решение по иску прокурора Каневского района в интересах Решетько А.В. к администрации муниципального образования Каневской район, администрации Краснодарского края о предоставлении жилого помещения.



К делу №2-1800/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

станица Каневская Краснодарского края 29 ноября 2011 года

Каневской районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего Сеиной Т.П.,

при секретаре Царицанской О.И.,

с участием помощника прокурора Каневского района Геза Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Каневского района в интересах Решитько А.В. к администрации муниципального образования Каневской район, администрации Краснодарского края о предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Каневского района в интересах Решитько А.В. обратился в суд иском к администрации муниципального образования Каневской район, администрации Краснодарского края о предоставлении жилого помещения.

В обоснование требований указывает, что Решитько А.В. (до замужества Пуленец (Кобылкина) А.В.) относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с 25.12.1995 года по 11.09.2006 Решитько А.В. передана под опеку Сагитовой З.В., так как мать Кобылкина М.Р. умерла, отец Кобылкин В.А. признан безвестно отсутствующим. С 01.09.1996 года по 20.07.2006 года Решитько А.В. обучалась в МБОУ СОШ №18. На момент назначения опеки, а также в период обучения в образовательном учреждении жилая площадь за ней не закреплялась. По окончании опеки Решитько А.В. не была обеспечена жилым помещением вне очереди в соответствии с ч.2 п.1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Постановлением главы администрации муниципального образования Каневской район Решитько А.В. 26.02.2010 года поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма. Вместе с тем, до настоящего времени Решитько А.В., как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не обеспечена во внеочередном порядке жилым помещением, ввиду отсутствия надлежащего финансирования мер социальной поддержки по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Договор социального найма жилого помещения с ней не заключался. Исходя из буквального понимания требований ст. 57 ЖК РФ, ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма указанной категории граждан не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, от включения в список внеочередников, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а также от иных условий. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливается законодательством субъектов РФ и относится к расходным обязательствам субъектов РФ.

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа в соответствии с Законом Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» путем приобретения (строительства) жилья не освобождает администрацию края от обязанности по финансированию дополнительных гарантий прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Необеспечение Решитько А.В. вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм нарушает ее права, предусмотренные ст.40 Конституции, ст. 57 ЖК РФ, ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ, как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В силу требований ст. ст. 27, 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре РФ» прокурор обязан принять меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.

Просит обязать администрацию муниципального образования Каневской район, администрацию Краснодарского края предоставить Решитько А.В. вне очереди жилое помещение по договору социального найма площадью не ниже установленных норм.

Прокурор в судебном заседании требования поддержал.

Истец Решитько А.В. в судебном заседании не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, исковые требования поддержала в полном объеме и просила их удовлетворить.

Представитель ответчика администрации муниципального образования Каневской район в суд не явился, в представленном отзыве иск не признал. В возражениях указывает, что в соответствии со ст. 57 Жилищного Кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением: гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат; детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного Кодекса перечне. Решитько А.В. состоит на учете граждан нуждающихся в жилом помещении в списке лиц по категории «лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» под номером 22. Предоставление Решитько А.В. жилого помещения по договору социального найма площадью не ниже установленных норм повлечет за собой нарушение прав и законных интересов лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые были зарегистрированы ранее Решитько А.В. и состоящие на учете с 1 по 21 номер, поскольку все дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, равны в своем праве на получение жилого помещения.

