К делу № 2-1784/2011 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
станица Каневская Краснодарского края 30 ноября 2011 года
Судья Каневского районного суда Краснодарского края Белохортов И.И.,
при секретаре Шапран Ю.С.,
с участием старшего помощника прокурора Каневского района Краснодарского края Резановой Т.А.,
истца Сердюк А.А.,
рассмотрев гражданское дело по иску прокурора Каневского района Краснодарского края в интересах Сердюк А.А. к администрации муниципального образования Каневской район и Администрации Краснодарского края о предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор предъявил иск к ответчикам о предоставлении жилого помещения в интересах Сердюк А.А., указывая, что Сердюк А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год воспитывался в государственном казенном учреждении для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, так как <данные изъяты> В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год Сердюк А.А. обучался в ГАОУ СПО Краснодарского края «Каневской аграрно-технологический колледж». На момент нахождения в детском доме, а также в период обучения в образовательном учреждении среднего профессионального образования жилая площадь за ним не закреплялась.
Согласно ст. 57 Жилищного кодекса РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.
В соответствии с ч.2 п.1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее по тексту Закон) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
По окончании ГАОУ СПО Краснодарского края «Каневской аграрно-технологический колледж» Сердюк А.А. не был обеспечен жилым помещением вне очереди. Постановлением главы администрации МО Каневской район Сердюк А.А. 10.06.2010 года поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма.
В соответствии со ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.
Вместе с тем, до настоящего времени Сердюк А.А., как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не обеспечен во внеочередном порядке жилым помещением, ввиду отсутствия надлежащего финансирования мер социальной поддержки по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Договор социального найма жилого помещения с ним не заключался.
Исходя из буквального понимания требований ст. 57 ЖК РФ, ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма указанной категории граждан не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, от включения в список внеочередников, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а также от иных условий.
Данная правовая позиция также нашла свое подтверждение в обзоре практики рассмотрения судами дел по заявлениям прокуроров в защиту жилищных прав несовершеннолетних детей, подпадающих под категорию лиц, которые имеют право на дополнительную социальную защиту в соответствии со ст. 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (Бюллетень Верховного Суда №10, 2008 г).
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации и относится к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В силу ст.ст. 2, 5 Закона Краснодарского края от 03.06.2009 г. №1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» лицам, указанным в ст. 1 Закона, дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение обеспечиваются путем предоставления жилых помещений по договорам социального найма.
Указанным лицам могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством РФ порядке государственными полномочиями Краснодарского края по обеспечению указанных лиц жилыми помещениями.
В соответствии со ст. 1 Закона Краснодарского края от 15.12.2004 № 805-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы», Приложения №1 к указанному закону, администрация муниципального образования Каневской район наделена отдельными государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа в соответствии с Законом Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» путем приобретения (строительства) жилья.
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа в соответствии с Законом Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» путем приобретения (строительства) жилья, не освобождает администрацию края от обязанности по финансированию дополнительных гарантий прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Необеспечение Сердюк А.А. вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм нарушает его права, предусмотренные ст.40 Конституции, ст. 57 ЖК РФ, ст.8 Закона, как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Просит суд обязать администрацию муниципального образования Каневской район и администрацию Краснодарского края предоставить Сердюк А.А. вне очереди жилое помещение по договору социального найма, площадью не ниже установленных норм.
В судебном заседании прокурор поддержал исковые требования, просил удовлетворить.
Истец Сердюк А.А. в судебном заседании исковые требования поддержал, просил удовлетворить.
Представитель ответчика администрации муниципального образования Каневской район в судебное заседание не явилась, предоставила письменное заявление, просила рассмотреть исковое заявление в её отсутствие. Предоставила письменное возражение, в котором указала, что Администрация муниципального образования Каневской район считает заявление прокурора Каневского района в интересах Сердюк А.А. о внеочередном предоставлении жилого помещения необоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим обстоятельствам. В соответствии со статьей 57 Жилищного Кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением: гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат; детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного Кодекса перечне.
Сердюк А.А. состоит на учете граждан нуждающихся в жилом помещении в списке лиц по категории «лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» под №30. Предоставление Сердюк А.А. жилого помещения по договору социального найма площадью не ниже установленных норм повлечет за собой нарушение прав и законных интересов лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые были зарегистрированы ранее. Сердюк А.А. и состоящие на учете с 1-го по 29-й номер, поскольку все дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, равны в своем праве на получение жилого помещения. Просит суд отказать в удовлетворении заявленных требований.
Представитель администрации Краснодарского края в судебное заседание не явилась, предоставила письменное заявление, просила рассмотреть исковое заявление в её отсутствие, требования истца не признала, просила в удовлетворении иска отказать. Представитель третьего лица Управления по вопросам семьи и детства администрации муниципального образования Каневской район в судебное заседание не явилась, предоставила письменное заявление, просила рассмотреть исковое заявление в ее отсутствие. Предоставила письменное возражение, в котором указала, что в соответствии с частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия граждан на учет. По данным сектора учета и социальных выплат управления строительства администрации муниципального образования Каневской район Сердюк А.А. по состоянию на 1.11.2011 г. значится на очереди под №30. В настоящее время жилые помещения предоставляются лицам указанной категории в рамках губернаторской программы «Дети Кубани 2009-2013» путем приобретения или строительства жилых помещений с последующей передачей по договору социального найма. В течение 2009-2010 годов Каневскому району субвенции направлялись для строительства жилых помещений, в результате чего были построены и сданы в эксплуатацию 2 многоквартирных дома, 60 человек указанной категории, из числа состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, были обеспечены новыми квартирами. В 2011 году Каневскому району выделены денежные средства на приобретение 1 квартиры и ведутся торги на приобретение 6 квартир для передачи по договорам социального найма. Краевая целевая программа «Дети Кубани» рассчитана до 2013 года и граждане указанной категории сохраняют право на обеспечение жильем до момента его предоставления, Сердюк А.А. будет обеспечен жилым помещением по мере выделения субвенции для приобретения (строительства) жилого помещения муниципальному образованию Каневской район в рамках реализации Краевой целевой программы «Дети Кубани» до 2013 года. Учитывая, что учет данной категории граждан в муниципальном образовании Каневской район ведется, начиная с 2000 года, Сердюк А.А. был поставлен на льготный учет 2.06.2010 году и предоставить ему жилое помещение вне очереди не представляется возможным, так как это нарушило бы право по обеспечению жильем впереди стоящих очередников. В 2011 году управлением по вопросам семьи и детства совместно с департаментом семейной политики Краснодарского края рассматривается вопрос приобретения квартир для лиц указанной категории в рамках программы «Дети Кубани». Просила в удовлетворении иска отказать.
Оценивая исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности, суд приходит к убеждению, что иск подлежит удовлетворению полностью.
Как установлено в судебном заседании, Сердюк А.А. относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что подтверждается справкой управления по вопросам семьи и детства.
Согласно распоряжения главы Каневского района № 958р от 15.07.2005 года, Сердюк А.А. признан оставшимся без попечения родителей, нуждающимся в государственной защите. Жилья, подлежащего закреплению, Сердюк А.А. не имеет.
Постановлением главы администрации муниципального образования Каневской район №778 от 10.06.2010 г. Сердюк А.А. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и включен в список лиц, имеющих право на внеочередное получение жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.
Согласно ст.57 Жилищного кодекса РФ, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.
В соответствии с ч.2 п.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного, жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Исходя из буквального понимания требований ст.57 ЖК РФ, ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма указанной категории граждан не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, от включения в список внеочередников, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а также от иных условий. Данная позиция также нашла свое подтверждение в обзоре практики рассмотрения судами дел по заявлениям прокуроров в защиту жилищных прав несовершеннолетних детей, подпадающих под категорию лиц, которые имеют право на дополнительную социальную защиту в соответствии со ст.1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (Бюллетень Верховного Суда №10, 2008г.).
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации и относится к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В силу ст.ст.2, 5 Закона Краснодарского края от 03.06.2009 года № 1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае», лицам, указанным в ст.1 Закона, дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение обеспечиваются путем предоставления жилых помещений по договорам социального найма. Указанным лицам могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством РФ порядке государственными полномочиями Краснодарского края по обеспечению указанных лиц жилыми помещениями.
В соответствии со ст.1 Закона Краснодарского края от 15.12.2004 года № 805-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы», Приложения № 1 к указанному закону, администрация муниципального образования Каневской район наделена отдельными государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений по договору социального найма детям-сиротам и детым, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, в соответствии с Законом Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» путем приобретения (строительства) жилья.
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа в соответствии с Законом Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» путем приобретения (строительства) жилья, не освобождает администрацию края от обязанности по финансированию дополнительных гарантий прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Суд считает, что предоставление Сердюк А.А. жилого помещения является обязанностью муниципального образования и не противоречит положениям ст. ст. 5 и 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" об отнесении расходов по предоставлению жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации. Обеспечение вне очереди жилым помещением Сердюк А.А. не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, а приведенные доводы ответчиков не основаны на законе.
Право истца на предоставление жилого помещения вне очереди по категории «лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» ответчиком не оспаривалось и подтверждено вышеприведенными доказательствами.
Исходя из вышеизложенного, учитывая, что Сердюк А.А. имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, суд считает, исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора Каневского района Краснодарского края, в интересах Сердюк А.А. к администрации муниципального образования Каневской район, администрации Краснодарского края о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма, площадью не ниже установленных норм, удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования Каневской район и администрацию Краснодарского края предоставить Сердюк А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, вне очереди жилое помещение по договору социального найма, площадью не ниже установленных социальных норм, в соответствии со списком детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях по муниципальному образованию Каневской район.
Решение суда может быть обжаловано в кассационном порядке в Краснодарский краевой суд через Каневской районный суд в течение десяти дней.
Судья