решение по иску Зюзина к Управлению пенсионного фонда РФ (ГУ) в Каневском районе Краснодарского края о признании незаконным решения о прекращении выплаты трудовой пенсии по старости.



К делу № 2-1705/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ст. Каневская 22 декабря 2011 года

Каневской районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего Сеиной Т.П.,

при секретаре Коробка Е.М.,

с участием истца Зюзина А.В.,

представителя ответчика Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в Каневском районе Краснодарского края Ивановой Л.М.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Зюзина А.В. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в Каневском районе Краснодарского края о признании незаконным решения о прекращении выплаты трудовой пенсии по старости,

УСТАНОВИЛ:

Истец Зюзин А.В. обратился в суд с иском к ответчику Управлению Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в Каневском районе Краснодарского края о признании незаконным решения о прекращении выплаты трудовой пенсии по старости, восстановлении её выплаты и взыскании задолженности.

Свои требования обосновывает тем, что на основании Постановления ЦК КПСС и СМ СССР от 29.05.1986 года и в соответствии с Законом СССР «О всеобщей воинской обязанности» с 28 июня по 9 декабря 1986 года он был призван на специальные сборы по ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС.

В 2004 году ему была установлена вторая группа инвалидности на срок до апреля 2009 года с установлением причины инвалидности: увечье, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы, связанной с аварией на Чернобыльской АЭС, согласно справке сер. МСЭ-2001 №4264033 от 24.03.2004 года.

12.03.2009 года проведено повторное освидетельствование и установлена вторая группа инвалидности с установлением причины инвалидности: заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы, связанной с катастрофой на ЧАЭС, согласно справке МСЭ-2007 № 1108852, на срок - бессрочно.

Таким образом, он является инвалидом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

В соответствии с ФЗ РФ «О социальной защите граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» он имеет право выхода на пенсию на льготных основаниях, возраст не может быть меньше для мужчин-50 лет (максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию -10 лет) и согласно действующему законодательству о пенсионном обеспечении в РФ п.п. 2, п. 1, ст. 10 ФЗ РФ «О государственном пенсионном обеспечении» № 166-ФЗ от 15.12.2001 года в отношении граждан, ставших инвалидами, вследствие аварии на ЧАЭС и в соответствии со ст. 29 ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» он имеет право уменьшения возраста выхода на пенсию по старости для мужчин - 50 лет.

Согласно ст. 4 ФЗ-173 «О трудовых пенсиях в РФ» гражданам, имеющим право на получение трудовых пенсий различных видов, в соответствии с настоящим ФЗ устанавливается одна пенсия по их выбору, а также допускается получение пенсии по государственному пенсионному обеспечению.

В силу ст. 2 ФЗ РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» отношения, связанные с Чернобыльской катастрофой, регулируются настоящим законом, действующим законодательством РФ в части норм, не противоречащих настоящему закону и другими актами законодательства РФ, издаваемыми в соответствии с ними.

Данные правовые положения нашли свое подтверждение в Определении КС РФ от 12.07.06 года № 350—0 в части правоприменения ч. 1. ст. 30 вышеназванного Закона, согласно которой пенсия по старости назначается с уменьшением возраста на 10 лет.

По достижению 50-летнего возраста в 2010 году ему должна была быть назначена пенсия по старости в соответствии с ч. 1. ст. 30 и в соответствии с п. п. 2, п.1 ст. 10 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении» № 166-ФЗ от 15.12.2001 года в отношении граждан, ставших инвалидами, вследствие катастрофы на ЧАЭС, вышеназванного Закона о государственном пенсионном обеспечении.

В августе 2010 года он обратился в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Каневском районе о назначении пенсии по старости с момента достижения 50-летнего возраста, дающего это право ему как инвалиду вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, или с первого числа последующего месяца с момента обращения.

Ему была назначена и начислена досрочная трудовая пенсия по старости, которая выплачивалась с момента достижения им 50-тилетнего возраста до 1 февраля 2011 года.

С 1 февраля 2011 года выплата данной пенсии ему была прекращена на основании решения комиссии Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Каневском районе от 26 апреля 2011 года протокол №70/1.

Считает, что решение о прекращении выплаты пенсии по старости принято с нарушением действующего законодательства.

Просит признать решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Каневском районе от 26 апреля 2011 года протокол №70/1 о прекращении выплаты пенсии по старости незаконным и обязать ответчика восстановить ему пенсию по старости с 1 февраля 2011 года, с момента прекращения выплаты пенсии; обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Каневском районе сделать перерасчет пенсии по старости и выплатить задолженность с 1 февраля 2011 года по настоящее время.

В судебном заседании истец требования поддержал и просил их удовлетворить.

Представитель ответчика иск не признала, пояснила, что в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 29 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15.05.1991г. № 1244-1 военнослужащим, принимавшим участие в ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, ставшими инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, гарантируется назначение пенсий в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, для инвалидов вследствие военной травмы. С 27.01.1992года Зюзин А.В. является получателем пенсии по инвалидности, как военнослужащий, принимавший участие в ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС и ставший инвалидом вследствие чернобыльской катастрофы.

Участникам ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС пенсия по старости назначается со снижением возраста в зависимости от периода участия в этих работах на 5 или 10 лет (статья 30 Закона от 15.05.1991г. № 1244-1).

Однако в соответствии с ч. 2 ст. 3 Закона от 15.05.1991г. № 1244-1 при наличии у гражданина права на одинаковые меры социальной поддержки, предусмотренные указанным законом, по различным основаниям они предоставляются только по одному из оснований по выбору заявителя, что исключает право на одновременное применение статей 29 и 30 названного закона. В таком случае по выбору заявителя пенсия назначается либо по нормам статьи 29, либо по нормам статьи 30 Закона от 15.05.1991г. № 1244-1.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001г. № 166-ФЗ право на одновременное получение двух пенсий имеют граждане, ставшими инвалидами вследствие военной травмы. Им могут устанавливаться пенсия по инвалидности, предусмотренная подпунктом 1 пункта 2 (с применением пункта 3 и пункта 5) статьи 15 названного закона и трудовая пенсия по старости. При этом трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001г. № 173-ФЗ назначается инвалидам вследствие военной травмы мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижению возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

Указанная норма о праве на досрочное назначение трудовой пенсии по старости вследствие военной травмы в отношении инвалидов чернобыльской катастрофы из числа военнослужащих не является нормой прямого действия, поскольку право на пенсионное обеспечение, предусмотренное этой нормой, предоставлено через отсылочную норму пунктом 2 части первой статьи 29 Закона от 15.05.1991г. № 1244-1.

Соответственно право на пенсию по старости по нормам подпункта 3 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ и по нормам статьи 30 Закона от 15.05.1991г. № 1244-1 является для рассматриваемых граждан одинаковыми мерами социальной поддержки, предусмотренными разными законодательными актами. В соответствии с частью третьей статьи 3 Закона от 15.05.1991г. № 1244-1 указанные меры социальной поддержки независимо от основания, по которому они устанавливаются, предоставляются либо по настоящему закону, либо по иному нормативному правовому акту по выбору гражданина. Считает заявление истца о признании незаконным решения Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в Каневском районе о прекращении выплаты второй трудовой пенсии по старости лицам, из числа ликвидаторов последствий аварии на ЧАЭС (независимо от года участия (1986-1987г.г. или 1988г.) и являющихся инвалидами вследствие военной травмы, полученной при ликвидации катастрофы на ЧАЭС не обоснованным и не подлежащим удовлетворению.

Просит в удовлетворении заявленных требований отказать, решение Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФР в Каневском районе Краснодарского края от 26.04.2011года № 70/1 оставить без изменения.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит иск не подлежащим удовлетворению.

Как видно из материалов дела, с 28 июня по 09 декабря 1986 года Зюзин А.В. участвовал в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

В 2001 году Зюзину А.В. установлена третья группа инвалидности до июля 2002 года, что подтверждается справкой сер. МСЭ-009 № 979838 от 06.06.2001 года.

В 2002году Зюзину А.В. установлена третья группа инвалидности на срок до мая 2007 года с установлением причины инвалидности: увечье, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы, связано с аварией на ЧАЭС, согласно справке сер. МСЭ-012 № 626292 от 27.05.2002 года.

В 2004 году Зюзину А.В. установлена вторая группа инвалидности на срок до апреля 2009 года с установлением причины инвалидности: увечье, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы, связанно с аварией на ЧАЭС, что подтверждается справкой сер. МСЭ-2001 №4264033 от 24.03.2004 года.

В 2009 году согласно справке МСЭ-2007 №1108852 от 06.03.2009 года Зюзину А.В. установлена вторая группа инвалидности с установлением причины инвалидности: заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связанно с катастрофой на ЧАЭС», бессрочно.

С 06.06.2001 года Зюзин А.В. является получателем пенсии по инвалидности.

С 01.07.2002 года Зюзин А.В. является получателем пенсии по инвалидности как военнослужащий, принимавший участие в ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС и ставший инвалидом вследствие чернобыльской катастрофы.

12.09.2010 года Управлением Пенсионного фонда РФ (государственным учреждением) в Каневском районе Зюзину А.В., 12.09.1960 года рождения, инвалиду второй группы вследствие военной травмы, по достижении 50 лет была назначена вторая пенсия по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 29 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15.05.1991г. № 1244-1.

Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в Каневском районе от 29.04.2011 года №70/1 с 01.02.2011 года Зюзину А.В. прекращена выплата назначенной с 12.09.2010 года досрочной трудовой пенсии по старости по тем основаниям, что она была назначена ошибочно по достижению 50 лет, так как трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001г. № 173-ФЗ назначается инвалидам вследствие военной травмы: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижению возраста 50 лет, если имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 29 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15.05.1991г. № 1244-1 военнослужащим, принимавшим участие в ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, ставшими инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, гарантируется назначение пенсий в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для инвалидов вследствие военной травмы.

Согласно ст. 30 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15.05.1991г. № 1244-1 участникам ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС пенсия по старости назначается со снижением возраста в зависимости от периода участия в этих работах на 5 или 10 лет.

Однако в соответствии с частью второй статьи 3 Закона от 15.05.1991г. № 1244-1 при наличии у гражданина права на одинаковые меры социальной поддержки, предусмотренные указанным законом, по различным основаниям они предоставляются только по одному из оснований по выбору заявителя, что исключает право на одновременное применение статей 29 и 30 названного закона. В таком случае по выбору заявителя пенсия назначается либо по нормам статьи 29, либо по нормам статьи 30 Закона от 15.05.1991г. № 1244-1.

Согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечения в Российской Федерации», регламентирующему право на одновременное получение двух пенсий, гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы могут устанавливаться пенсия по инвалидности, предусмотренная подпунктом 1 пункта 2 (с применением пункта 3 и пункта 5) статьи 15 настоящего Федерального закона, и трудовая пенсия по старости.

Условия назначения трудовой пенсии по старости определены Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В силу пункта 2 статьи 4 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», допускается одновременное получение пенсии по государственному пенсионному обеспечению, установленной в соответствии с указанным Федеральным законом, и трудовой пенсии (части трудовой пенсии), установленной в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, инвалидам вследствие военной травмы: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

Таким образом, право на пенсию по старости по нормам подпункта 3 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 года № 173-ФЗ и по нормам ст. 30 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15.05.1991г. № 1244-1 является для рассматриваемых граждан одинаковыми мерами социальной поддержки, предусмотренными разными законодательными актами.

Согласно ч.3 статьи 3 Закона от 15.05.1991г. № 1244-1 если гражданин имеет право на меры социальной поддержки по настоящему Закону и одновременно на меры социальной поддержки по иному нормативному правовому акту, меры социальной поддержки независимо от основания, по которому они устанавливаются, предоставляются либо по настоящему Закону, либо по иному нормативному правовому акту по выбору гражданина.

Следовательно, суммирование льгот по уменьшению возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренную подпунктом 3 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 года № 173-ФЗ и нормами ст. 30 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15.05.1991г. № 1244-1 не может быть произведено.

Таким образом, из положений правовых норм, регулирующих пенсионное обеспечение граждан, пострадавших от радиационного воздействия и ставших инвалидами вследствие военной травмы, следует, что в данном случае назначение трудовой пенсии по старости на основании Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской федерации» может быть осуществлено при условии, если гражданин к моменту такого назначения достиг возраста 55 лет и является получателем государственной пенсии по инвалидности, предусмотренной Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

При изложенных обстоятельствах, право на получение второй пенсии - трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» у Зюзина А.В., не достигшего возраста 55 лет, отсутствует.

Следовательно, пенсионным органом правильно признано, что Зюзину А.В., 12.09.1960 года рождения, необоснованно с 12.09.2010 года была назначена вторая пенсия по старости со снижением возраста на 10 лет и верно принято решение о прекращении её выплаты с 01.02.2011 года.

Правовых оснований для удовлетворения требований об обязании ответчика восстановить трудовую пенсию по старости с 01.02.2011 года, взыскании задолженности в связи с прекращением выплаты данной пенсии не имеется.

На основании вышеизложенного, в удовлетворении требований Зюзина А.В. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в Каневском районе Краснодарского края о признании незаконным решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в Каневском районе Краснодарского края от 26.04.2011 года о прекращении выплаты трудовой пенсии по старости, обязании восстановления трудовой пенсии по старости, взыскании задолженности следует отказать.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска Зюзина А.В. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в Каневском районе Краснодарского края о признании незаконным решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в Каневском районе Краснодарского края от 26.04.2011 года о прекращении выплаты трудовой пенсии по старости, обязании восстановления трудовой пенсии по старости, взыскании задолженности отказать.

На решение может быть подана кассационная жалоба в Краснодарский краевой суд через Каневской районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья