому району введена должность фельдшера медицинской части.

            Проведенной проверкой установлено, что фельдшер ИВС проводит ежедневный обход камер, опрашивает содержащихся лиц о состоянии здоровья, при поступлении устанавливает у них наличие телесных повреждений, а результаты медицинской деятельность отражает в соответствующих журналах.

             В соответствии с п. 1.2 положения об ИВС и взводе охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых ИВС входит в штат ОВД Каневскому району.

             В ходе проведенной прокуратурой района проверки установлено, что вОВД по Каневскому района лицензия на осуществление медицинской деятельности отсутствует, то есть с 2005 года деятельность по медосмотру в ИВС осуществляется без лицензии.

             В нарушение п. 44 раздела 5 Правил средства личной гигиены (туалетная бумага, мыло хозяйственное) руководством ОВД по Каневскому району лицам, содержащимся в ИВС, не выдаются.

             В целях предупреждения и возникновении массовых инфекционных заболеваний транспортировка должна осуществляться специальным чистым транспортом, на который в установленном порядке выдается санитарный паспорт. В ходе проверки установлено, что санитарными паспортами автомобили, транспортирующие питание в ИВС ОВД не оснащены, что является нарушением п. 7.1 СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья».

              В нарушение п. 7.3 СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья» лица, сопровождающие готовую продукцию, личную медицинскую книжку установленного образца с отметками о прохождении медицинского осмотра, гигиенической подготовки и аттестации не имеют.

               В нарушение п. 13.1 СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья» раздачу готовой пищи производят лица, не имеющие санитарных книжек.

             Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что для лиц, содержащихся в изоляторе временного содержания, материально-бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены и санитарии, не созданы.

              Несоблюдение установленных требований влечет нарушение конституционных прав лиц, арестованных в административном порядке, а также подозреваемых и обвиняемых, содержащихся под стражей. Указанные нарушения свидетельствуют об игнорировании федерального законодательства руководством МВД РФ по Каневскому району.

               В связи с систематическими нарушениями законодательства в указанной сфере прокуратурой района принимались меры реагирования, однако надлежащие меры по устранению выявленных нарушений не приняты, что свидетельствует о бездействии должностных лиц МВД РФ по Каневскому району.

                Прокурор просит признать незаконным бездействие отдела МВД РФ по Каневскому району, выразившееся в ненадлежащей организации деятельности изолятора временного содержания, и обязать отдел МВД РФ по Каневскому району организовать надлежащее обеспечение прав подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в изоляторе временного содержания, путем получения лицензии на осуществление медицинской деятельности в изоляторе временного содержания, получения в установленном порядке санитарного паспорта на автомобиль, транспортирующего продукты питания, обеспечения прохождения медицинского осмотра в целях получения медицинских книжек установленного образца, гигиенической подготовки, аттестации и получения санитарной книжки лиц, производящих раздачу готовой пищи; обязать отдел МВД РФ по Каневскому району создать условия для лиц, задержанных в административном порядке, отвечающие требованиям санитарной площади в расчете на одного человека, а также спальными местами в случае задержания на срок более 3 часов.

     В судебном заседании помощник прокурора Каневского района Черенков Э.А. поддержал требования, изложенные в иске, просил удовлетворить.

     Представитель ответчика Отдела МВД РФ по Каневскому району Рудая Е.А. в судебном заседании иск прокурора не признала, просила в удовлетворении иска отказать, мотивируя это тем, что в настоящее время ответчиком проводятся мероприятия, направленные на устранение указанных нарушений, в частности, получено санитарно-эпидемиологическое заключение, согласно которого медицинская деятельность и медицинский кабинет в ИВС соответствуют государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам; приобретены средства личной гигиены и установлены спальные места, что подтверждается соответствующими справками.

       Оценивая исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности, суд приходит к убеждению, что иск подлежит частичному удовлетворению, поскольку в настоящее время ответчиком проводятся мероприятия, направленные на устранение выявленных нарушений, указанных выше.

        На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

      Иск прокурора Каневского района в интересах неопределенного круга лиц к Отделу МВД РФ по Каневскому районуо признании незаконным бездействия Отдела МВД РФ по Каневскому району удовлетворить в части.

      Обязать Отдел МВД РФ по Каневскому районуокончитьмероприятия, направленные на устранение нарушений в деятельности изолятора временного содержания Отдела МВД РФ по Каневскому району, в частности, организовать надлежащее обеспечение прав подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в изоляторе временного содержания, путем получения лицензии на осуществление медицинской деятельности в изоляторе временного содержания, получения в установленном порядке санитарного паспорта на автомобиль, транспортирующего продукты питания, обеспечения прохождения медицинского осмотра в целях получения медицинских книжек установленного образца, гигиенической подготовки, аттестации и получения санитарной книжки лиц, производящих раздачу готовой пищи; создать условия для лиц, задержанных в административном порядке, отвечающие требованиям санитарной площади в расчете на одного человека.

      Решение суда может быть обжаловано в кассационном порядке в Краснодарский краевой суд через Каневской районный суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья