решение по иску Никулиной Н.В. к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Каневском районе Краснодарского края



К делу № 2-1171/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

станица Каневская Краснодарского края                                              15 сентября 2011 года

Судья Каневского районного суда Краснодарского края Даурова Т.Г.,

при секретаре Дороганове Р.З.,

с участием истицы Никулина Н.В.,

представителя ответчика - Управления пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Каневском районе Краснодарского края Прохоренко И.К. по доверенности от 09.06.2011 года № 03/05,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Никулина Н.В. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Каневском районе Краснодарского края о признании незаконным в части решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Никулина Н.В.. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Каневском районе Краснодарского края о признании незаконным в части решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии, указывая, что 25 января 2011 года она обратилась с заявлением в учреждение ответчика за назначением трудовой пенсии по старости, назначаемой ранее установленного законом возраста в связи с педагогической деятельностью в порядке пп.19 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Закон № 173-ФЗ). Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан учреждения ответчика в назначении досрочной трудовой пенсии мне отказано (копия протокола № 49 от 25 марта 2011 года). Из стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии (далее - специальный стаж) исключены (не зачтены) следующие периоды моей работы (далее - спорные периоды): с 06.09.1999 года по 31.10.1999 года (0 лет 1м. 25д.) в должности воспитателя ДДУ № 2 «Незабудка», так как наименование учреждения «детское дошкольное учреждение»не предусмотрено Списком № 463; с 01.11.1999 года по 31.12.1999 года (0 лет 2м. 1д.), с 20.01.2000 года по 18.06.2000 года (0 лет 4м. 28д.) в должности воспитателя в Каневском детском дошкольном учреждении № 2 «Незабудка», так как наименование учреждения «детское дошкольное учреждение» не предусмотрено Списками № 1067. Решение ответчика считает незаконным, ограничивающим её право на досрочное пенсионное обеспечение по следующим основаниям. В соответствии с пп.19 п.1 ст.27 Закона № 173-ФЗ, досрочная трудовая пенсия назначается лицам не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей. Пунктом 2 ст.27 Закона № 173-ФЗ определено, что списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ. Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781, утверждены соответствующие Список и Правила (далее - Список и Правила № 781), которые действуют в настоящее время. Трудовая книжка, в силу ч.1 ст.66 Трудового кодекса РФ, является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. В трудовую книжку вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую работу. По записям в трудовой книжке устанавливается общий, непрерывный и специальный трудовой стаж, с которым связывается предоставление работнику определенных льгот и преимуществ в соответствии с законами, иными нормативными актами или трудовым договором (копия трудовой книжки РОС № 2035040 от 20.02.1989 года и АТ-П № 5317888 от 28.09.1982 года). В соответствии с п.6 Правил подсчета и подтверждения трудового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 года № 555, при отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются... справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными органами), Небрежность работы кадровика, который вписал не сделал записи в трудовой книжке, не может служить основанием для отказа в назначении досрочной трудовой пенсии. Такое обоснование незаконно, поскольку право педагога на трудовую пенсию в связи с педагогической деятельностью, ставиться в зависимость и от формальных ошибок, допущенных работодателем. В итоге из её специального стажа исключён период работы продолжительностью 8 мес. 24 дня. В своём отказе ГУ-Управление ПФ РФ ссылается на отсутствие в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществляющих педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781, Списке должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утверждённом Постановлением правительства РФ от 22.11.1999 года № 1067, Списке, утвержденном Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 463 нет наименования «детское дошкольное учреждение». Но из Постановления главы администрации Каневского района № 96 от 18.12.1995 года о регистрации муниципального образовательного учреждения Каневское ДДУ № 2 «Незабудка» следует, что указанное учреждение осуществляло обучение и воспитание детей в рамках программ дошкольного образования, то есть выполняло те же функции, что и детские сады. Это может быть подтверждено путём проведения экспертизы труда. Согласно статье 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Закрепляя в законе правовые основания назначения государственных пенсий, как того требует статья 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации, Федерации, федеральный законодатель определяет порядок исчисления трудовых пенсий. При этом в силу статьи 15 (часть 1) Конституции Российской Федерации он обязан исходить из верховенства Конституции Российской Федерации и высшей юридической силы её принципов и норм. Статьёй 83 Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» Правительству Российской Федерации предоставлено право по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации утверждать Списки соответствующих работ (профессий и должностей), с учётом которых назначается пенсия за выслугу лет, а в необходимых случаях и правила исчисления выслуги. Из данного Закона не вытекает, что Правительство Российской Федерации наделяется полномочиями самостоятельно регулировать пенсионные отношения этой категории работников и по своему усмотрению устанавливать их пенсионные права, вводить дополнительные по сравнению с законом ограничения права на пенсионное обеспечение за выслугу лет. При осуществлении предоставленных ему полномочий Правительство Российской Федерации не только связано законодательными нормами, регулирующими основные вопросы пенсионного обеспечения за выслугу лет, но и обязано учитывать закреплённые в указанном Законе общие принципы пенсионного обеспечения граждан, в частности принцип его всеобщности, а также предписания статьи 15 (часть 1) Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. В моём же случае я лишаюсь конституционного права на пенсионное обеспечение просто потому, что Пенсионный Фонд РФ и Департамент образования и науки не провели процедуру установления тождества должностей, организаций и структурных подразделений, установленную постановлением Правительства Российской Федерации от 11.01.2002 года № 516. Определением Конституционного суда РФ от 06 декабря 2001 года № 310-0 «По запросу Законодательного собрания Тверской области о проверке конституционности пунктов 2 и 3 Постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей «положения пенсионного законодательства, устанавливающие право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости только педагогическим работникам государственных и муниципальных учреждений для детей, признаны неконституционными. В данном определении Конституционного суда РФ установлено, что педагогические работники не могут быть ограничены в своих пенсионных правах, в том числе в праве на зачёт трудового стажа для досрочной выплаты трудовой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей в зависимости от принадлежности учреждения для детей. Постановление Конституционного Суда РФ от 03 июня 2004 года № 11-П «По делу о проверке конституционности положений подпунктов 10, 11 и 12 пункта 1 статьи 28, пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации «в связи с запросами Государственной Думы Астраханской области, Верховного Суда Удмурской Республики, Биробиджанского городского суда Еврейской автономной области, Елецкого городского суда Липецкой области, Левобережного, Октябрьского и Советского районных судов города Липецка, а также жалобами ряда граждан» признало не соответствующими Конституции Российской Федерации, её статьям 19 (части 1 и 2 ), 39 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3 ), взаимосвязанные нормативные положения подпунктов 10, 11, 12 пункта 1 статьи 28 и пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Это же постановление подчёркивает, что действующие нормы в системе правового регулирования пенсионного обеспечения, исходят из того, что досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, так же как и предоставленные им ранее пенсии по выслуге лет, направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижении общего пенсионного возраста из-за неблагоприятных факторов (повышенная эмоциональная и психологическая нагрузка, высокая степень ответственности). Вышеназванные Определение и Постановление Конституционного суда РФ указывают на несовершенство пенсионного законодательства и подчёркивают верховенство Конституции Российской Федерации. Согласно пункта 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утверждённых постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 работа в должностях, указанных в пункте 1 раздела «Наименование должностей «Списка, в котором имеется должность «воспитатель», «засчитывается в стаж работы при условии её выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1-1.14 раздела «Наименование учреждений «Списка. Пункт 1.8. «Дошкольные образовательные учреждения «содержит название «детские сады всех наименований». Считает, что к «детским садам всех наименований «относится и муниципальное общеобразовательное Каневское детское дошкольное учреждение № 2 «Незабудка». В связи с этим, упомянутые периоды её работы в ДДУ № 2 «Незабудка» должны быть засчитаны в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Просит суд: включить в педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период работы в муниципальном образовательном учреждении Детского дошкольного учреждения № 2 «Незабудка» - с 06.09.1999 года по 31.10.1999 года (0 лет 1м. 25д.), с 01.11.1999 года по 31.12.1999 года (0 лет 2м. 1д.), с 20.01.2000 года по 18.06.2000 года (0 лет 4м. 28 д) в должности воспитателя в Каневском детском дошкольном учреждении № 2 «Незабудка»; отменить решение государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Каневском районе Краснодарского края протокол № 49 от 25 марта 2011 года об отказе в назначении ей пенсии по ст.28 п.1 п.п.10; обязать государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Каневском районе Краснодарского края назначить ей трудовую пенсию по старости со дня её обращения с 25 января 2011года; взыскать с ответчика все понесенные судебные расходы по данному делу, а именно: 200 рублей оплата госпошлины в суд.

В судебном заседании истица Никулина Н.В. заявленные требования поддержала, просила удовлетворить.

Представитель ответчика - Управления пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Каневском районе Краснодарского края, в судебном заседании возражала против удовлетворения иска, возражения относительно заявленных требований в письменном виде приобщены к материалам гражданского дела.

Суд, выслушав истицу, представителя ответчика, исследовав материалы дела, находит иск подлежащим удовлетворению.

Согласно ст.39 (часть 1) Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Закрепляя в законе правовые основания назначения государственных пенсий, как того требует ст.39 ч.2 Конституции РФ, федеральный законодатель определяет порядок исчисления трудовых пенсий. При этом в силу ст.15 ч.1 Конституции РФ он обязан исходить из верховенства Конституции РФ и высшей юридической силы её принципов и норм. В соответствии со ст.19 Конституции РФ равенство прав и свобод гарантируется без каких-либо дискриминаций, в том числе независимо от рода и места деятельности. Применительно к данному случаю это конституционное предписание следует рассматривать как гарантию равенства пенсионных прав преподавательского состава образовательных учреждений для детей.

Законом РФ «Об образовании» предусматривает, что в РФ могут существовать различные по своим организационно - правовым формам образовательные учреждения. Действие законодательства в области образования распространяется на все образовательные учреждения независимо от их организационно - правовых форм и подчинённости, причём закон не содержит каких - либо ограничений в статусе работников в этих образовательных учреждениях, в том числе в их праве на пенсию за выслугу (п.5 ст.55 Закона «Об образовании»).

В соответствии с указанными конституционными положениями, Федеральным Законом РФ от 17.12.2001 года № 173 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в качестве правового основания для пенсионного обеспечения отдельных категорий трудящихся предусматривается длительное выполнение определённой профессиональной деятельности.

Судом установлено, что согласно записей, имеющихся в трудовой книжки колхозника РОС № 2035040 выданной на имя Никулиной Н.В., с 06.09.1999 года по 02.07.2001 года истица работала в должности воспитателя ДОУ № 2 Каневского РУО.

Согласно протоколу заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Каневском районе от 25.03.2011 года № 49 Никулиной Н.В. отказано в назначении пенсии в соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 ФЗ № 173 от 17.12.2001 года, в виду отсутствия требуемого специального стажа 25 лет. В стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Каневском район не включило в педагогический стаж период работы: с 06.09.1999 года по 31.10.1999 года - воспитатель ДДУ № « «Незабудка», с 01.11.1999 года по 31.12.1999 года - работа в должности воспитателя в Каневском детском дошкольном учреждении № 2 «Незабудка», с 20.01.2000 года по 18.06.2000 года - работа в должности воспитателя в Каневском детском дошкольном учреждении № 2 «Незабудка.

Согласно заключению № 7/КН-суд от 03.06.2011 года государственной экспертизы условий труда, для разрешения поставленных вопросов были изучены документы, содержащие сведения по сути поставленных судом вопросов. Из выводов указанной экспертизы следует, что Никулина Н.В. работала в основное рабочее время (по основной работе) с 06.09.1999 года до 18.06.2000 года в должности «воспитатель» в муниципальном образовательном учреждении «ДДУ Каневского РОО № 2» типа дошкольное образовательное учреждение вида детский сад. Трудовая книжка Никулиной Н.В. с 06.09.1999 года до 18.06.2000 года велась в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день их внесения в трудовую книжку. Характер и условия труда Никулиной Н.В. в основное рабочее время (по основной работе) в период работы «воспитателем» в муниципальном образовательном учреждении «ДДУ Каневского РОО № 2» типа дошкольное образовательное учреждение вида детский сад с 06.09.1999 года до 18.06.2000 года соответствуют требованиям законодательных и иных нормативных правовых актов РФ, регламентирующих порядок обращения за пенсией и назначении пенсии, для зачета ей в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии как лицу, осуществлявшему педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19) пункта 1 ст.27 ФЗ от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Работа Никулиной Н.В. с 06.09.1999 года до 18.06.2000 года «воспитателем» в муниципальном образовательном учреждении «ДДУ Каневского РОО № 2» засчитывается в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии в соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 ФЗ от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

Суд считает, что выводы заключения государственной экспертизы условий труда являются обоснованными, и не вызывают сомнения в их достоверности, поскольку основаны на тщательном изучении представленных на экспертизу материалов дела, которым сделан тщательный анализ.

Согласно ст.19ФЗ РФ от 17 декабря 2001 года № 172-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии).

При таких обстоятельствах суд считает, что протокол заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Каневском районе от 25.03.2011 года № 49 об отказе Никулиной Н.В. в досрочном назначении трудовой пенсии по старости подлежит отмене, а Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Каневском районе следует обязать досрочно назначить Никулиной Н.В. с 25.01.2011 года трудовую пенсию как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 ФЗ от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В соответствии со ст.98 ГПК РФ с ответчика в пользу истицы следует взыскать судебные расходы по уплате госпошлины в сумме 200 рублей.

Руководствуясь Федеральным Законом РФ от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Никулина Н.В. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Каневском районе Краснодарского края о признании незаконным в части решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии - удовлетворить.

Протокол заседания комиссии государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Каневском районе Краснодарского края протокол № 49 от 25 марта 2011 года об отказе в назначении ей пенсии по старости досрочно отменить.

Обязать государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Каневском районе Краснодарского края досрочно назначить Никулина Н.В. с 25.01.2011 года трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью в государственных и муниципальных учреждениях для детей в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 ФЗ от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Каневском районе Краснодарского края в пользу Никулиной Натальи Викторовны судебные расходы по уплате госпошлины в сумме 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Каневской районный суд в течение 10 дней.

Судья