Представитель ответчика администрации Краснодарского края в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен своевременно и надлежащим образом.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, выступающего на стороне ответчиков, управления по вопросам семьи и детства администрации муниципального образования Каневской район в суд не явился, в заявлении просит дело рассмотреть в его отсутствие, возражает против удовлетворения иска. В возражениях указывает, что Решитько А.В., 11.09.1988 года рождения, относится к лицам, имевшим статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии с ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия граждан на учет. По данным сектора учета и социальных выплат управления строительства администрации муниципального образования Каневской район Решитько А.В. по состоянию на 01.11.2011 значится на очереди под номером 22. В настоящее время жилые помещения предоставляются лицам указанной категории в рамках губернаторской программы «Дети Кубани 2009-2013» путем приобретения или строительства жилых помещений, с последующей передачей по договору социального найма. Краевая целевая программа «Дети Кубани» рассчитана до 2013 года и граждане указанной категории сохраняют право на обеспечение жильем до момента его предоставления. Решитько А.В. будет обеспечена жилым помещением по мере выделения субвенции для приобретения (строительства) жилого помещения муниципальному образованию Каневской район в рамках реализации Краевой целевой программы «Дети Кубани» до 2013 года. Учитывая, что учет данной категории граждан в муниципальном образовании Каневской район ведется с 2000 года, Решитько А.В. была поставлена на льготный учет 03.02.2010 года, предоставить ей жилое помещение вне очереди не представляется возможным, так как это нарушило бы право по обеспечению жильем впереди стоящих очередников.

Суд, выслушав прокурора, исследовав материалы дела, находит, что исковые требования подлежат удовлетворению в части.

В судебном заседании установлено, что Решитько А.В. (до замужества Пуленец (Кобылкина А.В.), в интересах которой прокурором Каневского района подан настоящий иск, в соответствии с положениями Федерального Закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» относится к категории граждан «лица из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лица, имевшие статус лиц из числа детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей».

Постановлением главы муниципального образования Каневской район Краснодарского края № 187 от 26.02.2010 года Решитько А.В. принята на учет граждан в качестве нуждающейся в жилом помещении и включена в список граждан категории лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно абз. 2,3 п.1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В силу ст.ст. 2, 5 Закона Краснодарского края от 03.06.2009 № 1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» лицам, указанным в ст. 1 Закона, дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение обеспечиваются путем предоставления жилых помещений по договорам социального найма.

Согласно п.1 ч. 2 ст. 5 Закона Краснодарского края от 03.06.2009 № 1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» правом на предоставление жилого помещения государственного жилищного фонда Краснодарского края по договору социального найма обладают лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, не имеющие закрепленных жилых помещений, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания населения, в приемных семьях, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В силу ч. 6 ст. 5 названного закона жилые помещения могут предоставляться по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством Российской Федерации порядке государственными полномочиями Краснодарского края по обеспечению указанных лиц жилыми помещениями.

В соответствии со ст. 1 Закона Краснодарского края от 15.12.2004 № 805-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы», Приложения № 1 к указанному закону администрация муниципального образования Каневской район наделена отдельными государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа в соответствии с Законом Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» путем приобретения (строительства) жилья.

Таким образом, Решитько А.В. имеет право на обеспечение жилым помещением в соответствии с действующим законодательством и ответчики по делу обязаны предоставить Решитько А.В. жилое помещение по договору социального найма площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям, расположенное в муниципальном образовании Каневской район, за счет средств бюджета Краснодарского края, в соответствии со списком лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Однако, внеочередным предоставлением жилого помещения Решитько А.В. будут нарушены права по обеспечению жильем впереди стоящих очередников по льготному списку лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

На основании изложенного следует обязать администрацию муниципального образования Каневской район, департамент семейной политики администрации Краснодарского края предоставить Решитько А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилое помещение по договору социального найма по норме предоставления общей площади жилого помещения, установленной Законом Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» от 03.06.2009 года № 1748-КЗ и в соответствии со списком очередности лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Иск прокурора Каневского района в интересах Решитько А.В. к администрации муниципального образования Каневской район, администрации Краснодарского края о предоставлении жилого помещения удовлетворить в части.

Обязать администрацию муниципального образования Каневской район, департамент семейной политики администрации Краснодарского края предоставить Решитько А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилое помещение по договору социального найма по норме предоставления общей площади жилого помещения, установленной Законом Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» от 03.06.2009 года № 1748-КЗ и в соответствии со списком очередности лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

На решение могут быть поданы кассационные жалоба и представление в Краснодарский краевой суд через Каневской районный суд в течение 10 дней.

Судья